Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 16:09, реферат
В истории русского Средневековья варяжский, или норманнский, вопрос занимает особое место. Он неразрывно связан с вопросом «Как было основано Древнерусское государство?», волнующим тех, кто интересуется прошлым своего Отечества. Вне академических кругов эту проблему зачастую сводят к многолетней, а точнее, уже многовековой, неутихающей дискуссии, вспыхнувшей в XVIII веке между норманистами (Готлиб Байер и Герхард Миллер) и антинорманистами (Михаил Ломоносов).
ВАРЯЖСКИЙ ВКЛАД
Древнейшие русские летописные памятники — так называемый Начальный свод, написанный в конце XI века (текст его донесла до нас Новгородская первая летопись), и Повесть временных лет, изданная в начале XII века, — свидетельствуют, что примерно 1200 лет назад в наиболее развитых восточнославянских общностях (у словен в Новгороде и у полян в Киеве) к власти пришли князья варяжского происхождения: в Новгороде Рюрик, в Киеве Аскольд и Дир. Рюрик был призван на княжение словенами, кривичами и финноязычной общностью (по Начальному своду — мерей, по Повести временных лет — чудью), после того как эти народы изгнали варягов, бравших с них дань. Затем (согласно Повести временных лет — в 882 году) преемник Рюрика Олег (по версии Начального свода — сын Рюрика Игорь, при котором Олег был воеводой) захватил Киев и объединил северное и южное политические образования под единой властью, сделав Киев своей столицей.
Летописные рассказы отстоят от описываемых событий более чем на два столетия, и многое, о чем они сообщают, явно основано на легендах, устных преданиях. Поэтому встает естественный вопрос: насколько достоверна донесенная летописными памятниками информация? Чтобы на него ответить, необходимо привлечь как иностранные источники, так и данные археологии.
Археологически четко
прослеживается присутствие с IX века
выходцев из Скандинавии на севере
Восточной Европы, а в X столетии
— и на юге, в Среднем Поднепровье.
В свою очередь, самое раннее письменное
известие о политическом образовании
под названием Русь оказывается
определенным образом связано со
скандинавами. Так, послы правителя
«народа Рос», прибывшие, согласно так
называемым Вертинским анналам, ко двору
франкского императора Людовика Благочестивого
в 839 году, были «свеонами» (шведами). В
письме 871 года франкского императора
Людовика II византийскому императору
Василию правитель Руси именуется
«каганом норманнов», что говорит
о его скандинавском
Из западных источников середины
IX века — франкских анналов —
мы знаем о датском конунге (князе)
Рёрике — тезке Рюрика из русских
летописей. Версия о тождестве Рёрика
и Рюрика, разделяемая многими
исследователями (хотя есть и те, кто
ее полностью отвергает), остается наиболее
вероятной. Она позволяет
Таким образом, значительная
роль норманнов в пору образования
Руси сомнений не вызывает: древнерусская
княжеская династия, как и значительная
часть знати, имела скандинавское
происхождение. Но есть ли основания
говорить о норманнском влиянии
на темп и характер формирования русской
государственности? Здесь в первую
очередь следует сопоставить
процессы государствообразования на Руси
и у западных славян (норманнского
воздействия не испытывавших) и посмотреть,
не было ли в формировании Древнерусского
государства специфических
Западнославянское государство
Великая Моравия возникло в первой
половине IX века (в начале X столетия
оно погибнет в результате нашествия
венгров). Другие западнославянские
государства, сохранившие независимость,
— Чехия и Польша — зарождались
одновременно с Русью, в течение
IX-X веков. Следовательно, утверждать, что
норманны обеспечили ускорение, по сравнению
со славянскими соседями, процесса
государствообразования на Руси, оснований
нет. Сходны были и характерные черты
этого процесса. И на Руси, и в
Моравии, и в Чехии, и в Польше
ядром государственной
Во всех названных странах
основной государствообразующей силой
была княжеская дружина, в Скандинавии
же помимо дружин конунгов значительную
роль играла родовая знать — хёвдинги.
Везде (кроме Моравии) наблюдается
смена старых укрепленных поселений
(градов) новыми, служившими опорой государственной
власти. Таким образом, нет следов
воздействия норманнов и на характер
государствообразования. Причина здесь
в том, что скандинавы находились
на том же уровне политического и
социального развития, что и славяне
(у них также государства
Все же в том, как формировалось
Древнерусское государство, есть одна
особенность, которую можно в
определенной степени связать с
деятельностью варягов, но которая
никак не связана со спецификой образования
скандинавских государств. Речь идет
об объединении всех восточных славян
в одном государстве. Это обычно
воспринимают как нечто само собой
разумеющееся. Между тем данное обстоятельство
уникально: объединения в одном
государстве не произошло ни у
западных, ни у южных славян —
у тех и других сложилось по
нескольку государственных
Она обеспечивала киевским князьям
заметное военное превосходство
над другими
Следует также иметь в
виду, что дружину Рюрика составляли
(если верно его отождествление с
датским Рёриком) люди, хорошо знакомые
с самой развитой в то время
западноевропейской государственностью
— франкской. Дело в том, что Рёрик
много лет (почти четыре десятилетия,
с конца 830-х до 870-х) был ленником
франкских императоров и
Скандинавская элита быстро ассимилировалась в славянской среде. Уже представитель третьего поколения князей — Святослав (сын Игоря) — имел славянское имя, а ведь именословы правящих династий носили сакральный характер, и пришлые династии обычно долгое время сопротивлялись ассимиляции. Например, у представителей правившей с конца VII века в Болгарском царстве тюркской династии славянские имена появляются только в середине IX столетия. В середине X века император Византии Константин Багрянородный, описывая в своем трактате «Об управлении империей» объезд дружинниками киевского князя подвластных территорий с целью сбора дани, называет это мероприятие славянским словом тюАлЗоЧа — «полюдье». В едином скандинавском языке того времени существовал свой термин для обозначения такого рода объезда — «вейцла». Однако Константин употребляет именно славянский термин. В том же рассказе присутствует (в греческом переводе) и славянский глагол «кормитися»: дружинники, выходящие из Киева, в течение зимы «кормятся», по словам автора, на территориях подчиненных славянских общностей («славиний»). Очевидно, элитный слой Руси к середине X столетия уже пользовался в основном славянским языком.
Таким образом, в VIII-IX веках у восточных славян активно шли процессы государствообразования, и государственность сложилась бы и без участия норманнов. Тем не менее «варяжский вклад» в этот процесс нельзя недооценивать. Именно благодаря варягам (причем не любым викингам, а именно Рюрику и его наследникам с их дружинами) восточнославянские земли были вместе объединены.
Варяжский вопрос
о происхождении Русского
государства, возбужденный в начале
прошлого века. Первые исследователи,
занимавшиеся разбором повествования
Нестора о призвании варягов,
все почти в общем признавали
его достоверность, видя в варяго-руссах
выходцев из Скандинавии (Петреюс и
другие шведские ученые, Байер, Г. Ф. Мюллер,
Тунман, Шлецер и т. д.). Но еще в
прошлом веке начали появляться и
противники этой "норманнской теории"
(между проч., Тредьяковский и
Ломоносов). Впрочем, до шестидесятых годов
нашего века школа норманнистов могла
считаться безусловно господствующею,
так как против нее было высказано
лишь немного возражений (Эверс в
1808). За это время наиболее выдающимися
представителями норманнизма
Гораздо меньше согласия существует среди антинорманнистов. Последние сходятся только в отрицании скандинавского происхождение варяго-руссов или, по крайней мере, Руси, тогда как нет ни одного положительного утверждения, с которым бы все они были согласны. Большинство из них держится мнения о славянском происхождении Руси, причем одни привлекают к объяснению имя роксолан, древнего племени южной России (Иловайский); другие же видят в Руси — славянское имя реки и народа (Гедеонов). Кроме этой "славянской" школы, мы находим среди антинорманнистов еще мнение о хазарском (Эверс), угорском (Юргевич), финском (Татищев и др.), литовском (Костомаров) и готском (Фатер, Будилович) происхождении Руси. Один писатель (Иловайский) считает вообще весь рассказ летописи о призвании варягов легендой. — Нельзя не упомянуть, наконец, и о том взгляде, по которому как варяги так и Русь обозначали не народность или княжеский род, а только "дружины, составленные из людей, волею или неволею покинувших свое отечество и принужденных искать счастия на морях или в странах чуждых", и что Русь была известна на берегах Черного моря задолго до прибытия Рюрика с братьями (Соловьев; ср. Ламанский, Ламбин и др.).
Данные, на которых основываются
все эти теории и предположения,
можно свести к двум группам: 1) исторические
известия письменных памятников и 2) данные
лингвистические. В первой группе самое
видное место занимает известие Несторовой
летописи, составляющее вместе с тем
исходный пункт всего спора. Рассказ
летописи сводится к следующему: в 862
г. (?) некоторые финские и славянские
племена, платившие дань варягам, изгнали
их за море и перестали платить
им дань. Но свобода не улучшила их положение.
Не было в них правды, восстал
род на род, и между ними возникли
усобицы. Тогда они так порешили
между собой: "Поищем себе князя,
который бы владел нами и судил
по праву". Пошли они за море к
варягам, к Руси. Так звались те
варяги: Русью, как другие (варяги) зовутся
Свие (т. е. шведы), другие же Урмане (т. е.
норманны), Англяне (норманны в Англии),
другие Готы (т. е. жители острова Готланд),
так и эти. Сказали Руси Чудь (финны),
Словени (славяне области Новгорода)
и Кривичи (на верховьях Волги): "Вся
земля наша велика и обильна, а
наряда в ней нет; идите княжить
и владеть нами". И были избраны
три брата с их родом; они взяли
с собой всю Русь и пришли; старший,
Рюрик, сел в Новгороде (по другим
спискам они пришли сперва к реке
Волхову и срубили город
В этом рассказе летописи бросается прежде всего в глаза, как невероятный факт, то обстоятельство, что славяне и финны в одном и том же году изгоняют варягов и тотчас же после этого вновь призывают их. Кроме того, несколько сказочный характер носит также известие о смерти Синеуса и Трувора, последовавшей уже через два года одновременно. Оба факта, в особенности первый, были подчеркнуты противниками норманнизма с целью подорвать доверие к Нестору. Невероятность их признается, впрочем, и норманнистами. Однако, хронологическая неточность, внесенная преданием, в данном случае вовсе не опровергает главного факта призвания из-за моря; зато та же летопись дает, по-видимому, более подходящий материал для опровержения норманнской теории в дальнейшем изложении, отождествляя Русь то с варягами, то со славянами, то снова строго различая эти три понятия и употребляя имя Руси — то как название пришлого народа, то как имя княжеского рода или государства. На почве одной летописи вопрос, очевидно, решен быть не может, так как и норманнисты в каждом данном случае сумели дать вполне удовлетворительное, с их точки зрения, объяснение. Нужно искать вне России данные, подтверждающие ту или другую теорию.