Теоретические представления исследователей о духовной поэзии как понятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 21:07, реферат

Описание

Борис Соколов, автор статьи о духовных стихах в Литературной энциклопедии 1930-го года издания, так определяет понятие духовные стихи: "Духовные стихи — эпические, лирико-эпические или чисто лирические песни религиозного содержания." Далее исследователь пишет, что духовные стихи являются древнеисторическим явлением: "В старину носителями и вероятно слагателями многих духовных стихов были "калики" — пилигримы, путешественники по святым местам.

Работа состоит из  1 файл

реферат.docx

— 54.66 Кб (Скачать документ)

Толпа – и есть толпа, её необузданная сила может творить  страшные вещи. И вот, приняв на веру лжесвидетельства против Христа, а  также обвинения фарисеев и книжников, народ распинает своего Творца.

И темными силами храма

Он отдан подонкам на суд,

И с пылкостью тою же самой,

Как славили прежде, клянут.

В этой строфе интересна  метафора "тёмными силами храма  он отдан подонкам на суд". Оказывается, силы храма могут быть и тёмными. Это люди, исполнявшие священные обряды, люди, долг которых был хранить самое святое, что было тогда на земле, – и эти же люди оказались "тёмными силами". Такое противоестественное дело удивительно, но так было. И те люди, которые только что пели Иисусу ,теперь проклинают его с той же пылкостью. Люди ждут развязки, любопытство, жажда зрелища охватила всех:

Толпа на соседнем участке

Заглядывала из ворот,

Толклись в ожиданье развязки

И тыкались взад и вперед.

И полз шёпоток по соседству,

И слухи со многих сторон.

Христос, как мы помним, сочетал  в себе как божественную, так и  человеческую природу. А о чём  думает человек, когда наступает  время его гибели, когда он знает, что очень скоро придёт его  смерть и будет она мучительной? Человек, как это часто описывают  в художественных произведениях, начинает вспоминать своё прошлое. Иисус, как  человек, в этом стихотворении тоже начинает вспоминать своё прошлое:

И бегство в Египет, и  детство

Уже вспоминались, как сон.

Припомнился скат величавый

В пустыне, и та крутизна,

С которой всемирной державой

Его соблазнял сатана.

И брачное пиршество в  Кане,

И чуду дивящийся стол,

И море, которым в тумане

Он к лодке, как посуху, шел.

И сборище бедных в лачуге,

И спуск со свечою в подвал,

Где вдруг она гасла  в испуге,

Когда воскрешенный вставал…

Первое воспоминание –  бегство в Египет. Это событие  самого раннего детства Иисуса, когда  святое семейство вынуждено было бежать от гнева Ирода, который приказал убить всех младенцев до двух лет, чтобы убить среди них и  Спасителя. Эта трагедия передана в  Библии такими трогательными словами: "Глас в Раме слышен, плач и рыдание  и вопль великий; Рахиль плачет о  детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет". (Евангелие от Матфея, глава 2, строка 18.)

Следующее воспоминание –  искушение Христа сатаной в пустыне  после того, как Он постился там  сорок дней. Тогда враг вознёс Иисуса на высокую гору и преподнёс Ему  три искусительных предложения. Первым предложением было сотворить Христу чудо – превратить камни в хлеб, чтобы Иисус после долгого поста смог поесть, но поддавшись этому совету лукавого, Христос совершил бы грех чревоугодия. И Господь ответил ему: "Написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих". (Евангелие от Луки, глава 4, строка 4.) Вторым искушением было предложение Христу сбросится с высоты, чтобы Господь мог доказать этим своё божественное происхождение. Но и этому соблазну не поддался Иисус. Он ответил: "Написано также: не искушай Господа Бога твоего." (Евангелие от Матфея, глава 4, строка 7). Это было испытание гордости Христа. А следующее испытывало его веру: сатана предложил поклониться ему, за это он дал бы Иисусу все царства и славу. Но Господь был твёрд и в вере, Он сказал: "Отойди от Меня, сатана; написано: Господу Богу твоему поклоняйся, и ему одному служи". (Евангелие от Луки, глава 4, строка 8.)

Воспоминание о чуде в  Кане Галилейской на браке – это  воспоминание о первом чуде, которое  сотворил Иисус на земле. Тогда он претворил воду в вино, когда оно  закончилось во время брачного торжества. Это чудо нынешние богословы рассматривают  как Божие благословление брачных  уз.

Воспоминание о том, как  Христос ночью шёл к ученикам по воде – это одно из самых ярких  явлений чудес Господом во время  своей земной жизни.

А вот последнее воспоминание не является прямым отражением того, что  описано в Евангелие, хотя случаи воскрешения умерших не раз показаны в Святой книге – это и воскрешение сына наинской вдовы, это и воскрешение Лазаря, и воскрешения дочери Иаира. Но мы ведь не можем утверждать, что Христос при жизни воскресил только трёх людей, поэтому описанное воскрешения ещё одного бедного в подвале лачуги – это как интерпретация других возможных воскрешений. И то, что стихотворение заканчивается именно чудом воскрешения в воспоминаниях Иисуса, которого скоро уже поведут на Голгофу, имеет своё особое значение. Это мотив будущего воскресения самого Христа, это утешение, это надежда.

Магдалина

У людей пред праздником уборка.

В стороне от этой толчеи

Обмываю миром из ведерка

Я стопы пречистые твои.

 Шарю и не нахожу  сандалий.

Ничего не вижу из-за слез.

На глаза мне пеленой  упали

Пряди распустившихся волос.

 Ноги я твои в  подол уперла,

Их слезами облила, Исус,

Ниткой бус их обмотала с горла,

В волосы зарыла, как в  бурнус

Будущее вижу так подробно,

Словно ты его остановил.

Я сейчас предсказывать способна

Вещим ясновиденьем сивилл.

Завтра упадет завеса в  храме,

Мы в кружок собьемся в  стороне,

И земля качнется под ногами,

Может быть, из жалости ко мне.

Перестроятся ряды конвоя,

И начнется всадников разъезд.

Словно в бурю смерч, над  головою

Будет к небу рваться этот крест.

 Брошусь нá землю у ног распятья,

Обомру и закушу уста.

Слишком многим руки для  объятья

Ты раскинешь по концам креста.

 Для кого на свете  столько шири,

Столько муки и такая мощь?

Есть ли столько душ  и жизней в мире?

Столько поселений, рек и  рощ?

 Но пройдут такие  трое суток

И столкнут в такую пустоту,

Что за этот страшный промежуток

Я до воскресенья дорасту.

Стихотворение написано от первого лица, от лица Марии Магдалины, бывшей бесноватой блудницы, из которой  Иисус изгнал семь бесов и которую  Он сделал своей преданной ученицей. Мария полюбила Христа всем своим  существом, так, как заповедовал Сам Господь: "Возлюби Господа Бога всем сердцем, всей душой, всем разумением и всей крепостью своей". И она была верна Ему до конца: она не убежала, испугавшись, во время казни Иисуса, как то сделали другие ученики Спасителя, она стояла у креста во время страданий Господа, она присутствовала и при погребении Бога, а по прошествии субботы Мария Магдалина вместе с Марией Иаковлевой и Саломией явились ко гробу Христа, чтобы помазать его ароматами, где Христос явился первой именно Марии Магдалине и тем жёнам, которые были вместе с ней. И стихотворение показывает нам эту самоотверженную любовь святой к Богу.

У людей пред праздником уборка.

Начинается стихотворение "Магдалина". О каком празднике  здесь идёт речь? Здесь говорится о приготовлениях к празднику Пасхи – дне поминания великого Божия чуда, когда при исполнении одной из язв Египта Ангел Господень должен был умертвлять первенца из каждой семьи в наказание за то, что египетский царь не хотел отпускать евреев; еврейские же семьи, чтобы дать Ангелу знак кто они, должны были помазать свои дома кровью ягнёнка. Это событие было прообразом того, что случилось позже, того, как Агнцем для заклания за грехи людей стал Сам Божий Сын. Мария Магдалина не готовится к празднику как все.

В стороне от этой толчеи…

Она знает то, что должно очень скоро произойти и готовит  Христа к предстоящему.

Обмываю миром из ведерка

Я стопы пречистые твои.

 Шарю и не нахожу  сандалий.

Ничего не вижу из-за слез.

На глаза мне пеленой  упали

Пряди распустившихся волос.

 Ноги я твои в  подол уперла, Их слезами облила, Исус, Ниткой бус их обмотала с горла, В волосы зарыла, как в бурнус.

Мария страдает, она тяжело переживает трагедию гибели Христа. Описание этого омовения ног мы можем найти  в Евангелие: "Некто из фарисеев просил Иисуса вкусить с ним пищи; и Он, войдя в дом фарисея, возлег. И вот, женщина того города, которая  была грешница, узнав, что Он возлежит в доме фарисея, принесла алавастровый сосуд с миром и, став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром". В этих евангельских строках мы видим не только любовь, но и осознание человеком своих грехов, своей вины перед Богом. В Евангелие женщина своими слезами вымолила у Господа прощение. Пастернак же трактует слёзы грешницы не как умилостивление Бога, но как слёзы горя, слёзы, вызванные осознанием того, что скоро придётся лишиться самого дорого, что есть – Бога.

Будущее вижу так подробно, Словно ты его остановил. Я сейчас предсказывать способна Вещим ясновиденьем сивилл.

А следующие строки не соответствуют  евангельскому повествованию о  смерти Христа. Никто из учеников и  даже Богоматерь не осознавали того, что  Господь воскреснет на третий день, хотя Иисус не раз говорил им о  том, что ему надлежит пострадать от людей, а затем воскреснуть. Но Господь не открывал всего сразу  потому, что тогда ученикам не полезно  было знать всё, что будет, поэтому  Он говорил несколько завуалировано. Когда же Иисус воскрес и явился апостолам, своей Матери и другим ученикам, они поняли, о чём тогда  им говорил Спаситель. Итак, Магдалина  в этом лирическом произведении знает, что будет со Христом. Она сравнивает своё ясновидение будущего с ясновидением сивилл – античных предсказательниц.

Завтра упадет завеса в  храме, Мы в кружок собьемся в стороне, И земля качнется под ногами, Может  быть, из жалости ко мне.  Перестроятся ряды конвоя,

И начнется всадников разъезд.

Словно в бурю смерч, над  головою

Будет к небу рваться этот крест.

И вот, завеса в храме разодралась  надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни .Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и все бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий. Там были также и смотрели издали многие женщины, которые следовали за Иисусом из Галилеи, служа Ему;  между ними были Мария Магдалина и Мария, мать Иакова и Иосии, и мать сыновей Зеведеевых

Эти строки о самом распятии Иисуса. Мы видим здесь, что даже земля не могла оставаться спокойной в то время, когда люди мучили своего Бога, так любившего нас, что принёс Самого Себя в жертву за наши грехи.   Для кого на свете столько шири,

Столько муки и такая мощь?

Есть ли столько душ  и жизней в мире?

Столько поселений, рек и  рощ?

Любовь Бога к людям  так велика, что она даже не укладывается в человеческом сознании.

Но это стихотворение, как и оба предыдущих заканчиваются  на радостном моменте воскресения:

Но пройдут такие трое суток

И столкнут в такую пустоту,

Что за этот страшный промежуток

Я до воскресенья дорасту.

Несмотря на весь ужас происходившего, и это было на благо. Господь, любящий нас Творец, даже зло, которое мы творим, претворяет в нашу пользу.

Все рассмотренные нами стихотворения  Бориса Пастернака проникнуты искренней  верой в Бога. Поэт не просто создаёт  достойные мастера лирические произведения, красивые по форме и содержанию: в каждом из них ощущаются переживания  и лирического героя, и самого автора. В своих стихотворениях Пастернак  показал себя истинным православным христианином, верящим в Бога и  любящим Его. Все стихи наполнены  массой чувств: это скорбь о страданиях Бога и в тоже время осознание  спасительности совершаемого; это ощущение горя, пережитого учениками Христа, и радость воскрешения Спасителя; это осознание собственного недостоинства перед Богом и покаяние, вера в милосердие Творца.

Читая эти прекрасные стихотворения, мы как будто переносимся в  те евангельские времена, когда происходили  глобальные по своей значимости для  всего человечества события. Пастернак так живо передаёт чувства своих героев, что и сами мы начинаем задумываться над такими серьёзными вопросами, как цель нашего бытия, почему Христос выбрал столь скорбный путь для Себя, за что люди предали Спасителя, есть ли справедливость в этом мире и т. д. Безусловно, эти стихи являются по-настоящему духовными и могут принести пользу своим читателям и слушателям, если люди будут задумываться над их содержанием.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 Таким образом, изучение  религиозного содержания духовных  стихов ведет нас не в самую  глубь народной массы, не в  самую темную, близкую к язычеству,  среду ее, но к тем высшим  ее слоям, где она тесно соприкасается  с церковным миром. Духовные  певцы являются посредниками  между церковью и народом, они  переводят на народный язык  то, что наиболее поражает их  воображение в византийско-московском  книжном фонде православия.

Информация о работе Теоретические представления исследователей о духовной поэзии как понятии