Статус женщины в Древней Греции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 14:12, реферат

Описание

Общеизвестно, что в Древней Греции женщина занимала второстепенное положение. Поиск причин, сложившегося статуса древнегреческой женщины, попытка обрисовать реальную степень зависимости частной жизни женщины от мужчины представляется весьма актуальным.
В философских трудах Платона и Аристотеля рассмотрена лишь роль некой идеальной женщины в политике и гражданском обществе, встречаются так же общие моменты положения женщины в семье, в браке.

Работа состоит из  1 файл

реферат.docx

— 42.98 Кб (Скачать документ)

В «идеальном» государстве  Платона правители должны определять количество браков, чтобы сохранять  постоянное число мужчин, принимая в расчет войны, болезни и т.д. В любом случае нельзя допустить  увеличение населения государства. «Отличившихся на войне необходимо удостаивать почестями и свободнее  разрешать сходиться с женщинами, чтобы рождалось больше младенцев» 17.

Правители должны устанавливать  и возраст вступления в брак. По мнению Платона, для женщин наиболее подходящим для этого является возраст  с 20 до 40 лет, для мужчин - с 30 до 5518. Но если мужчина и женщина вступят в брак без разрешения правителя, а, стало быть, это пройдет незамеченным для государства, «ребенок будет зачат не под знаком жертвоприношений и молитв, когда молятся жрицы и жрецы, а также все государство, чтобы потомство было лучше и полезнее, - такой ребенок считается незаконным»19. Незаконным признается и ребенок, рожденный от родителей, которые вышли из указанного возраста, хотя мужчина и женщина могут соединяться в любом возрасте, но с условием, чтобы у них не было детей. Граждане - и мужчины и женщины - должны сообща выполнять свой воинский долг, а на войну они могут взять с собой только тех детей, которые для этого «созрели», пишет Платон20, но конкретного возраста не указывает.

В «Законах» Платоном признается индивидуальная семья, дело воспитания регламентировано законами и находится  в руках многочисленных должностных  лиц. Женщины равноправны с мужчинами, хотя и не входят в число высших правителей; их не допускают на высшие государственные должности; им уготованы  особые отрасли управления: воспитание и обучение детей, наблюдение за браками и т. д. Политическими правами опять-таки, обладают только граждане; их основное дело - поддержание и соблюдение общегосударственного устройства.21

Гражданин, по мнению Аристотеля, должен быть свободен от забот о  предметах первой необходимости22, избавлен от работ, связанных с получением пропитания. Аристотель исключает из числа полноправных граждан ремесленников и торговцев, так как их образ жизни не способствует развитию добродетели, а счастливая жизнь может быть только в соответствии с добродетелью. Полноправными гражданами являются те, кто в молодости - воины, а в старшем возрасте - правители, судьи, жрецы. Они не должны заниматься ни ремеслом, ни торговлей, ни земледелием. Дети, не достигшие совершеннолетия и не внесенные в гражданские списки (в списки вносились юноши, достигшие 18 лет), а также старцы, освобожденные от исполнения гражданских обязанностей, - граждане лишь в относительном смысле, а не безусловном.

Гражданин признается таковым  не потому, что он живет в том  или ином месте: «метеки и рабы имеют такое же местожительство, какое и граждане; и не те граждане, кто имеет право быть истцом или  ответчиком: иноземцы пользуются данным правом на основании заключенных  с ними соглашений».

Само понятие «гражданин»  Аристотель определяет по-разному: то через участие в суде и власти23, то считает гражданином того, кто участвует в суде и народном собрании. Такая дефиниция, полагает он, подходит ко всем, кто именуется гражданином. На практике же гражданином признается тот, у кого отец и мать (именно оба родителя) - граждане; «некоторые требуют, - пишет философ, - чтобы и второе, и третье поколение также были гражданами». Следовательно, главенствующую роль в признании либо непризнании того или иного человека гражданином играла женщина-мать.24

Гражданское право греков лишало женщину возможности быть наследницей имущества. Наследовали  только сыновья. Но закон обязывал братьев  прилично содержать сестер до замужества, а при вступлении в брак давать соответствующее их состоянию приданое. Таких девушек называли «дочерьми-наследницами». Женщина могла лишь беречь имущество (при отсутствии братьев) покойного отца и должна была передать его своим детям от брака с ближайшим родственником, чтобы оно не перешло в чужие руки. При равных степенях родства из числа претендентов на ее руку предпочтение отдавалось старшему. Дела о правах претендентов разбирались под председательством первого архонта.

По мнению Аристотеля, воспитание детей и женщин необходимо поставить  в соответствующее отношение  к государственному строю; если «это не безразлично для государства, стремящегося к достойному устроению, надо иметь достойных детей и  достойных женщин, ибо женщины составляют половину всего свободного населения, а из детей вырастают участники политической жизни»25.

В античной демократии существовали должностные лица, обязанные наблюдать  за поведением женщин, особенно во время  религиозных и общественных праздников. За воспитанием детей наблюдали  педономы, которые председательствовали при занятиях детей гимнастическими  упражнениями. Таким образом, и воспитание детей, и воспитание женщин признавались обязанностью государства. Античная классическая правовая теория и практика строились  на этатистских началах, в том  числе и в вопросе о положении  в государстве женщин.

 

Заключение

Таким образом, можно сделать  следующие выводы относительно роли женщины в государстве, основываясь  на труды Платона и Аристотеля, а так же на другие исторические источники:

Женщин в обществе условно можно  разделить на две категории:

1) жены и матери граждан, свободнорожденные  полноправные женщины; с социальной  точки зрения женщины в Афинах  вообще не могли считаться  гражданками, так как были лишены  гражданских прав, хотя на уровне  обыденного сознания они воспринимались  именно в этом качестве. По  своему статусу эти женщины  предназначены для замужества, для  законного брака. Женщины-супруги  не участвовали в общественной  жизни. Их роль сводилась к  простому продолжению рода. Жены были необразованные, по сути, невежественные, они совершенно не разбирались в вопросах литературы, искусства, философии, политики и пр. Самое главное, что требовалось от них — целомудрие;

2) вторая категория: чужестранки, женщины, происходившие из семьи, в которой не был зарегистрирован законный брак — «свободные» женщины, ведущие свободный, независимый образ жизни, но находившиеся на содержании мужчин. Они предназначались для приятного отдыха, праздника, сопровождали и развлекали своего господина.

Не существовало юридических законов, заставляющих мужчин жениться. Однако существовало моральное принуждение, например, в Афинах холостые мужчины, не выполнявшие свой долг и не женившиеся, уважением не пользовались. В Спарте к ним относились еще суровее: холостяцкая жизнь вела к частичной утрате гражданских прав.

Выходя замуж, женщина полностью  теряла самостоятельность. Она вела замкнутый образ жизни, занималась домашним хозяйством и большую часть  времени находилась на женской половине дома — в гинекее. Только одно исключение давало возможность женщинам показать себя окружающим — религиозный праздник, священная церемония. В бедных семьях женщины вели более открытый образ жизни, иногда даже торговали на агоре. Жизнь за стенами дома не должна была касаться жены, как и поведение собственного мужа вне стен дома.

Существуют серьезные отличия  во взглядах Платона и Аристотеля на роль женщины в жизни государства  и общества. Однако, четко оформленных  отдельных документов посвященных  именно положению женщины ни у  одного, ни у второго не было; все  положения изложены контекстно, либо в качестве противопоставления правам и обязанностям гражданина – мужчины.

Основное различие между взглядами  Платона и Аристотеля состоит  в понимании роли и функции  семьи и ее взаимосвязи (либо растворении) с функциями государства.

Очевидно так же доминирующее положение  мужчины над женщиной во всех сферах как общественной (в случаях, когда  это допускалось), так и в семейно-бытовых  отношениях. Степень доминирования  различна, в зависимости от принадлежности к определенному классу, однако, она очевидна и бесспорна. Рассматриваемое  общество характеризуется как исключительно патриархальное.

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Андреев Ю.В. Спартанская гинекократия. // Женщина в античном мире. - М.: Наука, 1995. – с. 44 - 62.
  2. Аристотель. Этика. Политика. Риторика. Поэтика. Категории. – М.: Литература, 1998. – с. 437
  3. Боннар А. Греческая цивилизация. - Т. 1. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1994. – с. 448
  4. Велишский Ф. Быт и нравы древних греков и римлян. - М.: Эксмо-пресс, 2000. – 704 с.
  5. Волкова, С. В. О правовом положении женщины в Афинском полисе:Женщины в "идеальном" государстве и в реальной жизни /С. В. Волкова. //Правоведение. -1996. - № 2. - С. 138 – 143
  6. Герцберг Г.Ф. История Греции. / пер. с нем. А.В. Прахова. - СПб.: Изд. Н.Фену и К , 1881. – 657 с.
  7. Гиро П. Частная и общественная жизнь греков. - СПб.: Алетейя, 1995. – 468 с.
  8. Древняя Греция. История, быт, культура. Из книг современных учёных. / Сост. Л.С. Ильинская. - М.: Москов. Лицей, 2000. – 378 с.
  9. Кравченко А. И. История менеджмента: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Академический Проект, 2000. – 352с. 
  10. Платон. Сочинения. В 3-х т. / Пер. с древнегреч. Под общ. Ред. А. Ф. Лосева и В. Ф. Асмуса. - Ред. В.Ф. Асмус. М.: Мысль, 1971.
  11. Плутарх. Солон. Перикл. Алквиад. // Плутарх. Избранные жизнеописания. / Сост. М. Томашевская, И.В.Медведев. - Т. 1. - М.: Правда, 1987. –. с. 608

1 Андреев Ю.В. Спартанская гинекократия. // Женщина в античном мире. - М.: Наука, 1995. – с. 17.

2 Аристотель. Этика. Политика. Риторика. Поэтика. Категории. – М.: Литература, 1998. – с. 437

3 Платон. Сочинения. В 3-х т. / Пер. с древнегреч. Под общ. Ред. А. Ф. Лосева и В. Ф. Асмуса. - Т. 3. 4.1. Ред. В.Ф. Асмус. М.: Мысль, 1971. с. 158

4 Платон. Сочинения. В 3-х т. / Пер. с древнегреч. Под общ. Ред. А. Ф. Лосева и В. Ф. Асмуса. - Т. 3. 4.1. Ред. В.Ф. Асмус. М.: Мысль, 1971. - с. 246

5 Аристотель. Этика. Политика. Риторика. Поэтика. Категории. – М.: Литература, 1998. – с. 441

6 Андреев Ю.В. Спартанская гинекократия. // Женщина в античном мире. - М.: Наука, 1995. – с. 19.

7 Платон. Сочинения. В 3-х т. / Пер. с древнегреч. Под общ. Ред. А. Ф. Лосева и В. Ф. Асмуса. - Т. 3. 4.1. Ред. В.Ф. Асмус. М.: Мысль, 1971. - с.254

8 Платон. Сочинения. В 3-х т. / Пер. с древнегреч. Под общ. Ред. А. Ф. Лосева и В. Ф. Асмуса. - Т. 3. 4.1. Ред. В.Ф. Асмус. М.: Мысль, 1971. с. 258

9 Древняя Греция. История, быт, культура. Из книг современных учёных. / Сост. Л.С. Ильинская. - М.: Москов. Лицей, 2000. – с. 190

10 Плутарх. Солон. Перикл. Алквиад. // Плутарх. Избранные жизнеописания. / Сост. М. Томашевская, И.В.Медведев. - Т. 1. - М.: Правда, 1987. –. с. 325

11 Аристотель. Этика. Политика. Риторика. Поэтика. Категории. – М.: Литература, 1998. –. с. 419

12 Боннар А. Греческая цивилизация. - Т. 1. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1994. – с. 163

13 Платон. Сочинения. В 4-х т. / Пер. с древнегреч. Под общ. Ред. А. Ф. Лосева и В. Ф. Асмуса. - Т. 3. 4.1. Ред. В.Ф. Асмус. М.: Мысль, 1971. - с.453

14 Платон. Сочинения. В 3-х т. / Пер. с древнегреч. Под общ. Ред. А. Ф. Лосева и В. Ф. Асмуса. - Т. 3. 4.1. Ред. В.Ф. Асмус. М.: Мысль, 1971. - с.459

15 Платон. Сочинения. В 3-х т. / Пер. с древнегреч. Под общ. Ред. А. Ф. Лосева и В. Ф. Асмуса. - Т. 3. 4.2. Ред. В.Ф. Асмус. М.: Мысль, 1971. - с. 783-784

16 Платон. Сочинения. В 3-х т. / Пер. с древнегреч. Под общ. Ред. А. Ф. Лосева и В. Ф. Асмуса. - Т. 3. 4.2. Ред. В.Ф. Асмус. М.: Мысль, 1971. - с. 774

17 Платон. Сочинения. В 4-х т. / Пер. с древнегреч. Под общ. Ред. А. Ф. Лосева и В. Ф. Асмуса. - Т. 3. 4.1. Ред. В.Ф. Асмус. М.: Мысль, 1971. - с.460

18 Платон. Сочинения. В 4-х т. / Пер. с древнегреч. Под общ. Ред. А. Ф. Лосева и В. Ф. Асмуса. - Т. 3. 4.1. Ред. В.Ф. Асмус. М.: Мысль, 1971. - с.460

19 Платон. Сочинения. В 4-х т. / Пер. с древнегреч. Под общ. Ред. А. Ф. Лосева и В. Ф. Асмуса. - Т. 3. 4.1. Ред. В.Ф. Асмус. М.: Мысль, 1971. - с.461

20 Платон. Сочинения. В 4-х т. / Пер. с древнегреч. Под общ. Ред. А. Ф. Лосева и В. Ф. Асмуса. - Т. 3. 4.1. Ред. В.Ф. Асмус. М.: Мысль, 1971. - с.466

21 Волкова, С. В. О правовом положении женщины в Афинском полисе:Женщины в "идеальном" государстве и в реальной жизни /С. В. Волкова. //Правоведение. -1996. - № 2. - С. 138 - 143

22 Аристотель. Этика. Политика. Риторика. Поэтика. Категории. – М.: Литература, 1998. – с. 40

23 Аристотель. Этика. Политика. Риторика. Поэтика. Категории. – М.: Литература, 1998. – с. 30

24 Волкова, С. В. О правовом положении женщины в Афинском полисе:Женщины в "идеальном" государстве и в реальной жизни /С. В. Волкова. //Правоведение. -1996. - № 2. - С. 138 - 143

25 Аристотель. Этика. Политика. Риторика. Поэтика. Категории. – М.: Литература, 1998. – с. 126-128


Информация о работе Статус женщины в Древней Греции