Судебно правовая система средневековой Японии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 22:17, курсовая работа

Описание

Нижний предел японского средневековья начинается с VI- VII вв. в связи с усилившимся социальным расслоением и формированием государства. Определенные качественные социально-экономические изменения, связанные с развитием капиталистических отношений, происходят в странах Востока не одновременно, что затрудняет определение и верхнего хронологического рубежа восточного средневековья. Следуя рассуждениям большинства историков-востоковедов, такой вехой для Японии можно считать середину XIX в. (революция Мэйдзи-исин).
В этот период формируется японское право, которое начинает существовать уже не только в сознании японцев на уровне обычая или традиции, а приобретает материальную форму кодексов, сводов, конституций, регулирующих отношения японского общества построенного по строгой иерархии.

Содержание

Введение………………………………………………………………….…....…3
Глава 1. Правовая система средневековой Японии…………………...………4
1.1 Право средневековой Японии.…………………………………….4
1.2 Источники права……………………………..……………..……....5
1.3 Характеристика основных отраслей права
средневековой Японии…………………………………………....12
Глава 2. Судебная система средневековой Японии…............……………….17
2.1 Судебная система…………………………………………………17
2.2 Судебный процесс ……………………...………..…..………..….18
Заключение…………………………………………..………………………….21
Список использованной литературы…………………...……………………..22
Приложения………………………………………….......……………………..23

Работа состоит из  1 файл

Курсовая ИГПЗС ОКОНЧАТЕЛЬНЫЙ ВАР.doc

— 158.00 Кб (Скачать документ)

Северо-Западный филиал

ФЕДЕРАЛЬНОГО  ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ  ВЫСШЕГО   ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

 «Российская академия правосудия»

(г. Санкт-Петербург)

 

ФАКУЛЬТЕТ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ 

(ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ)

        1. КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: «История государства и права зарубежных стран»

 

 

 

 

Судебно-правовая система средневековой Японии

 

 

 

 

 Выполнил:

   Студент 1 курса 233 группы

        заочной формы обучения

 Ларионов Егор Викторович

 

 

Научный руководитель:

кандидат юридических наук, доцент

Ившина Ирина Николаевна

 

 

 

 

Дата представления  работы      Работа защищена

 …………...  20…...г.      ……...…………20..…г.

 

   Оценка…………………

 

 Подпись……………….

 

 

 

Санкт-Петербург 2012

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение………………………………………………………………….…....…3

 

Глава 1. Правовая система  средневековой Японии…………………...………4

1.1 Право средневековой  Японии.…………………………………….4

1.2 Источники права……………………………..……………..……....5

1.3 Характеристика основных отраслей права

      средневековой  Японии…………………………………………....12

Глава 2. Судебная система  средневековой Японии…............……………….17

2.1 Судебная система…………………………………………………17

2.2 Судебный процесс  ……………………...………..…..………..….18

Заключение…………………………………………..………………………….21

Список использованной литературы…………………...……………………..22

Приложения………………………………………….......……………………..23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Японская цивилизация  начала свое формирование в I тыс. до н. э. Долгие столетия Япония была почти  замкнутым – в культурном и политическом отношении – миром. О самом существовании народа и государства знали только в соседних Китае и Корее, с которыми издавна сложились непростые отношения. Было значительным влияние китайской цивилизации на раннее становление суда и права Японии, так иероглифическая письменность пришла из Китая. Однако в последующем японская судебно-правовая система сформировала собственную и своеобразную традицию государственного и правового строя, в котором выразились и своеобразие культурно-религиозного мира нации.

Нижний предел японского средневековья начинается с VI- VII вв. в связи с усилившимся социальным расслоением и формированием государства. Определенные качественные социально-экономические изменения, связанные с развитием капиталистических отношений, происходят в странах Востока не одновременно, что затрудняет определение и верхнего хронологического рубежа восточного средневековья. Следуя рассуждениям большинства историков-востоковедов,  такой вехой для Японии можно считать середину XIX в. (революция Мэйдзи-исин).

В этот период формируется  японское право, которое начинает существовать уже не только в сознании японцев  на уровне обычая или традиции, а  приобретает материальную форму  кодексов, сводов, конституций, регулирующих отношения японского общества построенного по строгой иерархии.

Вместе с правом формируется  централизованная судебная система  для отправления правосудия в  государстве. Развитие двух этих важнейших для государственного аппарата институтов будут рассматриваться в данной работе.

 

 

 

 

 

Глава 1. Правовая система средневековой Японии.

 

1.1 Право средневековой  Японии.

 

До начала VII в. в Японии господствовало обычное право, не зафиксированное  никакими памятниками. Его предписания  были не только юридическими, но и религиозными, этическими правилами. Многое в японском праве той эпохи было перенесено из более древних правовых систем Китая и Кореи. Собственно юридические нормы появились в обычном праве с выделением среди религиозных и моральных запретов особых представлений о наказании. Наказание было как бы закономерным следствием «греховности» людей и настигающего их Божьего суда. Первые понятия о преступном также были еще взаимосвязаны с религией и существовали в виде представлений о «семи небесных грехах» (тяжких) и «восьми небесных грехах» (менее тяжких). За их совершение обычно полагались кара и очищение – как правило, коллективные.

Формирование письменного  права в Японии началось не путем  записи обычного права (как это было у большинства восточных и  средневековых народов), а путем  создания особого законодательства о системе и деятельности органов государственного управления – своего рода государственно-административных кодексов. Закономерно, что при создании такой своеобразной сферы права широко использовался опыт более древней административной традиции Китая. В этом заключается одна из важнейших особенностей формирования древнего японского права.1

 

 

 

 

1.2 Источники права.

 

Введение надельной  системы в VII в., строгое деление  общества на ранги привело к появлению  законодательных документов, получивших, как и в Китае, название "кодекс". Кодексы содержали нормы, регулирующие поземельные отношения, обязанности и привилегии различных групп и представителей титулованного и ранжированного чиновничества, нормы уголовного (рицу) и административного (рё) права, хотя между ними четкие различия провести в праве Японии крайне трудно. Первым кодексом был кодекс "Тайхо рё". Над составлением кодекса, как свидетельствует древняя летопись 720 года, работала комиссия из 18 человек во главе с принцем Осакабэ и представителем дома Фудзивара Фубито. В 701 году он был составлен, а в 702 году вступил в силу. Работа над кодексом продолжалась и в дальнейшем. В 718 году он появился под новым названием "Ёро рицу рё" и состоял из 953 статей (уголовный и административный кодекс годов Ёро). Введен же кодекс в действие в связи с политической нестабильностью был лишь в 757 году.2

Таким образом, важнейшим источником раннесредневекового  права Японии является кодекс "Тайхо Еро ре" — основной источник, характеризующий право Японии VIII — X вв. Этот Свод законов обобщил и систематизировал законодательные акты о социально-экономических и политических реформах, направленных на ликвидацию первобытнообщинного сепаратизма и создание централизованного государства, на закрепление привилегированного положения новой аристократии; Свод в основных чертах определял социально-политический строй и жизненный уклад японцев на период более чем 500 лет. Этот правовой памятник включает в себя практически несколько разного рода как бы кодексов: гражданский, семейный, земельный и уголовный.3

Две версии кодекса "Тайхо" и "Ёро" представлены в исторической науке в качестве единого свода, содержащего богатейший материал о  раннефеодальном государстве Японии, о нормах японского традиционного  права, формально сохранивших свое значение до эпохи Мейдзи (XIX в.). Он является ярким свидетельством специфической цивилизационной черты Японии, умения японцев заимствовать достижения других культур, но не слепо, а трансформируя их, приспосабливая к историко-культурным, национальным особенностям своей страны.

В Своде нет деления  права на частное и публичное. Вещные, брачно-семейные, наследственные отношения приобретают в нем  публично-правовой характер, регулируются нормами уголовного и административного права.

Нельзя здесь обнаружить и четкого деления на отрасли права. Если обратиться к содержанию "Тайхо Ёро рё", то кодекс содержит нормы как гражданского, брачно-семейного, уголовного, так и административного права, касаясь, однако, таких преступлений, которые в силу сословной принадлежности преступника или потерпевшего или иных причин не влекли за собой одного из пяти тяжких уголовных наказаний (от смертной казни до битья палками). Эти преступления были выделены в особый кодекс "Тайхо рицу рё".

Так, Закон 1 "Тайхо  Ёро рё" (всего их 30) носит название "О постах и рангах". Он содержит табель о рангах "от министров до писцов", деля их на "благородных" и "неблагородных", а посты на "высокие" и "низкие".

Закон II этого кодекса "Об учреждениях и штатах" устанавливает  структуру всех государственных учреждений, центральных и местных, а также их штаты. Пространный (из 27 статей) Закон VII "О буддийских монахах и монахинях" (свидетельствующий о высшем

Основные черты права  средневековой Японии государственном надзоре над буддийскими религиозными организациями, храмами и духовенством) треть своего содержания отводит преступлениям и проступкам клира, за которые назначались как светские, так и церковные наказания (епитимьи). Закон VIII, особенно ярко свидетельствующий о социально-экономических отношениях б это время, говорит о "дворе", в основном крестьянском, как о хозяйственной, организационной, военно-учетной и, главное, податной (фискальной) единице. Он затрагивает и важные правовые вопросы: о наследстве, о браке и разводе. Например, ст. 27 Закона, требующая безусловного расторжения брака лиц, находившихся в добрачных отношениях, прямо заимствована из норм конфуцианской морали ли, относящихся к нарушениям ритуала.

Закон XIII "О преемственности  и наследовании" содержит нормы  о наследовании звания глав знатных домов, от чиновника до императора (правила престолонаследия), а также об условиях законности заключаемых ими браков.

Большой круг уголовно-правовых норм включен в Закон XIV "О проверке и аттестации", посвященный организации  и деятельности чиновничьего корпуса, в частности говорящий о преступлениях и проступках чиновников, а также об особой системе наказаний за них. Закон XVII "О воинах и пограничниках" содержит правила об организации вооруженных сил, в том числе и о воинских преступлениях.

Особое значение для  рассмотрения правовой системы Японии этого времени имел Закон XXIX "О тюрьмах", касающийся широкого круга норм уголовно-процессуального права.

Из содержания Свода  явствует, что нормы конфуцианской  морали оказали бесспорное влияние на его содержание. Об этом свидетельствует не только приведенное выше содержание ст. 27, но и ряд других норм, в том числе и зафиксированное в нем общее конфуцианское положение, требующее наказания за любой проступок, "который не следовало совершать".

Вместе с тем свод — правовое произведение/а не собрание моралистических наставлений более позднего периода. Он был призван стать законодательной опорой правящего режима, укрепить его основы с помощью детально разработанной единой для Японии правовой системы. С этой целью и был проведен многосторонний пересмотр, унификация, систематизация обычно-правовых и ранее созданных законодательных норм. Не случайно японское государство этого периода (VIII—Х вв.) называют в исторической литературе "правовым", в отличие от последующей эпохи, когда под влиянием ряда исторических факторов произошло резкое падение общего значения роли закона, права как такового.

Вместе с кодексами  среди источников права этого  периода широко было представлено текущее  нормотворчество императора в виде указов и постановлений. Первые имели более самостоятельный характер, вторые издавались в развитие административных и уголовных законов, как их практическое осмысление.

Указы объединялись в  сборники. Например, в 927 году был создан Сборник постановлений годов Энги, вступивший в действие в 967 году. Указы все больше стали со временем оттеснять кодексы на второй план.

Резкие изменения в  правовой сфере Японии происходят после  установления сёгуната под влиянием развала единого правового пространства.

"Рицу" и "рё" как государственные императорские  предписания теряют свой общеяпонский  нормативный характер, так как  на первый план выходят морально-правовые  обыкновения, гири, исходящие из  соображений приличия, которые регулируют поведение индивида во всех случаях жизни: отношения отца и сына, мужа и жены, дяди и племянника. А вне семьи — отношения собственника и арендатора, заимодавца и должника, торговца и клиента, старшего чиновника и подчиненного.

Это было связано с  децентрализацией и общим ослаблением государственной власти, падением ее легитимности, когда в условиях военной диктатуры бакуфу перестали существовать общепризнанные административно-судебные органы, и Министерство юстиции (наказаний), и высшая апелляционная инстанция в лице императора. Действовал прямой приказ, предписание высших низшим, в лучшем случае — норма обычного права. Эти новые порядки нашли в Японии подготовленную почву. Их идеологической базой стало конфуцианство, которое, как известно, считало право одиозным, отвергало его вместе с категоричностью судебного решения.

Гири же соблюдались  автоматически, под страхом осуждения  со стороны общества "нарушений  приличия", различные критерии тяжести  которых были тесно связаны с  сословной принадлежностью индивида.

Так, особый кодекс норм "приличия", "кодекс чести" (букэ-хо) окончательно формируется в это время для самурайского сословия. Он был основан на требованиях абсолютной личной преданности вассала своему сюзерену, исключал саму идею прав и обязанностей юридического характера. Отношения вассала-воина и его сюзерена строились не на договорной основе, а на псевдо родственных семейных началах, как отношения отца и сына. Вассал при этом не имел никаких гарантий против произвола своего господина. Сама мысль об этом считалась оскорбительной. Любое бесчестие самурая кончалось самоубийством.

Гири иногда скреплялись  и законодательным путем, как  это имело место в 1232 году, когда  в период 1 сёгуната было создано  Уложение годов Дзёэй. Закрепляя  нормы самурайского "кодекса чести", уложение предусматривало жестокие наказания за мятежи и заговоры феодалов, за незаконный' захват ими земель. Упорядочивая существующие поземельные отношения, уложение устанавливало общий порядок наследования земли, в частности правило первородства.

В целях регулирования вассально-ленных отношений сёгуна и его вассалов, а также других феодалов сёгунат прибегал и к изданию указов, направленных главным образом на укрепление феодального землевладения казны, правительства бакуфу. Особую заботу при этом сёгунат проявлял в отношении своих непосредственных вассалов — гокенин. В 1267 году, например, был издан правительственный указ, запрещающий продажу и заклад владений гокенин, предписывающий выкуп заложенных ими земель.

С конца XIII в. издаются специальные  указы "милосердия", которые аннулируют все сделки самураев по продаже и закладу земли, их задолженность ростовщикам. Реже издаются указы, запрещающие отчуждение, деление крестьянских хозяйств, как это имело место в 1643 году.

Информация о работе Судебно правовая система средневековой Японии