Творчество Янки Купалы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2010 в 20:15, реферат

Описание

Целью данной работы является анализ творчества Янки Купалы и определение его исторической роли в развитии белорусской нации.

Для решения этой цели я поставила следующие задачи:

•Ознакомиться с биографией Янки Купалы;
•Рассмотреть его творчество в различные периоды жизни;
•Изучить стиль творчества Купалы;
•Определить историческую роль поэта.

Содержание

Введение…………………………………….……………………………………. 3

1.Биография Янки Купалы. ………………………………………….………....5
2.Творчество..……………………………………………………………………7
3.Стиль творчества Янки Купалы………………………………………………14
4.Историческая роль……………………………………………..……………...16
5.Поэт международного масштаба…………………………………..…............18
Заключение………………………………………………………………………...20

Список источников………………………………………………………………..21

Работа состоит из  1 файл

Реферат.doc

— 116.50 Кб (Скачать документ)

 МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 «УО» БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 

 Кафедра экономической информатики и  математической экономики 
 
 
 
 
 
 

 Реферат

 По дисциплине: История Беларуси

 На тему: «Творчество Янки Купалы» 
 
 

 Студентка

 ЭФ, 1 курс, Э 21 20.10.10 А.В. Домашевич 

 Проверил

 кандидат  исторических наук,

 доцент  Г.Ф. Шаповал 
 
 
 
 
 

 Минск 2010 г. 
 
 
 
 
 

 СОДЕРЖАНИЕ: 

Введение…………………………………….……………………………………. 3

  1. Биография Янки Купалы. ………………………………………….………....5
  2. Творчество..……………………………………………………………………7
  3. Стиль творчества Янки Купалы………………………………………………14
  4. Историческая роль……………………………………………..……………...16
  5. Поэт международного масштаба…………………………………..…............18

Заключение………………………………………………………………………...20

Список источников………………………………………………………………..21

 

 ВВЕДЕНИЕ

 В каждой литературе есть великие поэты, которые в своих произведениях отображают мысли и надежды народов. К таким поэтам относится и Янка Купала – выдающийся народный поэт, классик белорусской литературы.

 В творчестве Янки Купалы, в его неповторимом таланте белорусский народ показал «сілу і прыгажосць свайго паэтычнага духу, сваей глыбокай чалавечнасці, сваей мудрай філасофii, сваей любві да жыцця і веры ў лепшую будучыню чалавека». Так описал народность купаловской поэзии Михась Лыньков.

 Я решила выбрать данную тему для написания реферата, так как, во-первых, сам процесс изучения жизни выдающейся личности является  очень интересным и увлекательным, а во-вторых, я живу на земле, на которой родился и жил Янка Купала, и через его произведения можно проследить, как изменялся дух белорусского народа с течением времени.

 Целью данной работы является анализ творчества Янки Купалы и определение его исторической роли в развитии белорусской нации.

 Для решения этой цели я поставила  следующие задачи:

  • Ознакомиться с биографией Янки Купалы;
  • Рассмотреть его творчество в различные периоды жизни;
  • Изучить стиль творчества Купалы;
  • Определить историческую роль поэта.

 Янка  Купала прожил непростую жизнь, полную тяжестей и испытаний. Однако его  высокие качества как человека, гражданина и творца: высокородность, гуманизм, любовь к своему народу и Отечеству, верность национальному, социальному и духовному освобождению людей, раскрытая на высоком художественном уровне, – всегда оставались неизменными и неоспоримыми.

 Белорусский поэт стоит в ряду тех великих мастеров мира, которым дано глубоко познать суть своего времени, народа, его истории и высказать это в яркой, только им присущей форме.

 Нельзя  не согласиться со следующей оценкой  белорусских литературоведов: «Творчество Янки Купалы – это летопись жизни белорусского народа, отпечаток национального характера народа на переломных исторических рубежах первой половины XX века. Она отличается глубокой народностью, художественной оригинальностью, национальной отличительностью».

 Очень точными являются размышления о Янке Купале русского поэта А.Т. Твардовского: «Ни физическая смерть поэта, ни варварское уничтожение дома, в стенах которого он творил свои песни, не лишили белорусский народ богатства его поэзии. Популярность Янки Купалы огромна. Лирик по складу своего замечательного таланта, певец Белоруссии, выразивший сердце ее с необычайной силой, он всем своим поэтическим существом как бы символизировал творческую мощь народа», и «так глубоко запал в душу народа», что стал «неотъемлемой частью его живой жизни».

 Можно утверждать, что определения, которые  часто используют для описания личности Янки Купалы: «великий поэт белорусского народа», «пророк национального  возрождения» и даже «создатель нации» – являются полностью уместными.

 

 БИОГРАФИЯ

                                                          Ой ты мае сонца,

                                                          Як  жа свеціш ясна!

                                                          Дзе ж было раней ты.

                                                          Як  быў я няшчасны?

                                                          Як  я у маленстве

                                                          Радасці не ведаў,

                                                          Як  за мной пляліся

                                                          Бяда, гора следам...

                                                          Як  ішоў маркотны,

                                                          Не  знаўшы дарогі,

                                                          Абіваць з паклонам

                                                          Панскія парогі.

                                                          (1935)

 Янка  Купала родился 25 июня (7 июля) 1882 года в деревне Вязынка ныне Молодечненского района Минской области Беларуси. Родители – Доминик Ануфреевич и Бенигна Ивановна – произошли от дробной чиншевой шляхты, которая имела свои особенные сословные черты, но по экономическому положению и укладу жизни была близкой к крестьянам. Дворянское происхождение рода Луцевичей Сенатом Российской империи подтверждено не было. Тем не менее, при крещении в Родошковичском костеле Иван Луцевич был записан дворянином, но позже, согласно официальным документам, относился к мещанам. Материальное положение семьи резко ухудшилось, когда Луцевичи в 1870-х годах были выселены из закута Пески (назывался также Лазаревщина, Луцевичи; сейчас Узденский район Минской области), где род жил с 17 века. До этого Луцевичи, как чиншевая шляхта, хоть и не имели наследственной земли, но владели усадьбой на основании бесплатного пользования. Доминик Луцевич арендовал чужую землю. Семья была многодетной, часто переезжала с места на место. Янка, как старший сын, был главным помощником отца по хозяйству.

 После смерти отца в 1902 году молодой Иван Луцевич работал домашним учителем, писарем в помещичьем имении, приказчиком и на других работах. В обнаруженной в белорусском Национальном историческом архиве анкете призывника Луцевича Ивана Доминиковича указаны его вероисповедание — римско-католическое и национальность — русский. Позже Иван устроился чернорабочим на местный винокуренный завод, где продолжал трудиться в поте лица. Хотя тяжёлая работа отнимала у молодого человека много времени, ему удавалось выкраивать свободные часы на занятие самообразованием. Таким образом, вскоре будущий Янка Купала ознакомился практически со всеми книгами из отцовской и помещичьей библиотек. В 1898 году окончил народное училище в местечке Беларуч. В 1908—1909 годы жил в Вильно, где работал в редакции первой белорусской газеты «Наша Ніва». Там же познакомился с будущей женой — Владиславой Станкевич — и актрисой Павлиной Мядзёлкой, которой Купала одно время был сильно увлечен и в честь которой назвал героиню своей первой пьесы — комедии «Паулінка». В 1909—1913 годах начинающий поэт учился в Санкт-Петербурге на подготовительных общеобразовательных курсах А.Черняева, затем в 1915 году проучился в Московском городском народном университете, который был основан на средства известного в Российской империи золотопромышленника и мецената Альфонса Леоновича Шанявского и его жены в 1908 году; университет находился в Москве и носил имя мецената. Янка Купала поступил в народный университет в сентябре, однако его намерениям продолжить учёбу помешала всеобщая мобилизация, объявленная в связи с наступлением Первой мировой войны. Уже в начале 1916 года поэта-студента призвали в армию и тот поступил в дорожно-строительный отряд, в составе которого работал вплоть до наступления событий Октябрьской революции. В это время Янка Купала обосновался в Смоленске, работал в сфере строительства дорог, где его и застала врасплох революционная стихия. В период с 1916 по 1918 годы им не было создано ни одного произведения.

 После революции Янка Купала поселился в Минске. События Советско-польской войны существенно не повлияли на образ жизни поэта: он пережил двухлетнюю польскую оккупацию Минска, в котором и остался жить до следующей войны.

 

 ТВОРЧЕСТВО  ЯНКИ КУПАЛЫ

 ПЕРВЫЕ  ПУБЛИКАЦИИ

 Янка  Купала вошел в литературу с внутренней потребностью сделать все возможное для того, чтобы белорусскому «люду свет иной открылся».

 Общественную  и творческую деятельность молодому писателю пришлось начинать с самых  элементарных вещей: в то время не существовало белорусских печатных изданий, т.е. даже негде было опубликовать написанное. Однако историческое появление национального поэта было предопределено. Янка Купала «ворвался» в литературу подобно метеору.

 Первые  произведения Купалы — несколько  лирических стихотворений на польском языке, опубликованы в 1903—1904 годах в журнале «Ziarno» («Зерно») под псевдонимом «Купала». Первое стихотворение на белорусском языке — «Мая доля», датируется 15 июля 1904 года в газете «Северо-Западный край».

 Его первое опубликованное стихотворение «Мужык» появилось на страницах прогрессивной русской газеты «Северо-Западный край» 5 мая 1905 года. И, как во всякой случайности, при пристальном рассмотрении проявляется явственная закономерность: первое печатное произведение белорусского поэта оказалось волею судьбы опубликованным рядом с рассказом Л.Толстого, словно предвещая о том, какой могучий талант идет в литературу. «Мужык», с его ярко выраженной гражданской позицией, воспринимается как манифест молодого Янки Купалы:

 Але хоць колькі жыць тут буду,

 Як  будзе век тут  мой вялік,

 Ніколі, браткі, не забуду,

 Што чалавек я, хоць мужык.

 І кожны, хто мяне спытае,

 Пачуе толькі адзін крык:

 Што хоць мной кожны пагараджае,

 Я буду жыць! – бо я  мужык!

 Вступив на путь защиты «пана сохи и косы», заявив о его человеческом достоинстве, Янка Купала понял, что белорусские беспросветные труженики должны стать полноправными членами общества. Он утверждал, что трудовой Беларуси для того, чтобы добиться социальной и национальной свободы, необходимо осознать себя единым народом с общенациональными устремлениями. Из-под его пера появилось стихотворение «А хто там ідзе?» (1905—1907), ставшее национальным гимном пробуждавшейся Беларуси:

 А хто там iдзе, а  хто там iдзе

 У агромнiстай такой  грамадзе?

      - Беларусы.

 А што яны нясуць на худых плячах,

 На  руках у крывi, на нагах у лапцях?

      - Сваю крыўду.

 А куды ж нясуць гэту крыўду ўсю,

 А куды ж нясуць напаказ  сваю?

      - На свет цэлы.

 А хто гэта iх, не адзiн  мiльён,

 Крыўду  несць наўчыў, разбудзiў iх  сон?

      - Бяда, гора.

 А чаго ж, чаго захацелась iм,

 Пагарджаным век, iм, сляпым, глухiм?

      - Людзьмi звацца.

 Жизнеутверждающая песня Янки Купалы воспринималась как  голос пробуждающейся нации, как  призывный клич родной земли, вдохновленный  ее зелеными лесами, голубоглазыми озерами, тихоструйными реками и ржаными полями. Судьба человеческая, судьба народная, защита национального достоинства определили основное содержание купаловского творчества.

 С 1907 года Янка Купала начинает первое кратковременное  сотрудничество с поэтическим журналом «Наша Ніва». В 1906—1907 годах написаны поэмы «Зімою», «Нікому», «Адплата каханнем». 18 декабря 1908 году «Наша Ніва» публикует поэму «У Піліпаўку». В том же году закончена работа над поэмами «Адвечная песьня» и «За што?». Тема этих произведений — социальная несправедливость и гнет помещиков. Также в 1908 вышел первый сборник стихов Купалы «Жалейка». 
 

 

 ВИЛЕНСКИЙ И ПЕТЕРБУРГСКИЙ ПЕРИОДЫ

 Дооктябрьское творчество Янки Купалы – это бунтарская песня против зла и несправедливости, против горя, бесчисленных обид и унижения. Его многочисленные стихотворения, драматические поэмы «Адвечная песня» (1908) и «Сон на кургане» (1910), поэмы «Курган» (1910) и «Бандароўна» (1913), драма «Раскіданае гняздо» (1913), комедия «Паўлінка» (1912) поведали миру не только о страданиях и муках белорусского народа, но оказались наполненными пророческими предчувствиями великих исторических перемен, которые должны были благотворно сказаться на судьбе белорусов.

 Осенью 1908 года Купала переехал в Вильно, где  продолжал работу в редакции «Нашай Нівы». В виленский период пишется множество известных стихотворений: «Маладая Беларусь», «Заклятая кветка», «Адцьвітаньне» и другие. «Наша Ніва» публикует их у себя.

Информация о работе Творчество Янки Купалы