Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 10:35, контрольная работа
По своим масштабам разрушения и жертвы, понесенные в процессе монгольских завоеваний, не шли ни в какое сравнение с ущербом, который приносили предшествующие набеги кочевников и княжеские междоусобицы. Массовое разграбление и уничтожение собственности и жизни стало ошеломляющим ударом, который оглушил русский народ и нарушил нормальное течение экономической и политической жизни на многие годы.
Введение 3
Монгольские кочевые племена 4
Образование монгольского государства 5
Монгольское войско 6
Завоевательные походы монголо-татар 7
Битва на Калке 8
Поход на Русь хана Батыя 10
Русские земли под властью Орды 13
Последствия монголо-татарского нашествия 14
Прямое воздействие монгольского господства 14
Заключение 23
Список литературы 24
В 1235 г. в ставке Угэдэя Карокоруме было принанято решение об общемонгольском (в составе четырех улусов) походе на Запад. Руководителем похода был назначен внук Чингисхана – Бату (1208-1255 гг.), в русской традиции Батый; главным полководцем – Субэдэ.
Разгромив в 1236 г. Волжскую Булгарию и подавив остатки половецкого сопротивления, татаро-монголы осенью 1237 г. двинулись на Северо-Восточную Русь. 21 декабря 1237 года после упорной пятидневной осады была взята и уничтожена Рязань, Рязанское княжество разгромлено.
В январе 1238 г. по реке Оке монголы двинулись во Владимиро-Суздальскую землю. Сражение с владимиро-суздальской ратью произошло под Коломной, на границе Рязанской и Владимиро-Суздальской земель. В этой битве погибло владимирское войско, что фактически предопределило судьбу северо-восточной Руси.
Сильное сопротивление врагу в течение 5 дней оказывало население Москвы, руководимое воеводой Филиппом Нянком. После взятия монголами Москва была сожжена, а ее жители перебиты.
4 февраля 1238 г. Батый
осадил Владимир. Расстояние от
Коломны до Владимира (300 км) его
войска прошли за месяц. На
четвертый день осады
Разграбив Москву, войска Батыя осадили Владимир, который был захвачен и сожжен 7 февраля 1238 года.
После взятия Владимира монголо-татары разделились на отдельные отряды и подвергли разгрому города Северо-Восточной Руси: Суздаль, Ростов, Тверь и другие.
Заново собранное великим владимирским князем Юрием войско было разбито монголами на реке Сити 4 марта 1238 г., в битве погиб и сам князь.
Далее монголо-татары двинулись на северо-запад Руси. Взяв Торжок, который героически оборонялся две недели, и, не дойдя 100 километров до Новгорода, монголы повернули назад, так как началась распутица, и войска Батыя понесли большие потери. Отход носил характер «облав» и грабежей. Но и здесь монголо-татары встречали ожесточенное сопротивление (Козельск – «злой город» - держался 7 недель).
Осенью 1239 года после разгрома половцев, подготавливался поход на Южную Русь и Европу, татары Менту-хана осадили Чернигов (18 октября 1239 года), вошли в мордовскую землю. После разгрома Чернигова Менту-хан подошел к Киеву, но штурмовать не решился.
Нашествие на Южную Русь и Восточную Европу Батый начал осенью 1240 года, опять собрав под свое начало всех преданных себе людей. Батый подошел к Киеву в ноябре 1240 года. "Пришел Батый к Киеву в силе тяжкой, окружила город сила татарская, и не было ничего слышно от скрипенья телег, от рева верблюдов, от ржанья коней; наполнилась земля Русская ратными." С помощью мощных стенобитных орудий и порогов очень сильно укрепленный Киев все же 6 декабря 1240 года пал. После этого путь во все города, во все центры Южной Руси и Восточной Европы был открыт.
В период 1239-1240 гг. войска хана Батыя разгромили южную Русь: Муромская, Переяславская, Черниговская, Киевская, Галицко-Волынское княжества. Были разрушены и разграблены древнейшие русские города: Киев, Чернигов, Галич, Владимир Волынский и другие города и поселения.
Батыево нашествие нанесло огромный ущерб кочевым и оседлым народам восточной Европы. Вторжения татар в половецкие земли, в Венгрию и Польшу были ничуть не менее опустошительными, чем их набег на Русь. Влияние монгольского погрома на исторические судьбы русского народа не следует преувеличивать. Почти половина территории Руси, включая Новгородскую землю, Полоцкое, Турово-Пинское и отчасти Смоленское княжества, избежала татарщины. Поход Батыя многими чертами напоминал позднейшие татарские набеги. Монголы прошли Суздальскую землю за три месяца. Некоторые небольшие города и сельские поселения были сметены с лица земли. Подавляющая часть суздальского населения обитала в крохотных деревнях, затерявшихся среди лесов, болот. Зимние облавы монголов не затронули и не могли затронуть основную массу сельского населения. Деревне татары причинили ущерб, сопоставимый с ущербом от внутренних войн и усобиц, продолжавшихся десятилетиями.
В городах жила незначительная часть населения Руси. Но города были центрами ремесла и культуры. Разрушение городов было самым тяжелым из последствий нашествия.
Война изменила лицо старого боярства. Княжеские дружины понесли катастрофические потери. Знать варяжского происхождения исчезла почти целиком.
Причины поражения русских войск:
Русские земли под властью Орды
Система взаимоотношений Орды и подвластных ей русских земель получила в исторической традиции наименование монголо-татарского ига. Эта система состояла в установлении порядка, по которому властные полномочия князей утверждались в ставке хана. Особенно это касалось постов Великого владимирского князя и митрополита. Удостоверением служила грамота хана – ярлык. Ханы, заинтересованные в разобщении Руси, манипулировали ярлыками, стравливали князей, использовали обман, подкупы, убийства.
На русские земли была наложена система податей: основная – «дань» (первоначально натуральная, затем денежная), дополнительные и экстренные «запросы». Существовал ряд обязательных повинностей: содержать и обеспечивать ханских послов, отправлять русские войска для участия в походах монголов (всего 14 видов даней в пользу татар).
Ханские наместники – баскаки осуществляли контроль за подвластными землями. Дань собирали мусульманские купцы-откупщики – бессермены. С 1257 г., с целью учета податного населения, проводились переписи населения.
Золотая Орда стала одним из самых крупных государств своего времени. В начале XII века она могла выставить трехсоттысячное войско. Расцвет Золотой Орды приходился на правление хана Узбека (1312 – 1340гг.). С 1312 года государственной религией татаро-монголов стал ислам. Затем Орда переживала период феодальной раздробленности, и уже в XV в. Из Золотой Орды выделились Казанское (1438 г.), Крымское (1443 г.), Астраханское (середина XV в.), Сибирское (конец XV в.) ханства.
Последствия монголо-татарского нашествия
Монгольское нашествие оказало значительное воздействие на ход истории России и имело такие последствия:
Прямое воздействие монгольского господства
Больше всего в катастрофе монголо-татарского нашествия пострадали города. Такие старые центры русской цивилизации, как Киев, Чернигов, Переславль, Рязань, Суздаль и несколько более молодой Владимиро-Суздальский, а также некоторые другие города, были полностью разрушены, а первые из трех перечисленных потеряли свое былое значение на несколько столетий. Только немногие важные города в Западной и Северной Руси, такие, как Смоленск, Новгород, Псков, Галич избежали разорения в это время. Монгольская политика забирать самых искусных и квалифицированных ремесленников на службу к хану накладывала новое бремя даже на те города, которые не постигло физическое разрушение в первый период завоевания. К великому хану посылалась квота лучших русских ювелиров и ремесленников. Многие другие отправлялись к хану Золотой Орды для личных нужд, а также на строительство и украшение его столицы – Сарая. Ремесленники разного рода – кузнецы, оружейники, шорники и т. д. – поступали также в распоряжение членов дома Джучи, а также высших военачальников монгольских армий в Южной Руси.
Монгольское нашествие и политика монголов в отношении ремесленников также сильно подорвали русское промышленное производство в целом. Даже Новгород был сначала затронут, но он быстро восстановился; там промышленная депрессия продолжалась примерно полвека. На большей же части Восточной Руси она продолжалась целое столетие. Только в середине 14 века, когда контроль монголов над Русью значительно ослабел, стало заметно возрождение некоторых отраслей производства, особенно металлургии. В течение 15 века большинство городских ремесел прогрессировало. Не только Тверь и Москва, но и меньшие по размеру города, такие, как Звенигород, превратились в оживленные ремесленные центры.
Сельское хозяйство было меньше затронуто монгольским игом, чем промышленные ремесла. В тех частях Южной Руси, которые находились под непосредственным контролем монголов, те сами поощряли возделывание зерновых, таких, как просо и пшеница, для нужд своей армии и администрации. В других частях Руси именно сельское население выплачивало основную часть дани, собираемой монголами или для монголов, поэтому они не были заинтересованы в снижении продуктивности сельского хозяйства. Та же ситуация была и в отношении охотничьего промысла и рыболовства
Юридически говоря, в монгольский период Русь не имела независимого правительства. Великий хан Монголии и Китая считался сюзереном всех русских земель и временами действительно вмешивался в русские дела. В практических вопросах, однако, золотоордынский хан являлся высшим правителем Руси – ее «царем». Фактически же, как видно из истории русско-монгольских отношений, внутренняя политическая жизнь Руси никогда не прекращалась, а только была ограничена и деформирована монгольским правлением. С распадом Монгольской империи и ослаблением самой золотой Орды собственные политические силы страны вышли из-под монгольской надстройки и начали приобретать все больше и больше возможностей.
С политической точки зрения, разрушение в монгольский период большинства крупных городов Восточной Руси нанесло сокрушительный удар городским демократическим институтам, в киевский период процветавшим по всей Руси (и продолжавшим процветать в монгольский период в Новгороде и Пскове).
В киевский период основными областями княжеского управления являлась судебная, военная и финансовая. Князь был верховным судьей и главнокомандующим армии, а его представители собирали налоги и судебные пошлины. После монгольского нашествия высшее управление всеми административными функциями принял на себя царь, монгольский хан. Власть русских князей строго ограничивалась узкой сферой дел, оставленных в их компетенции.
Что касается системы налогообложения, то дань оставалась главным источником дохода, а соха – основной единицей при обложении налогами.
Другим важным источником великокняжеского дохода были судебные пошлины. В судопроизводстве только наиболее важные дела рассматривались лично великим князем.
Русская армия домонгольского периода состояла из княжеской дружины и городского ополчения. Сельское население не подлежало мобилизации до ига, а при монголах ситуация изменилась. Прежде всего, для нужд своих собственных вооруженных сил ими была установлена строгая система всеобщей воинской повинности, которая распространялась и на все сельское население.
После ослабления Золотой Орды московские великие князья получили возможность использовать при необходимости введенную монголами систему всеобщей воинской повинности
Перемены, которые произошли
в Восточной Руси за монгольский
период в положении социальных классов,
были не столь радикальны, как изменения
в правительстве и администраци
В то время как основной обязанностью знати и дворянства, а также основой их прикрепления к государству стала военная служба, горожане и крестьяне несли тягло. Их главными обязанностями было платить налоги и отбывать трудовые повинности, когда это требовалось государству. Консолидация тягловых социальных классов (которые количественно составляли основную часть нации) завершилась в течение XVII века.
До монголо-татарского ига жители крупных городов не платили налогов, они формировали собственное ополчение, в котором служили как свободные горожане, а не призванные солдаты. Призыв и налогообложение, введенные монголами, вместе с ограничением вече коренным образом изменили статус городского класса в Восточной Руси, и после освобождения от монголов были использованы великим князем в интересах собственного правительства.
Как известно, церковь и ее владения были освобождены правительством Золотой Орды от налогов и других повинностей. Поэтому крестьяне на монастырских землях несли только монастырские повинности, но не государственное тягло. Напротив, крестьяне на других землях и платили дань, и несли воинскую повинность.
В средневековой Руси православная христианская церковь играла главную роль в духовной жизни нации. Таким образом, особенно после победы в Золотой Орде ислама, оставалось немного возможностей для прямого монгольского влияния на Русь в религиозной сфере.
Среди задач, стоявших перед церковью в монгольский период, первой была задача оказания моральной поддержки ожесточенным и озлобленным людям – от князей до простолюдинов. Связанной с первой была и более общая миссия – завершить христианизацию русского народа. В киевский период христианство утвердилось среди высших классов и горожан. Большая часть монастырей, основанных в то время, находилась в городах. В сельских районах христианский слой был довольно тонким, и пережитки язычества еще не были побеждены. Только в период монгольского ига сельское население Восточной Руси было более основательно христианизировано. Это было достигнуто как энергичными усилиями духовенства, так и ростом религиозного чувства среди духовной элиты самого народа. Большая часть митрополитов того периода проводила много времени, путешествуя по всей Руси в попытках исправить пороки церковной администрации и направить деятельность епископов и священников. Было организовано несколько новых епархий, четыре в Восточной Руси, две в Западной. Количество церквей и монастырей постоянно увеличивалось и в городах, и в сельских районах. Согласно Ключевскому, в первое столетие монгольского периода основали тридцать монастырей и примерно в пять раз больше - во второе. Характерной чертой нового монастырского движения являлась инициатива молодых людей с горячим религиозным чувством, которые, приняв монашеский сан, удалялись в пустыни для тяжелой работы, молитв и размышлений. Вдохновителем монашеского движения стал преподобный Сергий Радонежский, оказавший огромное влияние на духовное развитие и своих современников, и последующих поколений. Примером своей жизни, высотой своего духа Сергий поднял упавший дух родного народа, пробудил в нем доверие к себе, к своим силам, вдохнул веру в будущее, в возможность победы над монгольскими захватчиками. Кроме того, новые монастыри становились опорными пунктами крестьянской колонизации верхней Волги и северных районов Руси.