Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 21:06, реферат
На рубеже XX-XXI вв. происходит радикальные перемены во всех сферах жизни российского общества, переосмысление важнейших исторических событий, явлений, периодов и ведутся споры о дальнейших путях развития страны. В этой связи особенно актуальным является исследование тех исторических проблем, которые имеют современное звучание. К их числу, бесспорно, относится история местного самоуправления в России.
Введение стр.3
Глава 1. Местное самоуправление в России
§1. Местное самоуправление в современной России стр.4
§2. Органы местного самоуправления (МСУ), понятие,
определение стр.6
§3. Первые попытки формирования и развития органов
МСУ в России до середины XIX века стр.9
Глава 2. Реформы местного самоуправления в XIX веке
§1. Земская реформа стр.15
§2. Городская реформа стр.21
Заключение стр.25
Список использованной литературы стр.27
13 июня 1867 г. был издан закон, еще более стеснивший земскую деятельность, т.к. земские доклады, журналы и т.д. должны были теперь проходить губернаторскую цензуру. Кроме того, закон 13 июня значительно расширил власть председателя и запретил земствам различных губерний взаимодействовать друг с другом. Отныне печатание постановлений и земских речей допускалось только с разрешения губернатора - для земских изданий была также установлена предварительная цензура. Вскоре последовало новое существенное стеснение для земской деятельности: Высочайше утвержденным положением Комитета министров от 19 сентября 1869 г. земства были лишены права бесплатной пересылки корреспонденции.
§2.Городская реформа
Несколько лучшая судьба сложилась у наиболее прогрессивной реформы городского самоуправления, объявленной с утверждением Александром II 16 июня 1870 г. Городового Положения.
Городовым Положением 1870 г. избирательное право, как активное, так и пассивное, предоставлено было каждому городскому обывателю, к какому бы состоянию он ни принадлежал, если он был русским подданным, имел не менее 25 лет от роду и владел в пределах города какой-нибудь недвижимой собственностью или же уплачивал в пользу города сбор со свидетельств: купеческого, промыслового на мелочной торг (лицензию на право мелкой торговли) и т.п. Т.е., каждый, кто владел хоть крошечным домиком, кто в качестве торговца или ремесленника платил в казну города, пользовался правом не только избирать, но и самому быть избранным в гласные.
К недостаткам Положения 1870 г. можно отнести заимствование прусской трехклассной избирательной системы. Согласно закону, все лица, имеющие право участия в выборах, вносились в списки в том порядке, в каком они следуют по сумме причитающихся с каждого из них сборов в доход города; затем они делятся на три разряда. К первому разряду причислялись те горожане из показанных в начале списка, которые уплачивали вместе одну треть общей суммы сборов со всех избирателей; ко второму - следующие за ними по списку, уплачивающие также треть сборов; к третьему - все остальные. Каждый разряд составлял особое избирательное собрание под председательством городского головы и выбирал одну треть гласных в городскую думу.
Первый разряд обычно насчитывал лишь десятки (если не единицы) избирателей, принадлежавших к наиболее крупным домовладельцам или торговцам, а третий - тысячи, т.е. основную массу городского населения, и тем не менее каждый из них посылал в думу одинаковое количество представителей. Неравенство в пользовании избирательными правами доходило до огромных размеров. Так, в начале 70-х годов в Петербурге разница в представительстве первого и третьего разряда составляла 65 раз.6
Что же касается внутренней организации городского управления, то она была достаточно рациональной. Распорядительные функции были предоставлены городской думе, исполнительным органом, действующим в рамках, отведенных ей думой, стала управа. Распределение занятий и порядок действий управы и подчиненных ей органов устанавливались инструкцией, издаваемой думой. Члены управы избирались думой и не нуждались в утверждении администрацией. Постановлением думы члены управы могли быть отстранены от должности и преданы суду. Городской голова также избирался думой, но утверждался в должности губернатором или министром внутренних дел (в зависимости от ранга города). Городской голова, как правило, занимал руководящее место не только в управе, но и являлся также председателем думы. К.А. Пажитнов отмечал: "Такой порядок нельзя, однако, считать правильным, т.к. он может при известных обстоятельствах легко затруднить критику действий управы; более целесообразным поэтому является предоставление думе права выбирать из своей среды особого председателя"7.
Лучшей стороной реформы 1870 г. было предоставление городскому общественному управлению сравнительно широкой самостоятельности в ведении городского хозяйства и решении местных дел. Утверждению губернской администрации или в некоторых случаях министерства внутренних дел подлежали лишь наиболее важные постановления думы (как правило, финансовые). Огромное же большинство дел, в том числе и годовые сметы, решались думою окончательно и не нуждались ни в чьем утверждении. На губернатора возлагался надзор лишь за законностью действий органов городского самоуправления. Судебную защиту городского самоуправления должны были обеспечивать губернские по городским делам присутствия. В состав губернского по городским делам присутствия входили: губернатор, вице-губернатор, председатель казенной палаты, прокурор окружного суда, председатель губернской земской управы, городской голова губернского города и председатель мирового съезда. А.А.Головачев замечал по этому поводу: "У нас считается необходимым все вопросы, возникающие в административной практике, разрешать также административным порядком... У нас забывают, что вопросы, возникающие в административной практике, т.е. вопросы о так называемых пререканиях о пределах власти и законности административных распоряжений суть также вопросы о праве и, как таковые, подлежат разрешению судебных мест. ... Нет никакой необходимости учреждать особое присутствие, т.к. все вопросы, в случае замеченной незаконности действий Городского Управления или жалоб и пререканий, могли бы рассматриваться судом в общем порядке, законами установленном".8
Но при всех своих недостатках Положение 1870 г. все же являлось крупным шагом вперед как по сравнению с предшествующим периодом, так и с той ситуацией, в которой оказалось городское самоуправление в конце ХIХ - начале ХХ веков. Будучи построено на идее доверия к общественной самостоятельности, оно вызвало российские города из спячки и придало им ту силу и значение, о которых лишь мечтали преобразователи ХVIII века. Оно позволило говорить о реальных предпосылках формирования в России муниципального права, и, несмотря на усиление административных начал 90-х годов ХIХ столетия, способствовало всплеску муниципального законотворчества 1906-1917 годов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблемы местного управления,
особенно в последние десятилетия существования Российской
империи, были постоянной "головной
болью" правительства. На построение
и организацию региональных управленческих
структур, на характер, объем и направления
их деятельности влиял ряд существенных
факторов, порой полярных и противоречивых
по своему воздействию. Своеобразие различных
регионов огромной страны, находившихся
на разных цивилизационных стадиях и уровнях
экономического, социального, политического,
культурного развития, их географические,
исторические, этнодемографические и
конфессиональные особенности, время
и способы включения их в состав империи
требовали учета их специфики при вхождении
в общеимперскую систему управления. Вместе
с тем по мере завершения территориального
расширения империи все более настоятельными
становились тенденции к унификации и
единообразию в организации этой системы,
что обусловливалось как централизаторскими
устремлениями верховной власти, так и
глубинными интеграционными процессами,
экономическими и социокультурными, требовавшими
создания единого экономического, правового,
политического и языкового пространства.
Эти тенденции сопровождались борьбой
отживающих, традиционалистских сословных
структур и крепнувших начал правового,
гражданского общества, отчетливо проявлявшихся
в становлении и развитии местного самоуправления,
суда, в борьбе националистических и национально-культурных
течений. Под влиянием этих факторов имперская
система местного управления постепенно
эволюционировала, оставаясь в своей основе
властным механизмом унитарного государства.
Но и к началу XX в. основными ее административно-
Решить проблемы местного управления оставалось
важнейшей задачей во все времена, потому
что, несмотря на внешнюю локальность,
несоблюдение принципов местного управления
может привести к децентрализации территорий,
входящих в область (край, округ), приостановке
платежей в центр, произволу чиновников.
Список использованной литературы
1Фадеев В.И., Кутафин О.Е. Муниципальное право РФ, 3-е издание. - М.: ТК Велби, 2008, С.28.
2 Градовский А.Д. Переустройство нашего местного управления. Собр. соч. в 9 т. СПб.: 1903, Т. 8, С.546.
3 Свешников М.И. Основы и пределы самоуправления. СПб.: 1892 , приложение.
4 Пажитнов К.А. Городское и земское самоуправление. СПб.: 1913, Т. 2, с.78
5 Головачев А.А. Десять лет реформ. СПб.: 1872.
6 Пажитнов К.А. Городское и земское самоуправление. СПб:1913, Т. 1, С.31-32.
7 Пажитнов К.А. Городское и земское самоуправление. СПб:1913, Т. 1, С.31-32.
8 Головачев А.А. Десять лет реформ. СПб.: 1872.
Информация о работе Становление местного самоуправления в России в 70–80-е гг. XIX века