Теории происхождения государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 11:20, реферат

Описание

Первые государства на нашей планете появились около пятидесяти столетий тому назад. В настоящее время в юридической науке существует достаточно широкий круг теорий, объясняющих происхождение государства. К числу основных из них относятся следующие:
1. Теологическая. Первопричиной появления государства называется "слово божье", божественная воля со всеми вытекающими отсюда последствиями безусловного, безоговорочного, покорного принятия данного людям свыше.

Работа состоит из  1 файл

Первые теори происхождения гос-ва.docx

— 38.83 Кб (Скачать документ)

Первые государства на нашей планете появились около пятидесяти столетий тому назад. В настоящее время в юридической науке существует достаточно широкий круг теорий, объясняющих происхождение государства. К числу основных из них относятся следующие:

1. Теологическая.  Первопричиной появления государства называется "слово божье", божественная воля со всеми вытекающими отсюда последствиями безусловного, безоговорочного, покорного принятия данного людям свыше.

2. Патриархальная. Сторонники этой теории проводят  параллель между естественно  необходимой властью отца в  семье (патриарха) и полномочиями  верховного властителя в стране, подчеркивая, что государство  есть продукт исторического развития  семьи.

3. Договорная. Предпосылкой  появления государства считается "война всех против всех" т. е. "естественное состояние" людей, конец которому положило учреждение государства, как результата договора между людьми, проявления их воли и разума.

4. Психологическая.  Эта теория выводит государство  из человеческой психики, которой  свойственна потребность подражать  и подчиняться лидеру, выдающейся  личности, способной руководить  обществом. Государство есть организация  для осуществления такого руководства.

5. Теория насилия.  Появление государства связывается с войнами, свойственными истории развития человечества как проявление закона природы, предполагающего подчинение сильными слабых, для закрепления порабощения которых и создается государство как особый аппарат принуждения.

6. Органическая  теория. Государство рассматривается  как результат социальной (органической) эволюции, когда происходит естественный  отбор в ходе внешних войн  и завоеваний, приводящий к появлению  правительств, управляющих социальным  организмом, уподобляемым организму  человеческому.

7. Историко-материалистическая. В отечественной юридической  науке эта теория приобрела  доминирующее значение и получила  наиболее подробное освещение  в учебной литературе. Согласно  данной теории, государство - это  продукт естественно-исторического  развития общества. Первобытное  общество характеризуется отсутствием государства.

Историко-материалистическая теория различает возникновение  государств: а) европейских, б) восточных (азиатских).

Логика процесса возникновения европейских государств отражена в следующих моментах развития общества. Вначале произошло крупное  общественное разделение труда (от земледелия отделилось скотоводство, затем ремесло  и появилось купечество). Общественное разделение труда вызвало рост его  производительности и появление  так называемого избыточного  продукта, т. е. одна семья или даже один человек производили больше, чем потребляли. В прежних экономических  условиях этого не было. Следствием появления избыточного продукта- главного момента в разложении первобытного общества- стало возникновение частной  собственности, имущих и неимущих, эксплуататоров и эксплуатируемых. Последние представляли собой два класса, интересы которых  были непримиримы. В обществе, расколотом на два таких класса, возникает  классовая борьба. Интерес экономически господствующего класса заключается  в сохранении и упрочении своего положения, а угнетенного класса- в избавлении от угнетения, изменении  своего положения в лучшую сторону. Классовая борьба приводит в конечном счете к появлению государства как органа, способного на основе организованного принуждения и насилия обеспечить существование общества, раздираемого внутренними противоречиями, как единого целого. При этом экономически господствующий и самый могущественный класс одновременно становится и классом господствующим политически, т. е. государство изначально появляется как орган, который действует в интересах именно этого класса. Постепенно класс, захвативший публичную власть, формирует и выгодные ему органы власти.

В данной теории различают  три основные формы возникновения государства:

1) афинскую,

2) римскую,

3) древнегерманскую.

Первая из них  изложена выше и представляет собой  классическую форму возникновения государства. В отличие от нее в Древнем Риме процесс образования государства был ускорен длительной борьбой плебеев против патрициев, которая стимулировала разложение родоплеменного строя. У древних германцев образование государства ускорилось завоеванием чужих территорий и покорением живших там народов, господство над которыми было невозможно без создания соответствующего аппарата управления и принуждения

Если возникновение  европейских государств главным  образом обусловлено классовым  разделением общества, то процесс  возникновения восточных государств характеризуется плавным изменением первобытного общества в государственно-организованное, постепенным перерастанием первобытного родоплеменного общества в государство.

Главные причины  появления восточных государств:

необходимость проведения крупномасштабных работ для развития поливного земледелия как основы экономического благополучия общества;

необходимость объединения  больших групп людей и обширных территорий для достижения этой цели;

необходимость в  централизованном управлении объединенной массой людей.

На фоне действия этих причин из аппарата управления родоплеменными объединениями возникает собственно государственный аппарат. Будучи продуктом  естественно-исторического развития общества, государственный аппарат  постепенно обособляется от общества, его функционеры становятся господствующим классом, эксплуатирующим труд общинников.

 
1. Основные теории (концепции) происхождения государства и права    

 За время существования  юридической, философской и политической  наук были созданы десятки  самых разных теорий и доктрин.  Их разнообразие связано с  одной стороны, многогранностью  таких явлений, как государство  и право, с другой – с  тем, что каждая теорий отражает  субъективизм ученых или различные  взгляды и суждения тех или  иных классов, других социальных  общностей, или взгляды на разные  аспекты процесса происхождения и развития государства и права. В основе таких взглядов и суждений всегда находились и находятся различные экономические, финансовые, политические и иные интересы.    

 К основным теориям  возникновения государства принято относить:

1. теологическую (религиозная, божественная); 
2. патриархальную (отеческая); 
3. договорную (естественно-правовая); 
4. органическую;  
5. психологическую; 
6. ирригационную; 
7. насилия (внутреннего и внешнего); 
8. экономическую (классовую).

Теологическая теория возникновения государства    

 Теологическая  (религиозная)  теория  господствовала в средние века. В настоящее время она наравне с другими теориями распространена в Европе и на других континентах, а в ряде исламских государств (Иран, Саудовская Аравия и др.) носит официальный характер. Ее представителями были многие религиозные деятели Древнего Востока, средневековой Европы христианские философы и богословы (Фома Аквинский — 1225 – 1274 XIII в.,  Аврелий Августин (Блаженный - 354 - 430 н. э.), идеологии ислама и современной католической церкви (неотомисты — Жак Маритен, Мерсье и др.).     

 Во всех религиях  отстаивается идея богоустановленности  государственной власти. Например, в послании апостола Павла римлянам говорится: "Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога, существующие власти от Бога установлены".     

 Теократическая теория  имела под собой реальные факты: первыегосударства имели религиозные формы, поскольку представляли собой правление жрецов. Божественное право придавало государственной власти авторитет, а решениям государства - обязательность. Так, в Законах древневавилонского царя Хаммурапи говорилось о божественном происхождении власти царя: "Боги поставили Хаммурапи править "черноголовыми".    

 Суть теологической теории в том, что, по мнению ее авторов, государство возникло по воле Бога. Следовательно, государство, его институты, власть:  

= вечны, незыблемы и  святы;  

= их возникновение и  упразднение не зависит от  человека;  

= являются выразителями  воли Бога на земле.    

 Теологическая теория  призывает:  

 • принять государство  и власть как данность, полученную свыше;  

 • признать власть  монархов (распространенную в средние века) святой и происходящей от Бога (Папа Римский – представитель Бога на Земле, монархи - представители Папы и через него Бога в своих государствах);  

 • полностью и во  всем подчиняться власти - небесной (божественной), то есть церковной  и земной, являющейся представительницей  небесной на Земле, - то есть  монархам и государству;  не пытаться изменить установленный Богом порядок.    

 Достоинства данной теории:  

- способствует укреплению  гражданского согласия в обществе, усилению духовности;  

- препятствует   насилию,   революциям   и   гражданским войнам, переделу власти и собственности.    

 Недостаток теории в том, что она основана на вере (в Бога), а не на проверенном научном знании, то есть ненаучна. Теологическую теорию нельзя доказать, как и нельзя прямо опровергнуть.    

 Современным инвариантом  теократической теории является христианско-демократическая концепция государства, основанная на подчеркивании уникальности и самоценности каждого человека, его уважении со стороны государства, заботе каждого гражданина об обществе, личности и государстве, а также помощи со стороны государства тем, кто самостоятельно не может себя обеспечить: инвалидам, безработным, детям, пожилым людям.

Патриархальная  теория возникновения государства    

 Основоположником патриархальной  теории считается древнегреческий  философ Аристотель (384-322 до н.  э.).    

 Аристотель считал, что  люди как коллективные существа стремятся к общению и образованию семей, а развитие семей ведет к образованиюгосударства. Аристотель трактовал государство как продукт размножения семей, их расселения и объединения. По Аристотелю, государственная власть есть продолжение и развитие отцовской власти. Он отождествлял государственную власть с патриархальной властью главы семьи.    

 В Китае эту теорию государства как большой семьи развил Конфуций (551 - 479 гг. до н.э.). Власть императора он уподоблял власти отца, а отношения правящих и подданных - семейным отношениям, где младшие зависят от старших и должны быть преданными правителям, почтительными и слушаться во всем старших. Правители же должны заботиться о своих подданных, как о детях.    

 В более современную  эпоху ее развили Филмер и  Михайловский.    

 Р. Филмер (ХVII в.) в работе "Патриарх" доказывал, что власть  монарха неограниченна, поскольку  исходит от Адама, который получил свою власть от бога. Поэтому Адам не только отец человечества, но и его властелин. Монархи как преемники Адама унаследовали от него свою власть.    

 Суть  патриархальной  теории  в том, что, по мнению ее авторов, государство возникает по модели семьи (то есть, государство - своеобразная "большая семья", состоящая из множества обычных семей). Государство возникает из разрастающейся из поколения в поколение семьи.    

 Следовательно,  власть  правителя  (короля)  является продолжением отцовской власти в семье, Согласно патриархальной теории:  

- монарх является отцом  всего народа;  

- благосостояние общества  невозможно без королевской (отцовской)  заботы;  

- король действует во  благо подданных, охраняет и  защищает их (как отец членов семьи);  

- власть короля (отца) ничем  не ограничена и незыблема;  

- подданные обязаны чтить  короля и подчиняться ему, как  члены семьи отцу.    

 К достоинствам патриархальной теории можно отнести то, что она:  

* способствует сплочению  общества; уважению, почитанию государственной власти;  

* культивирует дух родства,  братства, взаимосвязанности членов  общества (как членов семьи).    

 Недостатком теории является прямое отождествление государства и семьи, власти монарха и отца. Этому противоречат следующие факты:  

= в семье существуют  действительные родственные связи, в то время как весь народ (несмотря на наличие определенной общности) вряд ли правильно объявлять родственниками;  

= монарх - представитель  публичной власти, отделенной от  народа, и его власть имеет  иную основу, чем власть отца  в семье (отец действительно  является основателем рода, монарх  же, если и основатель, то государства, а не народа; монарх не является родственником подавляюще го большинства населения; зачастую монарх призывается из другогогосударства и вообще не имеет кровнородственной связи с управляемым государством; власть отца неформальна и непосредственна, власть монарха сильно формализована, сопровождена церемониалом, осуществляется опосредованно, через чиновников, бывает подкреплена законами, хартиями, опирается на аппарат принуждения);  

= вряд ли можно считать  государство прямым продолжением семьи еще и потому, что оба эти института зарождались постепенно и почти в одно и то же время в процессе разложения первобытнообщинного строя.

Договорная  теория возникновения государства    

 Теория общественного  договора или естественно-правовая была сформулирована в работах раннебуржуаз-ных мыслителей и получила распространение в XVII - XVIII вв. Теория общественного договора противостояла феодальному сословному государству, царящему в обществе произволу, неравенству людей перед законом. Ее авторами  и сторонниками в разное время являлись:   

 Гуго Гроций (1583 - 1646) - голландский мыслитель и правовед;   

 Джон Локк (1632 - 1704), Томас  Гоббс (1588 - 1679) - английские философы;   

 Шарль-Луи Монтескье  (1689 - 1755), Дени Дидро (1713 -1783), Жан-Жак  Руссо (1712 - 1778) - французские философы- просветители;  

 А. Н. Радищев (1749 - 1802) - русский философ и писатель-революционер.     

 Теория, выдвинутая данными  авторами, получила также названиеестественно-правовой или естественного права. В большинство концепций входит идея «естественного права», т. е. наличия у каждого человека неотъемлемых, естественных прав, полученных от Бога или от Природы.     

Информация о работе Теории происхождения государства