Табель о рангах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 17:39, реферат

Описание

«Табель о рангах» является одним из важнейших нормативных правовых актов, созданных при Петре I, а также важным этапом в развитии российского права в целом. «Табель о рангах» - важная ступень в истории развития бюрократического аппарата в России. Только лишь после нее стала постепенно формироваться бюрократия в современном понимании этого слова.

Содержание

Введение
1. История создания «Табели о рангах»………………………................5-12
1.1 Преобразование государственной службы………………….................5-9
1.2 Создание «Табели о рангах»..................................................................9-12
2. Типы и классы чинов по «Табели о рангах».......................................12-17
3. Формирование нового бюрократического аппарата. ........................17-20
4. Итоги реформ.........................................................................................21-22
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

Табель о рангах ( реферат по ИОГиП).docx

— 61.72 Кб (Скачать документ)

     В подготовке Табели активное участие  принимал сам Петр I: сохранились  его проекты и замечания на текст этого документа. Работа была завершена в начале 1721 г. 1 февраля  Петр подписал этот акт, но, придавая ему  большое значение, распорядился: «Сие не публиковать и не печатать до сентября месяца, дабы еще осмотреться, ежели что переменить, прибавить  или убавить, о чем надлежит в  Сенате во время сей отсрочки думать: так ли быть всем чинам или которые переменить и как? И свое мнение к сентябрю изготовить, а особливо о тех чинах, статских и дворовых, которые от ранга генерал-майора и ниже».7 Мнения о Табели были затребованы не только от Сената, но и от Военной и Адмиралтейской коллегий.

     Свое  мнение Сенат представил 20 сентября 1721 года. Военные и морские чины не вызвали замечаний. По этому поводу говорилось: «Понеже о воинских сухопутных и морских чинах сочиненный порядок  в рангах сходен против рангов других государей, особливо же французского, яко древнего и самодержавного короля, того ради об оных ничего к перемене потребного не рассуждаем показать во мнении своем...». Замечания по другим категориям чинов сводились главным образом к уточнению классов (рангов) некоторых из них, применительно к тому, как это было в других странах. В заключение предлагалось приравнять к рангам Табели ряд исконно существовавших в России «чинов», которыми ко времени составления Табели обладали некоторые лица: «Притом же всеподданнейше доносим, понеже еще остались в древних чинах некоторые персоны, а именно: бояре, кравчие, окольничьи, думные дворяне, спальники, стольники и прочие чины, того ради предлагается, не изволит ли его царское величество оных по их живот определить против других рангами, ибо в России из тех чинов ныне определены и впредь определяемы быть имеют в губернаторы, в вице-губернаторы, в воеводы и ежели ранги им будут не определены, то от подчиненных им будет не без противности».8 Однако эта рекомендация не была принята.

     Но  Петр постоянно вносил в Табель изменения. Окончательно подписанный вариант Табели о рангах отличается от опубликованного: в последний были внесены изменения уже после утверждения. Такая тщательная отделка документа и активное участие царя в его составлении говорят о большом значении, которое придавалось этому акту.

     К началу XVIII система формирования аппарата государственных служащих устарела и нуждалась в реформировании. В ходе реформ конца XVII – начала XVIII вв. сложились предпосылки необходимые для этого. Воспользовавшись как зарубежным так и отечественным опытом, Петр Первый создал принципиально новую систему комплектования государственного аппарата, просуществовавшую, с некоторыми изменениями до начала XX века. 

2. Типы и классы чинов по «Табели о рангах» 

         Табель о рангах была принята в виде государственного закона, создавшего иерархию служебных  разрядов и систему продвижения  государственных чиновников, военных  и придворных. Все чины "Табели о рангах" подразделялись на три  типа: военные, статские (гражданские) и придворные. В каждой из категорий  было 14 разрядов (классов), строго соотнесенных между собой.9

         Любой чиновник с 14-го класса получал личное, а с 8-го —  потомственное дворянство. Для военных  чинов потомственное дворянство обеспечивалось с 12-го класса. В ст. 15 Табели говорилось: «Воинским чинам, которые дослужатся до обер офицерства не из дворян, то когда кто получит вышеписанной чин, оной суть дворянин, и его дети, которые родятца в обор офицерстве, а ежели не будет в то время детей, а есть прежде, и отец будет бит челом, тогда дворянство давать и тем, толко одному сыну, о котором отец будет просить. Протчие же чины, как гражданские, так и придворные, которые в рангах не из дворян, оных дети не суть дворяна».10

         С помощью Табели о рангах чиновничество обособилось  от низшей бюрократии, появившейся  в огромном количестве с созданием  абсолютистского государства. Вне табели уже при Петре остались многие «уряды»: «… нижеписанные чины, а имянно: президенты и  
вицепрезиденты в надворных судах, обер ландрихтеры в резиденции,  
президент в магистрате в резиденции, обер комисары в колегиах,  
воеводы, обер рентмейстеры и ландрихтеры в губерниях и в  
провинциях, казначеи при манетном деле, директоры над пошлинами  
в портах, обер экономии камисары в губерниях, обер камисары в  
губерниях, ассесоры в надворных судах в губерниях, камериры при  
колегиях, ратманы в резиденции, почт мейстеры, камисары при  
колегиях, камериры в провинциях, земские камисары, ассесоры в  
провинциалных судах, земские рентмейстеры, не надлежит за вечный  
чин почитать, но за уряд, как вышеписанным, так и им подобным:  
ибо оные не суть чины: того ради ранг иметь должны, пока они  
действително у своего дела обретаются. А когда переменятся или  
оставятся, тогда того ранга не имеют».

         Интересно, что закон  никак не разъяснял само понятие  «чин», в силу чего одни исследователи  рассматривали последний буквально  и лишь в системе чинопроизводства, другие же – как ту или иную должность. По мнению третьих, "Табель о рангах" включала и те и другие понятия. Постепенно должности из "Табели" исключаются  и в конце XVIII века исчезают вовсе (Петровская "Табель о рангах" насчитывала 262 должности).11

         Военные чины объявлялись  выше соответствующих им гражданских  и даже придворных чинов. Такое старшинство  давало преимущества военным чинам  в главном – переходе в высшее дворянское сословие. Уже 14-й класс "Табели" (фендрик, с 1730 г. - прапорщик) давал право на потомственное дворянство (в гражданской службе потомственное дворянство приобреталось чином 8-го класса - коллежский асессор, а чин коллежского регистратора - 14-й класс, давал право лишь на личное дворянство).12

         Общеизвестно, что  гвардейские офицеры имели преимущество перед армейскими офицерами в  два чина, но не все знают, что  это преимущество выражалось в том, что армейский прапорщик имел XIV класс по Табели, а гвардейский XII класс. При переходе из гвардии  в армию класс за офицером оставался  прежний. Но в армии XII класс имел поручик, и вчерашний гвардейский прапорщик становился армейским поручиком.

         Впрочем, в наказание, выгнанным из гвардии офицерам в  приказе иногда писали "Перевести из Лейб-гвардии гусарского полка в Нижегородский драгунский полк прежним чином".

         Все офицерские чины делились на три группы: обер-офицеры (от прапорщика до капитана), штаб-офицеры (от майора до полковника) и генералитет (от генерал-майора до фельдмаршала).13

         Дети военных выделялись среди других сословий, было понятие "штаб-офицерских" и "обер-офицерских детей", они также пользовались некоторой поддержкой государства. Выходцы из других сословий, не дворяне, могли получить низший офицерский чин, только пройдя все ступеньки солдатской и унтер-офицерской службы. В истории  есть примеры, когда выходцы из податных сословий пробивались в дворянство по армейской службе, но такие случаи редки. Обычно выше унтер-офицеров крестьяне и мещане не поднимались.

         Внешне офицеры  различались цветом, покроем и  отделкой мундиров, шириной и формой шитья, головными уборами, оружием - словом, "Мундир! один мундир!". Изобретение военной формы - любимое развлечение русских императоров. Менялись фасоны и воротники, выпушки и обшлага, клапаны и крючки. Чин офицера можно было определить по эполетам - парадным погонам с закругленными концами. Обер-офицерские эполеты были попроще, у штаб-офицерских по кругу шла бахрома из золотой канители, у генеральских эполет эта бахрома была пышной, нарядной. Количество звездочек на поле эполет указывало на звание офицера.14

         Кто был главнее  – морские войска или сухопутные? Петр I мудро разрешил этот вопрос – ст. 2 Табели поясняла: «Морские же с сухопутными в команде определяются следующим образом: кто с кем одного ранга, хотя и старее в чину, на море командовать морскому над сухопутным, а на земли сухопутному над морским».15

         Почему Петр, учреждая Табель, основное внимание уделял армии, отдавал армейским преимущество перед гражданскими и по армии равнял придворные и гражданские должности? Вероятно, это потому, что Табель, как уже указывалось в первой главе, была вызвана необходимостью прежде всего реформы армии.

         Что касается гражданской (статской) службы, то она разделялась  по министерствам и ведомствам. Названия чинов были одинаковыми, а должности  самыми разными.

         В качестве внешнего элемента, объединяющего все виды службы, служил мундир. В XIX веке вся  Россия была в мундирах. В служебное  и учебное время в форменной  одежде "высочайше утвержденного" образца ходили офицеры и дипломаты, писари и студенты, камергеры и  гимназисты.

         Военизированный склад  государственной машины сказывался и на внешнем виде чиновников. В  присутствии, то есть на службе, они  обязаны были носить мундир военного покроя, хотя, конечно, поскромнее. Небольшая шпага официального образца полагалась даже студентам высших учебных заведений. Как правило, та или иная должность соответствовала определенному рангу.

         Кроме того, Петром были введены различия в одежде для  разных рангов: «Понеже такожде знатность и достоинство чина какой особы 66 часто тем умаляется, когда убор и прочей поступок тем не  
сходствует, якоже на супротив того многия разоряются, когда они  
в уборе выше чина своего и имения поступают: того ради  
напоминаем мы милостиво, чтоб каждый такой наряд, экипаж, и  
либрею имел, как чин и характер его требует.  
По сему имеют все поступать, и объявленного штрафования и  
вящшаго наказания остерегатся».16

         К чиновникам 1-го и 2-го классов следовало обращаться как  «высокопревосходительство», 3-го и 4-го — «превосходительство», 5-го — «высокородие», 6 — 8-го — «высокоблагородие», ко всем же остальным — «благородие».

         Статус женщины  определялся по статусу ее супруга. Ст. 7 Табели гласила: «Все замужние жены поступают в рангах, по чинам мужей их».17 Ст. 9 определяла положение незамужних девиц – по отцу. Интересно, что, если сыновья, по петровскому замыслу, не имели права претендовать на отцовский ранг, а должны были заслужить, то, напротив, «девицы, которых отцы в 1-м ранге, пока они замуж не выданы, ранг получить над всеми женами, которые в 5-м ранге обретаются, а имянно, ниже генерала-маэора, а выше брегадира. И девицы, которых отцы во 2-м ранге, над  
женами, которые в 6-м ранге, то есть ниже брегадира, а выше  
полковника. А девицы, которых отцы в 3-м ранге, над женами 7-го  
ранга, то есть ниже полковника, а выше подполковника. И протчие,  
против того, как следуют ранги».18

         Кроме того, дамы и  девицы могли сами получить определенные чины – разумеется, это касалось только придворной службы, поскольку на военную и гражданскую женщины не привлекались.

         Таким образом, петровская "Табель о рангах» стала документом, существенно регламентирующим жизнь общества в течение последующих двух веков. За 195 лет существования она менялась в течение почти двух веков в результате основных реформ. Вся эта система, просуществовавшая очень длительное время, была упразднена в 1917 году декретами советской власти об уничтожении чинов, сословий и титулов. 

    3. Формирование нового бюрократического аппарата 

     Преимущественное  право на государственную службу предоставлялось дворянам (имелось  в виду главным образом потомственное  поместное дворянство). Это право  проявлялось, во-первых, в льготных условиях самого поступления на службу и, во-вторых, в более быстром продвижении  по ее рангам. Ставка на дворян учитывала  не только значение дворянства как  социальной опоры самодержавия, но также его более высокий в  целом образовательный уровень (дворянам легче было получить образование) и  имущественную обеспеченность. Последнее  было важно ввиду сравнительно низкого  материального вознаграждения за государственную  службу, которая считалась сословной обязанностью дворянства. Существовало убеждение, что зависимость государственного служащего от получаемого им жалованья лишает его необходимой свободы суждений и поведения.

     Табель  о рангах предусматривала возможность  поступления на государственную  службу и представителей других свободных  сословий с получением соответствующих  классных чинов. Но такая возможность  рассматривалась как исключительная и в значительной мере вынужденная.

     Один  из главных организационных принципов  государственной службы заключался в том, что государственный служащий должен был пройти ее снизу вверх  целиком, начиная с выслуги низшего  классного чина. Это диктовалось  как необходимостью замещения всех должностей, так и получения требуемой  опытности (поскольку сама практика службы была главной школой профессиональной подготовки чиновничества).

     В каждом классе необходимо было прослужить известный минимум лет (в низших классах обычно 3-4 года). За особые заслуги  по службе этот срок мог быть сокращен. Переход в следующий класс  предполагался как занятие открывшейся  вакансии. В связи с тем, что  гражданских должностей было больше, чем военных, в гражданской службе открывалось больше вакансий, а потому и движение по службе там могло  быть более быстрым. Учитывался и  общеобразовательный уровень государственного служащего. Законами 1731, 1747 и 1757 гг. предусматривалось, что лица, окончившие курс наук в  кадетском шляхетском корпусе и  в университете, получали право быть назначенными сразу не только в XIV класс, но и в более высокие обер-офицерские чины. Поскольку число высших должностей всегда было меньше числа низших, продвижение  по службе нередко оказывалось слишком  медленным и не заинтересовывало в продолжение службы. В связи с этим в гражданской службе минимальный лет службы в каждом классе со временем стал рассматриваться как максимальный, дающий право назначения на должность более высокого класса, а при отсутствии вакансий - производства в следующий класс с оставлением на прежней должности. Класс как ранг должности превращался в самостоятельный правовой феномен - ранг без должности, получивший название чина или классного чина (для отличия от чина вообще, чина как должности и звания), а за его обладателем утвердилось наименование «чиновник». «Табель о рангах» перевернула старую идею местничества: титул и звание превратились из основания для получения должности в результат продвижения по службе».

Информация о работе Табель о рангах