Введение
Общество Южного
Двуречья, пережив жесточайший социально-экономический
и политический кризис, вновь
набирало силы. Наметился новый
подъем ирригационного земледелия,
оживилась торговля и городская
жизнь. Этим тенденциям препятствовали
политическая раздробленность и
междоусобные войны. На повестке
дня снова встал вопрос о
создании единого централизованного
государства.
В ХХ – ХIХ
вв. до н.э. государства Месопотамии,
такие как Мари, Эшнунна и Ашшур,
вели изнурительные междоусобные
войны. Постепенно в ходе этой
борьбы приобретает независимость
и возвышается город Вавилон
(«Баб-Илу» – «Врата бога»), где
воцарилась I Вавилонская династия,
время правления которой называют
Старовавилонским периодом (1894–1595
гг. до н.э.).
Вавилон –
крупнейший город средней Месопотамии,
столица Вавилонского царства
в ХIХ – VI вв. до н.э., важнейший
торговый и культурный центр
Передней Азии.
Среди городов
Древнего Востока Вавилон был,
пожалуй, самым почитаемым. Само
название города – Баб-Илу
– говорило о его святости,
об особом покровительстве богов.
Верховному вавилонскому богу
Мардуку поклонялись многие народы,
даже не подвластные Вавилону,
его храмы и жрецы получали
богатые дары от царей соседних
государств.
Вавилон не
был одним из древнейших городов
Междуречья – шумерские города
Ур, Урук, Эриду и другие были
примерно на тысячу лет старше.
Город располагался
в очень удобном месте –
там, где сближаются реки Евфрат
и Тигр и от главного русла
Евфрата начинают отделяться
многочисленные протоки. Положение
Вавилона было благоприятным
для занятия торговлей. В нем
было множество рынков, на которых
можно было продать или купить
рыбу, финики, зерно, ткани и другие
товары, нанять умелого работника.
К 1800 г. до
н.э. Междуречье превратилось
в цветущий, заботливо ухоженный
сад. Новые способы ведения
хозяйства способствовали укреплению
Вавилона, потому что старые города
с трудом приспосабливались к
хозяйственной независимости ремесленников
и крестьян.
Первые правители
небольшого Вавилонского царства
вели осторожную политику. Они
заключали союзы с сильными
соседними государствами – Ларсой,
Исином, Мари – и при этом
точно выбирали наиболее выгодного
партнёра. Таким образом, первые
пять вавилонских царей смогли
значительно расширить свои владения,
но вровень со своими союзниками
Вавилон пока не встал. Пока
к власти не пришел Хаммурапи.
Характеристика первоисточников:
законов Хаммурапи, Среднеассирийских
законов и Хеттского царства
Расцвет Вавилона
приходится на время правления
шестого царя I Вавилонской династии
– Хаммурапи (1792–1750 гг. до н.э.),
который был выдающимся государственным
деятелем, прозорливым и изворотливо-хитрым
дипломатом, крупным стратегом, мудрым
законодателем, расчетливым и
умелым организатором.
Важнейшим деянием
царствования Хаммурапи было
составление свода Законов. Экономика,
общественный и политический
строй Вавилонского государства
в правление Хаммурапи известны
благодаря этому сохранившемуся
сборнику Законов царя, его переписке
с наместниками и чиновниками
и частноправовым документам.
Издание Законов
было серьезным политическим
мероприятием Хаммурапи, направленным
на консолидацию его обширной
державы. Сборник Законов разделяется
на 3 части: введение (пролог), текст
самих законов (разбивка текста
на 282 отдельных параграфа) и заключение
(эпилог). Он является важнейшим
источником по многим сторонам
жизни вавилонского общества
первой половины XVIII в. до н.э.
В тексте Законов
можно выделить следующие разделы:
1. основные принципы правосудия
(§ 1 – 5); 2. охрана собственности
царя, храмов, общинников и царских
людей (§ 6 – 25); 3. нормы, касающиеся
служебного имущества (§ 26 –
41); 4. операции с недвижимостью,
связанные с нею деликты (§
42 – 88); 5. торговые и коммерческие
операции (§ 89 – 126); 6. семейное
право (§ 127 – 195); 7. телесные
повреждения (§ 196 – 214); 8. операции
с движимым имуществом и личный
наем (§ 215 – 282). Далее следует
эпилог, содержащий проклятия тем,
кто отступит от установлений,
содержащихся в Законах. «Пролог»
и «Эпилог» написаны торжественным
и архаичным языком и во
многих отношениях напоминают
литературные произведения, сами
же узаконения изложены сухим
и ясным, деловым языком.
В 1901–1902 гг. Французские
археологи раскапывали развалины
города Сузы, столицы государства
Элам, восточного соседа древней
Вавилонии. Вдруг лопата одного
из работавших ударилась о
какой-то камень. Очень осторожно,
чтобы не подпортить интересный
предмет, удалили слой земли
и извлекли сначала один, а
впоследствии второй и третий
куски каменного столба. Учёным
сразу врезались в глаза надписи
и изображения, вырезанные на
гладко вышлифованной поверхности
чёрного камня искусным резчиком.
Пришлось приложить огромные
усилия для того, чтобы почти
полностью, за исключением нескольких
трещин и выбоин, составить и
тщательно склеить драгоценные
для науки обломки – закруглённый
базальтовый столб, высотой в
2 м.
На лицевой
стороне наверху были вырезаны
две рельефные мужские фигуры
с внушительными окладистыми
бородами и в длинных одеждах,
ниспадающих до самых пят. Один
из этих старцев восседал на
троне. Его голова была увенчана
высоким остроконечным тюрбаном,
а в правой, протянутой вперёд
руке он держал коротенький
жезл и большой круглый браслет.
Другой стоял перед троном
в подчинительной позе. Под изображением
шла огромная надпись причудливыми
клинообразными знаками.
Находка была
перевезена в Париж и выставлена
в одном из залов Лувра. Вавилонские
клинописные тексты на поверхности
столба сначала были переведены
на французский язык, а затем
последовали переводы на другие
языки, в том числе и на
русский.
Оказалось, что
на столбе записаны те самые
«Законы царя Хаммурапи». Фигуры,
выгравированные на столбе, изображали
самого царя Хаммурапи и бога
солнца Шамаша. Бог как бы утверждал
законы, изданные царём, и разрешал
ему от имени богов творить
суд и расправу над всеми
своими подданными. К сожаленью,
из 282 его законов к настоящему
времени сохранилось только 247. При
вступлении законов в силу, Хаммурапи
заявил: «…Мардук направил меня,
чтобы справедливо руководить
людьми и дать стране счастье,
тогда я вложил в уста страны
истину и справедливость и
улучшил положение людей…».
Законы Хаммурапи
считались образцом законодательства
на протяжении всей дальнейшей
истории «клинописной культуры»
Месопотамии.
Необходимо отметить,
что мнения специалистов о
месопотамских Законах значительно
расходятся. Некоторые считают, что
перед нами не законы в собственном
смысле слова, а самовосхваление
царей, долженствующие показать
их мудрость и справедливость,
либо некие теоретические упражнения
месопотамских ученых, не имевшие
практического значения. В науке
же утвердилась точка зрения,
согласно которой эти тексты
являются настоящими законами, хотя
и весьма архаичными, и распространяются
на все население царства; однако
они не дублируют обычного
права там, где оно, с точки
зрения законодателя, достаточно
обеспечивало интересы правосудия
и не нуждалось в замене
новыми нормами; кроме того, несомненно,
что эти законы, естественно, уделяют
особое внимание интересам царского хозяйства
и царских людей, особенно там, где царские
интересы могли сталкиваться с интересами
частных лиц.
Развитие хозяйства
стран Древнего Востока
Сельское хозяйство
Экономика Вавилонского
государства времен Хаммурапи
базировалась на развитии ирригационного
земледелия, садоводства, скотоводства,
многообразных ремесел, внешней
и внутренней торговли.
Основной отраслью
производства в Вавилонии было
сельское хозяйство. Во времена
Хаммурапи наблюдается расширение
посевных площадей (освоение залежных
и целинных земель), расцвет такой
интенсивной отрасли хозяйства,
как садоводство (разведение финиковой
пальмы), получение больших урожаев
злаковых (ячменя) и масличных культур.
Значительная часть обработанной
земли принадлежала храмам, членам
царской семьи, крупным торговцам,
чиновникам царской и храмовой
администрации. Мелкие землевладельцы
обычно владели небольшими участками
земли от 1/3 до небольших гектаров.
Земледелие базировалось на искусственном
орошении.
Основой сельского
хозяйства был труд свободных
земледельцев и арендаторов, в
ремесле также доминировал труд
свободных ремесленников, занятие
которых обычно наследовалось
в семье.
Основным продуктом
питания горожан, как и сельских
жителей, был хлеб. Поля, по выражению,
употребленному в одном из
писем того времени, были «душой
страны». От их урожайности
зависело снабжение городов зерном,
и, в конечном счете – благосостояние
всех граждан. Жизнь городов
во многом была подчинена ритму
сельскохозяйственных работ.
Сельское хозяйство
было основой жизни в Месопотамии,
неудивительно поэтому, что в
Законах Хаммурапи уделяют ему
очень большое внимание.
Наличие богатых
пастбищ, под которые использовались
горные склоны, степи, луга, способствовало
дальнейшему развитию скотоводства.
Среди домашних животных наряду
с ослами, ишаками, мулами начинает
появляться лошадь. Неоднократно
в Законах Хаммурапи упоминаются
стада крупного и мелкого рогатого
скота, ослы, для пастьбы которых
нанимались пастухи. Часто скот
отдавался в наем для тяжелой
работы на поле, гумне, перевозки
тяжестей.
Картина хозяйственной
жизни Вавилона будет не полной,
если не
вспомнить про
лесное хозяйство, которым руководил
главный лесничий. Отдельные «лесные
участки» находились в ведении
его подчиненных, которые отвечали
за сохранность лесов – источника
очень ценных строительных материалов.
Сохранившиеся
документы указывают на развитие
земледельческого хозяйства, всецело
основанного на искусственном
орошении. Были проведены новые
каналы, оросительная система объединялась
в общегосударственном масштабе.
Все хозяйство в целом основывалось
на широкой эксплуатации труда
рабов и свободных общинников.
Ремесло
В Вавилонском
государстве значительного развития
достигло ремесло. Оно было
представлено самыми различными
профессиями: строители домов,
кораблей, столяры, плотники, камнерезы,
портные, ткачи, кузнецы, кожевенники,
ювелиры, пекари, пивовары и т.д.
К ремесленным профессиям в
то время причислялись также
врачи, ветеринары, цирюльники, трактирщики.
Для оплаты труда ремесленников
Законы Хаммурапи устанавливали
твердую плату, а также суровую
ответственность за сделанную
работу. «Если строитель построил
человеку дом и свою работу
сделал непрочно, а дом, который
он построил, рухнул и убил
домовладельца, этот строитель
должен быть казнен», – гласит
статья 229. Оплата труда врача
зависела от принадлежности пациента
к тому или иному классу
и соответственно повышалась
и понижалась. За неудачную операцию,
сделанную свободному человеку,
врачу отрубали кисть руки (статья
218). Совершенствование ремесел стимулировало
активизацию роста научных знаний.
Ремесленники
продавали свои изделия на
рынке, но чаще они заключали
с заказчиками контракты на
изготовление различных предметов
за определенную плату. Все
это указывает на широкие товарные
отношения в рабовладельческих
обществах Передней Азии на
заключительных этапах их развития.
Торговля
Развитию торговли
способствовали объединение в
рамках единого Вавилонского
государства всей территории
Месопотамии и сосредоточение
всех внутренних и внешних
торговых путей, идущих через
долину Тигра и Евфрата в
одних руках. Весьма закономерно,
что продукты землевладения в
аграрной стране становились
объектами купли-продажи.
Предметом экспорта
из Вавилонии было зерно, финики,
сезамное масло, шерсть, ремесленные
изделия. Импорт состоял из
металлов, строительных пород камня
и дерева, рабов, предметов роскоши.
В начале II тысячелетия
до н.э. функции денег последовательно
выполняет серебро, благодаря
чему по сохранившимся документам
возможно проследить соотношение
цен на товары. Известны случаи,
когда наниматель, наряду с традиционной
натуральной оплатой, рассчитывался
серебром и с работниками, проработавшими
в его хозяйстве долгое время.
С увеличением количества продуктов
развивалась меновая торговля. Была
введена единая система мер
и веса. Помимо розничной существовала
и оптовая торговля. Развитие
торговли и ростовщичества влекло
за собой дальнейшее социальное
расслоение сельских общин и
неизбежно приводило к развитию
рабства.