Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 18:53, реферат
В начале XX в. значительно выросло число светских школ. Это было связано с плодотворной деятельностью земств, поставивших задачу введения в регионе всеобщего обучения. Обсуждая данную проблему в 1895 г., Пермское земство планировало открыть более 1,5 тыс. училищ, однако война и революционные события, а затем и ликвидация земских учреждений прервали этот процесс. Всего в регионе к 1914 г. субсидиями земств пользовались 2 141 начальная школа, 7 реальных училищ, 9 прогимназий, 30 ремесленных и сельскохозяйственных школ, 19 низших училищ различных типов.
Федеральное агентство по образованию Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Южно –
Уральский государственный
(национальный исследовательский университет)
Факультет «Экономика и управление»
Кафедра «Экономическая теория и мировая экономика»
Тема: Урал в начале XX века
РЕФЕРАТ
По дисциплине история
Выполнил: студент группы ГМУ 187
Полякова Любовь Александровна
Проверил: К.И.Н. Доцент
Тимофеев
Александр Анатольевич
Челябинск 2013г.
Развитие Урала в начале XX в.
В начале XX в. значительно выросло число светских школ. Это было связано с плодотворной деятельностью земств, поставивших задачу введения в регионе всеобщего обучения. Обсуждая данную проблему в 1895 г., Пермское земство планировало открыть более 1,5 тыс. училищ, однако война и революционные события, а затем и ликвидация земских учреждений прервали этот процесс. Всего в регионе к 1914 г. субсидиями земств пользовались 2 141 начальная школа, 7 реальных училищ, 9 прогимназий, 30 ремесленных и сельскохозяйственных школ, 19 низших училищ различных типов. С 1907-го по 1915 г. число начальных школ на Урале возросло на 74%. По их количеству в 1914–1915 гг. Пермская губерния находилась на 1-м, а Вятская – на 2-м месте среди 43 губерний европейской части России. По числу учащихся Пермская губерния занимала 8-е место, Вятская – 11-е, Уфимская – 30-е, а Оренбургская – 39-е место.
Общее число средних
В распространении знаний среди нерусского населения Урала видную роль играли русско-инородческие школы. К 1915 г. в Пермской губернии было 185, в Оренбургской – 88, а в Уфимской – 605 таких школ. По сравнению с 1894 г. в 1,7 раза возросло количество мусульманских училищ – мектебе и медресе.
Потребность в учителях привела к открытию новых учительских семинарий. В начале 1915 г. в четырех губерниях Урала их было 12. В Пермской губернии учительские семинарии имелись в Перми, Ирбите и Шадринске. Кроме того, в Екатеринбурге, Вятке, Уфе и Оренбурге были открыты учительские институты. В ряде городов края, в том числе в Красноуфимске и Шадринске, учителей готовили на постоянно действующих педагогических курсах. Все это способствовало заметному повышению уровня подготовки учителей и эффективности школьного образования в целом. Грамотность населения Пермской губернии в возрасте от 8 лет и старше выросла на 1/5 по переписи 1897 г. К 1914 г. на Урале было 16 средних специальных учебных заведений, в числе которых Уральское горное, Красноуфимское промышленное, Уфимское землемерное, Вятское сельскохозяйственное. Более развитой была сеть низших специальных и ремесленных учебных заведений – технических, сельскохозяйственных, торговых, фельдшерских, бухгалтерских и др. К 1914 г. их насчитывалось 72. 1908 г. в Уфе была открыта фельдшерско-акушерская школа, а в Перми с 1909 г. можно было получить среднее музыкальное образование.
В начале XX в. культурный потенциал края был вполне достаточен для развития высшего образования. 3 июля 1914 г. было принято решение об основании в Екатеринбурге Горного института, а осенью 1916 г. состоялось открытие в Перми отделения Петроградского университета.
Широкое развитие получило в этот период библиотечное дело. Перед войной с помощью землях учреждений в регионе было открыто 708 библиотек трех основных типов: пришкольные. районные и передвижные. I 1917 г. таких библиотек насчитывалось 1 687. При церквях четырех уральских епархий 1913 г. существовали 1 603 библиотеки. Накануне войны в Пермской губернии получила развитие новая форма просвещения мест-
ого населения – Народные дома. Они должны были способствовать подъему культурного уровня, открывали возможности полноценного проведения свободного времени, каждом Народном доме имелись библиотека, зал для проведения народных чтений, спектаклей, выставок, различных курсов, кооперативных собраний и пр. Этот почин был активно поддержан кооперативами. В 1913– И4 гг. в губернскую управу поступило свыше 40 хода- о выдаче пособий на постройку Народных домов, наряду с ними открывались также железнодорожные клубы.
В начале XX в. выросло число музеев. По инициативе энтузиастов они открылись в Шадринске, Красноуфимске, в д. Першино Ирбитского уезда.
В Екатеринбурге в дополнение к музею УОЛЕ был создан земский музей.
Медицинское обслуживание
Помимо народного образования земства Урала уделяли внимание и медицинскому обслуживанию населения.
Пермские органы земского самоуправления выделяли для здравоохранения и просвещения до 60% расходного бюджета. С 1870 г. ассигнования на медико-санитарную часть в целом по губернии увеличились в 22 раза, а по отдельным уездам этот показатель был гораздо выше – в Екатеринбургском уезде – в несколько раз, в Пермском – в 43 раза, в Чердынском – в 42 раза. К 1913 г. число врачебных участков увеличилось до 138 (96 земских и 42 земско-заводских). И все же их было недостаточно, чтобы удовлетворить все запросы местного населения.
Количество больниц в крае достигло 140. Большинство уездных земств имели хорошо оборудованные лечебные заведения, а главная Пермская общегубернская больница относилась к числу лучших земских больниц империи. Она имела специальный хирургический корпус, при ней функционировала библиотека. Для оказания помощи неимущим больным имелось особое благотворительное общество.
Губернское земство к 1914 г. имело хорошо поставленную санитарную организацию, в задачи которой входило обследование школ и физического состояния школьников, источников водоснабжения, промышленных заведений и т.п.
Научные изыскания
Интересы успешно
Для объяснения сложных процессов,
происходивших в социально-
Для развития краеведения по-прежнему много делало УОЛЕ. Его президентами были А.Д. Миславский (1896–1908 гг.) и О.Е. Клер (1901–1920 гг.). В 1914 г. в УОЛЕ входило 540 членов. Записки общества издавались на рубежом и французском языках. В 1904 г. оно поддерживало связи со 144 русскими и 85 зарубежными научными и учебными организациями. По его инициативе в начале XX в. были созданы общество уральских горных техников, металлургическое общество, комиссия по рыболовству. В тесной связи с УОЛЕ работала Екатеринбургская магнитная и метеорологическая обсерватория. В 1905 г. в Екатеринбурге была открыта сейсмическая станция. Уральское медицинское общество насчитывало 119 членов. Оно сотрудничало с Уральским отделением Союза борьбы с детской смертностью в России. В 1912 г.на базе лаборатории Пермского губернского земства был открыт бактериологический институт, обеспечивавший вакциной против опасных инфекционных заболеваний Урал и Сибирь. Деятельность института, возглавлявшегося В.М. Здраво-Мысловым (впоследствии ставшим профессором Пермского университета), была высоко оценена на гигиенической выставке в Дрездене в 1918 г.
Культурная жизнь
В начале XX в. доступ к литературе получили многие читатели, поскольку увеличилось число издаваемых книг и газет, количество общедоступных библиотек. На Урале появились новые писатели демократического направления Среди них: П. Инфантъев, А.Т. Туркин, А.С. Сигов, К.Д. Носилов, Н.А. Крашенинников и другие, поэт П.И. Заякин-Уралъский.
Развивалась периодическая
печать. В 1908–1909 гг. на Урале возникло
14 новых газет и 17 журналов. Легальные
издания в основном имели кадетскую
направленность. В предвоенные годы
общественного оживления было учреждено
87 изданий. Наряду с укрепления монархической
и либеральной печати активизировались
профессиональные и кооперативные
органы. В период между революциями
на Урале впервые появилась
Повышение культурного уровня и социальной активности населения края позитивно отразилось на художественном творчестве уральцев. В развитии изобразительного искусства Урала важную роль сыграло открытие в Екатеринбурге в декабре 1902 г. художественно-промышленной школы, которую возглавляли М.Ф. Каменский, а затем В. Рупини. Заметными фигурами в живописи того времени были А.Л. Парамонова, В.В. Коновалов, начал формироваться талант скульптора И.Д. Шадра. Особое место занимает творчество А.К. Денисова-Уральского, чьи художественные выставки, прошедшие в Петербурге в 1902-м и 1911 гг., получили широкий резонанс. Среди видных художников-уральцев начала XX в. можно назвать М.В. Нестерова, Л.В. Попова, Л.В. Туржанского.
С конца XIX в. в Перми, с
начала XX в. в Екатеринбурге стали
традиционными концерты симфонической,
камерной музыки. В 1908–1912 гг. в Перми
и Екатеринбурге появились
В начале XX в. на Урале работали
драматические трупы под
В 1910–1912 гг. в Екатеринбурге было построено новое здание драматического театра на 1 600 мест; в это же время приступили к постройке театров городские власти Оренбурга и Перми. С 1908 г. началась театральная жизнь в Нижнем Тагиле.
Развитие промышленности серьезно отразилось на архитектурном облике уральских городов. Увеличилось значение зданий культурно-просветительского назначения, торговых, банковских и гостиничных объектов. Многие из них были постройками эклектичными, использовавшими отдельные декоративные элементы модерна. Это отразилось даже на деревянном зодчестве уральцев.
Культура под идеологическим контролем
Грандиозные исторические цели, поставленные компартией, требовали создания особой социально-психологической атмосферы, поддерживающей энтузиазм и веру в правильность избранного пути. Все источники распространения знания – учебные заведения, печать, радио и кино – превратились в единую систему пропаганды официальной идеологии. Живопись, кинематограф, театр, массовые праздники служили утверждению в обществе новой морали, советского патриотизма и исторического оптимизма. Писатели, художники, музыканты, поэты должны были строго следовать инструкциям ЦК ВКП(б), резолюциям руководящих органов творческих союзов. Согласно резолюции о политическом воспитании деятелей искусств, принятой на первом совещании активистов профсоюза работников искусства на Урале (Урал-рабис) в 1929 г., все артисты и творческие работники должны были посещать политкружки. С 1938 г. новый учебный план для студентов художественных и музыкальных заведений предусматривал обязательное изучение произведений классиков марксизма-ленинизма об искусстве. Росли тиражи и разнообразие периодических изданий на Урале: помимо центральных выходили областные, районные, городские газеты и журналы. Па предприятиях распространялись газеты-многотиражки и стенгазеты. Именно газеты и радио сообщали о новых победах строителей социализма; создавали образы «врагов народа» и призывали к бдительности, единству, подвигам. Для подготовки журналистов создавались специальные центры – в Свердловске с 1936 г. работал Коммунистический институт журналистики КИЖ и Газетная партшкола.
«Освобождением» библиотек от «вредной» литературы занимались комиссии по проверке фондов библиотек: в 1930 г. «чистили от книг, чуждых рабочему читателю» Свердловскую библиотеку им. В.Г. Белинского; в 1935 г. проводилась новая кампания – только из 14 библиотек Березиковского района Пермской области было изъято 567 книг (из них: 93 книги Л. Троцкого, 183 – Г. Зиновьева, 6 – К. Каутского).
Благодаря такой «заботе» партии и правительства советские люди имели минимум информации и ограниченное представление о происходящем в стране и мире, искренне верили в идеалы и мифы, создаваемые властями через искусство и печать.
Ученые Урала: научный поиск и трагедия судеб
Развитие уральской науки
в 1930-е гг. полностью зависело от
центральной власти – создание новых
исследовательских институтов и
их компетенция определялись постановлениями
правительства. Научные центры Урала
(НИИ черных металлов, химии, прикладной
минералогии, золота и платины и
др.) выполняли заказы отраслевых ведомств
и промышленных предприятий по совершенствованию
технологий и изысканию новых
месторождений. Интересные исследования
в области теоретической физики
проводились в Уральском