Становление местного самоуправления в России в 70–80-е гг. XIX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 21:06, реферат

Описание

На рубеже XX-XXI вв. происходит радикальные перемены во всех сферах жизни российского общества, переосмысление важнейших исторических событий, явлений, периодов и ведутся споры о дальнейших путях развития страны. В этой связи особенно актуальным является исследование тех исторических проблем, которые имеют современное звучание. К их числу, бесспорно, относится история местного самоуправления в России.

Содержание

Введение стр.3
Глава 1. Местное самоуправление в России
§1. Местное самоуправление в современной России стр.4
§2. Органы местного самоуправления (МСУ), понятие,
определение стр.6
§3. Первые попытки формирования и развития органов
МСУ в России до середины XIX века стр.9
Глава 2. Реформы местного самоуправления в XIX веке
§1. Земская реформа стр.15
§2. Городская реформа стр.21
Заключение стр.25
Список использованной литературы стр.27

Работа состоит из  1 файл

Становление местного самоуправления.doc

— 109.00 Кб (Скачать документ)


Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования 

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО  ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ  СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ИНСТИТУТ

 

 

 

 

 

 

 

Реферат по истории

ТЕМА:

 «Становление местного  самоуправления в России в  70–80-е гг. XIX века»

 

 

 

 

 

          Выполнила:

   Студентка 1 курса, группы  № 1162

    Проскунова Мария Сергеевна

 

           Проверила:

 

           Клишева Вера Александровна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2013

СОДЕРЖАНИЕ:

 

Введение стр.3

Глава 1. Местное  самоуправление в России

§1. Местное самоуправление в современной России стр.4

§2. Органы местного самоуправления (МСУ), понятие, 
определение стр.6

§3. Первые попытки формирования и развития органов  
МСУ в России до середины XIX века стр.9

Глава 2. Реформы  местного самоуправления в XIX веке

§1. Земская реформа стр.15

§2. Городская реформа стр.21

Заключение стр.25

Список использованной литературы стр.27 

ВВЕДЕНИЕ

 

На рубеже XX-XXI вв. происходит радикальные перемены во всех сферах жизни российского общества, переосмысление важнейших исторических событий, явлений, периодов и ведутся споры о дальнейших путях развития страны. В этой связи особенно актуальным является исследование тех исторических проблем, которые имеют современное звучание. К их числу, бесспорно, относится история местного самоуправления в России.

До сих пор не завершен процесс реформирования государственного, правового и общественного устройства страны, недостаточно четко определены взаимоотношения центра и субъектов Российской Федерации. Эффективная система местного самоуправления, которая бы обеспечивала стабильное осуществление мероприятий социально-экономического, экологического и культурного характера, а также гарантировала бы истинное, а не формальное участие населения в местных делах, так и не была создана. Остаются спорными и до конца не решенными такие вопросы, как правовой и общественно-политический статус органов местного самоуправления.

Сложившаяся ситуация требует осмысления и использования имеющегося в России опыта организации местного самоуправления в форме земских учреждений. Исторический опыт помогает понять протекающие в наше время процессы и через их осознание определить надежный курс государственного устройства. В этом отношении изучение собственного исторического опыта организации самоуправления имеет огромное значение, как в научно-теоретическом, так и в практическом плане. 

ГЛАВА 1. МЕСТНОЕ  САМОУПРАВЛЕНИЕ В РОССИИ

§1.Местное самоуправление в современной России

 

Местное самоуправление в Российской Федерации — форма  осуществления народом своей  власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а  в случаях, установленных федеральными законами, — законами субъектов Российский Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Вопросы местного значения — вопросы непосредственного  обеспечения жизнедеятельности  населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации  и Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Федеральный закон «Об  общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает вопросы  местного значения поселения, муниципального района, городского округа, а также  полномочия органов государственной власти по решению вопросов местного значения. Кроме того, федеральный закон допускает наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации и субъектов Российской Федерации с предоставлением им соответствующих субвенций и подконтрольностью органам государственной власти, а также осуществление органами местного самоуправления государственных полномочий, не переданных органам местного самоуправления.

Правовую основу местного самоуправления составляют:

  • общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации,
  • Конституция Российской Федерации,
  • федеральные конституционные законы,
  • Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (последняя редакция от 25.12.2008), другие федеральные законы,
  • издаваемые в соответствии с федеральными законами иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти),
  • конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации,
  • уставы муниципальных образований,
  • решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан,
  • иные муниципальные правовые акты.

В настоящее время  местное самоуправление является одной  из основ конституционного строя  Российской Федерации, признается и гарантируется Конституцией Российской Федерации.

 

 

§2.Органы местного самоуправления (МСУ), 
понятие, определение

 

Согласно Конституции  Российской Федерации (ст.130) местное  самоуправление в Российской федерации  осуществляется гражданами как путем  различных форм прямого волеизъявления, так и через органы местного самоуправления.

Органы местного самоуправления — это органы местных самоуправляющихся  территориальных сообществ, которыми они формируются и перед которыми они несут ответственность за надлежащее осуществление своих полномочий.

Органам местного самоуправления принадлежит особое место в демократической  системе управления обществом и  государством. Это место определяется прежде всего тем, что наличие  органов самоуправления обеспечивает такую децентрализацию системы управления, которая делает эту систему управления наиболее пригодной к обеспечению интересов населения на местах с учетом исторических и иных местных традиций.

Однако органы местного самоуправления — это не только способ децентрализации управления, но и способ организации и осуществления власти на местах, который обеспечивает самостоятельное решение гражданами вопросов местной жизни, организационное обособление управления местными делами в системе управления обществом и государством.

Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 3) народ осуществляет свою власть как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Это означает, что и государственные органы и органы местного самоуправления — это органы власти народа, органы, через которые народ осуществляет свою власть.

Вместе с тем органы государственной власти и органы местного самоуправления — это разные формы осуществления власти народа. Органы, осуществляющие государственную  власть, являются структурными единицами государственного аппарата, государственными органами. Поэтому осуществляемая ими власть народа имеет форму государственной власти.

Органы местного самоуправления не являются составной частью государственного механизма управления. Они, согласно Конституции Российской Федерации (ст.12), не входят в систему органов государственной власти, поэтому представляют собой самостоятельную форму реализации народом своей власти.

Однако, не являясь органами государственной власти, органы местного самоуправления осуществляют деятельность, которая носит властный характер, поскольку они выступают одной из форм реализации власти народа. Поэтому принимаемые ими в пределах своих полномочий решения обязательны на территории местного самоуправления для всех предприятий, организаций, учреждений, должностных лиц, граждан, общественных объединений.

Согласно Конституции  Российской Федерации (ст.12) местное  самоуправление в пределах своих  полномочий самостоятельно. Однако это  не означает, что органы местного самоуправления могут действовать независимо от имеющихся в стране законов и других актов органов государственной власти. Эти акты для них являются обязательными.

Будучи относительно самостоятельными, органы местного самоуправления тесно связаны с государственными органами. Они в соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст.132) могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. И в этом качестве органы местного самоуправления выступают как государственно-властные органы, деятельность которых по реализации переданных им полномочий подконтрольна государству.

В соответствии с федеральным  законом “Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации” (ст.14) к органам местного самоуправления относятся:

  • представительные органы местного самоуправления;
  • иные органы местного самоуправления, образуемые в соответствии с уставами муниципальных образований.

Органы местного самоуправления организуют исполнение федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, правовых актов субъектов Российской Федерации. Они оказывают содействие федеральным органам государственной власти, расположенным на их территории, и органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляют координацию деятельности органов территориального общественного самоуправления.

Наименования органов  местного самоуправления устанавливаются  уставами муниципальных образований  в соответствии с законами субъектов  Российской Федерации с учетом национальных, исторических и иных местных традиций.

Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.

Органы местного самоуправления являются юридическими лицами в соответствии с уставом муниципального образования.

 

 

§3.Первые попытки формирования и развития органов 
МСУ в России до середины XIX века

 

Обращаясь к истории  Российского государства, мы можем  проследить основные этапы становления  и развития самоуправления в России для учета и дальнейшего использования исторического опыта при определении и уточнении целей и задач, которые должны быть решены государством и обществом.

Местное самоуправление в России существует и развивается  с древнейших времен. То, исчезая, то, вновь появляясь, оно, сопровождает всю историю нашей страны. Зародившись еще в средние века, и угасшее во времена правления Ивана Грозного, оно вновь возрождается в XVI столетии. А уж сколько раз местное самоуправление подвергалось реформированию: Иван Грозный и Петр I, Екатерина Великая и Александр II и др. властители искали наиболее подходящие формы местного самоуправления.

Земская реформа Ивана IV, призванная уничтожить опустошавшую страну систему кормлений, предоставила широкие полномочия "земским" и "губным" старостам, избираемым населением. В задачу земских и губных властей входило преимущественно выполнение поручений центрального правительства по управлению, прежде всего сбор налогов. Решение ими местных проблем считалось второстепенным делом. Однако несомненным прогрессивным элементом реформы было внедрение выборного начала во всех сферах управления.

ХVII век объявил войну  реформам ХVI столетия, сведя на нет  идею местной самостоятельности  и выборных должностей. "Коронные" чиновники - воеводы вытеснили "выборных людей" ХVI века и фактически сделались бесконтрольными начальниками областей и уездов.

В 1708 году Петром I было создано  восемь губерний, а к концу царствования число их дошло до двенадцати. Все  управление губернией находилось в  руках коронных чиновников - местное  общество не принимало в нем никакого участия. Таким образом, петровская губерния являлась не местной самоуправляющейся единицей, а лишь частью административного механизма, главной функцией которого была организация армии и отыскивание финансов на ее содержание. Для обеспечения эффективности и стабильности финансовых поступлений в казну в каждой губернии выбирался совет ландратов (ландратские коллегии были перенесены Петром из Остзейских провинций), которые вместе с губернатором обсуждали и решали также и губернские дела. То или другое решение принималось большинством голосов, причем должен был подчиняться этому большинству и губернатор.

На практике петровский указ о выборности ландратов остался  реформой на бумаге: оставаясь выборными  по закону, ландраты фактически превратились в собрания чиновников, назначаемых губернатором и подчиненных ему.

С 1719 г. Петр предпринял новую  реформу, которая привела к еще  большей бюрократизации страны и  централизации административной системы. Ландратские коллегии были упразднены, а вместо них в центре введены центральные коллегии. Губернии разделены на провинции, провинции на дистрикты. Во главе провинций и дистриктов поставлены коронные чиновники, назначаемые из центра и подчиненные только центру. Таким образом, Петром был осуществлен тип полицейского государства и перед бюрократией поставлены самые широкие задачи: не только правосудие и безопасность жителей, но и образование, благотворительность, медицина, поощрение торговли и промышленности - все это возлагалось на администрацию. Такая задача ввиду ее сложности и разнообразия оказалась не по плечу полицейско-приказной структуре управления. Попытки Петра регламентировать и упорядочить русскую жизнь, подчинив окраины крепкой центральной власти, потерпели крушение. Не будучи в состоянии дисциплинировать администрацию и справиться с многочисленными правонарушениями, допускаемыми чиновниками на каждом шагу, Петр обращается к местному самоуправлению, но и тут его реформы терпят неудачу. С 1714 г. он учреждает выборную должность земского комиссара для сбора нового налога – подушной подати. Земский комиссар выбирался местным дворянским обществом сроком на 1 год, был ответственен перед своими избирателями и даже подлежал суду за упущения по службе. Но скоро и эта должность утратила свою независимость от коронной администрации и всецело подчинилась ее влиянию.

Информация о работе Становление местного самоуправления в России в 70–80-е гг. XIX века