Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 01:34, реферат
Начало XX века – один из поворотных, ключевых моментов в истории нашей страны. Время социальных и политических катастроф и потрясений. Этот период во многом перекликается с тем, что происходит в нашей стране сейчас. Перед нашей страной стоят во многом схожие проблемы и задачи: необходимость серьезнейших экономических, политических, социальных реформ, – как и сто лет назад. Поэтому российские реформы и реформаторы начала прошлого века вызывают определенный интерес.
Введение 3
1. Положение крестьянства в начале ХХ века 3
2. Реформы Столыпина 4
2.1 Первые шаги. Создание кабинета. 4
2.2 Столыпин и Государственная Дума 6
2.3 Крестьянская реформа 7
3. Итоги Столыпинских реформ 11
Список источников 14
Введение 3
1. Положение крестьянства в начале ХХ века 3
2. Реформы Столыпина 4
2.1 Первые шаги. Создание кабинета. 4
2.2 Столыпин и Государственная Дума 6
2.3 Крестьянская реформа 7
3. Итоги Столыпинских реформ 11
Список источников 14
Начало XX века – один из поворотных, ключевых моментов в истории нашей страны. Время социальных и политических катастроф и потрясений. Этот период во многом перекликается с тем, что происходит в нашей стране сейчас. Перед нашей страной стоят во многом схожие проблемы и задачи: необходимость серьезнейших экономических, политических, социальных реформ, – как и сто лет назад. Поэтому российские реформы и реформаторы начала прошлого века вызывают определенный интерес.
Один из наиболее ярких политиков того времени – Пётр Аркадьевич Столыпин. Он предложил свой путь, свое видение реформ, достаточно вменяемых и ясных. Ему выпало решать один из вечных русских вопросов – о земле. Вопрос этот, до конца, не решен и сейчас.
К началу прошлого века крестьянство составляло 4/5 населения страны (около 130 миллионов человек) и продолжало расти, прирост населения составлял во второй половине XIX века 1,8%. К рубежу века сельское хозяйство, особенно в черноземной зоне, оказалось в глубоком кризисе. Экономическое положение русского крестьянина после 1861 года резко ухудшилось и в 1900 году он в целом жил беднее, чем в 1800.
Причин у этого кризиса было множество. Прежде всего, крестьяне с большим трудом справлялись с выплатой выкупных платежей. Для покупки или аренды земли им приходилось занимать у ростовщиков, а после в Крестьянском банке, задолженности росли и, в конце концов, после революции 1905-1907 гг. власть была вынуждена отменить в 1907 г. выкупные платежи и простить недоимки. Но нанесенного ущерба было уже не исправить.
Половинчатость реформы 1861 года привела к тому, что крестьяне не получили ни достаточного количества земли, ни личной свободы, крепостная зависимость от помещика превратилась в, практически такую же крепостную зависимость от общины. Закон 1861 года позволял выход из общины, по внесении всего выкупного платежа за землю. Но сразу внести выкуп и выделиться могли лишь единицы. А когда к концу 80-х их стало больше, законом 1993 года запретил досрочный выкуп. Община препятствовала появлению в России энергичного и трудолюбивого класса крестьянина-собственника (фермера). А класс мелких и средних собственников – это всегда основа общества.
Крестьяне,
находясь в общине, не были заинтересованы
в улучшении земли, которую теряли
при очередном переделе. Хозяйствование
на полосах земли, разбросанных по разным
полям (что делалось в целях равных условий),
измеряющихся к началу ХХ века аршинами,
а то и лаптями к хорошим результатам привести
не могло. А земли в центральных районах
страны становилось все меньше и меньше.
Кроме того, большая часть лугов и лесов,
которыми крестьяне достаточно свободно
пользовались при крепостном праве, осталась
в руках помещиков. Для нормального ведения
хозяйства требовалось, чтобы на каждые
2 десятины пашни приходилось 1 десятина
лугов, однако на 1900 г. это соотношение
составляло 3 к 1, а то и 4 к 1. Крестьяне практически
не пользовались удобрениями и сельскохозяйственной
техникой, да безлошадными были более
30%.
Тяжелое положение такого большого количества людей, естественно, ни к чему хорошему привести не могло. И противники сохранения общины были и в правительстве. В 1889 году Госсовет признал создание «класса мелких собственников, который повсеместно служит источником экономического процветания страны и верною опорою гражданского порядка». В конце XIX века Витте пытался уговорить Николая начать аграрные реформы. Но община была удобна государству – легко собирать налоги, крестьянину трудно было уйти в город.
Однако царское правительство (точнее сказать, сам царь) соблаговолило решать аграрный вопрос, только испугавшись I русской революции и крестьянских бунтов. Решать эту непростую задачу выпало Петру Аркадьевичу Столыпину.
На
посту председателя правительства
Столыпину выпало разрешить очень
сложную задачу. В России ещё сохранялась
революционная ситуация, продолжались,
подогретые роспуском Думы, рабочие
стачки и политические террористические
убийства и экспроприации. В различных
частях империи вспыхнули военные
бунты, беспорядки начались даже в гвардейском
Преображенском полку, в котором
служил император и который считался
особенно преданным монархии. К началу
августа опасные восстания
Стране были нужны реформы. И Столыпин это понимал, он считал применение одних только карательных мер верным признаком бессилия государства. По своим убеждениям он был монархист, но он поддерживал реформы 17 октября, стремился построить «правовую монархию», соединить самодержавие и послушную ему Думу.
Столыпин
говорил, что перед царем три
дороги: 1) реакции, 2) передачи власти кадетам,
3) образования коалиционного
В своей реформаторской деятельности П. А. Столыпин использовал идеи, высказанные и разработанные ещё С. Ю. Витте и его правительством, хотя ему пришлось публично откреститься от Витте, так как Николай II его не переносил.
25
августа 1906 года была обнародована
программа мер, которые
Взаимоотношения Столыпина с Государственной Думой также достаточно любопытны. Во время работы с I Государственной Думой, будучи еще Министром внутренних дел, Столыпин, в отличие от остальных членов правительства Горемыкина, пытался работать с Думой всерьез. Он один, если не единственный во всем правительстве, спокойно и хладнокровно разговаривал с Думой, отвечая на её выпады, проявив определенный ораторский талант. Правда в статье Л. Сенчаковой есть ссылка на то, что для Столыпина речи писал известный в то время и почти никому неизвестный сегодня чиновник – правовед, член Совета МВД – Я. И. Гурлянд.
Он считал, что стране нужна законодательная Дума – народное представительство легетимизирует монархию в глазах народа, при ней легче получать займы за границей. При ней становятся весомей принимаемые законы, легче урезать бюджетные аппетиты того или иного ведомства. Но Думу он предпочитал иметь послушную. Отзывался Столыпин о решениях Думы довольно снисходительно, считая, что у Думы нет ни сил, ни средств к осуществлению её решений, и что все её решения – дорога в никуда. Столыпин отвергал предложения упразднить Думу, считая, что это приведет к началу новой революции. Большинство своих законов Столыпин провел не через Думу, видимо, не рассчитывая с ней договориться, а с помощью 87 статьи конституции, за что его упрекали.
Осенью 1906 началась подготовка к выборам II Госдумы. Проходила она, по мнению Л. Сенчаковой, при значительном давлении власти. Началось открытое наступление на рабочих и крестьян: запрещали забастовки, разгоняли перевыборные собрания, конфисковали списки выборщиков, громили типографии, арестовывали агитаторов (одно только интересно: почему это при таком давлении Дума оказалась такой левой?).
С самого начала работы II Думы правительству было ясно, что договорится с ней будет ещё трудней, чем с первой. Дума оказалась ещё более оппозиционной, чем первая: более 2/5 составляли социалисты различных течений, более 1/5 получили кадеты и примыкавшие к ним мусульмане, 1/5 монархисты. Когда же началось обсуждение аграрного вопроса, выяснилось, что все партии левее октябристов и кадетов относятся к столыпинскому указу от 9 ноября 1906 г, который правительство хотело провести через Думу, явно отрицательно, несмотря на все выступления самого Столыпина.
Правительство
решило распустить Думу, предлогом
послужило обвинение Социал-
Роспуск II Думы не вызвал подъема революционного движения. И рабочие, и крестьяне разуверились в том, что Дума может решить их проблемы, и известие о её роспуске они встретили довольно пассивно. Революцию в России можно было считать завершённой.
Осенью состоялись выборы в III Государственную думу. Несмотря на жесткий избирательный закон, в думу примерно поровну прошли представители всех течений. Наибольшую фракцию, по крайней мере, в начале работы Думы составили «Октябристы», поддерживающие реформы Столыпина. Также в поддержку Столыпинских реформ высказались умеренные монархисты. Столыпин получил послушную Думу, где он и уговорами, и угрозами подать в отставку мог продавить любой законопроект. В адрес III Думы один из министров сказал: «Благодарение Господу! – У нас нет парламента».
Аграрная проблема одна из вечных проблем России. И Столыпин это понимал: «В деле этом нужен упорный труд, нужна продолжительная черная работа. Разрешить этого вопроса нельзя, его надо разрешать». Главная идея его аграрных преобразований, на которой базировались все последующие – разрушение (или хотя бы раздробление) общины и создание класса крестьянина-собственника. Привить ему уважение к частной собственности, разумную консервативность. Столыпин был противником идеи отчуждения земли, и даже противником аренды, считая, что временное владение землей будет вести к ее длительному истощению. «Нельзя любить чужое наравне со своим и нельзя обхаживать улучшать землю, находящуюся во временном пользовании, наравне со своею землею. Уничтожение в крестьянине врожденного чувства собственности ведет ко многому дурному, главное, к бедности. А бедность, по мне, худшее их рабств. Смешно говорить этим людям о свободе и свободах». Создание класса крестьянина-единоличника снизило бы, по мнению Столыпина, революционную активность крестьян. А борьба с революцией была едва ли не главной целью его назначения на этот пост. К тому же расселение крестьян по хуторам затрудняло их революционную агитацию. Он не был сторонником насильственной ломки общины (по крайней мере, на словах). На заседании Думы, он подчеркивал: «Пусть собственность эта будет общая там, где община еще не отжила, пусть она будет подворная там, где община уже не жизненна, но пусть она будет крепкая, пусть наследственная».