Вавилонское государство
приобрело определенные черты
древневосточной деспотии. Во главе
государства стоял царь, обладавший
законодательной, исполнительной, судебной
и религиозной властью. Обширным
был фонд царских земель. Они
либо сдавались в аренду, либо
обрабатывались «ишшаккумами» –
работниками подневольного труда,
которые не владели средствами
производства, получали зерновое
довольствие, жили с семьями
на царской земле и не имели
права ее покинуть.
Сформировалось
судебное ведомство – царский
суд, выполняющий все судебные
функции и заменивший собой
храмовый суд, суд общины или
суд квартала в городе, но все
же некоторые права решать
семейные и уголовные дела, совершенные
на их территории, они сохранили.
Судьи объединялись в коллегии,
им подчинялись глашатаи, гонцы,
писцы, составляющие судейский
персонал.
Финансово-податное
ведомство занималось сбором
налогов, которые взимались серебром,
натурой с урожая, скота, продуктов
ремесла.
Царская власть
опиралась на армию, формировавшуюся
из отрядов тяжело- и легковооруженных
воинов – редум и баирум. Их
права и обязанности были определены
в 16 статьях Законов Хаммурапи.
Как уже было сказано, воины
получали от государства за
службу неотчуждаемые земельные
наделы, иногда с садом, домом,
скотом. Законы защищали воинов
от произвола командиров, предусматривали
выкуп их из плена, обеспечение
семьи воина. Воин же был
обязан исправно нести службу,
за уклонение от которой его
могли казнить.
Огромный бюрократический
аппарат, деятельность которого
строго контролировалась царем,
выполнял все его распоряжения.
При этом представители царской
администрации «шакканакку» имели
тесный контакт с представителями
власти на местах: общинными советами
и старостами общин – «рабианум».
Сурово боролись в административном
аппарате со взяточничеством,
подкупом, недисциплинированностью,
леностью.
Создание централизованного
вавилонского государства и возвышение
Вавилона нашли в дальнейшем
свое отражение и в религиозном
культе: во главе пантеона был
поставлен местный бог, покровитель
города Вавилона Мардук, некогда
бывший одним из младших богов.
Мифы приписывали этому богу
функции демиурга – творца
вселенной и людей, царя богов.
Древнейшие в
истории человечества правовые
памятники сохранили для нас
первые и, подчеркнем, самые трудные
шаги юриспруденции. В этом
– их непреходящая ценность. Один
из таких памятников и, пожалуй,
самый известный – Законы Хаммурапи.
Вавилонское право,
как и любое древнее право,
не делилось на уголовное, гражданское,
процессуальное, государственное и
т.п. Текст Законов Хаммурапи
носил «синтетический» характер,
устанавливая одновременно и
правила, и ответственность за
их нарушение. Законы Хаммурапи
уделяли много внимания наказаниям
за различные проступки и преступления
– от нарушения обязанностей,
связанных со службой, до посягательств
на имущество и преступлений
против личности. Для Законов
Хаммурапи характерно очень широкое
применение смертной казни за
самые различные виды преступлений
– от присвоения чужого имущества
до прелюбодеяния. За некоторые
особо тяжкие, с точки зрения
законодателя, преступления Законы
Хаммурапи назначали квалифицированные
виды смертной казни: сожжение
за инцест с матерью, сажание
на кол жены за соучастие
в убийстве мужа. В остальных
случаях Законы устанавливали
либо наказание по принципу
талиона («зеркального», т.е. наказание
равным за равное, или «символического»,
когда, например, отсекают «согрешившую»
руку), либо денежную компенсацию.
На имя царя
приходило большое количество
самых разнообразных жалоб. Однако
сам царь не принимал решения,
а направлял дело на рассмотрение
в соответствующий орган.
От царского
имени, хотя и автоматически,
объявлялось помилование пойманному
любовнику, при условии, что
муж виновной прощал измену. Как
свидетельствуют документы, царь
собственноручно решал некоторые
вопросы, связанные, в частности,
с функционированием ирригационной
системы.
Судебный процесс
в Вавилонии был устным и
состязательным. Это означает, что
дела возбуждались лишь по
жалобе заинтересованной стороны,
а в ходе процесса каждая
из сторон должна было доказывать
свои убеждения. Протоколы процессов
не велись, хотя некоторые наиболее
важные моменты могли фиксироваться
письменно. Решения и приговоры
тоже, как правило, были устными.
Основными доказательствами были
свидетельские показания и документы.
В некоторых случаях при отсутствии
иных способов установления истины
прибегали к «божьему суду».
«Божий суд» мог иметь две
формы: 1) водная ордалия и 2) клятва
во имя богов. Водная ордалия
осуществлялась путем погружения
подозреваемого в воду Реки, и
если он тонул, считалось, что
Река (т.е. бог реки) покарала виновного.
Если ему удавалось выйти из
воды благополучно, он считался
оправданным. Клятва богам, по
тогдашним представлениям, неминуемо
привлекала на ложно поклявшегося
кару богов. Поэтому принесение
такой клятвы считалось достаточным
основание для оправдания, а отказ
принести клятву – доказательством
справедливости обвинения. Ложное
обвинение, как и лжесвидетельство,
каралось по принципу талиона,
т.е. тем же самым наказанием,
которое понес бы обвиняемый,
будь его вина доказана.
Общее и особенное
в развитии стран Ближнего Востока
История Древнего
Востока ярко характеризует общие
закономерности исторического процесса
и те конкретные формы, в
которых эти закономерности проявлялись
в истории отдельных стран
и народов. В целом история
Древнего Востока – это история
формирования и развития древнейших
в мире цивилизаций.
Основные центры
древневосточных цивилизаций сложились
в долинах великих рек –
Нила, Евфрата и Тигра, Инда
и Ганга, Хуанхэ. Необходимость
регулирования сложного режима
этих рек определила некоторые
общие черты в организации
производства, известное единство
древневосточного мира. Вместе с
тем конкретное изучение истории
различных его регионов показало
глубокую индивидуальность каждой
из древневосточных цивилизаций,
их неповторимое историческое
своеобразие.
Централизованная
экономика, широкий спектр отношений
зависимости, низведение юридически
свободных и полусвободных лиц
до положения невольников деспотической
власти фараона, постоянное вмешательство
государства во все сферы жизни
и хозяйства – все это можно
видеть в Древнем Египте.
Государственное
и частное землевладение, частный
сектор в экономике, сильные
в хозяйственном и политическом
отношении города, с которыми
приходилось считаться вавилонским
царям, наличие границ, открытых
для вторжения в долину Двуречья
воинственным соседям, характерны
для общества Месопотамии.
Ярко выраженный
военный характер ассирийского
общества и государства, государственное
объединение всего Ближнего и
частично Среднего Востока под
властью персов – неповторимые
явления древневосточной и мировой
истории.
Кастовая система,
раздробленность, приведшая к
сосуществованию различных форм
политической организации – от
монархии до республиканских
образований при наличии культурного
единства страны, – отличают цивилизацию
Древней Индии от соседнего
Китая с его оригинальной системой
социальных рангов и деспотическим
централизованным государством.
В истории Древнего
Востока могут быть выделены
три большие эпохи.
В первую эпоху
(конец IV–III тысячелетие до н.э.)
на Древнем Востоке существуют
три основных цивилизованных
центра – египетский, шумерский
и древнеиндийский. Это первые
в мире цивилизации, основные
достижения которых во многом
определили все последующее развитие
региона. В Шумере, Египте и
долине Инда были созданы древнейшие
системы письменности, получили
развитие монументальная архитектура
и искусство. Египетские пирамиды,
ступенчатые храмы-зиккураты древнего
Шумера, городские комплексы Хараппы
принадлежат к числу выдающихся
достижений человеческой культуры.
Одновременно
в течение III тысячелетия до
н.э. идет интенсивное разложение
первобытного строя и формирование
социально-расчлененного общества
в областях, Цивилизация Древнего Востока.
Древняя Вавилония
примыкающих к
великим цивилизациям Древнего
Востока, – в Северной Месопотамии,
в Иране, на юге Средней Азии,
в Малой Азии, в Восточном Средиземноморье.
Повсюду отмечаются признаки
социальной и имущественной дифференциации,
развиваются ремесла, формируются
местные городские центры. Этому
в немалой степени способствуют
торговые и культурные связи
с Египтом, Месопотамией и Северо-Западной
Индией. Так к концу первого
периода постепенно складывается
система классовых обществ разного
уровня развития, охватывающая обширную
территорию от Восточного Средиземноморья
до Индостанского полуострова.
Очаги первых
цивилизаций с их городами, монументальной
архитектурой и письменностью
образовывали зону интенсивного
развития. Их соседями были племена,
развивающиеся замедленными темпами,
но находящиеся в тесном взаимодействии
с этими центрами. На периферии
древневосточного мира, протянувшейся
от степей Аравийского полуострова
до Северного Кавказа и степного
пояса Центральной Азии, все большее
значение приобретают подвижные
и воинственные скотоводческие
племена.
Во вторую эпоху
(II – первая половина I тысячелетия
до н.э.) картина исторического
развития намного усложняется,
теперь уже группа различных
государств образует политическую
карту Древнего Востока. Во II тысячелетии
до н.э. в долине Хуанхэ формируется
новый очаг древнекитайской цивилизации,
пока еще оторванный от других
древневосточных центров, но уже,
видимо, воспринимающий ряд культурных
достижений соседних племен и
народов. Города-государства складываются
в Восточном Средиземноморье
(Угарит, Эбла, Библ, Алалах), в Малой
Азии и Северной Месопотамии,
где формируются Хеттская и
Ассирийская державы;
В III тысячелетии
до н.э. некоторое развитие
отмечается в поливном земледелии
за счет усовершенствования орудий
труда и агротехники. Но особенно
характерен прогресс для разного
рода ремесленных производств,
число и масштабы которых увеличиваются.
Широкое внедрение различных
металлических сплавов, и в
первую очередь бронзы, вело к
необходимости расширения обмена
и торговли. Оформляются международные
торговые пути, растет количество
торговых факторий, создаются своего рода
международные объединения торговцев.
Все это отразилось и на международных
отношениях – начинается борьба за преобладание
на торговых путях.
Также усложняется
картина социального развития, формы
эксплуатации становятся более
разнообразными, иногда замаскированными.
В связи с развитием частной
собственности появляются ростовщичество
и долговое рабство. Делаются
попытки повысить рентабельность
труда подневольных работников,
заинтересовать их в его результатах.
Наиболее дальновидные представители
правящих классов стараются смягчить
социальные противоречия, ограничить
их крайние проявления, что, например,
нашло отражение в законодательстве
вавилонского царя Хаммурапи
(XVIII в. до н.э.). Однако эти временные
реформы в итоге приводят лишь
к обострению социальных конфликтов
и внутренней борьбы. Так, в
Египте мощное восстание бедняков
и рабов в XVIII в. до н.э.
серьезно потрясло все государство.
Идет борьба и между отдельными
группировками правящего класса
за увеличение своей доли власти
и богатства.
Пополнение ресурсов
стран за счет получения дани
и прямого грабежа соседей,
необходимость постоянного увеличения
контингента рабов-военнопленных,
попытки в какой-то мере погасить
внутренние противоречия проведением
активной внешней политики приводят,
особенно начиная с середины II
тысячелетия до н.э., к увеличению
военных столкновений. Большое значение
придается развитию армии и
военного дела, создаются специализированные
воинские подразделения, особую
роль в сражениях начинают
играть отряды колесниц. В XV–XIV
вв. до н.э. разворачивается напряженная
борьба между Египтом, Митанни
и хеттами за господство в
Восточном Средиземноморье. Египет
эпохи Нового царства, по существу,
представлял собой мощную военную
державу, процветающую за счет
ограбления соседних стран. Именно
в это время создаются наиболее
величественные памятники египетской
архитектуры. В ходе беспрерывных
войн, взимания с побежденных
колоссальной дани, а иногда и
прямого ограбления покоренных
стран происходит как бы насильственное
перераспределение прибавочного
продукта в масштабах всего
переднеазиатского региона. То
одна, то другая страна претендует
на политическое лидерство и
право беспрепятственного грабежа
соседей. В этом отношении весьма
характерно формирование в IX–VII
вв. до н.э. великой Ассирийской
державы. Опираясь на лучшие
для своего времени вооруженные
силы, ассирийские цари последовательно
проводили по отношению к покоренным
странам и народам политику
«тяжелой дани», уничтожения селений,
массовых убийств, что неизбежно
вело к обнищанию, вызывало
волнения и восстания. Недаром
у народов Древнего Востока
Ассирия именовалась «логовищем
львов», а ее столица Ниневия
– «городом крови». Создаваемые
таким образом военно-административные
объединения не представляли
собой прочных государств. Вставшее
во главе объединения государство
более стремилось к грабежу,
чем к развитию своего хозяйства.