Теория недопотребления в трудах С.Сисмонди и Т.Мальтуса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 21:57, реферат

Описание

Как мы знаем, в разные времена, существовали разные точки зрения на те или иные экономические процессы. Различные философы-экономисты озвучивали близкие им теории в своих научных работах и представляли их общественности. Какие-то подвергались жесткой критике, какие-то, наоборот, вдохновляли целые поколения последователей.

Содержание

Введение...........................................................................................................3
Глава I. Жан Сисмонди
1.1 Краткая биография..........................................................................4
1.2 Экономические взгляды.................................................................5
Глава II. Томас Мальтус
2.1 Краткая биография.........................................................................8
2.2 Экономические взгляды................................................................9
III. Критика теории........................................................................................13
Заключение....................................................................................................14
Библиография................................................................................................16

Работа состоит из  1 файл

реферат.doc

— 92.00 Кб (Скачать документ)

      Федеральное агентство по образованию

      Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

      Удмуртский  Государственный Университет 

      Кафедра экономической теории 
 
 

      Реферат

      по  Истории экономических учений

      Тема: теория недопотребления в трудах С.Сисмонди и Т.Мальтуса 
 
 
 
 
 

Выполнил  студент III курса

ИЭиУ  УдГУ

группа: З-060200-31

Науменко  Виктория 
 

      Проверил  Баскин А.С. 
 
 
 
 
 

Ижевск 2010

Содержание 

Введение...........................................................................................................3

Глава I. Жан Сисмонди

  • 1.1 Краткая биография..........................................................................4
  • 1.2 Экономические взгляды.................................................................5

Глава II. Томас Мальтус

  • 2.1 Краткая биография.........................................................................8
  • 2.2 Экономические взгляды................................................................9

III. Критика теории........................................................................................13

Заключение....................................................................................................14

Библиография................................................................................................16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

Как мы знаем, в  разные времена, существовали разные точки  зрения на те или иные экономические  процессы. Различные философы-экономисты озвучивали близкие им теории в своих  научных работах и представляли их общественности. Какие-то подвергались жесткой критике, какие-то, наоборот, вдохновляли целые поколения последователей.

И конечно, внимание экономистов не обошла такая актуальная во все времена тема, как кризис. В данной работе рассматриваются  главные тезисы и взгляды «Теории недопотребления», объясняющей, как казалось ее основателям, причины такого явления как кризис.

В работе представлены рассуждения в сфере экономики  основателя этой теории Ж. Сисмонди и  такой одиозной и неоднозначной фигуры в истории политической экономии как Т. Мальтуса, чем-то схожего своими взглядами с Сисмонди. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава I. Жан Сисмонди. 

1.1 Краткая биография 

Жан Шарль Леонард  Симонд де Сисмонди (фр. Jean Charles Léonard Simonde de Sismondi; 9 мая 1773, Женева — 25 июня 1842, там же) — швейцарский экономист и историк, один из основоположников политической экономии.

Учился в Женевском  университете. Жил во Франции, Великобритании, Италии. В 1798 году вернулся в Швейцарию. С 1833 член французской Академии моральных и политических наук.

Предки Ж.-Ш.Сисмонди переселились из Италии во Францию (провинция  Дофине), где перешли в протестантство, и после отмены Нантского эдикта бежали в Женеву, где обрели права  граждан. Семья Сисмонди, с одной  стороны, принадлежала высшему сословию и обладала и собственностью, и чинами (отец Жана Шарля был членом Большого Совета Женевской республики). С другой, по основным занятиям отец Сисмонди был деревенским пастором и в какой-то момент его финансовые дела расшатались. Это заставило Сисмонди оставить университет, не окончив курса, и поступить на службу в один торговый дом в Лионе. Восстание лионского населения против национального конвента (1793) вынудило его бежать обратно в Женеву; но здесь также разразилась революция, причём семья Сисмонди сильно пострадала за свои аристократические симпатии: и отец, и сын попали в тюрьму. За этим последовало новое бегство, и после короткого пребывания в Англии вся семья переселилась в Италию, где приобрела имение близ Флоренции.

В Женеву Сисмонди вернулся в 1798 году, где занял место секретаря торговой палаты. Вскоре выходят первые его политико-экономические сочинения: «Tableau de l’agriculture toscane» (1801) и «De la richesse commerciale ou principes de l’économie politique» (1803), где Сисмонди выступает в русле экономических учений А.Смита. Эти сочинения создают ему репутацию солидного учёного; Сисмонди попадает в поле зрения сподвижников Александра I, только что приступивших к реформе системы образования в России. Актом от 4 (16) апреля 1803 года царь преобразует бывшую Главную виленскую школу (русск. Ви́льна, белор. Вільня, польск. Wilno, совр. Вильнюс) в Виленский университет, где Сисмонди получает приглашение занять кафедру политической экономии. Это перспективное предложение Сисмонди отклоняет. С учётом того, что к 1823 году Виленский университет, получавший среди других наибольшие дотации из бюджета России, становится крупнейшим университетом Европы (по числу студентов Вильна превосходила Оксфорд), отмечаемый биографами последующий отказ Сисмонди от профессорской кафедры в парижской Сорбонне выглядит менее значительным событием.1 

1.2 Экономические взгляды  С. Сисмонди 

Работы швейцарского экономиста и историка С.Сисмонди сыграли  заметную роль в истории экономической  мысли хотя бы потому, что он первым подверг научной критике экономическую систему капитализма, выступил противником некоторых идей, высказанных представителями классической политической экономии. В отличие от последних, в политической экономии он видел не науку о богатстве и способах его увеличения, а науку о совершенствовании социального механизма в интересах человеческого счастья. Сисмонди считал политэкономию нравственной наукой, которая имеет дело с человеческой природой, а не с экономическими отношениями; она приведет к цели лишь тогда, когда приняты во внимание чувства, потребности и страсти людей. Безусловно, на такую трактовку предмета политической экономии оказала влияние работа Смита “Теория нравственных чувств”. Увеличение производства благ, по Сисмонди, не самоцель, и само не является показателем богатства, если в процессе его распределения большинство получает жалкие крохи. И здесь также видно влияние А.Смита, который пишет, что “ни одно общество, без сомнения, не может процветать и быть счастливым, если значительнейшая часть его членов бедна и несчастна”. Таким образом, у Сисмонди мы видим развитие нравственных аспектов экономической науки, начало которому положил А.Смит.

Но не только в этом проявляется единство взглядов Сисмонди и Смита. Сисмонди — сторонник  трудовой теории стоимости, согласно которой стоимость товара определяется затратами труда на его производство. Совершенно естественно, что он считает прибыль доходом капиталиста, представляющим собой вычет из продукта труда рабочего. Сисмонди прямо говорит об ограблении рабочего при капитализме, подчеркивая эксплуататорскую природу прибыли и считая, что заработная плата должна быть равна всей стоимости продукта труда рабочего. Но почему рабочий получает лишь малую часть стоимости созданного им продукта? Сисмонди не искал регуляторов заработной платы в “естественных” законах природы, как Рикардо и Мальтус, тем не менее, он принимал господствующее в экономической литературе положение, что заработная плата рабочих стремится к прожиточному минимуму. Причину такого положения Сисмонди видит в специфических капиталистических отношениях, в стремлении капиталистов “выжать” как можно больше прибыли из своих рабочих. Возможность же сведения заработной платы к минимуму у Сисмонди связана с процессом вытеснения труда машинами, то есть с ростом безработицы, которая вынуждает рабочих наниматься за меньшую заработную плату. Отсюда видно, что, отрицая закон народонаселения Мальтуса, Сисмонди не отрицал наличия связи между ростом населения и заработной платой. Не случайно Сисмонди предлагал ограничить рост населения рамками дохода семьи. 
 

Теория  недопотребления

Но все-таки на первый план в экономических взглядах Сисмонди выдвигается проблема рынков и реализации созданного продукта. В противовес классической политической экономии, принявшей тезис об автоматическом приспособлении совокупного спроса к совокупному предложению и невозможности общего кризиса перепроизводства, Сисмонди выдвинул тезис о постоянстве кризисов перепроизводства в капиталистической экономике. Сведя стоимость общественного продукта к доходам (И здесь он выступает как последователь А.Смита, взяв за основу своих рассуждений гак называемую “догму Смита”, положение о том, что стоимость складывается из доходов.), Сисмонди заявляет, что для реализации всего произведенного продукта необходимо, что бы производство полностью соответствовало доходам общества. И далее он делает вывод о том, что если производство превышает сумму доходов общества, то продукт реализован не будет. Обратим внимание, что в стоимость созданного продукта у Сисмонди не входит стоимость израсходованных средств производства. Далее уже знакомый нам ход рассуждений. Заработная плата рабочих тяготеет к прожиточному минимуму, вследствие давления безработицы, причиной которой является внедрение техники. Этот процесс приводит к сокращению совокупного спроса, так как, по выражению Сисмонди, “машины не знают никаких потребностей и потому не предъявляют никакого спроса”. Не расширяет внутреннего рынка и спрос капиталистов, которые часть дохода, предназначенную для потребления, накапливают. Другими словами, способность экономики производить все больше товаров наталкивается на недостаточный спрос со стороны основных производительных классов. В связи с этим Сисмонди уже в 1819 году в работе “Новые начала политической экономии” высказывает мысль, абсурдную для представителей классической политической экономии, что “народы... могут разоряться не только оттого, что тратят слишком много, но и оттого, что тратят слишком мало”.2 Ведь согласно воззрениям и Смита и Рикардо, именно бережливость и накопление представляют собой ключ к богатству нации. Как мы уже отмечали, парадокс заключается в том, что представление Сисмонди о перманентных кризисах перепроизводства при капитализме вытекают из посылки именно классической политической экономии — положения А.Смита, что годовой продукт нации представляет собой сумму прибыли, заработной платы и ренты, которые тратятся на потребительские товары. Вслед за Смитом, Сисмонди игнорирует тот факт, что годовой продукт включает в себя и средства производства, причем с ростом накопления капитала потребности хозяйства в средствах производства создают особый рынок, в определенной степени независимый от рынка потребительских товаров. Более того, в периоды экономического подъема темпы роста производительного потребления превышают темпы роста личного потребления. Игнорирование этого положения стало причиной выводов Сисмонди о неизбежности постоянных кризисов перепроизводства при капитализме, где спасение от них он видит в существовании промежуточных (помимо классов капиталистов и рабочих) групп населения, прежде всего мелких товаропроизводителей, предъявляющих значительный спрос на созданный продукт, и в расширении внешних рынков сбыта. 
 

Глава II. Томас Роберт Мальтус 

2.1 Краткая биография

Томас Мальтус  родился 13 февраля 1766 года в имении Рукери («Грачевник»), Доркинг (английское графство Суррей), близ города Гилдфорд, в состоятельной дворянской семье. Отец учёного, Дэниел Мальтус, был последователем Давида Юма и Жан-Жака Руссо (с обоими он был лично знаком). В 1784 году Томас поступил в Джизус-колледж Оксфордского университета, где успешно изучал математику, риторику, латынь и греческий язык. После окончания колледжа некоторое время был в нем членом совета и адъюнкт-профессором. В 1788 году он был посвящён в духовный сан англиканской церкви, что, в те времена, не требовало даже формальной веры в бога. В 1796 он стал священником в городке Олбери (Суррей), в Англии тех лет это означало всего лишь государственную должность со скромной зарплатой и не особо обременительными обязанностями. В 1804 году Мальтус женился — в этом браке родилось трое детей. Мальтус скончался 23 декабря 1834 года и был похоронен в аббатстве города Бат. На протяжении всей своей жизни Мальтус жил очень скромно, чтобы не сказать бедно, но последовательно и принципиально отказывался как от высоких государственных должностей, которые ему предлагало правительство, так и от церковной карьеры, считая главным делом своей жизни научную работу. Он был избран одновременно членом Королевского общества и членом Французской Академии, честь, которой удостаивались немногие ученые, стал основателем Клуба Политической Экономии и одним из основателей Лондонского статистического общества.3 

2.2 Экономические взгляды  Т. Мальтуса 

Не будучи по образованию экономистом, Т.Мальтус (1766— 1834) вошел в историю экономической мысли как человек одной идеи, одного закона, а именно как автор “закона народонаселения”. В 1798 году в Лондоне была издана небольшим тиражом книга под названием “Опыт о законе народонаселения в связи с будущим совершенствованием общества”, где автор доказывал, что население растет в геометрической прогрессии, а средства существования (под которыми подразумевались продукты сельского хозяйства) только в арифметической прогрессии. По существу в этой работе Мальтус сформулировал свою теорию народонаселения, которую можно свести к следующим положениям: 

  • биологическая способность к размножению у  человека превосходит его способность  увеличивать продовольственные  ресурсы,
  • сама эта способность к воспроизводству ограничивается наличными продовольственными ресурсами.

Информация о работе Теория недопотребления в трудах С.Сисмонди и Т.Мальтуса