Урал в начале XX

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 18:53, реферат

Описание

В начале XX в. значительно выросло число светских школ. Это было связано с плодотворной деятельностью земств, поставивших задачу введения в регионе всеобщего обучения. Обсуждая данную проблему в 1895 г., Пермское земство планировало открыть более 1,5 тыс. училищ, однако война и революционные события, а затем и ликвидация земских учреждений прервали этот процесс. Всего в регионе к 1914 г. субсидиями земств пользовались 2 141 начальная школа, 7 реальных училищ, 9 прогимназий, 30 ремесленных и сельскохозяйственных школ, 19 низших училищ различных типов.

Работа состоит из  1 файл

реферат урал в начале 20 века.docx

— 47.17 Кб (Скачать документ)

 

По-прежнему популярной была пейзажная живопись, достигшая высокого уровня. Картина Е. Гудина «Верба цветет» вошла в фонд Третьяковской галереи наряду с творениями В. Игошева, отображавшими жизнь народов Северного Урала.

 

В области книжной графики  успешно работал В. Волович. в станковой графике – Б. Семенов, цветные гравюры создавал А. Зырянов. Плодотворно работали уральские скульпторы М. Крамской, Л. Головницкий, В. Зайков, Г. Петрова. Вместе с архитекторами они принимали участие в оформлении дворцов культуры, административных и жилых зданий. Архитектурные «излишества» первых послевоенных лет постепенно были сведены к минимуму.

 

Росту мастерства уральских  художников способствовали регулярно  проводившиеся областные и межобластные выставки.

 

Либерализация гуманитарной науки

 

Перестройка, закончившаяся  полной сменой политического строя  в стране, в первую очередь стала  ощутимой в гуманитарной сфере. Гласность, «демократизация» позволили представителям интеллигенции начать серьезные споры о роли общественных дисциплин в жизни советского общества. На дискуссионных трибунах, партийных собраниях в вузах Свердловска звучали предложения убрать из учебного плана такие предметы как политэкономия, научный коммунизм, история КПСС. На одном из собраний в Уральском государственном университете даже обсуждался вопрос о лишении ученых степеней и званий тех, кто защитил диссертации по проблемам марксизма-ленинизма, научного коммунизма, развитого социализма, истории КПСС. В результате многочисленных споров к концу 1980-х гг. были почти полностью исключены ранее обязательные курсы истории КПСС и научного коммунизма. В авангарде перестройки учебных дисциплин выступили Челябинский педагогический институт, УПИ, УрГУ.

 

Уральское кино

 

Вторая половина 1980-х гг. стала «золотым временем» для уральского кино. На Свердловской киностудии тогда работали лучшие мастера отечественного кинематографа. Здесь начал свой путь к мировому признанию режиссер В. Хотиненко, автор кинокартин «Зеркало для героя», «Рой», «СВ».

 

Цех документального кино в Свердловске стал лидером среди  российских документалистов. Множество  призов российских и зарубежных фестивалей получили фильмы режиссеров Б. Шустова («Леший», «Новые сведения о конце света»), С. Мирошниченко («Госпожа Тундра», «А прошлое кажется сном»), Г. Дегальцева («Кто косит ночью?»), В. Тарика («Тот, кто с песней», «Египтянин») и др.

 

Изобразительное искусство

 

Важными событиями культурной жизни этого периода стали  выход книги «Слово о полку Игореве» с иллюстрациями В.М. Воловича, выставки каслинского литья.

 

Молодые художники Среднего Урала создали объединение «Сурикова, 31». Их картины, далекие от социалистического реализма, знакомили уральского зрителя с современными тенденциями развития мировой художественной культуры.

 

Урал вновь открылся для  бывших соотечественников: огромное внимание привлек визит в Екатеринбург всемирно известного скульптора Эрнста Неизвестного. Музыка и театр

 

В эпоху перестройки музыкальное  и театральное искусство получило «глоток свежего воздуха». В театрах осуществлялись новые постановки, посвященные актуальным темам прошлого и современности. В 1986 г. Челябинскому драматическому театру им. С. Цвиллинга присвоили почетное звание Академический.

 

Процесс модернизации театра иллюстрирует смена концепции театра музкомедии в Свердловске – одного из ведущих в России, – она была осуществлена с приходом в него нового художественного руководителя Л. Стрежнева. Оренбургский театр музкомедии поставил в годы перестройки новые спектакли на музыку А. Колкера («Старое танго»), А. Журбина («Агент 00»), Ф. Легара («Летучая мышь») и др. В 1988 г. на базе Челябинского театра кукол была создана зональная лаборатория художников и режиссеров Урала и Сибири.

 

В 1986 г. в здании Александро-Невской  церкви на Алом поле в Челябинске открылся единственный на Урале зал камерной и органной музыки. В 1987 г. здесь зазвучал орган немецкой фирмы «Ойоле», который, но праву считается одним из лучших в Европе.

 

Свердловский рок-клуб

 

В конце 1970-х гг. в г. Свердловске  существовало несколько рок-групп, среди которых были «Трек», «Урфин Джюс» и др. В 1981 г. под эгидой Свердловского архитектурного института прошел первый свердловский рок-фестиваль. В середине 1980-х гг. на Среднем Урале родился такой феномен современной молодежной культуры как свердловский рок-клуб, объединивший большое количество музыкальных коллективов различных стилей и направлений. Президентом его стал Н. Грахов. Вся страна узнала группы «Кабинет», «Наутилус Помпилус», «Чайф», «Апрельский марш», «Агата Кристи» и др. Многие из этих групп зародились в недрах высших учебных заведений Свердловска.

 

В период перестройки Урал стал центром молодежной культуры протеста, выраженного, в частности, в творчестве Свердловского рок-клуба, в состав которого входили получившие широкую популярность рок-группы «Наутилус Помпилус», «Чайф», «Агата Кристи». Однако к началу 1990-х гг. стало очевидным отсутствие дальнейшего пространства для развития тем протеста. Вместе со всей Россией культурная жизнь региона вступила в период радикальных реформ.

 

Свердловский рок-клуб стал организатором рок-фестивалей. В  июне 1986 г. состоялся первый его фестиваль, на котором сенсационного успеха добилась группа «Наутилус Помпилус», исполнившая песню «Гудбай, Америка». В апреле 1987 г. представители свердловской рок-делегации «Чайф», Группа Егора Белкина, «Наутилус Помпилус») выступили в Ленинградском Доме молодежи перед жюри Союза композиторов. Выступление «Наутилуса» получило всесоюзный резонанс после разгромной статьи в газете «Советская культура».

 

Самыми яркими именами  свердловского рок-клуба стали В. Бутусов, Е. Белкин, Н. Полева, В. Шахрин, братья В. и Г. Самойловы. Автором текстов многих групп был И. Кормильцев, музыки и аранжировки – А. Пантыкин.

 

Свердловские группы активно  концертировали на Урале и в стране, стали участниками многих фестивалей и движений. В 1987 г. на московской «Рок-панораме» группа «Наутилус Помпилус» получила «лучшую прессу». В сентябре 1989 г. «Апрельский марш», Настя Полева, «Чайф» были участниками московского десанта экологического движения «Рок чистой воды». «Агата Кристи» в этом же году представляла советский рок на семинаре по проблемам рока в Глазго (Великобритания). В 1990-е гг. многие свердловские музыканты продолжили свою деятельность в Москве и Санкт-Петербурге.

 

Список использованной литературы:

1. «История России». Энциклопедия «Аванта+»

2. Костомаров Н.И. Русская  история в жизнеописаниях ее  главнейших деятелей. – М., 1993.

3. Платонов С.Ф. Курс  лекций по русской истории.  – М., 1992.

4. Пушкарев С.Т. Обзор  русской истории. – М., 1991.

5. Отечественная история:  Учебник для вузов/ Ш.М. Мунчаев,  В.М. Устинов, Ю.П. Кожаев; под ред. проф. Ш.М. Мунчаева. – М., 1998.

6. Ключевский В.О. Курс  русской истории. – т. 2. – М., 1989.

7. Скрынников Р.Г. История  Российская. – М., 1997.


Информация о работе Урал в начале XX