Табель о рангах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 17:39, реферат

Описание

«Табель о рангах» является одним из важнейших нормативных правовых актов, созданных при Петре I, а также важным этапом в развитии российского права в целом. «Табель о рангах» - важная ступень в истории развития бюрократического аппарата в России. Только лишь после нее стала постепенно формироваться бюрократия в современном понимании этого слова.

Содержание

Введение
1. История создания «Табели о рангах»………………………................5-12
1.1 Преобразование государственной службы………………….................5-9
1.2 Создание «Табели о рангах»..................................................................9-12
2. Типы и классы чинов по «Табели о рангах».......................................12-17
3. Формирование нового бюрократического аппарата. ........................17-20
4. Итоги реформ.........................................................................................21-22
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

Табель о рангах ( реферат по ИОГиП).docx

— 61.72 Кб (Скачать документ)

     Получение чина более высокого класса (на 1-2 ранга), чем класс фактически занимаемой должности, стало в гражданской  службе обычным явлением. Возможность  этого предусматривалась уже  в самой Табели, где говорилось, что если кто-то «выше ранг получил, нежели по чину, который он действительно  управляет, то имеет он при всяких случаях ранг вышнего его чина». Тот, кто получил следующий класс, становился кандидатом на соответствующую  этому классу должность. Из нескольких претендентов старшим считался тот, кто раньше был произведен в этот класс. Старшинству производства придавалось  огромное значение. Закон от 15 февраля 1742 года подтверждал это с полной определенностью: «... как в военной сухопутной и морской, так и в штатских службах обретающихся впредь производить в чины по старшинству и заслугам, а не по старшинству никого не производить».19 13 января 1753 года такой порядок был вновь подтвержден, но делалось одно исключение для поощрения лиц, имевших «знатные» заслуги по службе: последние могли получать следующий чин в обход старших их по службе, но лишь по «высочайшему» усмотрению. В. А. Евреинов пришел к заключению, что «признание законом самостоятельного значения «табельного» ранга как чина» произошло при Екатерине II и Павле I. «Сначала в виде частной меры, а потом в 1767 году как общее правило установлено было отдельное от должности повышение в классах против класса, присвоенного занимаемой чиновником должности».

     Возможен  был и противный вариант: назначение на должность более высокого класса, чем чин. Необходимость этого  обнаружилась сразу же после введения Табели, когда пришлось па гражданские  должности высоких классов назначать  людей, не успевших выслужить соответствующие  чины. Чинопроизводство при этом обычно ускорялось. Служащий, назначенный  на должность, класс которого был  выше класса его чина, имел право  лишь на «почести» по должности, но не получал тех преимуществ, которые  были прямо связаны с классом  чина (дворянства, например).

     Такой чин (не связанный с должностью) сначала пытались обозначать указанием, но это оказалось неудобным, т.к. каждая должность относилась лишь к одному классу. Поэтому чины гражданской службы стали обозначаться либо наименованиями некоторых должностей (коллежский секретарь), либо званиями, относившимися к классу данного чина (тайный советник), либо специально созданными названиями (статский советник).

     В связи с возникновением феномена чина «Табель о рангах» в середине XVIII в. как бы раздвоилась, превратившись в своем основном качестве в перечень чинов, разнесенных по родам службы и рангам; вместе с тем по-прежнему в соответствии с классами Табели распределялись все должности в штатных расписаниях государственных учреждений.

     Используя зарубежный и отечественный опыт, Петр Первый пытался создать принципиально новую, очень прогрессивную для того времени, систему формирования бюрократического аппарата. При оценивании результатов, которых ему удалось достичь, нельзя забывать, что на момент создания «Табели» значение «аристократии» было велико, она являлась уже основной опорой самодержавия в Российской империи, и потому Петр не мог создать систему формирования бюрократического аппарата, основанную только на принципе «выслуги». 
 

4. Итоги реформ 

     1. Бюрократическое начало в формировании государственного аппарата победило начало аристократическое. Профессиональные качества, личная преданность и выслуга становятся определяющими критериями для продвижения по службе. Признаком бюрократии, как системы управления, являются: вписанность каждого чиновника в четкую иерархическую структуру власти и руководство им в своей деятельности строгими и точными предписаниями закона, инструкции.

     Положительными  чертами нового бюрократического аппарата стали профессионализм, специализация, нормативность. Отрицательными - его сложность, дороговизна, работа на себя, негибкость.

     2. Сформулированная Табелью новая  система чинов и должностей  юридически оформила статус правящего  класса. Были подчеркнуты его  служебные качества: любой высший  чин мог быть присвоен только  после прохождения через всю  цепочку низших чинов. Устанавливались  сроки службы в определенных  чинах.

     Принцип выслуги тем самым подчинял принцип  аристократический.

     3. Табель о рангах уравнивала  службу военную со службой  гражданской: чины и звания  присваивались в обеих сферах, принципы продвижения по службе  были аналогичными. Но дети дворян-аристократов  записывались в должность уже  после рождения и по достижении  ими пятнадцатилетнего возраст  имели достаточно важный чин.

     4. Подготовка кадров для нового государственного аппарата стала осуществляться в специальных школах и академиях в России и за рубежом. Степень квалификаций определялась не только чином, но и образованием, специальной подготовкой. Обучение дворянских недорослей осуществлялось часто в принудительном порядке (за уклонение от учебы налагались взыскания). Дети дворян по разнарядке направлялись на учение, от уровня их подготовки зависели многие личные права (например, право на вступление в брак).20

 

     Заключение 

     Табель  о рангах создавала целый переворот  не только в служебной иерархии, но и в основах самого дворянства. «Петр поставил основанием службы личную выслугу вместо старого основания  – родовитости. Но это не было новостью, личная выслуга признавалась уже  в XVII в.; Петр дал ей только окончательный перевес...» Табель упраздняла совершенно старинное деление на основе родовитости и происхождения и искореняла всякое значение аристократизма в русском государственном строе. Теперь всякий, достигнув личными заслугами известного чина, становился в соответствующую должность, и, не пройдя служебной лестницы с нижних чинов, никто не мог достичь высших.

     «На смену старому делению дворян на чины думные (бояре, окольничьи, думные дворяне, думные дьяки...), столичные (стольники, спальники и т.д., вплоть до дворян московских) и провинциальные (дворяне и дети боярские по «городам», т. е. по уездам) пришло новое чиновное деление, которое, по представлению Петра, должно было исходить из принципа служебной выслуги, годности. «Аристократическое происхождение утрачивает значение при назначении на руководящие государственные посты».

     Петровская  «Табель о рангах», обнародованная 24 января 1722 года, окончательно зафиксировала  принцип бюрократической выслуги. Но дворянское достоинство можно было получить и по воле государя».

     Вся масса служилых дворян была поставлена в прямое подчинение Сенату вместо прежнего Разрядного приказа, и Сенат  «ведал дворянство через особого  чиновника «герольдмейстера».

     В первую очередь пострадали от этого  новшества люди родовитые, те, кто  издавна составляли избранный круг родословной знати при дворе  и в правительстве. Теперь они  стали на один уровень с рядовым  дворянством. Новые люди, выходившие из среды не только низших и захудалых служилых чинов, но и из людей пониже, не исключая холопов, проникают при Петре на высшие государственные должности.21

     «Новая  система расширила Количественно  ряды шляхетства российского – прочной  опоры феодального государства, власти самого императора. Новые дворяне  получали земельные владения и крепостных крестьян, патенты на чины и награды, благословляя службу и счастливый случай».

       «Земельная собственность оставалась экономической основой существования дворянского сословия. Землевладение наряду с государственной службой было его важнейшей социальной функцией».

     «Народные сословия искони разделялись у нас  на четыре разряда: духовенство, дворянство, средний класс и нижний класс. Находясь вообще в благоприятных  отношениях между собой и к  верховной власти, образуя одно целое, они не требовали значительно  преобразования. Петр действительно  не изменил основных начал, определявших права их и обязанности, но яснее  указал цель, к которой каждое из них должно стремиться, скрепил внутренний состав их, усилил значение.

     Дворянство до времен Петра состояло из благородных фамилий, из поместных владельцев, служивших государю и отечеству умом и оружием. Слово дворянин, означавшее прежде известный сан между стольником и жильцами, теперь стало знаменовать каждого члена благородного сословия, приобретшего право на известные преимущества или собственными заслугами или службою предков».

     «Если в дворянство можно будет поступать из других сословий, как из чина в чин, не по исключительной воле государя, а по порядку службы, то вскоре дворянство не будет существовать или (что все равно) все будут дворянством».

Список используемой литературы

 
  1. Конституция РФ 1993 г.
  2. Федеральный закон РФ от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции».
  3. Табель о рангах 1722 г.
  4. Указ о единонаследии 1714 г.
  5. Воинский Устав 1716 г.
  6. Указ от 9 мая 1718 г. о составлении регламента Юстиц-коллегии.
  7. Указ о пресечении местничества в коллегиях 1719 г.
  8. Ключевский В.О. О государственности в России. – М.: Мысль, 2003. – 606 с.
  9. Писарькова Л. Российская бюрократия в эпоху Петра Первого.// «Отечественная история». 2003. - № 3.
  10. Писарькова Л. Российская бюрократия в эпоху Петра Первого/условия службы и характерные черты// «Отечественная история». 2003. - № 2.
  11. Российское законодательство X-XX вв.: в 9 т. Т.4. Законодательство периода становления абсолютизма. Отв. ред. А.Г. Маньков. М., Юридическая литература, 1986.
  12. Шепелев Л.Е. Титулы, мундиры, ордена. Л.: Наука, 1991.
  13. Шепелев Л.Е. Чиновный мир России XVIII – нач. XX вв. – СПб.: «Искусство – СПб», 1999. – 479 с.
  14. Титов Ю.П. Хрестоматия по истории государства и права России. – М.: «Проспект», 1997. – 472 с.
  15. Ю. Лотман. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII-начало XIX века).
  16. И. М. Иванов. Петр Великий. Его жизнь и государственная деятельность.
  17. Сто великих наград. Москва «ВЕЧЕ» 2003.
  18. И.А.Исаев. История государства и права России. Государственные реформы первой четверти XVIII в.
  19. Дворянство в царствование Петра I. Материал из Википедии — свободной энциклопедии.

Информация о работе Табель о рангах