Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 11:20, реферат
Первые государства на нашей планете появились около пятидесяти столетий тому назад. В настоящее время в юридической науке существует достаточно широкий круг теорий, объясняющих происхождение государства. К числу основных из них относятся следующие:
1. Теологическая. Первопричиной появления государства называется "слово божье", божественная воля со всеми вытекающими отсюда последствиями безусловного, безоговорочного, покорного принятия данного людям свыше.
Первые государства на нашей планете появились около пятидесяти столетий тому назад. В настоящее время в юридической науке существует достаточно широкий круг теорий, объясняющих происхождение государства. К числу основных из них относятся следующие:
1. Теологическая.
Первопричиной появления госуда
2. Патриархальная.
Сторонники этой теории
3. Договорная. Предпосылкой
появления государства считаетс
4. Психологическая.
Эта теория выводит
5. Теория насилия.
Появление государства связывае
6. Органическая теория. Государство рассматривается как результат социальной (органической) эволюции, когда происходит естественный отбор в ходе внешних войн и завоеваний, приводящий к появлению правительств, управляющих социальным организмом, уподобляемым организму человеческому.
7. Историко-материалистическая.
В отечественной юридической
науке эта теория приобрела
доминирующее значение и
Историко-материалистическая теория различает возникновение государств: а) европейских, б) восточных (азиатских).
Логика процесса
возникновения европейских
В данной теории различают
три основные формы возникновения государств
1) афинскую,
2) римскую,
3) древнегерманскую.
Первая из них
изложена выше и представляет собой
классическую форму возникновения государств
Если возникновение
европейских государств главным
образом обусловлено классовым
разделением общества, то процесс
возникновения восточных
Главные причины
появления восточных
необходимость проведения крупномасштабных работ для развития поливного земледелия как основы экономического благополучия общества;
необходимость объединения больших групп людей и обширных территорий для достижения этой цели;
необходимость в централизованном управлении объединенной массой людей.
На фоне действия
этих причин из аппарата управления родоплеменными
объединениями возникает
1. Основные теории
(концепции) происхождения госу
За время существования
юридической, философской и
К основным теориям возникновения государства принято относить:
1. теологическую (религиозная,
божественная);
2. патриархальную (отеческая);
3. договорную (естественно-правовая);
4. органическую;
5. психологическую;
6. ирригационную;
7. насилия (внутреннего и внешнего);
8. экономическую (классовую).
Теологическая теория возникновения государства
Теологическая (религиозная) теория господствовала в средние века. В настоящее время она наравне с другими теориями распространена в Европе и на других континентах, а в ряде исламских государств (Иран, Саудовская Аравия и др.) носит официальный характер. Ее представителями были многие религиозные деятели Древнего Востока, средневековой Европы христианские философы и богословы (Фома Аквинский — 1225 – 1274 XIII в., Аврелий Августин (Блаженный - 354 - 430 н. э.), идеологии ислама и современной католической церкви (неотомисты — Жак Маритен, Мерсье и др.).
Во всех религиях
отстаивается идея
Теократическая теория
имела под собой реальные
Суть теологической теории в том, что, по мнению ее авторов, государство возникло по воле Бога. Следовательно, государство, его институты, власть:
= вечны, незыблемы и святы;
= их возникновение и упразднение не зависит от человека;
= являются выразителями воли Бога на земле.
Теологическая теория призывает:
• принять государство и власть как данность, полученную свыше;
• признать власть монархов (распространенную в средние века) святой и происходящей от Бога (Папа Римский – представитель Бога на Земле, монархи - представители Папы и через него Бога в своих государствах);
• полностью и во всем подчиняться власти - небесной (божественной), то есть церковной и земной, являющейся представительницей небесной на Земле, - то есть монархам и государству; не пытаться изменить установленный Богом порядок.
Достоинства данной теории:
- способствует укреплению
гражданского согласия в
- препятствует насилию, революциям и гражданским войнам, переделу власти и собственности.
Недостаток теории в том, что она основана на вере (в Бога), а не на проверенном научном знании, то есть ненаучна. Теологическую теорию нельзя доказать, как и нельзя прямо опровергнуть.
Современным инвариантом
теократической теории
Патриархальная теория возникновения государства
Основоположником
Аристотель считал, что люди как коллективные существа стремятся к общению и образованию семей, а развитие семей ведет к образованиюгосударства. Аристотель трактовал государство как продукт размножения семей, их расселения и объединения. По Аристотелю, государственная власть есть продолжение и развитие отцовской власти. Он отождествлял государственную власть с патриархальной властью главы семьи.
В Китае эту теорию государств
В более современную эпоху ее развили Филмер и Михайловский.
Р. Филмер (ХVII в.) в работе
"Патриарх" доказывал, что власть
монарха неограниченна,
Суть патриархальной теории в том, что, по мнению ее авторов, государство возникает по модели семьи (то есть, государство - своеобразная "большая семья", состоящая из множества обычных семей). Государство возникает из разрастающейся из поколения в поколение семьи.
Следовательно, власть правителя (короля) является продолжением отцовской власти в семье, Согласно патриархальной теории:
- монарх является отцом всего народа;
- благосостояние общества
невозможно без королевской (
- король действует во благо подданных, охраняет и защищает их (как отец членов семьи);
- власть короля (отца) ничем не ограничена и незыблема;
- подданные обязаны чтить короля и подчиняться ему, как члены семьи отцу.
К достоинствам патриархальной теории можно отнести то, что она:
* способствует сплочению общества; уважению, почитанию государственной власти;
* культивирует дух родства, братства, взаимосвязанности членов общества (как членов семьи).
Недостатком теории является прямое отождествление государства и семьи, власти монарха и отца. Этому противоречат следующие факты:
= в семье существуют
действительные родственные
= монарх - представитель публичной власти, отделенной от народа, и его власть имеет иную основу, чем власть отца в семье (отец действительно является основателем рода, монарх же, если и основатель, то государства, а не народа; монарх не является родственником подавляюще го большинства населения; зачастую монарх призывается из другогогосударства и вообще не имеет кровнородственной связи с управляемым государством; власть отца неформальна и непосредственна, власть монарха сильно формализована, сопровождена церемониалом, осуществляется опосредованно, через чиновников, бывает подкреплена законами, хартиями, опирается на аппарат принуждения);
= вряд ли можно считать
государство прямым
Договорная теория возникновения государства
Теория общественного договора или естественно-правовая была сформулирована в работах раннебуржуаз-ных мыслителей и получила распространение в XVII - XVIII вв. Теория общественного договора противостояла феодальному сословному государству, царящему в обществе произволу, неравенству людей перед законом. Ее авторами и сторонниками в разное время являлись:
Гуго Гроций (1583 - 1646) -
голландский мыслитель и
Джон Локк (1632 - 1704), Томас Гоббс (1588 - 1679) - английские философы;
Шарль-Луи Монтескье (1689 - 1755), Дени Дидро (1713 -1783), Жан-Жак Руссо (1712 - 1778) - французские философы- просветители;
А. Н. Радищев (1749
- 1802) - русский философ и писатель-
Теория, выдвинутая данными авторами, получила также названиеестественно-правовой или естественного права. В большинство концепций входит идея «естественного права», т. е. наличия у каждого человека неотъемлемых, естественных прав, полученных от Бога или от Природы.