Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 18:26, доклад
Классы и партии в 1907-1914 гг. Характер третьеиюньской политической системы. Основные задачи внутренней политики. Крестьянское движение. Рабочий вопрос. Национальный вопрос. Деятельность политических партий. Государственная дума в 1907-1914 гг.
Третьеиюньская
монархия в 1907-1914 гг.
КЛАССЫ
И ПАРТИИ В 1907-1914 ГГ.
Завершившаяся
революция привела к
ХАРАКТЕР
ТРЕТЬЕИЮНЬСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ
СИСТЕМЫ
Законодательная власть. В соответствии с Основными законами император делил законодательную власть с двухпалатным парламентом.
Парламент.
Государственный совет и
Избирательный закон 1907 г. Состав Госдумы определялся избирательным законом, измененным без согласия парламента в нарушение Основных законов. Новый закон от 3 июня 1907 г., сократил представительство
от крестьян в 2 раза,
от рабочих - в 3 раза,
от Польши, Кавказа и Азиатской России - в 3 раза.
Крестьяне и рабочие могли теперь голосовать лишь по своим куриям, каждый имел не больше одного голоса. Теперь помещики (0,2% избирателей) избирали 51% выборщиков, а крестьяне и казаки (90% избирателей) - 22%, рабочие - 2%, при том, что число депутатов сократилось с 524 до 442.
Городская курия была разделена по имущественному признаку на двое, причем меньшинство - "горожане 1-го разряда" избирали 13% выборщиков, а большинство - "горожане 2-го разряда" - всего 11%.
Лишены были избирательного права "инородцы" Зауральских регионов, а также как и по закону 1905 г., не имели его военнослужащие, учащиеся, молодежь до 25 лет, женщины и другие. В число избирателей входило лишь 13% населения страны.
Император
назначал половину членов Госсовета, имел
право законодательной
По статье 87 Основных законов, в период бездействия Думы царь мог издавать Указы, которые сразу вступали в действие, но должны были передаваться для обсуждения в Думу после возобновления ее заседаний. Поскольку Дума годами обсуждала предложенные законопроекты, указы, принятый по 87-й статье, оказывались постоянно действующими.
На основании Временных правил 1881 г., продевавшихся каждые три года вплоть до Февральской революции 1917 г., император мог объявлять чрезвычайное положение в губерниях, где с этого времени фактически не действовали Основные законы, отсутствовали свободы. В этом случае устанавливалась диктатура генерал-губернатора, имевшего право ссылать на 5 лет без суда, отменять действие Временных правил о союзах, отмене цензуры, стачках и т.д., закрывать любые органы печати и предприятия.
Исполнительная власть полностью контролировалась царем, назначавшим членов Совета министров, независящего от парламента.
Непосредственно руководил
В руках монарха осталось высшее руководство внешней политикой и армией, а также решение вопросов войны и мира.
Исполнительная власть также имела законодательную инициативу, более того от имени премьера и министров могли издаваться инструкции и циркуляры, которые фактически ограничивали или изменяли действие законов, принятых парламентом.
Судебная власть осуществлялась от имени императора, назначавшего высший судебный орган - Сенат. Окружные суды (1-я инстанция) и судебные палаты (2-я инстанция) избирались: судьи пожизненно, присяжные заседатели - на определенный срок на основании имущественного ценза. Крестьянские волостные суды продолжали действовать на прежних основаниях.
Правовой порядок. Основными законами формально обеспечивались свободы, завоеванные во время революции,действовали Временные правила о союзах, регулировавшие создание профсоюзов;
Временные правила о собраниях и союзах;
допускались экономические стачки;
отменена была предварительная цензура и т.д.
Но,
фактически, эти свободы допускались
законодательными актами в очень
урезанном виде, а кроме того,
их осуществление ограничивалось подзаконными
актами правительства. Следует учитывать
и то, что положения о чрезвычайной
охране в 1907 г. действовало на 75% территории
Европейской России, где действие
Временных правил могло приостанавливаться
генерал-губернатором.
ОСНОВНЫЕ
ЗАДАЧИ ВНУТРЕННЕЙ ПОЛИТИКИ
Социально-политические
задачи правительства. Программа П.А.
Столыпина. Главными задачами являлись
предотвращение новой революции
и укрепление государства. Разрабатывая
программу действий, правительство
планировала достичь этого
П.А. Столыпин (1862-1911), премьер-министр в 1906-1911 гг. занимавший кроме того пост министра внутренних дел выступал главным проводником политики правительства, пытавшегося встать "над борьбой классов", а фактически осуществлявшего лавирование между различными социальными группами и слоями.
Личность Столыпина вполне соответствовала проводившейся политике. Помещик, ковенский губернский предводитель дворянства, затем губернатор Саратовской губернии, Столыпин организовал активное подавление крестьянских выступлений. На посту министра внутренних дел в правительстве консерватором и противником аграрной реформы И.Л. Горемыкиным (апрель-июнь 1906 г.), назначенного после отставки Витте, Столыпин был твердым сторонником репрессий против революционного движения. С его именем связывалось введение военно-полевых судов, применявших казни революционеров через повешение, в результате чего появилось выражение "столыпинский галстук".
Столыпин
обладал огромной энергией, организаторским
талантом, ораторскими способностями,
обширными знаниями в области
экономики и права. Являясь сторонником
сильной государственной
Подавление революционного движения после революции не прекращалось. В 1907-1914 росло число вызовов войск. Продолжались репрессии: десятки тысяч были арестованы, тысячи отправлены на каторгу, сотни казнены по приговору суда. Положения о чрезвычайной охране охватывали Петербургский регион, Центр страны, Закавказье, часть Урала и т.д.
Модернизация страны, проведение социально-экономических и политических реформ для решения аграрного, рабочего и др. вопросов осознавалось правительством как необходимые меры, без которых усилия по "успокоению" страны будут тщетными. В соответствии с программой деятельности правительства от 25 августа 1906 г. планировались
аграрная реформа,
введение нового рабочего законодательства,
реорганизация местного самоуправления на бессословных началах,
развитие судебной реформы,
реформа
образования с последующим
Социально-экономические задачи правительства заключались, прежде всего, в ускоренном развитии отсталого сельского хозяйства, а также - промышленности и транспорта.
Экономические преобразования, что ясно осознавалось правительством, были тесно связаны с общественно-политическими и должны были обеспечить поддержку правительства со стороны как широких социальных слоев, выступивших на определенных этапах революции против самодержавия, так и новых социальных групп. Планировалось, что в результате экономических мер будет воссоздана широкая социальная опора "правового самодержавия". Без этого укрепление российского государства было невозможно.
При
этом государство допускало только
те преобразования, которые считало
неизбежными. Речь шла о сложном
лавировании между интересами различных
классов и групп, но главным ориентиром
оставалось сохранение "твердых
монархических устоев" самодержавно-бюрократического
государства. В самом руководстве
страны не было единства взглядов. Николай
II расходился в мнении даже с таким твердым
сторонником самодержавия каким являлся
П.А. Столыпин.
АГРАРНЫЙ
ВОПРОС
Аграрная
политика правительства. Аграрный вопрос
справедливо осознавался
Крестьянское
движение.
1907-1910
гг. После революции под
На первом этапе столыпинской аграрной реформы произошел некоторый подъем крестьянского движения (в 1908 г. - свыше 800 выступлений, в 1910 г. - около 1000). Напуганные выступлениями 1905-1907 гг. целых общин против помещиков, власти стремились достичь скорейшего разрушения поземельной общины, поощряя рвение местных властей. Земские начальники и землеустроители, руководствуясь указаниями МВД "о необходимости поощрять выход из поземельной общины", пытались применять испытанные методы принуждения крестьян. Это вызвало борьбу крестьян против насильственных административных методов, применявшихся, формально, вопреки Указу 1906 г. об аграрной реформе, содержавшему положение о добровольности выделения крестьянина из общины.
Имели место и отдельные выступления крестьян против односельчан, выходивших из общины, как бедных, так и зажиточных, но доля таких случаев была невелика.
1911-1914
гг. На втором этапе реформы,
после прекращения принуждения
и переориентации
РАБОЧИЙ
ВОПРОС
Государственная политика. До 1905 г. Николай II считал, что в России не существует рабочего класса, аналогичного западноевропейскому. Но уже в ходе революции, в которой рабочий класс проявил огромную активность и упорство, для правительства стала очевидной необходимость решения рабочего вопроса в целом и разработки рабочего законодательства в частности. Понимали важность этой проблемы и многие политические силы, представленные в Думе.
Репрессивные меры правительства. Приступив к подготовке "рабочих" законов, правительство продолжало политику "успокоения" в отношении рабочего движения.
Половину все арестованных, осужденных и сосланных составляли рабочие. В 1907-1909 г. было казнено больше рабочих, чем в годы первой российской революции. Было закрыто около 1 тыс. рабочих газет. В уточнение, а фактически, в нарушение Временных правил о собраниях распоряжение министра внутренних дел запрещало рабочие митинги и собрания на территории предприятий. Временные правила об обществах и союзах также не пересматривались. Но циркуляр Столыпина от августа 1908 г. предписывал закрывать культурно-просветительские общества и профсоюзы, замеченные в "политической пропаганде". В результате разогнаны были сотни профсоюзов.
В
тоже время, правительство не могло
полностью игнорировать итоги революции.
Формально продолжали действовать
Временные правила о стачках.
Совет министров рекомендовал не
применять "радикальные меры"
к запрещению празднования 1 мая.
Законопроекты правительства. В 1905 г. был выработан комплекс соответствующих законопроектов, охватывавших все стороны проблемы, и являвшийся одной из наиболее последовательных программ правительства. Проекты касались