Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 14:12, реферат
Общеизвестно, что в Древней Греции женщина занимала второстепенное положение. Поиск причин, сложившегося статуса древнегреческой женщины, попытка обрисовать реальную степень зависимости частной жизни женщины от мужчины представляется весьма актуальным.
В философских трудах Платона и Аристотеля рассмотрена лишь роль некой идеальной женщины в политике и гражданском обществе, встречаются так же общие моменты положения женщины в семье, в браке.
В «идеальном» государстве
Платона правители должны определять
количество браков, чтобы сохранять
постоянное число мужчин, принимая
в расчет войны, болезни и т.д.
В любом случае нельзя допустить
увеличение населения государства.
«Отличившихся на войне необходимо
удостаивать почестями и
Правители должны устанавливать и возраст вступления в брак. По мнению Платона, для женщин наиболее подходящим для этого является возраст с 20 до 40 лет, для мужчин - с 30 до 5518. Но если мужчина и женщина вступят в брак без разрешения правителя, а, стало быть, это пройдет незамеченным для государства, «ребенок будет зачат не под знаком жертвоприношений и молитв, когда молятся жрицы и жрецы, а также все государство, чтобы потомство было лучше и полезнее, - такой ребенок считается незаконным»19. Незаконным признается и ребенок, рожденный от родителей, которые вышли из указанного возраста, хотя мужчина и женщина могут соединяться в любом возрасте, но с условием, чтобы у них не было детей. Граждане - и мужчины и женщины - должны сообща выполнять свой воинский долг, а на войну они могут взять с собой только тех детей, которые для этого «созрели», пишет Платон20, но конкретного возраста не указывает.
В «Законах» Платоном признается
индивидуальная семья, дело воспитания
регламентировано законами и находится
в руках многочисленных должностных
лиц. Женщины равноправны с
Гражданин, по мнению Аристотеля, должен быть свободен от забот о предметах первой необходимости22, избавлен от работ, связанных с получением пропитания. Аристотель исключает из числа полноправных граждан ремесленников и торговцев, так как их образ жизни не способствует развитию добродетели, а счастливая жизнь может быть только в соответствии с добродетелью. Полноправными гражданами являются те, кто в молодости - воины, а в старшем возрасте - правители, судьи, жрецы. Они не должны заниматься ни ремеслом, ни торговлей, ни земледелием. Дети, не достигшие совершеннолетия и не внесенные в гражданские списки (в списки вносились юноши, достигшие 18 лет), а также старцы, освобожденные от исполнения гражданских обязанностей, - граждане лишь в относительном смысле, а не безусловном.
Гражданин признается таковым не потому, что он живет в том или ином месте: «метеки и рабы имеют такое же местожительство, какое и граждане; и не те граждане, кто имеет право быть истцом или ответчиком: иноземцы пользуются данным правом на основании заключенных с ними соглашений».
Само понятие «гражданин» Аристотель определяет по-разному: то через участие в суде и власти23, то считает гражданином того, кто участвует в суде и народном собрании. Такая дефиниция, полагает он, подходит ко всем, кто именуется гражданином. На практике же гражданином признается тот, у кого отец и мать (именно оба родителя) - граждане; «некоторые требуют, - пишет философ, - чтобы и второе, и третье поколение также были гражданами». Следовательно, главенствующую роль в признании либо непризнании того или иного человека гражданином играла женщина-мать.24
Гражданское право греков лишало женщину возможности быть наследницей имущества. Наследовали только сыновья. Но закон обязывал братьев прилично содержать сестер до замужества, а при вступлении в брак давать соответствующее их состоянию приданое. Таких девушек называли «дочерьми-наследницами». Женщина могла лишь беречь имущество (при отсутствии братьев) покойного отца и должна была передать его своим детям от брака с ближайшим родственником, чтобы оно не перешло в чужие руки. При равных степенях родства из числа претендентов на ее руку предпочтение отдавалось старшему. Дела о правах претендентов разбирались под председательством первого архонта.
По мнению Аристотеля, воспитание детей и женщин необходимо поставить в соответствующее отношение к государственному строю; если «это не безразлично для государства, стремящегося к достойному устроению, надо иметь достойных детей и достойных женщин, ибо женщины составляют половину всего свободного населения, а из детей вырастают участники политической жизни»25.
В античной демократии существовали должностные лица, обязанные наблюдать за поведением женщин, особенно во время религиозных и общественных праздников. За воспитанием детей наблюдали педономы, которые председательствовали при занятиях детей гимнастическими упражнениями. Таким образом, и воспитание детей, и воспитание женщин признавались обязанностью государства. Античная классическая правовая теория и практика строились на этатистских началах, в том числе и в вопросе о положении в государстве женщин.
Заключение
Таким образом, можно сделать следующие выводы относительно роли женщины в государстве, основываясь на труды Платона и Аристотеля, а так же на другие исторические источники:
Женщин в обществе условно можно разделить на две категории:
1) жены и матери граждан,
2) вторая категория: чужестранки, женщины, происходившие из семьи, в которой не был зарегистрирован законный брак — «свободные» женщины, ведущие свободный, независимый образ жизни, но находившиеся на содержании мужчин. Они предназначались для приятного отдыха, праздника, сопровождали и развлекали своего господина.
Не существовало юридических законов, заставляющих мужчин жениться. Однако существовало моральное принуждение, например, в Афинах холостые мужчины, не выполнявшие свой долг и не женившиеся, уважением не пользовались. В Спарте к ним относились еще суровее: холостяцкая жизнь вела к частичной утрате гражданских прав.
Выходя замуж, женщина полностью теряла самостоятельность. Она вела замкнутый образ жизни, занималась домашним хозяйством и большую часть времени находилась на женской половине дома — в гинекее. Только одно исключение давало возможность женщинам показать себя окружающим — религиозный праздник, священная церемония. В бедных семьях женщины вели более открытый образ жизни, иногда даже торговали на агоре. Жизнь за стенами дома не должна была касаться жены, как и поведение собственного мужа вне стен дома.
Существуют серьезные отличия во взглядах Платона и Аристотеля на роль женщины в жизни государства и общества. Однако, четко оформленных отдельных документов посвященных именно положению женщины ни у одного, ни у второго не было; все положения изложены контекстно, либо в качестве противопоставления правам и обязанностям гражданина – мужчины.
Основное различие между взглядами Платона и Аристотеля состоит в понимании роли и функции семьи и ее взаимосвязи (либо растворении) с функциями государства.
Очевидно так же доминирующее положение
мужчины над женщиной во всех сферах
как общественной (в случаях, когда
это допускалось), так и в семейно-бытовых
отношениях. Степень доминирования
различна, в зависимости от принадлежности
к определенному классу, однако,
она очевидна и бесспорна. Рассматриваемое
общество характеризуется как
Список использованной литературы
1 Андреев Ю.В. Спартанская гинекократия. // Женщина в античном мире. - М.: Наука, 1995. – с. 17.
2 Аристотель. Этика. Политика. Риторика. Поэтика. Категории. – М.: Литература, 1998. – с. 437
3 Платон. Сочинения. В 3-х т. / Пер. с древнегреч. Под общ. Ред. А. Ф. Лосева и В. Ф. Асмуса. - Т. 3. 4.1. Ред. В.Ф. Асмус. М.: Мысль, 1971. с. 158
4 Платон. Сочинения. В 3-х т. / Пер. с древнегреч. Под общ. Ред. А. Ф. Лосева и В. Ф. Асмуса. - Т. 3. 4.1. Ред. В.Ф. Асмус. М.: Мысль, 1971. - с. 246
5 Аристотель. Этика. Политика. Риторика. Поэтика. Категории. – М.: Литература, 1998. – с. 441
6 Андреев Ю.В. Спартанская гинекократия. // Женщина в античном мире. - М.: Наука, 1995. – с. 19.
7 Платон. Сочинения. В 3-х т. / Пер. с древнегреч. Под общ. Ред. А. Ф. Лосева и В. Ф. Асмуса. - Т. 3. 4.1. Ред. В.Ф. Асмус. М.: Мысль, 1971. - с.254
8 Платон. Сочинения. В 3-х т. / Пер. с древнегреч. Под общ. Ред. А. Ф. Лосева и В. Ф. Асмуса. - Т. 3. 4.1. Ред. В.Ф. Асмус. М.: Мысль, 1971. с. 258
9 Древняя Греция. История, быт, культура. Из книг современных учёных. / Сост. Л.С. Ильинская. - М.: Москов. Лицей, 2000. – с. 190
10 Плутарх. Солон. Перикл. Алквиад. // Плутарх. Избранные жизнеописания. / Сост. М. Томашевская, И.В.Медведев. - Т. 1. - М.: Правда, 1987. –. с. 325
11 Аристотель. Этика. Политика. Риторика. Поэтика. Категории. – М.: Литература, 1998. –. с. 419
12 Боннар А. Греческая цивилизация. - Т. 1. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1994. – с. 163
13 Платон. Сочинения. В 4-х т. / Пер. с древнегреч. Под общ. Ред. А. Ф. Лосева и В. Ф. Асмуса. - Т. 3. 4.1. Ред. В.Ф. Асмус. М.: Мысль, 1971. - с.453
14 Платон. Сочинения. В 3-х т. / Пер. с древнегреч. Под общ. Ред. А. Ф. Лосева и В. Ф. Асмуса. - Т. 3. 4.1. Ред. В.Ф. Асмус. М.: Мысль, 1971. - с.459
15 Платон. Сочинения. В 3-х т. / Пер. с древнегреч. Под общ. Ред. А. Ф. Лосева и В. Ф. Асмуса. - Т. 3. 4.2. Ред. В.Ф. Асмус. М.: Мысль, 1971. - с. 783-784
16 Платон. Сочинения. В 3-х т. / Пер. с древнегреч. Под общ. Ред. А. Ф. Лосева и В. Ф. Асмуса. - Т. 3. 4.2. Ред. В.Ф. Асмус. М.: Мысль, 1971. - с. 774
17 Платон. Сочинения. В 4-х т. / Пер. с древнегреч. Под общ. Ред. А. Ф. Лосева и В. Ф. Асмуса. - Т. 3. 4.1. Ред. В.Ф. Асмус. М.: Мысль, 1971. - с.460
18 Платон. Сочинения. В 4-х т. / Пер. с древнегреч. Под общ. Ред. А. Ф. Лосева и В. Ф. Асмуса. - Т. 3. 4.1. Ред. В.Ф. Асмус. М.: Мысль, 1971. - с.460
19 Платон. Сочинения. В 4-х т. / Пер. с древнегреч. Под общ. Ред. А. Ф. Лосева и В. Ф. Асмуса. - Т. 3. 4.1. Ред. В.Ф. Асмус. М.: Мысль, 1971. - с.461
20 Платон. Сочинения. В 4-х т. / Пер. с древнегреч. Под общ. Ред. А. Ф. Лосева и В. Ф. Асмуса. - Т. 3. 4.1. Ред. В.Ф. Асмус. М.: Мысль, 1971. - с.466
21 Волкова, С. В. О правовом положении женщины в Афинском полисе:Женщины в "идеальном" государстве и в реальной жизни /С. В. Волкова. //Правоведение. -1996. - № 2. - С. 138 - 143
22 Аристотель. Этика. Политика. Риторика. Поэтика. Категории. – М.: Литература, 1998. – с. 40
23 Аристотель. Этика. Политика. Риторика. Поэтика. Категории. – М.: Литература, 1998. – с. 30
24 Волкова, С. В. О правовом положении женщины в Афинском полисе:Женщины в "идеальном" государстве и в реальной жизни /С. В. Волкова. //Правоведение. -1996. - № 2. - С. 138 - 143
25 Аристотель. Этика. Политика. Риторика. Поэтика. Категории. – М.: Литература, 1998. – с. 126-128