Столыпин и его реформы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 01:34, реферат

Описание

Начало XX века – один из поворотных, ключевых моментов в истории нашей страны. Время социальных и политических катастроф и потрясений. Этот период во многом перекликается с тем, что происходит в нашей стране сейчас. Перед нашей страной стоят во многом схожие проблемы и задачи: необходимость серьезнейших экономических, политических, социальных реформ, – как и сто лет назад. Поэтому российские реформы и реформаторы начала прошлого века вызывают определенный интерес.

Содержание

Введение 3
1. Положение крестьянства в начале ХХ века 3
2. Реформы Столыпина 4
2.1 Первые шаги. Создание кабинета. 4
2.2 Столыпин и Государственная Дума 6
2.3 Крестьянская реформа 7
3. Итоги Столыпинских реформ 11
Список источников 14

Работа состоит из  1 файл

СтолыпинМ (1).docx

— 51.58 Кб (Скачать документ)
Содержание

Введение 3

1. Положение крестьянства в начале ХХ века 3

2. Реформы Столыпина 4

2.1 Первые шаги. Создание кабинета. 4

2.2 Столыпин и Государственная Дума 6

2.3 Крестьянская реформа 7

3. Итоги Столыпинских реформ 11

Список источников 14

 

Введение

     Начало  XX века – один из поворотных, ключевых моментов в истории нашей страны. Время социальных и политических катастроф и потрясений. Этот период во многом перекликается с тем, что происходит в нашей стране сейчас. Перед нашей страной стоят во многом схожие проблемы и задачи: необходимость серьезнейших экономических, политических, социальных реформ, – как и сто лет назад. Поэтому российские реформы и реформаторы начала прошлого века вызывают определенный интерес.

     Один  из наиболее ярких политиков того времени – Пётр Аркадьевич Столыпин. Он предложил свой путь, свое видение  реформ, достаточно вменяемых и ясных. Ему выпало решать один из вечных русских  вопросов – о земле. Вопрос этот, до конца, не решен и сейчас.

  1. Положение крестьянства в начале ХХ века

     К началу прошлого века крестьянство составляло 4/5 населения страны (около 130 миллионов  человек) и продолжало расти, прирост  населения составлял во второй половине XIX века 1,8%. К рубежу века сельское хозяйство, особенно в черноземной зоне, оказалось в глубоком кризисе. Экономическое положение русского крестьянина после 1861 года резко ухудшилось и в 1900 году он в целом жил беднее, чем в 1800.

     Причин  у этого кризиса было множество. Прежде всего, крестьяне с большим  трудом справлялись с выплатой выкупных платежей. Для покупки или аренды земли им приходилось занимать у  ростовщиков, а после в Крестьянском банке, задолженности росли и, в  конце концов, после революции 1905-1907 гг. власть была вынуждена отменить в 1907 г. выкупные платежи и простить недоимки. Но нанесенного ущерба было уже не исправить.

     Половинчатость  реформы 1861 года привела к тому, что  крестьяне не получили ни достаточного количества земли, ни личной свободы, крепостная зависимость от помещика превратилась в, практически такую же крепостную зависимость от общины. Закон 1861 года позволял выход из общины, по внесении всего выкупного платежа за землю. Но сразу внести выкуп и выделиться могли лишь единицы. А когда к  концу 80-х их стало больше, законом 1993 года запретил досрочный выкуп. Община препятствовала появлению в России энергичного и трудолюбивого  класса крестьянина-собственника (фермера). А класс мелких и средних собственников  – это всегда основа общества.

     Крестьяне, находясь в общине, не были заинтересованы в улучшении земли, которую теряли при очередном переделе. Хозяйствование на полосах земли, разбросанных по разным полям (что делалось в целях равных условий), измеряющихся к началу ХХ века аршинами, а то и лаптями к хорошим результатам привести не могло. А земли в центральных районах страны становилось все меньше и меньше. Кроме того, большая часть лугов и лесов, которыми крестьяне достаточно свободно пользовались при крепостном праве, осталась в руках помещиков. Для нормального ведения хозяйства требовалось, чтобы на каждые 2 десятины пашни приходилось 1 десятина лугов, однако на 1900 г. это соотношение составляло 3 к 1, а то и 4 к 1. Крестьяне практически не пользовались удобрениями и сельскохозяйственной техникой, да безлошадными были более 30%.  

     Тяжелое положение такого большого количества людей, естественно, ни к чему хорошему привести не могло. И противники сохранения общины были и в правительстве. В 1889 году Госсовет признал создание «класса мелких собственников, который  повсеместно служит источником экономического процветания страны и верною опорою гражданского порядка». В конце XIX века Витте пытался уговорить Николая начать аграрные реформы. Но община была удобна государству – легко собирать налоги, крестьянину трудно было уйти в город.

     Однако  царское правительство (точнее сказать, сам царь) соблаговолило решать аграрный вопрос, только испугавшись I русской революции и крестьянских бунтов. Решать эту непростую задачу выпало Петру Аркадьевичу Столыпину.

  1. Реформы Столыпина

  • 2.1. Первые шаги. Создание кабинета.
  •      На  посту председателя правительства  Столыпину выпало разрешить очень  сложную задачу. В России ещё сохранялась  революционная ситуация, продолжались, подогретые роспуском Думы, рабочие  стачки и политические террористические убийства и экспроприации. В различных  частях империи вспыхнули военные  бунты, беспорядки начались даже в гвардейском  Преображенском полку, в котором  служил император и который считался особенно преданным монархии. К началу августа опасные восстания начались в Кронштадте и Свеаборге, в непосредственной близости к столице. Убедившись, что  нее оправдываются их надежды  на решение земельного вопроса при  помощи Думы, крестьяне вновь усиливают  движение против помещиков и властей. Учащаются столкновения крестьян с  полицией и войсками, часто на почве  защиты  вернувшихся в деревни  крестьянских депутатов и развернувшегося  в деревнях митингового движения.

         Стране  были нужны реформы. И Столыпин это  понимал, он считал применение одних  только карательных мер верным признаком  бессилия государства. По своим убеждениям он был монархист, но он поддерживал  реформы 17 октября, стремился построить  «правовую монархию», соединить  самодержавие и послушную ему Думу.

         Столыпин  говорил, что перед царем три  дороги: 1) реакции, 2) передачи власти кадетам, 3) образования коалиционного правительства  с участием общественных деятелей. Путь реакции нежелателен, кадеты скомпрометировали  себя «выборгским воззванием», остается только третий путь. Задача правительства  – проявить авторитет и силу и  вместе с тем идти по либеральному пути, удерживая Государя от впадения в реакцию и подготовляя временными мерами основы тех законов, которые  должны быть внесены в Думу». С  самого начала Столыпин пытался создать  коалиционное правительство, чтобы  заручится поддержкой либеральных  партий, включив в него представителей правых и даже вменяемых левых (если так можно назвать кадетов) течений.  Как пишет в своих воспоминаниях  А. П. Извольский (министр иностранных дел в правительстве Горемыкина и Столыпина), Столыпин согласился на этот пост, только при условии увольнения двух наиболее реакционно настроенных министров: Стишинского (министра земледелия) и Ширинского-Шихматова (обер-прокурора). Также Столыпин оставил за собой право изменить в дальнейшем состав кабинета, введя в него членов Думы и Госсовета. Что было определенным успехом: известна нелюбовь Государя ко всяческим посягательствам на его полномочия, а назначение министров было одной из них. В министры земледелия предполагался Н. Н. Львов, бывший член фракции кадетов, вышедший из неё из-за разногласий по земельному вопросу; в министры торговли – председатель Союза 17 октября А. И. Гучков. Кроме того, он надеялся пригласить в кабинет министров председателя партии кадетов -  П. Н. Милюкова, который не принимал участия в «выборгском восстании». Однако все либеральные деятели отклоняли предложения Столыпина, или же требовали выполнения программы своей партии. Справедливости ради следует отметить, что Николай, после беседы с каждым из кандидатов, в своей записке Столыпину писал: дескать, не годятся в министры – не люди дела. Так что получил Столыпин право назначать министров в свое правительство или нет – на самом деле большой вопрос.

         В своей реформаторской деятельности П. А. Столыпин использовал идеи, высказанные  и разработанные ещё С. Ю. Витте  и его правительством, хотя ему  пришлось публично откреститься от Витте, так как Николай II его не переносил.

         25 августа 1906 года была обнародована  программа мер, которые намеревалось  принять правительство Столыпина.  В  перечень намеченных реформ входили: свобода вероисповеданий, неприкосновенность личности и гражданское равноправие, улучшение крестьянского землевладения, улучшение быта рабочих (государственное страхование), реформа местного самоуправления, введение земства в Прибалтийском и в Западном крае, земское и городское самоуправление в Царстве Польском, реформа местного суда, реформа средней и высшей школы, введение подоходного налога, объединение полиции и жандармерии. Намеревался также созыв церковного собора и отмена некоторых ограничений для евреев.

  • 2.2. Столыпин и Государственная Дума
  •      Взаимоотношения Столыпина с Государственной  Думой также достаточно любопытны. Во время работы с I Государственной Думой, будучи еще Министром внутренних дел, Столыпин, в отличие от остальных членов правительства Горемыкина,  пытался работать с Думой всерьез. Он один, если не единственный во всем правительстве, спокойно и хладнокровно разговаривал с Думой, отвечая на её выпады, проявив определенный ораторский талант. Правда в статье Л. Сенчаковой есть ссылка на то, что для Столыпина речи писал известный в то время и почти никому неизвестный сегодня чиновник – правовед, член Совета МВД – Я. И. Гурлянд.

         Он  считал, что стране нужна законодательная Дума – народное представительство легетимизирует монархию в глазах народа, при ней легче получать займы за границей. При ней становятся весомей принимаемые законы, легче урезать бюджетные аппетиты того или иного ведомства. Но Думу он предпочитал иметь послушную. Отзывался Столыпин о решениях Думы довольно снисходительно, считая, что у Думы нет ни сил, ни средств к осуществлению её решений, и что все её решения – дорога в никуда. Столыпин отвергал предложения упразднить Думу, считая, что это приведет к началу новой революции. Большинство своих законов Столыпин провел не через Думу, видимо, не рассчитывая с ней договориться, а с помощью 87 статьи конституции, за что его упрекали.

         Осенью 1906 началась подготовка к выборам  II Госдумы. Проходила она, по мнению Л. Сенчаковой, при значительном давлении власти. Началось открытое наступление на рабочих и крестьян: запрещали забастовки, разгоняли перевыборные собрания, конфисковали списки выборщиков, громили типографии, арестовывали агитаторов (одно только интересно: почему это при таком давлении  Дума оказалась такой левой?).

         С самого начала работы II Думы правительству было ясно, что договорится с ней будет ещё трудней, чем с первой. Дума оказалась ещё более оппозиционной, чем первая: более 2/5 составляли социалисты различных течений, более 1/5 получили кадеты и примыкавшие к ним мусульмане, 1/5 монархисты. Когда же началось обсуждение аграрного вопроса, выяснилось, что все партии левее октябристов и кадетов относятся к столыпинскому указу от 9 ноября 1906 г, который правительство хотело провести через Думу, явно отрицательно, несмотря на все выступления самого Столыпина.

         Правительство решило распустить Думу, предлогом  послужило обвинение Социал-демократической  фракции в «военном заговоре»  против государственного строя. 3 июня был опубликован царский манифест, в составление которого принял активное участие и П. А. Столыпин, о роспуске Госдумы и об изменении положения  о выборах: в сторону ущемления  прав крестьян, количество голосов  уменьшалось в 2 раза, и рабочих. Сокращалось представительство национальных окраин. Вообще, в голосовании смогло принять участие всего 3,5 млн. человек. В манифесте подчеркивалось, что власть царя остается основной государства, все законы исходят от неё. И «в случаях крайней необходимости за царской властью остаются обязанность и право изыскать иной путь». Тем самым правительство совершило государственный переворот, так как изменение избирательного права без согласия Думы являлось нарушением Новой редакции Основных законов Российской Империи и манифеста 17 октября 1905 г.

         Роспуск II Думы не вызвал подъема революционного движения. И рабочие, и крестьяне разуверились в том, что Дума может решить их проблемы,  и известие о её роспуске они встретили довольно пассивно. Революцию в России можно было считать завершённой.

         Осенью  состоялись выборы в III Государственную думу. Несмотря на жесткий избирательный закон, в думу примерно поровну прошли представители всех течений. Наибольшую фракцию, по крайней мере, в начале работы Думы составили «Октябристы», поддерживающие реформы Столыпина. Также в поддержку Столыпинских реформ высказались умеренные монархисты. Столыпин получил послушную Думу, где он и уговорами, и угрозами подать в отставку мог продавить любой законопроект. В адрес III Думы один из министров сказал: «Благодарение Господу! – У нас нет парламента».

  • 2.3. Крестьянская реформа
  •      Аграрная  проблема одна из вечных проблем России. И Столыпин это понимал: «В деле этом нужен упорный труд, нужна продолжительная черная работа. Разрешить этого вопроса нельзя, его надо разрешать».  Главная идея его аграрных преобразований, на которой базировались все последующие – разрушение (или хотя бы раздробление) общины и создание класса крестьянина-собственника. Привить ему уважение к частной собственности, разумную консервативность. Столыпин был противником идеи отчуждения земли, и даже противником аренды, считая, что временное владение землей будет вести к ее длительному истощению. «Нельзя любить чужое наравне со своим и нельзя обхаживать улучшать землю, находящуюся во временном пользовании, наравне со своею землею. Уничтожение в крестьянине врожденного чувства собственности ведет ко многому дурному, главное, к бедности. А бедность, по мне, худшее их рабств. Смешно говорить этим людям о свободе и свободах». Создание класса крестьянина-единоличника снизило бы, по мнению Столыпина, революционную активность крестьян. А борьба с революцией была едва ли не главной целью его назначения на этот пост. К тому же расселение крестьян по хуторам затрудняло их революционную агитацию. Он не был сторонником насильственной ломки общины (по крайней мере, на словах). На заседании Думы, он подчеркивал: «Пусть собственность эта будет общая там, где община еще не отжила, пусть она будет подворная там, где община уже не жизненна, но пусть она будет крепкая, пусть наследственная».

    Информация о работе Столыпин и его реформы