Теория государства и права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 15:36, курсовая работа

Описание

Предмет и метод (ТГП)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………........3

Глава 1. Предмет теории государства и права……………………………………...5

1.1. Теория права и государства в системе общественных наук……………..5

1.2. Теория права и государства в системе юридических наук………………8

1.3. Определение предмета вузовского курса теории права и
государства………………………………………………………………..12

1.4. Развитие теоретической науки о праве и государстве………………….16

Глава 2. Методы теории государства и права……………………………………..21

2.1. Значение методологии в познании государства и права………………..21

2.2. Общенаучные методы познания государства и права…………………..23

2.3. Специальные и частнонаучные методы теории государства и права….25

2.4. Значение научных определений………………………………………….27

Заключение…………………………………………………………………………..29

Список литературы………………………………………………………………….31

Работа состоит из  1 файл

Предмет и метод (ТГиП)).doc

— 145.00 Кб (Скачать документ)

     1.4. Развитие теоретической науки о праве и государстве

     Историческое  развитие любой науки, включая теорию права и государства, связано с усложнением, увеличением задач, которые ставит жизнь перед данной наукой6. Положение приобретает особенную остроту в переломные, поворотные периоды развития общества, государства. Поглощенные сиюминутными потребностями и интересами, люди отворачиваются от фундаментальной науки. Обыденное сознание, помноженное на правовой нигилизм, нередко характеризует фундаментальные исследования как «абстрактные», «формальные», «оторванные от практических нужд. Зачастую от академических трудов по теории права и государства требуют немедленного действенного эффекта, радикального улучшения в области правового регулирования или решительного поворота в борьбе с преступностью. Фундаментальные науки, конструирующие теоретико-познавательные модели действительных процессов, на самом деле являются абстрактными, но не формально-схоластическими; обобщающими, но не оторванными от жизни. Давно известно, что нет ничего более практического, чем хорошая теория. Рыночная реформа, новые факторы социального динамизма ставят в повестку дня проблемы, неизвестные ранее юридической науке. Общественная практика предъявляет повышенные требования к качеству и обоснованности академических разработок. Юридические исследования, выполненные в рамках отраслей прикладного, описательного, эмпирического характера, не в состоянии в полной мере удовлетворить запросы социально-экономического и политического развития, выхода из затянувшегося кризиса, решения национальных, этнических, региональных конфликтов. Жизнь заставляет юридическую науку все в большей мере обращаться к исследованию фундаментальных проблем, на основе которых и появляются возможности удовлетворения этих растущих потребностей.

     К этому следует добавить, что теория права и государства, в силу особенностей своего предмета, включает в себя и  мировоззренческие аспекты государственно-правовой реальности. Любой вопрос, находящийся в «поле» ее внимания, каким бы узкопрофессиональным или узкоюридическим он ни оказался, приобретает ярко выраженное «публичное» значение. Мировоззренческий характер науки «выталкивает» юриста-теоретика из узкого пространства абстрактных категорий в реальную жизнь, заставляет занять ту или иную социальную позицию в решении практических вопросов, отстаивать индивидуальные, групповые или общегосударственные интересы.

     Развитие  теории права и государства не только обусловлено стоящими перед  ней задачами, но и связано с  выполняемыми ею функциями. В той мере, в которой теория права и государства является одним из эффективных способов добывания нового значения государственно-правовой действительности, его накопления и систематизации, обмена и восприятия, теория права и государства выполняет онтологическую функцию. Онтология - наука о сущем «онтос» - по-греч. «сущее», познание существа государственно-правовых явлений происходит в рамках указанной функции.

     С развитием науки связана эвристическая  функция. Эвристика - искусство нахождения истины. Теория права и государства обладает системой логических приемов и методических правил исследования, позволяющих ей не только познавать, что есть «наличное бытие», но и открывать новые закономерности в развитии права и государства, что особенно важно в «нетрадиционные» времена, периоды реформ и социальных сдвигов.

     Как фундаментальная наука, теория права  и государства выполняет в  отношении отраслевых и специальных  юридических дисциплин вполне определенную методологическую функцию. Понятия и концепции обшей теории права и государства выступают своеобразными «опорными пунктами» отраслевых и специальных наук. Не ограничиваясь познанием государственно-правовых явлений, теория права и государства разрабатывает принципы преобразования права, правовых и государственных институтов. Само государство выступает фокусом политической борьбы, поэтому функцией теории права и государства будет выступать политическая функция. Политика означает общественную деятельность, направленную на завоевание или сохранение государственной власти, определенное направление и способы деятельности государства внутри страны и в отношениях с иностранными государствами и т.д. Политический курс страны отражается и в правотворческой деятельности, и в действующем законодательстве.

     В тесной связи с политической функцией существует функция идеологическая. Идеология и идеологическая функция науки отражают ее мировоззренческую сторону. Идеологическую функцию не следует рассматривать как неизбежное «зло», с которым вынуждены считаться. Ее не следует толковать как обязанность оправдания того или иного политического курса правящей партии, как бездумное и некритическое цитирование основоположников, претензию науки на истину в последней инстанции и «право поучать» представителей других отраслей знания. Идеологическая функция, понимаемая в разумных пределах, есть лишь признание того факта, что право, государство играют значительную роль в социально-политической жизни страны, в культурной сфере, в области общественного сознания. Идеологическая функция признает большую и растущую роль правового сознания, правовой культуры различных субъектов правовой жизни и сознательного выбора своего поведения, осознания ими своих субъективных прав и обязанностей, своего правового статуса.

     Организаторская функция теории права и государства связана с разработкой и осуществлением на практике тех или иных теоретико-познавательных моделей. Разумеется, юридическая наука еще далека от того, чтобы охватить своим вниманием все процессы и явления современного мира, требующие соответствующего реагирования. Организаторская функция общей теории должна проявляться и в поиске решений и подходов к массе проблем, с которыми столкнулись различные народы (государства), и особенно народы бывшего СССР, в последнем десятилетии XX в. Но в принципе теория права и государства занимается не сиюминутными проблемами, а пытается предвидеть их появление. К этому ее призывает прогностическая функция. В теории права и государства такими данными для предсказания могут служить открытие теорий закономерности государственно-правового развития, доказанные ею факты, накопленная статистика.

     На  теории «лежит ответственность» за состояние  дел в юридической науке. На ее долю выпадает задача аккумуляции новейших достижений не только юридических, общественных, но и естественных и технических наук. Теория «фильтрует» добытое знание. Она определяет тенденции в развитии государственно-правового процесса или отдельных его составляющих, выдвигает соответствующие гипотезы. Степень верифицируемости сделанных прогнозов во многом зависит от широты социально-экономического, идейно-политического и культурно-ценностного видения государственно-правовой сферы в ее единстве, от использования данных всех наук.

     Успешное  развитие теоретической науки о  праве и государстве предполагает теснейшую связь всех функций между собой, ибо открытие и прогнозы могут основываться только на практике, а она невозможна без надлежащей реализации онтологической и методологической функций, которые, в свою очередь, без учета политической и идеологической функций могут не достичь своих целей. Впечатляющие перспективы у науки теории права и государства, долгий и славный путь пройден ею. Большой творческий вклад в ее становление и развитие в разные исторические эпохи, в разных странах внесли многие выдающиеся умы. Это и легисты Китая, и безвестные составители Законов Ману, и известные каждому знаменитые мудрецы Греции, и политические ораторы Древнего Рима. Это теоретики мрачных столетий средневековья и блестящего периода Возрождения. Это основоположники современных представлений о праве, государстве, политике эпохи рубежа Нового времени и буржуазных революций. Это философы классического немецкого идеализма, французские просветители и итальянские политологи.

     Весом вклад российской дореволюционной юридической мысли в мировую науку. До сих пор привлекают интерес многочисленные работы теоретиков права и государства советского периода. Переживаемый сейчас этап может оказаться весьма плодотворным для развития целого ряда направлений правоведения и государствоведения.

     Таким образом, теория права и государства  - это общественная наука о закономерностях возникновения, развития и функционирования права, правосознания и государства вообще, о типах права и государства, в частности об их классово-политической и общечеловеческой сущности, содержании, формах, функциях и конечных судьбах. 
 
 

     Глава 2. Методы теории государства и права

     2.1. Значение методологии  в познании государства и права

     Термин  «метод» введен в научный оборот древними греками. Под ним понимается способ познания, исследования явлений природы и общественной жизни. Виднейшие ученые придавали методам познания исключительное значение. Так, Ф. Бэкон сравнивал метод с фонарем, освещающим путь ученому, считая, что даже хромой, идущий с фонарем по дороге, опередит того, кто бежит впотьмах без дороги. Иначе говоря, плодотворность научного поиска, степень и глубина познания реальной действительности во многом зависят от методов, используемых исследователями. Сами по себе методы - продукт творческой, интеллектуальной деятельности человека, они неразрывно связаны с предметом изучения. Постоянный поиск новых исследовательских приемов, способов, методов обеспечивает прирост научных знаний, углубление представлений о присущих предмету закономерностях7.

     Теория  государства и права не собрание готовых истин, канонов или догм. Это постоянно развивающаяся, живая наука, находящаяся в непрерывном поиске. Обновляя и развивая свои методы познания, она приближается к осуществлению своего основного предназначения - служить научным ориентиром государственно-правовой практике.

     Таким образом, методы теории государства  и права - это приемы, способы, подходы, которые используются ею для познания своего предмета и получения научных результатов. Учение о методах научного познания называется методологией.

     Многовековой  мировой опыт государственно-правового развития вызвал к жизни многочисленные и многообразные политико-правовые теории и доктрины. Все они опираются на различные методы, подходы и получают далеко не одинаковые выводы и результаты: одни теории отвергают саму возможность познания сущности государства и права, другие считают, что государство и право возникают и развиваются спонтанно, третьи утверждают, что государство и право создаются и совершенствуются по воле людей, и т. д.

     В нашей науке многие десятилетия  господствовал монистический - марксистско-ленинский - подход к изучению государственно-правовых явлений. Марксистско-ленинская теория государства и права признавалась единственно истинной, т.е. правильно отражающей объективную действительность. Все другие теории и доктрины считались (в той или иной мере) ложными и подвергались критике. Это обедняло наше учение о государстве и праве, не позволяло в полной мере использовать мировые достижения политической и правовой культуры.

     Вместе  с тем любая теория, используя  свои методы познания, несет крупицы  знаний в общую копилку, позволяет  глубже и полнее понять те или иные стороны, грани изучаемых феноменов. Сегодня самым, пожалуй, приемлемым для теории государства и права является конструктивно-критический подход к оценке и анализу прошлых и настоящих государственно-правовых учений.

     Отмеченное  в полной мере относится к марксистско-ленинской  доктрине, которая в последнее  время подвергалась жесточайшей критике и даже очернительству, в том числе со стороны ее бывших «горячих» сторонников. Затяжной системный кризис во многих странах, называвшихся социалистическими, жизненная потребность его преодоления обусловили резко отрицательное отношение к марксизму-ленинизму как учению и социализму как общественно-политическому строю. Однако наука не может впадать в крайности. Спору нет, в марксизме немало утопического и устаревшего, но есть в нем положения и выводы, имеющие непреходящее значение. Идеи о коллективизме, народовластии, социальной справедливости, трудовой морали неистребимы, пока существуют человек и мир.

     Сегодня в нашей стране свобода выбора методов, способов, подходов к изучению государства и права, плюрализм учений и мнений, идеологическое многообразие. Хотя верно и то, что о государстве и праве нельзя сказать почти ничего такого, что бы прямо или косвенно не затрагивало интересов различных социальных групп, классов, партий и политических течений. Но науке надлежит дистанцироваться от групповых, классовых, националистических интересов во имя истины и правды.

     Методы  теории государства и права, как  уже говорилось, тесно связаны с ее предметом. Последний отвечает на вопрос, что изучает теория, методы - как, какими способами она это делает. В основе методов лежит предмет теории, ибо без теории метод остается беспредметным, а наука - бессодержательной. В свою очередь лишь теория, вооруженная адекватными методами, может выполнить стоящие перед ней задачи и функции.

     Теория  и методы возникают одновременно, к ним предъявляются сходные требования: не только результаты, но и путь к ним должен быть истинным. Но теория и методы не тождественны, не могут и не должны подменять друг друга8.

     2.2. Общенаучные методы познания государства и права

     Теория  государства и права разрабатывает собственные методы исследования государственно-правовых явлений и в то же время активно использует общие методы, выработанные общественными и естественными науками.

     На  протяжении долгого времени в  науке противоборствуют идеалистический и материалистический методы познания, метафизика и диалектика. Нашей отечественной науке присуща ориентация на материалистический подход, согласно которому глубинные, сущностные стороны государства и права предопределяются в конечном счете экономикой, наличными формами собственности. Материалистический подход позволяет проследить связь государства и права с реальными процессами, выявлять и исследовать их возможности для упрочения материальных основ и увеличений экономического потенциала общества.

Информация о работе Теория государства и права