Великобритания в 40-50 гг. XX в

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 08:21, доклад

Описание

Углубление общего кризиса мировой капиталистической системы, происшедшее в результате второй мировой войны, привело к ослаблению экономических и политических позиций английского империализма. Расходы Англии на войну превысили 25 млрд. фунтов стерлингов. Государственный долг вырос за годы войны втрое. Англия не подвергалась оккупации, на ее территории не было наземных боев, но вражеские бомбардировки, потеря судов причинили экономике страны значительный ущерб. Тем не менее война была источником обогащения крупных промышленных магнатов и банкиров, получивших огромные прибыли от военных заказов. Усилилась концентрация производства и капитала. Еще более возросло влияние монополий на политическую жизнь страны.

Содержание

ПЛАН
1. Итоги второй мировой войны для Англии.
2. Правительство лейбористов: осуществление мер по национализации; социальные реформы.
а) национализация Английского банка и ряда отраслей промышленности; б) реформы в области социального страхования, народного образования и здравоохранения.
3. Экономическая политика правительства в 1945-1949 гг.
а) финансовое соглашение с США о ленд-лизе; б) девальвация фунта стерлингов.
4. Внешняя политика в 1945-1949 гг.
а) сокращение влияния Великобритании на международной арене; б) начало политики “холодной войны”; в) создание Западного союза и подготовка к образованию НАТО.
5. Колониальная политика лейбористского правительства и начало распада Британской империи.
а) Консервативная партия; б) Либеральная партия; в) Лейбористская партия; г) Коммунистическая партия.
6. Кризис лейбористского правления и приход к власти кабинета консерваторов.
7. Внутренняя политика консерваторов. Экономическое положение.
а) денационализация предприятий металлургической промышленности и автодорожного грузового транспорта; б) сокращение муниципальной программы строительства.
8. Рабочее движение в 1950-1960 гг.: усиление забастовочной борьбы.
9. Внешняя и колониальная политика Великобритании в 1950-1960

Работа состоит из  1 файл

Доклад по истории ЕиА.Великобритания в 40-50гг..docx

— 54.28 Кб (Скачать документ)

Ссылкой на то, что  Черчилль выступил как частное лицо, Эттли формально отмежевался от его речи, но на деле правительство вскоре стало действовать в духе политики “холодной войны”. Во всех вопросах международной политики периода 1945 — 1949 гг. — заключение мирных договоров с бывшими союзниками Германии, решение германского вопроса и других, на всех международных форумах, сессиях Совета министров иностранных дел английская дипломатия занимала антисоветские позиции.

В конце 1946 г. Англия еще содержала армию в 1427 тыс. человек, поглощавшую значительные бюджетные суммы, которые могли  быть использованы на нужды экономики. В марте 1947 г. правительство внесло в парламент законопроект о введении воинской повинности, который предусматривал содержание армии численностью до 1087 тыс. солдат и офицеров, что вдвое  превышало численность вооруженных  сил в середине 1939 г. (480 тыс.), с 18-месячным сроком службы. В парламенте проект встретил сопротивление. 72 депутата-лейбориста внесли резолюцию, отвергавшую его. Правительство согласилось на установление срока службы до 12 месяцев. Законопроект был принят и должен был вступить в силу в январе 1949 г. Однако в октябре 1948 г. группа генералов во главе с начальником имперского генерального штаба лордом Монтгомери, угрожая отставкой, потребовала установления срока службы в 18 месяцев. Правительство уступило, не встретив больше оппозиции в парламенте.

До начала 1947 г. для  лейбористского правительства была характерна тактика маскировки антисоветской  политики. Особенно ярко это проявилось в вопросе о продлении срока  действия англо-советского договора 1942 г., идеи настолько популярной в народе, что даже Черчилль в своей фултонской речи счел нужным мимоходом сказать, что срок договора можно было бы продлить до 50 лет. Правительство Эттли, учитывая популярность идеи договора, в январе 1947 г. сделало Советскому правительству официальное предложение, но переговоры по этому вопросу вскоре обнаружили неискренность английской стороны. Она, в частности, категорически отказывалась включить в договор статьи, которые исключали бы участие Англии в блоках или действиях, направленных против Советского Союза. В результате переговоры, начавшиеся в марте 1947 г., уже в мае были прекращены; по вине английской стороны они не дали никаких положительных результатов. Правительство Эттли все более втягивалось в антисоветские военные обязательства. По его инициативе 17 марта 1948 г. был создан первый многосторонний военно-политический блок западноевропейских государств, так называемый Западный союз. в который вошли Великобритания, Франция, Бельгия, Голландия и Люксембург. Официально Западный союз объявил своей задачей предотвращение возобновления агрессии со стороны Германии, но на деле он был направлен против социалистического мира. Затем Англия активно включилась под эгидой США в подготовку нового агрессивного блока — Североатлантического союза (НАТО).

Таким образом, в  течение рассматриваемого периода  правительство лейбористов проводило  политику, резко противоречившую  обязательствам, взятым на себя Англией  договором с СССР 1942 г., который  формально еще сохранял силу, поскольку  был заключен сроком на 20 лет. Открыто  антисоветскую пропаганду вела консервативная оппозиция. В октябре 1948 г. в речи, произнесенной на конференции Консервативной партии, Черчилль изложил свои антисоветские  планы в еще более воинственном духе, чем в Фултоне. Он предлагал  немедленно, не откладывая дело в долгий ящик, ультимативно потребовать от Советского Союза уничтожения народно-демократического строя в странах Восточной  Европы, вывода советских оккупационных  сил из Германии и Австрии, самоликвидации коммунистического движения в колониях и полуколониях, предоставления международным  монополиям доступа к эксплуатации обширных просторов СССР. По договору 1942 г. Советский Союз и Англия согласились  оказывать друг другу после войны  всякую экономическую помощь, но сразу  же после войны правительство  Англии стало нарушать эту статью договора. Стремясь экономически ослабить Советский Союз, оно резко ограничило торговлю с ним. Однако постоянное кризисное  состояние английской экономики  и выступления прогрессивных  сил страны против антисоветской  внешней политики правительства  вынуждали его иногда вступать в  торговые переговоры с правительством СССР. Документы, подписанные в итоге  этих переговоров, явились, пожалуй, единственным положительным результатом англо-советских  отношений периода 1945 — 1949 гг. Советский  Союз мог стать для Англии ценным торговым партнером. До второй мировой  войны СССР поставлял Англии около  всего ввозимого ею зерна и  всего ввозимого строевого леса хвойных пород. Англия ввозила пшеницы из Советского Союза в 2,5 раза больше, чем из США, а пиленого леса — в 9 раз больше. В то же время СССР представлял собой устойчивый рынок сбыта для английских промышленных товаров.

Неудивительно, что  в разгар кризиса начала 1947 г. Англия начала переговоры о заключении торгового  соглашения с СССР. Когда кризисное  положение смягчилось, английская сторона  стала затягивать переговоры. 27 декабря  было подписано краткосрочное соглашение, положившее начало восстановлению, хотя и в ограниченных масштабах, взаимовыгодных торговых отношений между обеими странами. В соответствии с соглашением  СССР обязался поставить Англии до осени 1948 г. большое количество ячменя, овса и кукурузы; Англия должна была расплатиться за эти продукты в течение  двух-трех лет поставками машин и  стальных рельсов. Советский Союз полностью  выполнил свои обязательства. Что же касается английской стороны, то по ее поставкам, предусмотренным соглашением, были заключены контракты только на 15,5%.

“План Маршалла”  нанес удар и по этим слабым росткам  англо-советской торговли. 31 марта 1949 г. был опубликован первый список, включавший 200 названий товаров, экспорт  которых в страны Восточной Европы был запрещен под угрозой лишения  американской помощи. В начале лета 1949 г., в условиях новой волны экономического кризиса в Англии, тред-юнионы стали  требовать расширения торговли с  СССР. Бевин начал соответствующие переговоры, и в результате в августе был подписан контракт о поставке Советским Союзом твердой древесины в количестве, достаточном для постройки 70 тыс. одноквартирных домов, а в сентябре—контракт о поставке Советским Союзом 1 млн. т зерна.

Колониальная  политика лейбористского правительства  и начало распада Британской империи

В своей колониальной политике правительство Эттли также продолжало курс консерваторов, применяя и их методы. Но после победы прогрессивных сил мира над фашистской Германией, в условиях, когда соотношение сил в мире явно изменялось в пользу демократии и социализма, положение британского империализма в его собственных колониях оказалось довольно сложным. Ему приходилось маневрировать, чтобы сохранить свое господство, и даже уступать там, где другого пути не было. Британский империализм вынужден был считаться с обещаниями, данными во время войны народам колоний, к которым метрополии пришлось обратиться за помощью, когда империя находилась в тяжелом положении. Ему приходилось считаться и с развернувшимися в колониях после войны национально-освободительными движениями, которые уже невозможно было подавить силой. Когда в августе 1945 г. Индонезия провозгласила свою независимость, правительство Эттли направило туда стотысячную армию в помощь голландским колонизаторам, однако под давлением мирового общественного мнения и протестов в самой Англии эта армия была выведена из Индонезии в середине 1947 г. Безрезультатными были и попытки оказать военную помощь французским империалистам в Индокитае.

В собственной колониальной империи с наибольшими трудностями  английскому империализму пришлось столкнуться в Индии. Движение за независимость парализовало действия англо-индийской администрации, и 15 марта 1946 г. Эттли официально признал в парламенте право Индии на независимость. Но, согласившись на эту серьезную уступку, британский империализм стал изыскивать пути такого решения вопроса, которое дало бы ему возможность сохранить свое господство иными средствами. Индия была расчленена по религиозному признаку на два государства, которые остались в составе Британской империи в качестве доминионов. Тем не менее Индийский Союз и Пакистан перестали быть колониями и получили, хотя и ограниченную, государственную независимость. Независимость и статус доминиона получил также и Цейлон. Бирма добилась независимости, но отказалась от статуса доминиона. Только в Малайе английский империализм упорно добивался полного сохранения своих позиций, английские войска беспощадно подавляли национально-освободительное движение в этом районе. Целью колониальной политики правительства Эттли оставалось увеличение производства сырья в колониях, необходимое для разрешения экономических трудностей Англии. С особым усердием оно добивалось этого в африканских колониях.

Произошли и некоторые  изменения в отношениях между  доминионами и Великобританией. С 1947 г. в документах, печати и литературе термин “Британская империя” уступил  место названию “Британское содружество  наций”, которое применялось иногда еще до войны (на имперских конференциях 1926 г., 1931 г. и др.). Вместо “доминиона”  стали писать и говорить “член  Содружества”. Доминион Ньюфаундленд в результате референдума 31 марта 1949 г. присоединился к Канаде. 18 апреля 1949 г. официально вышла из Содружества  Ирландская Республика. Чтобы открыть возможность вступления в Содружество для тех колоний, которые приняли статус доминиона, но установили у себя республиканскую форму правления, конференция премьер-министров стран Содружества в апреле 1949 г. приняла решение отменить формулу Вестминстерского статута 1931 г., гласившую, что “члены Содружества объединены общей верностью короне”, и считать английского короля только “символом свободной ассоциации независимых наций — членов Содружества и в качестве такового главой Содружества”.

Политические  партии. Рабочее движение

Поражение на парламентских  выборах 1945 г. вызвало в рядах  Консервативной партии движение за выработку  новой программы, которая привлекла  бы массы. Так называемые “прогрессивные консерваторы” заявляли о необходимости  полной реорганизации “социальной  структуры, на которой основывается партия”, “перераспределения налогообложения  для смягчения полярности нищеты и богатства”. В отличие от правых консерваторов они признавали необходимость  некоторого государственного вмешательства  в экономику, но выступали против “тоталитарной тенденции социализма”, т. е. полного государственного вмешательства  при помощи центрального органа по планированию экономики и контролю над капиталами. В 1947 г. Консервативная партия приняла новую программу  — Индустриальную хартию, которая  провозглашала принципы полной занятости  и социального обеспечения, равной оплаты за равный труд, контроля государства  над экономикой страны. В качестве альтернативы социализму в программе  выдвигались “индивидуальная инициатива и частное предпринимательство  в смешанной и управляемой  экономике”. Конечной целью программы  была борьба против идей социализма и  коммунизма и привлечение на сторону  консерваторов избирателей Лейбористской  партии. В 1945—1949 гг. в руководящих  кругах Консервативной партии нарастало недовольство Черчиллем как ее лидером. Молодые руководители партии — Иден, Батлер добивались, чтобы она выглядела демократической, и не одобряли диктаторской линии Черчилля.

Либеральная партия Великобритании, до 1920-х гг. являлясь одной из двух (наряду с Консервативной) ведущих партий страны, затем уступила место Лейбористской партии. Либеральная партия находила поддержку, главным образом, у средней и мелкой буржуазии и интеллигенции.

Лейбористская партия, опираясь на свою победу на парламентских  выборах, не собиралась менять реформистскую  политику. Ее мероприятия в области  социального законодательства и  национализации встретили одобрение  трудящихся, которые в большинстве  верили, что партия выполнит свои предвыборные обещания. Положение Лейбористской  партии было настолько прочным, что  в феврале 1948 г. она отважилась на замораживание заработной платы  и личных доходов, получив поддержку  Генсовета Британского конгресса  тред-юнионов.

Однако лидеров  Лейбористской партии беспокоил  заметный рост влияния Компартии, особенно в рядах профсоюзов; коммунисты были избраны в состав руководства  крупнейших тред-юнионов — горняков, электриков, работников торговли, механиков. В 1945—1946 гг. среди лейбористов бурно  обсуждался вопрос о приеме Коммунистической партии Великобритании в Лейбористскую  партию. Число голосов, поданных за прием, достигло почти 50%.

Коммунистическая  партия Великобритании выступала в  авангарде борьбы за мир, дружбу и  сотрудничество с Советским Союзом. По ее инициативе в 1946 г. было создано  Общество англо-советской дружбы.

XXI съезд Коммунистической  партии, состоявшийся в 1949 г., высказался  за необходимость преобразования  Англии путем “превращения капиталистической  демократии в реальную народную  демократию, преобразования парламента  — продукта исторической борьбы  Англии за демократию — в  демократический инструмент воли  подавляющего большинства ее  народа”.

Лейбористская партия противопоставила Компартии теорию “демократического социализма”. В  речи, произнесенной 3 января 1948 г., Эттли охарактеризовал “демократический социализм” как систему, которая должна сочетать “индивидуальную свободу с плановой экономикой, демократию с социальной справедливостью”. Он утверждал, что в Англии усилиями лейбористского правительства уже “синтезированы достоинства капитализма и социализма”, а присущие им недостатки исправляются, что социализм здесь будет установлен постепенно, путем вкрапливания элементов социализма в капитализм. Социализм, говорил он, будет создаваться на путях “чистой демократии” и “буржуазной свободы”.

Во внешней политике правые лидеры Лейбористской партии оперировали лозунгом «третьего  пути», проводимого ими якобы  на практике, как среднего пути между  политикой США и СССР. Этим они  хотели убедить массы, что внешняя  политика правительства Англии не совпадает  с агрессивной политикой США, а является чем-то самостоятельным. На деле «третий путь» был путем  сотрудничества с американским империализмом, враждебного как СССР и другим социалистическим странам, так и  всем демократическим силам мира. 21 декабря 1947 г. Исполком Лейбористской  партии разослал за подписью секретаря  Моргана Филипса циркуляр, призывавший  все тред-юнионы изгнать коммунистов  с выборных руководящих постов.

Информация о работе Великобритания в 40-50 гг. XX в