Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2010 в 20:15, реферат
Целью данной работы является анализ творчества Янки Купалы и определение его исторической роли в развитии белорусской нации.
Для решения этой цели я поставила следующие задачи:
•Ознакомиться с биографией Янки Купалы;
•Рассмотреть его творчество в различные периоды жизни;
•Изучить стиль творчества Купалы;
•Определить историческую роль поэта.
Введение…………………………………….……………………………………. 3
1.Биография Янки Купалы. ………………………………………….………....5
2.Творчество..……………………………………………………………………7
3.Стиль творчества Янки Купалы………………………………………………14
4.Историческая роль……………………………………………..……………...16
5.Поэт международного масштаба…………………………………..…............18
Заключение………………………………………………………………………...20
Список источников………………………………………………………………..21
В 1908 году в Петербурге издан первый сборник Купалы под названием «Жалейка». В конце года Санкт-Петербургский комитет по делам печати при МВД решил конфисковать сборник как антигосударственный, а его автора — привлечь к ответственности. Вскоре арест был снят, но в 1909 году тираж книги повторно конфискован, уже по приказанию Виленского генерал-губернатора. Чтобы не испортить репутацию «Нашай Нівы», Купала прекращает работу в редакции. Тем не менее, петербургский период его жизни и творчества можно назвать одним из самых успешных и продуктивных: в первую очередь потому, что Янке Купале довелось свести знакомства со многими представителями белорусской интеллигенции, например, оформившимся как поэт и снискавшим себе славу к началу 10-х годов Якубом Коласом и Э.Пашкевич, которая работала под псевдонимом Тётка. Ещё в Вильно поэт познакомился с выдающимся деятелем русского символизма В. Я. Брюсовым, который обратил внимание на активно публикующегося автора и изъявил неподдельный интерес к его поэтическому творчеству. Позже Брюсов и Янка Купала продолжили тесно сотрудничать на литературных собраниях в Петербурге; Брюсов стал первым русским автором, который начал переводить белорусского поэта на русский язык.
В конце 1909 года Купала уехал в Петербург. 8 июля 1910 года отдельной книгой вышла поэма «Адвечная песьня», а 13 марта 1910 года — сборник «Гусьляр». В апреле 1910 года была завершена поэма «Курган», а в августе того же года — драма «Сон на кургане», одно из величайших творений Янки Купалы, символ бедственного существования народа в тогдашней Беларуси, попытка выявить его глубинные причины. Отдельным изданием поэма была опубликована в 1912 году в Санкт-Петербурге.
В 1911—1913 годах Купала жил с матерью и сестрами в имении Акопы. В Акопах мать Купалы, Бенигна Ивановна Луцевич, арендовала помещичий хутор. Здесь написано более 80 стихотворений, пьесы «Паўлінка», «Тутэйшыя», «Раскіданае гняздо», поэмы «Магіла льва», «Бандароўна» и др. На сегодняшний день от хаты Луцевичей сохранился лишь фундамент, колодец и беседка.
3 июня 1912 года Купала завершил первую свою пьесу-комедию «Паўлінка», которая в том же году была издана в Санкт-Петербурге, затем поставлена на сцене сперва в Санкт-Петербурге, затем в Вильно. В июне 1913 года в Акопах завершена историческая поэма «Бандароўна», следом за ней — поэмы «Магіла льва», «Яна і я», а также комедийная пьеса «Прымакі». Тогда же была написана драма «Раскіданае гняздо» (1913), опубликованная в Вильно в 1919.
Весной 1913 года был издан третий сборник Купалы — «Шляхам жыцця», в который была включена драматическая поэма «На папасе». Осенью 1913 году Купала возвратился в Вильно, где сначала работал секретарем Белорусского издательского товарищества, а потом вновь работал в «Нашай Ніве». С 7 апреля 1914 года Купала стал редактором газеты.
ПЕРИПЕТИИ СОВЕТСКОЙ ЭПОХИ
С наступлением советской эпохи лирические настроения Янки Купале подверглись некоторым изменениям. На первый план в его стихотворениях вышел мотив ожидания светлого будущего; поэт возлагал искренние надежды на коренные изменения в жизни белорусского народа под влиянием новой эпохи. На протяжении двух следующих десятилетий (вплоть до наступления Великой Отечественной войны) выходили в свет следующие лирические сборники белорусского поэта: «Спадчына» (1922), «Безназоўнае» (1925), «Песня строительству» (1936), «Белоруссии орденоносной» (1937), «Ад сэрца» (1940), поэмы «Над рекой Орессой» (1933), «Тарасова доля» (1939) и некоторые другие.
Несмотря на издания оптимистически настроенных поэтических сборников, отношения между белорусским поэтом и советской властью складывались отнюдь не безоблачно. Не всё казалось таким однозначным: больше десятилетия (с начала 20-х до начала 30-х) Янка Купала был вынужден, без всякого преувеличения, пройти через множество страданий. Сперва последовало несправедливое обвинение в неблагонадёжности, в советских СМИ по указанию обвинителей свыше началась методичная травля поэта. Главным обвинением, которое выдвигалось Янке Купале, были националистические воззрения: якобы в непростой исторический период конца 10-х годов Янка Купала всячески поддерживал Организацию Национального освобождения Белоруссии и «запятнал» себя вхождением в её состав. Поэт не избежал длительных, изнурительных допросов в ГПУ, сидения в неудобной камере, попытки самоубийства. В итоге, дабы избежать дальнейших нежелательных разбирательств, которые могли окончательно подорвать его и без того подкосившееся здоровье, поэт опубликовал покаянное «Открытое письмо», в котором вынужден был повиниться во всех грехах и пообещать что подобных идеологических ошибок больше не повторится. После написания этого письма блюстители идеологической нравственности наконец оставили в покое Янку Купалу. И всё-таки, несмотря на несколько стихотворений, которые тематически были посвящены апологии вождя всех времён и народов, Янка Купала, как было отмечено выше, создал ряд поэтически ценных лирических произведений, в которых не переставал отстаивать право народа на самобытность, на развитие по традиционному направлению в условиях нового времени.
СТИЛЬ ТВОРЧЕСТВА ЯНКИ КУПАЛЫ
Купала в своем творчестве отображал настроение крестьянства. Этим обусловлен и художественный стиль первых стихов, собранных в сборнике «Жалейка». Мысль, что на пиру жизни есть обделенные — крестьяне, которым приходится и голодать и терпеть обиды от высокомерно относящихся к ним панов, — проходит красной нитью в первом сборнике Купалы, где находит еще весьма непритязательное выражение; автор даже не считает себя достойным звания поэта. Еще довольно неискусный в версификации, Янка Купала руководствуется главным образом чувством ритма. Ритм стихов, часто сбивчивый и лишенный выразительности, отличается большим разнообразием. Уже в этой первой книге проявляется характерное для будущего стиха Купалы частое пользование внутренними рифмами, придающими его поэзии особую певучесть и ритмическую рельефность. В следующих сборниках особенно заметно влияние Шевченко и Кольцова. Заимствуя у Кольцова его приемы в изображении жизни и труда крестьянина, Купала не забывает, что это — труд человека, жестоко эксплуатируемого. Взяв известную некрасовскую пародию на лермонтовскую колыбельную песню, Купала пишет стихотворение в том же сатирическом плане, но наполняет образами, взятыми из знакомой поэту белорусской действительности. Горечь, вызываемая окружающей поэта действительностью, мечты о светлом будущем, ожесточенность, призывы к борьбе, всегда проникнутые сильным чувством — таковы основные лирические мотивы Купалы.
Значение отмеченных выше литературных традиций нужно, однако, признать небольшим в сравнении с тем, что дало Янки Купалы белорусское народное творчество и прежде всего народная песня. С народной песнью связано не только музыкальное строение его стиха, но и отдельные черты стиля: частое применение как тематических, так и синтаксических параллелизмов, традиционные эпитеты, постоянные обращения к своим думам, к своим песням, насыщающие его лирику живым и подчас глубоко драматическим диалогизмом. Характерны для Янки Купалы концовки, являющиеся не простым повторением, но предстающие перед нами каждый раз в новой вариации. Отметим, что ритмы подчас непосредственно определены ритмом самого труда, например, в стихах, изображающих косьбу, где ритм и инструментовка стихотворения передают движения косы в руках косца.
После имеющего переходное значение сборника «Гусьляр» Купала издает сборник «Шляхам жыцця», наиболее значительный из его сборников не только по размерам, но и по качеству. Богатством размеров и разнообразием строфики с Купалой соперничал в белорусской литературе один лишь Максим Богданович. Но Богданович стремился пересадить на еще невозделанную в его время почву белорусской литературы достижения европейской поэзии. Богданович явился продолжателем буржуазных традиций европейской литературы, Купала — ритмически и эмоционально высокоодаренный наследник белорусского устного творчества.
Янка Купала по преимуществу лирик. К эпическому творчеству он подошел через разработку народной баллады, предания, легенды, сказки. В период, когда поэт под влиянием нашенивства был склонен к националистической идеализации прошлого Белоруссии, у него часты образы белорусского баяна, гусляра, лирника.
За время революции Купала выпустил два сборника: «Спадчына» и «Безназоўе». В этих сборниках намечается перелом в его творчестве. Изредка появляющиеся стихи, относящиеся главным образом к области политической лирики, свидетельствуют о том, что поэт, определившийся как художник в 10-х гг. XX века, может дать образцы нового, более скупого на слова, но четкого и строгого мастерства.
Менее уверенными были выступления Купалы в области драматического творчества. Его пьеса «Паўлінка» написана в реалистичном стиле, в драме «Раскіданае гняздо» критика отметила элементы романтики, комедия «Тутэйшыя», политически представляя собой апологию национал-демократической идеологии, разработана в манере гротеска.
ИСТОРИЧЕСКАЯ РОЛЬ
В чем же все-таки выражается специфичность исторической роли Янки Купалы?
Как правило, даже незаурядные поэты выражали и идеи, и устремления уже сформировавшихся наций, имевших свою историю, язык и литературу, соответственно сложившиеся национальные традиции, защищали интересы народов, обладавших определенным багажом, если так можно выразиться, экономических и культурных накоплений.
Миссия Янки Купалы оказалась намного сложней.
Во-первых, белорусскому поэту выпало на долю формировать национальное самосознание народа, которого фактически не признавали за нацию. «Доброжелатели» утверждали, что такой нации, как белорусы, нет и в помине. Русские шовинисты надоедливо твердили, что те, кто в западных районах России придерживается православия, являются русскими. Польские вторили, что те, кто придерживается католичества, – бесспорно, поляки. И, разумеется, и одни, и другие пытались как можно большее количество белорусов перетянуть в свое вероисповедание. Таким образом, если следовать религиозным канонам, их ухищренным требованиям, целая нация исчезала с лица земли, так как ей было отказано в праве на самостоятельное существование, на полноценное самоутверждение.
Кроме того, сами белорусы по причинам экономической отсталости, социального бесправия и постоянного национального унижения, когда душились любые проявления белорускости, еще не поднялись до национального самоопределения, называя себя то «палешукамі» (по географическому названию – Полесье), то «тутэйшымі» («здешними» – людьми, обитающими в данной местности).
Во-вторых, язык, на котором говорили белорусы, официально не признавался как самостоятельное лингвистическое явление. Иногда его называли «простым», а чаще презрительно именовали «мужицким», а то и «хамским», осмеивали людей, изъясняющихся на нем, высокомерно обзывая их «быдлом».
На долю Янки Купалы выпала грандиозная общественная миссия. Ему предстояло пробудить самосознание своего народа, по сути дела практически способствовать формированию белорусов в нацию, вызвать их к исторической деятельности, пробудить желание людьми зваться, отстаивать свои национальные интересы и законное право на существование. Для того чтобы заставить задавленных непомерным гнетом людей поверить в самих себя, в осуществление извечной мечты о свободе, требовалась громадная эмоциональная сила воздействия на них, требовалось мужественное служение жизненной правде для формирования общественного сознания.
Янке
Купале приходилось решать и другую
не менее важную проблему – создание
общенационального
Наконец, в-третьих, не менее трудную задачу необходимо было решить и в области сугубо литературной. Янке Купале предстояло, опираясь на фольклорные источники и скромные творческие достижения предшественников, создать высокохудожественную литературу, не уступающую по гуманистической насыщенности и художественной выразительности другим, уже признанным миром, литературам. Молодому писателю пришлось сталкиваться с еще не решенными до него сложными вопросами художественного творчества, выступая в роли первооткрывателя. К тому времени другие славянские литературы, такие, как русская, украинская, польская, чешская, уже заняли прочное место в литературном пространстве, а белорусской словесности еще понадобилось доказывать свое право стоять в одном ряду с ними. Исторические обстоятельства диктовали Янке Купале роль основоположника новой оригинальной литературы.
ПОЭТ МЕЖДУНАРОДНОГО МАСШТАБА
Деятельность Янки Купалы, его роль и значение в национальном духовном возрождении белорусов высоко оценена наследниками.
Произведения поэта неоднократно переиздавались отдельными изданиями. Сборники произведений выходили в 1925-1932 гг. (в 6 томах, первый сборник произведений в истории белорусской литературы), 1928-1940 гг. (в 4 томах), 1952-1954 гг. (в 6 томах), 1961-1963 гг. (в 6 томах), 1972-1976 гг. (в 7 томах), 1995-2003 (в 9 томах).
Многие стихи и поэмы включены в школьные программы.
В 1959-1965 гг. присуждалась Литературная премия имени Купалы, с 1965 года – Государственная премия Беларуси имени Купалы.
В Минске работают Государственный литературный музей Янки Купалы и четыре его филиала: “Акопы” в Логойском районе, “Яхімоўшчына” в Молодечненском районе, Купаловские мемориальные заповедники “Вязынка” в Молодечненском районе (где ежегодно проводятся купаловские дни поэзии) и “Ляўкі” Оршанском районе.
Именем поэта названы Институт литературы Национальной академии наук Беларуси, Национальный академический театр в Минске, Гродненский университет, поселок в Глусском, деревня в Пуховичском районах, колхозы, библиотеки, школы, улицы во многих городах и населенных пунктах Беларуси.