Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 16:48, доклад
Вашингтонская конференция 1921—1922 годов об ограничении морских вооружений и проблемах Д. Востока и бассейна Тихого океана. Проходила с 12 ноября 1921 года по 6 февраля 1922 года в Вашингтоне. Являлась этапом на пути создания т. н. версальско-вашингтонской системы, т. е. территориального передела мира и сфер влияния между гл. империалистич. державами после 1-й мировой войны. Была созвана по инициативе США. В работе В. к. приняли участие США, Великобритания, Китай, Япония, Франция, Италия, Бельгия, Нидерланды и Португалия. Присутствовали также делегаты от брит, доминионов и делегат, выступавший от имени Индии. Работой конференции руководила «большая пятёрка» — США, Великобритания, Франция, Италия и Япония, однако многие вопросы решались «большой тройкой» — США, Великобританией и Японией. На конференции были выработаны и подписаны следующие осн. документы: Договор четырёх держав (США, Великобритании, Франции и Японии), по которому участники обязались взаимно уважать права на острова и островные владения в Тихом ок. Подписан 13 дек. 1921. Предусматривал совместную защиту тер. «прав» договаривающихся сторон в Тихом ок., преследовал цель объединить их усилия против нац.-освободит, движения народов в бассейне Тихого ок. и Д. Востока.
Вашингтонская
конференция
Вашингтонская конференция
1921—1922 годов об ограничении морских
вооружений и проблемах Д. Востока
и бассейна Тихого океана. Проходила
с 12 ноября 1921 года по 6 февраля 1922 года
в Вашингтоне. Являлась этапом на пути
создания т. н. версальско-вашингтонской
системы, т. е. территориального передела
мира и сфер влияния между гл.
империалистич. державами после 1-й
мировой войны. Была созвана по инициативе
США. В работе В. к. приняли участие
США, Великобритания, Китай, Япония, Франция,
Италия, Бельгия, Нидерланды и Португалия.
Присутствовали также делегаты от брит,
доминионов и делегат, выступавший
от имени Индии. Работой конференции
руководила «большая пятёрка» — США,
Великобритания, Франция, Италия и Япония,
однако многие вопросы решались «большой
тройкой» — США, Великобританией
и Японией. На конференции были выработаны
и подписаны следующие осн. документы:
Договор четырёх держав (США, Великобритании,
Франции и Японии), по которому участники
обязались взаимно уважать
Считая своим главным
противником на Дальнем Востоке
Японию, Советская Россия и ДВР
начали концессионные переговоры с
США, смыслом которых было повлиять
на американскую администрацию в
пользу официального признания ДВР
и оказать давление на Японию с
целью заставить ее вывести войска
с Северного Сахалина. Однако из
этого плана ничего не вышло. В
мае 1921 г. Япония ликвидировала власть
правительства ДВР в Приморье
(с 1920 г. столица ДВР была перенесена
в Читу), сочтя его политику слишком
просоветской. В противовес читинскому
правительству японские военные
власти стали поддерживать во Владивостоке
областное правительство во главе
с предпринимателем С.Д.Меркуловым.
Холодно к идее сотрудничества с
большевиками против Японии отнесся
и ставший в 1921 г. новым президентом
США республиканец Уоррен Хардинг
(Гардинг). Хотя, будучи сенатором, Хардинг
зондировал почву относительно перспектив
сотрудничества с большевиками, после
избрания он не захотел взаимодействовать
с РСФСР и ДВР на антияпонской
основе. У него возник план урегулирования
противоречий в АТР без участия
Советской России.
За время Первой
мировой войны США превратились
в могущественную державу. Из страны-должника
они превратились в мирового кредитора,
которому задолжали и Великобритания,
и Франция, и Италия. В отличие
от Вильсона администрация Хардинга
полагала, что жизненные интересы
США сосредоточены не в Европе,
а в Латинской Америке и
Восточной Азии. Соответственно, политика
"сфер влияния" в Китае, означавшая
укрепление позиций Великобритании и
Японии, по-прежнему не устраивала США,
остававшихся поборником доктрины "открытых
дверей".
В 1916 г. США приняли
гигантскую программу строительства
военно-морского флота, целью которой
было закрепить за собой положение
первой военно-морской державы мира.
Великобритания тоже хотела усилить
свои позиции на Дальнем Востоке
посредством сооружения новой мощной
военно-морской базы в Сингапуре.
Этот проект требовал огромных ассигнований,
и поэтому Лондон был вынужден
сокращать ассигнования на флот, что
делало британские ВМС в перспективе
неконкурентоспособными по сравнению
с американскими.
И США, и Великобритания
соперничали с Японией, стремясь
помешать ей окончательно утвердиться
на Дальнем Востоке в качестве
доминирующей военно-морской силы.
Великобритания все еще была связана
с Японией союзом, но наступление
японского капитала на британские позиции
в Китае, а главное - опасения и
требования Канады и Южно-Африканского
Союза, переориентировавшихся на США
и требовавших того же от Лондона,
толкали Великобританию к пересмотру
своих приоритетов.
Однако ни Вашингтон,
ни Лондон не были заинтересованы в
открытом столкновении с Токио, и
потому они стремились найти всеобъемлющее
компромиссное разрешение противоречий
в сфере морских вооружений. Волновали
их и нарастающие трения по общим
политическим вопросам регионального
развития, из которых особое беспокойство
вызывала активность Японии в Китае,
способная обернуться "закрытием"
этой страны для британского, американского
и французского капитала.
Улавливая общее
настроение западных держав, британский
министр иностранных дел лорд
Керзон летом 1921 г. обратился к президенту
США с предложением о созыве конференции
по дальневосточным и
Конференция открылась
в Вашингтоне 12 ноября 1921 г. В ее работе
приняли участие 14 стран - США, Британская
империя (Великобритания и доминионы
- Канада, Австралия, Новая Зеландия,
Южно-Африканский Союз, Индия), Япония,
Франция, Италия, Китай, а также европейские
страны, имевшие традиционные интересы
в АТР - Бельгия, Голландия и Португалия.
Делегацию США возглавлял государственный
секретарь Чарльз Хьюз (Юз), избранный
председателем конференции, во главе
британской стоял Артур Бальфур,
французской - премьер-министр Аристид
Бриан, а японской - Томосабуро Като.
Германия, у которой
по Версальскому договору были отняты
все владения на Тихом океане, и
Россия, "ввиду отсутствия единого
правительства", на конференцию приглашены
не были. Однако делегация ДВР прибыла
в Вашингтон без приглашения
и вела там переговоры вне рамок
официальной повестки дня с представителями
США и других держав, добиваясь
главным образом решения о
выводе японских войск с ее территории.
Китай на Вашингтонской
конференции был представлен
только пекинским правительством, поскольку
только ему и было направлено официальное
приглашение. Южное правительство
Сунь Ятсена в Гуанчжоу (Кантоне) не
было признано западными державами
и поэтому не было приглашено. Правительство
Южного Китая заранее заявило, что
не будет считать себя связанным
решениями Вашингтонской
Конференция сразу
же вышла за рамки первоначальной
повестки дня. Обсуждение вопроса о
судьбе японо-британского союза
проходило секретно в рамках "большой
тройки" США, Великобритании и Японии,
а не на пленарных заседаниях. В
ходе переговоров американская сторона
отклонила идею о создании в АТР
тройственного политического
Итогом четырехсторонних
обсуждений стал договор о политических
гарантиях для поддержания того
нового международного порядка, который
фактически сложился в регионе после
Первой мировой войны. Четыре державы
(США, Япония, Великобритания и Франция)
подписали договор сроком на 10 лет
о неприкосновенности островных
владений и территорий на Тихом океане
("договор четырех держав").
Они согласились, во-первых, соблюдать
статус-кво в отношении
Важнейшим элементом
"договора четырех держав" был
пункт об отмене военно-политического
союза Великобритании и Японии 1911
г., который рассматривался в США
как элемент устаревшей блоковой
политики, скомпрометированной Первой
мировой войной и провоцирующей
недоверие между великими державами.
Решение об отмене союза, принятое под
давлением Вашингтона, было неоднозначно
воспринято политиками и специалистами
в разных странах. Многие полагали,
что наличие союза с Японией
давало Западу инструмент воздействия
на политику Токио и могло помешать
превращению Японии в экспансионистскую
державу. Вместе с тем, создание многосторонней
основы международного регулирования
в АТР в принципе создавало
более надежную базу для устойчивости
региональной подсистемы. Эффективность
нового порядка, конечно, зависела и
от того, насколько он был способен
сопрягаться с практической деятельностью
Лиги наций как органа общемирового
регулирования.
Если "договор
четырех держав" политически и
юридически оформил принцип партнерства
великих держав на основе коллективных
гарантий, то военно-политические и
военно-технические параметры
Путь к его заключению
открыло согласие Лондона на предложение
США отказаться от "стандарта
двух держав" ("two powers standard"), в
соответствии с которым Великобритания
старалась поддерживать общий тоннаж
водоизмещения своего военно-морского
флота на уровне флотов любых двух
других великих держав, взятых вместе.
План, представленный государственным
секретарем США Хьюзом, предусматривал
установление довольно высокого уровня
морских вооружений и для Японии,
хотя для нее была предусмотрена
меньшая квота, чем для США
и Британии. Новые соотношения
военно-морских вооружений были приняты.
"Договор пяти держав" предусматривал,
что общий тоннаж линейных судов,
который может подлежать
США, Великобритания
и Япония согласились уважать
статус-кво и в вопросе