Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 15:56, реферат
Цель данной работы - рассмотреть "третью волну" демократизации.
Исходя из поставленной цели, в работе рассмотрены следующие вопросы:
- "третья волна" демократизации;
- воздействие волн демократизации на Россию.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………....3
ГЛАВА 1. "Третья волна" демократизации……………………................6
ГЛАВА 2. Воздействие волн демократизации на Россию ….................11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...................................18
ЧЕБОКСАРСКИЙ КООПЕРАТИВНЫЙ ИНСТИТУТ
РОССИЙСКОГО УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ
Кафедра философии, истории и педагогики
Реферат
на тему:
«Третья волна» демократизации.
Чебоксары 2010.
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. "Третья
волна" демократизации……………………........
ГЛАВА 2. Воздействие волн демократизации на Россию ….................11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ....................
ВВЕДЕНИЕ.
Актуальность темы моего реферата обусловлена проблемами демократии, демократических транзитов, трансформаций политических систем и режимов в новейший период всемирной истории – системообразующая научно-исследовательская сфера современной политологии. Мощный импульс плодотворному моделированию переходных политических процессов и демократических трансформаций политических режимов дало начало «третьей волны» демократизации, которое приходится на 1974 год. Именно с революции «гвоздик», произошедшей 25 апреля 1974 г. в Португалии, в ряде стран Южной Европы, а затем Латинской Америки начались процессы либерализации (где-то стремительной, где-то постепенной) и демократизации авторитарных политических режимов. Причём процессы демонтажа недемократических режимов проходили в разных странах один за другим по принципу «домино», дав основание сначала футурологу А. Тоффлеру, а затем американскому политологу, директору Института стратегических исследований Гарвардского университета С. Хантингтону сформулировать концепцию «волн демократизации» и присвоить начавшимся на глобальном уровне демократизационным политико-режимным трансформациям порядковый номер «3».
Цель данной работы - рассмотреть "третью волну" демократизации.
Исходя из поставленной цели, в работе рассмотрены следующие вопросы:
- "третья волна" демократизации;
- воздействие волн
ГЛАВА 1. "Третья волна" демократизации.
Прежде чем затронуть "третью волну" демократизации, я бы хотел рассмотреть предыдущие "волны" демократизации.
По мнению С. Хантингтона,
начало первой волны связано с
распространением демократических
принципов в США в XIX в.; она
продолжается до окончания первой мировой
войны (1828—1926). За подъемом демократизации,
как правило, следует ее откат. Первый
спад датируется 1922—1942 гг. Вторая волна
демократизации наступает с победой
над национал-социализмом и
Концепция «третьей волны демократизации» была разработана не без очевидного влияния известной книги А.Тоффлера «Третья волна» (Toffler, 1980), посвященной переменам во всех сферах общественной жизни под влиянием электронной и информационной революций. Среди исследователей третьей волны демократизации следует особо выделить Сэмюэла Хантингтона. Его статья «Демократическая третья волна», опубликованная весной 1991 г. в «Демократическом журнале», и книга «Третья волна: Демократизация в конце XX столетия» (1991) вызвали особый интерес у исследователей, так как включали проблему демократизации 70 —90-х годов в широкий исторический и социальный контекст (Huntington, 1991; 199la).
Концепция «третьей волны демократизации» базируется на следующих основных предпосылках:
Во-первых, переход к демократии в различных странах трактуется как глобальный процесс, т.е. между различными переходными процессами и формами демократизации можно не только отметить нечто общее, но и рассмотреть их как частные случаи мирового политического движения. А это значит, что на форму, интенсивность, характер переходных демократических процессов оказывают влияние не только национальные исторические, экономические, социальные и культурные условия, но и фактор международный. Глобализация процесса демократизации выражается и в том, что ни одна страна (даже если в ней и продолжает сохраняться иной тип политического режима, нежели демократический) не может не испытывать влияния общего демократического движения. Можно также сказать, что третья волна демократизации захватывает и сферу международных отношений, наполняя их демократическим содержанием.
Во-вторых, предложенная концепция демократизации рассматривает демократию как самоценность, не связывая ее установление с прагматическими, инструментальными целями. Хотя на практике на демократические институты часто возлагают решение экономических и социальных задач, однако отмечается явная тенденция рассматривать демократию не просто как более предпочтительную в данных условиях форму политического устройства, а как потребность саму по себе. Не случайно отмечается относительная устойчивость демократических ориентации даже в условиях экономического кризиса. Как пишет Амарья Сен, «демократия — это гарантия избирательных прав граждан, защита свободы и равенства прав личности, свобода слова, отсутствие цензуры СМИ.
Достоинства демократии как универсальной ценности проявляются в том, что она способна практически помогать людям. Если вышеприведенный анализ очевиден, тогда демократические притязания на ценность основываются не только на ее достоинствах. Имеется множество особенностей:
- во-первых, внутренняя важность политического участия и свобод в жизни человека;
- во-вторых, инструментальная значимость политических стимулов в осуществлении ответственного и согласованного управления;
- в-третьих, конструктивная роль демократии в формировании ценностей и осознании нужд, прав и обязанностей» (Sen, 1999, р. 10).
В-третьих, концепция базируется на идее плюральности возможных форм демократического порядка. В этом отношении возникает двойственная задача: с одной стороны, защита и обновление европейского либерализма, с другой стороны, формирование толерантности к иным формам демократического устройства.
Возникает закономерный вопрос, что расширение пространства демократии, выход ее за рамки европейской цивилизации неизбежно должны обогатить ее содержание за счет ценностей других цивилизаций.
В-четвертых, демократизацией в конце XX в. не заканчивается процесс перемен в мире, не завершается история демократии. В этом смысле концепция «третьей волны» базируется на предпосылке синусоидального характера демократического процесса, т.е. как возможного реверсивного движения (часть стран может откатиться назад), так и возможной «четвертой волны», но уже в XXI в. В политической теории возрос интерес к прогнозу развития новых форм демократии (Arterton, 1987; Marien, 1996).
В-пятых, важной интеллектуальной установкой исследователей третьей волны демократизации является оптимизм, убеждение в непреодолимости в конечном итоге движения к демократии в различных странах. В этой связи обосновывается идея о демократической природе человека. Другой вопрос, как соединить и как соединяется движение к демократии с нарастающей тенденцией культурной гетерономии, культурных конфликтов в мире. Как пишет Рабий Райт, «в ироническом смысле, но отсутствие альтернатив демократии также поддерживает этнические и религиозные страсти» (Wright, 1994, р. 262)
Опыт политического развития стран, переживающих третью волну демократизации, явился в некотором роде опровержением оптимистических выводов С. Хантингтона, показав всю неоднозначность и противоречивость этого процесса. Речь, прежде всего, идет о том, что во многих странах демократизация привела к установлению отнюдь не демократических режимов (ярким примером этому может служить большинство стран бывшего СССР).
Многие ученые признают волновой характер демократизации и согласны с предлагаемой С. Хантингтоном периодизацией. Однако при этом они отмечают, что третья волна характеризовалась рядом особенностей, которые явились подтверждением сложности и многозначности рассматриваемого процесса. Среди них выделяются следующие [8, c.74]:
— специфика итогов: «демократические
транзиты» третьей волны в
большинстве случаев не заканчиваются
созданием консолидированных
— значительное отличие
исходных характеристик
— более благоприятный международный контекст[3].
В первом номере журнала "Политические Исследования" 1999 года, была напечатана статья Л. Даймонда - "Прошла ли "третья волна" демократизации?".
"С того времени как
в апреле 1974 г. рухнул диктаторский
режим в Португалии, число демократий
в мире резко возросло. До начала
этого глобального движения к
демократии насчитывалось
В своей основополагающей
формулировке С. Хантингтон окрестил период
после 1974 г. "третьей волной" глобальной
экспансии демократии. Согласно его
определению, "волна демократизации"
— это просто "совокупность происходящих
в некий промежуток времени транзитов
от недемократических к
ГЛАВА 2. Воздействие волн демократизации на Россию.
Как же эти волны демократизации отразились на России? Ответ на этот вопрос начнем, естественно, с первой волны.
По Хантингтону, первая волна демократизации, берущая начало в 1828 году, уходит своими корнями в Американскую и Французские революции.
Наибольшее влияние на ход мирового развития оказала, по общему признанию, Великая Французская революция 1789–1799 гг. Ее главные итоги были следующие.
1. Революция консолидировала
и упростила сложное
2. Революция смела все
сословные барьеры и ввела
равные социальные возможности
для всех граждан. Введение
принципа равных возможностей
способствовало социальной
3. Революция проходила
под эгидой представительных
выборных органов:
4. Революция породила парламентскую республику.
5. Новое государство, родившееся
в ходе революции, обладало
большей властью над жизнью
и имуществом граждан.
Французская революция имела в России, как и в других странах, много сторонников. Современники отмечали, что почти всеобщим стало осуждение самодержавной власти. В Россию проникало множество французских изданий.