Вхождение Чувашии в состав России:предпосылки,характер,историческое значение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 21:25, реферат

Описание

Целью реферата является изучение характера вхождения Чувашской республики в состав России, предпосылки и историческое значение данного явления.
В рамках поставленной цели были определенны следующие задачи:
Рассмотреть, какое влияние оказала восточная политика Российского государства в середине XVI века на Чувашскую республику.
Показать историю вхождение Чувашии в состав Русского государства

Содержание

Введение
Восточная политика Российского государства в середине XVI века
Вхождение Чувашии в состав Русского государства
Историческое значение объединения чувашского с русским народом
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Реферат по НГС.docx

— 53.33 Кб (Скачать документ)

Содержание:

Введение

  1. Восточная политика Российского государства в середине XVI века
  2. Вхождение Чувашии в состав Русского государства
  3. Историческое значение объединения чувашского с русским народом

Заключение

Список  литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение:

Целью  реферата является изучение характера  вхождения Чувашской республики в состав России, предпосылки и  историческое значение данного явления.

В рамках поставленной цели были определенны  следующие задачи:

  1. Рассмотреть, какое влияние оказала восточная политика Российского государства в середине XVI века на Чувашскую республику.
  2. Показать историю вхождение Чувашии в состав Русского государства
  3. Выявить историческое значение данного события, его отрицательные и положительные последствия для Чувашского народа.

Объект  исследования: особенности вхождения  Чувашкой республики в состав России.

При этом предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного реферата.

Актуальность  данной тематики обусловлена тем, что  произошедшее уже несколько сотен  лет назад событие, а именно вхождение  Чувашии в состав Российского  государства ставит историческую науку перед необходимостью некого анализа в такой области как, становление и развитие России  как единого государства.

Теперь, когда в современном мире в  практику вошло  самостоятельное  самостоятельно отсоединение отдельных  народов от кого либо более крупного государства  на основании насильственного  завоевания, возникает очень важный для нашей страны вопрос : насколько добровольно вошли некоторые субъекты РФ в ее состав, и в случаи если вхождение было насильственно, имеют ли они право на выход из состава России.

Данный  вопрос я хотела бы рассмотреть на примере Чувашской республики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Восточная политика Российского  государства в середине XVI века

В правление Ивана Грозного внешняя  политика России делилась на два основных направления: западное и восточное. На западе основной задачей являлась борьба за выход к Балтийскому морю, на юго-востоке и востоке борьба с казанским и Астраханским ханствами и начало освоения Сибири, а на юге - защита страны от набегов крымского хана. Первым по значению было восточное направление. В результате распада Золотой Орды образовались несколько самостоятельных государств (ханств), которые постоянно угрожали русским землям. К тому же под их контролем находились поволжские земли и Волжский торговый путь, имевший международное значение. Главными противниками России на этом направлении были Казанское и Астраханское ханства.

Воины московского великого князя Василия III и его сына Ивана IV Грозного, первого  русского царя, с целью присоединения  Казанского ханства - наиболее крупного татарского государства, образовавшегося  на месте Золотой Орды, начались в первой четверти 16 века. Казанские  татары, сознавая неравенство сил, не предполагали восстанавливать господство над Русью, однако рассматривали  территорию Московского и других русских княжеств как объект для  набегов с целью захвата добычи и, в первую очередь, "живого товара" - пленных, а также периодически требовали  уплаты дани. В 1521 году, когда главные  силы русских были обращены на борьбу с Литвой, казанцы совместно с крымскими татарами дошли до Москвы, разорив многие русские земли. Это был последний крупный поход Казанского ханства против Московского княжества. В 1523 году, после заключения перемирия с Литвой, великий князь Московский Василий III отправил большую рать в поход на Казань. В результате на Волге в 200 км от Казани была основана крепость Васильсурск, ставшая промежуточной базой московских войск в последующих походах.

Так как основные боевые действия между  русскими и татарскими войсками проходили  на правом берегу Волги, то наиболее заинтересованными  в усилении Московского государства  были как раз народы, проживающие  в этих местах: чуваши, горные марийцы  и восточная мордва.

Ставленники крымско-турецких сил, захватившие  власть в Казани, были в принципе неспособны сплотить народы ханства  вокруг созидательной идеи. Москва же такую идею предложила - мир и  безопасность для всех, уважение к  вере коренных народов, свободная и  взаимовыгодная торговля.

В 1546 году в Москву прибыло посольство горных марийцев и чувашей: "прислали к великому князю бити челом горная черемиса, Тугай со товарищи двух черемисинов, чтобы государь пожаловал, послал рать на Казань, а они с воеводами государю служить хотят" /С.М. Соловьев. История России с древнейших времен. Книга 3. Том 6/. При помощи русских войск горные мари рассчитывали свергнуть протурецкий режим в Казани и добиться независимости. Совершенно иные настроения царили тогда на левобережье Волги, заселенном луговыми черемисами. Исторически сложилось так, что здесь было сильно влияние Казани, в отличие от горного правобережья, контроль над которым Казанское ханство практически потеряло к 1546 году

Иван IV Грозный организовал три похода против Казанского ханства. Первый поход  начался в декабре 1546 года. По пути на Казань к русскому войску присоединилась и рать горных черемис но войска до Казани не дошли, из-за трудностей снабжения  и начавшейся распутицы вернувшись с полдороги. В том же году Иван принял царский титул, что подчеркивало претензии Руси на все территории, прежде занимаемые Золотой Ордой. Более  успешным был второй поход, предпринятый в 1549 году. В феврале 1550 года русские  войска осадили Казань и стали  бомбардировать ее из пушек. Однако штурм  крепости окончился неудачей. В связи  с весенней распутицей царь решил  снять осаду, так как осаждающим стало трудно подвозить в лагерь продовольствие и боеприпасы. Единственным успехом этого похода стала закладка крепости Свияжска в 25 км от Казани. Свияжск стал опорной базой в третьем походе, закончившемся взятием Казани.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Вхождение Чувашии в состав  Русского государства

В труднейшей борьбе против казанских  ханов и феодалов взоры чувашского народа обращались к великому соседу - русскому народу, еще в XV веке освободившемуся от монголо-татарского ига, к Российскому государству, усиливавшемуся с каждым годом и десятилетием. Еще в XIV веке восточные пределы русских земель пришли в соприкосновение с Чувашией. В 1372 году городецкий князь Борис Константинович, чье удельное владение входило в Нижегородское княжество, основал на левобережье Суры г. Курмыш. После присоединения Нижегородского княжества к Московскому великому княжеству (1392--1393 гг.), Курмыш со всеми селениями и с Алгашем, расположенным па правобережье Суры, принадлежал московскому великому князю Василию Дмитриевичу. В 1523 году в устье Суры московским правителем был основан г. Васильсурск. Чуваши начали близко общаться с русскими, вели с ними торговлю, устанавливали деловые связи, в Нижегородском уезде у русских властей снимали на оброк бортные леса для сбора меда диких пчел. Происходило сближение чувашей с русскими полоняниками, которые для обработки ханских земель нередко размещались в чувашских селениях. Общение чувашей с русскими в XV--XVI веках происходило и во время продвижения русских войск, направлявшихся на Казань по территории Чувашии. Нередко здесь происходили и сражения русских с казанскими войсками. Хотя, как известно из письменных источников, вплоть до начала 40-х годов XVI столетия чувашские лучники-ополченцы, подчиняясь своим сотникам, тарханам и мурзам, участвовали в боях против русских войск, что отразилось в некоторых преданиях о стычках между русскими и чувашами, но часто русские полки, направляясь па Казань, не встречали в Чувашии никакого сопротивления и противодействия со стороны местного населения. В целом в первой половине XVI века в массах чувашского народа и среди некоторой части феодалов назревали русская ориентация, стремление искать помощи и защиты у Российского государства.

Чувашские служилые и многие ясачные люди помнили, что свою национальную независимость  и государственность они потеряли вследствие монголо-татарского завоевания, что вынуждены были оставить свои коренные земли в Закамье и правобережном Среднем Поволжье ниже устья Камы, что из многочисленной народности стали малочисленной, сохранив, возможно, лишь пятую часть численности народа, что вследствие насильственной исламизации и отатаривания нависла угроза полного исчезновения чувашского народа (многие приказанские и заказанские чуваши были отатарены). Чуваши не были независимым народом. Переход в состав России не означал для них потери отсутствовавшей независимости. Массы чувашей не могли не видеть, что в сильном и многолюдном Российском государстве порядки во многом отличаются от жесткого ханского режима. В XVI веке в России крепостное право окончательно еще не установилось. Осенью крестьяне могли переходить от одного феодала к другому.

Предания  освещают и мотивируют обращение  представителей чувашского народа к  Российскому государству за защитой  и помощью, их готовность содействовать  русским войскам в борьбе с  Казанским ханством и стремление войти в состав России. Целесообразно  заранее оговориться: предания выставляют инициатором русской ориентации в основном чувашских феодалов. Но из письменных источников видно, что  вершителями судеб народа в вопросе  присоединения к России были не князья и мурзы, а народные массы. Большинство  чувашских феодалов, по-видимому, поддерживало хана и татарских феодалов. Летопись сообщает, что в мае 1551 года с просьбой принять Горную сторону в состав Российского государства и прикрепить к Свияжску обратились к свияжским воеводам и вассальному касимовскому хану Шах-Али старейшины и сотники горных людей (то есть чувашей, горных марийцев, отчасти татар Правобережья Волги), заявившие, что князья и мурзы убежали в Казань и сидят в осаде. Но не подлежит сомнению, что и чувашские феодалы испытывали национальный гнет ханства, что как в получении феодальной ренты от непосредственных производителей, так и в дележе военной добычи им доставались крохи. Поэтому среди чувашских феодалов могли быть лица, недовольные ханским господством и надеявшиеся лучше удовлетворять своекорыстные эксплуататорские интересы в служении русским царям и феодалам. Конечно, русская ориентация части местных феодалов вызывалась и давлением народных масс.

В период Казанской войны, продолжавшейся с 1545 по 1552 год, было пять «хождений» русских  войск на Казань. В первый поход  весной 1545 года русские полки подошли  к Казани с разных сторон и вскоре с полоном возвратились в Москву. После этого похода, в октябре--декабре 1545 года, в Казанском ханстве произошло  восстание народных масс и выступление  части казанских феодалов против Сафа-Гирея и его крымского окружения. Народные массы, особенно нетатарских народов, вообще выступали против гнета ханов и татарских феодалов. Сафа-Гирей вынужден был оставить престол. В апреле 1546 года казанским ханом стал ставленник Москвы Шах-Али. Однако враждебная Москве группировка казанских светских феодалов и мусульманского духовенства встретила его недружелюбно, настраивала против него население. Сафа-Гирей сговорился с ногайским князем Юсуфом и его сыновьями Юнусом и Абдуллой о выделении ногайского войска для возврата себе престола, пообещав передать ногайским князьям Горную и Арскую стороны. Шах-Али, продержавшись на престоле всего месяц, сбежал, узнав о приближении к Казани Сафа-Гирея с ногайцами. Но лишь после восьми дней боев Сафа-Гирею удалось овладеть Казанью.

По-видимому, чуваши узнали об обещании Сафа-Гирея передать Горную сторону ногайским князьям и мурзам. Грабительские набеги ногайских феодалов были страшны для чувашского народа, а перспектива перейти в их полное владение -- еще страшнее. Правомерно допустить, что, узнав об упомянутом обещании, чувашский народ восстал против Сафа-Гирея и всей казанской военно-феодальной администрации, орудовавшей в Чувашии. Лишь в результате всенародного восстания могла быть направлена в Москву в декабре 1546 года отмеченная делегация горных людей. Возможно, с этим восстанием и связана часть приведенных выше сообщений о сражениях между чувашами и татарскими войсками.

По  просьбе горных людей Иван IV в  начале 1547 года направил в Казанское  ханство 5 полков во главе с А. Б. Горбатым и другими воеводами. Русские  войска, воюя с казанцами, шли не то по Горной, не то по Луговой стороне и остановились у устья Свияги. Рати горных людей еще в Васильсурске соединились с русскими полками. Но в дальнейшем, узнав, что с воеводами нет Шах-Али, начали отходить от них. Воеводы, взяв с собой 100 человек горных людей, вернулись в Россию.

Следующие три похода -- зимний 1547/48 года, зимний 1549/50 года и великий поход лета--осени 1552 года-- были совершены под водительством самого Ивана Грозного (в первом походе он шел до острова Роботки). Походом можно считать и действия русских, связанные с основанием Свияжска.

Во  время похода 1547/48 года русские полки  встретились с войсками касимовского царя Шах-Али в феврале 1548 года в районе сплошных чувашских поселений -- в устье реки Цивиля. Отсюда они развернули наступление на Казань, но не сумели овладеть ею.

В походе 1549/50 года русские войска во главе с Иваном IV по пути из Нижнего  Новгорода на Казань прошли также  по территории Чувашии. Из-за ранней весны  они опять оказались не в состоянии  взять Казань. На обратном пути, в  конце февраля, Иван Грозный остановился  в устье Свияги и облюбовал Круглую гору под будущий город Свияжск. По-видимому, об этом походе рассказывает предание: направляясь на Казань, Иван Грозный проехал через Чебоксары, а его войско двигалось по левобережью Волги (Налам). Оно попало в болото и еле выбралось оттуда: воинам пришлось рубить деревья и устраивать гати, чтобы пройти через топкие места. В другом предании приемом народной этимологии объясняется происхождение названия дер. Кожваши (ныне Моргаушского района).

В нем важно сообщение о помощи чувашей русским войскам продовольствием. «Иван Грозный из Москвы шел походом  на Казань по березовой дороге через  Васильсурск в направлении Чебоксар. Минуя Виловатово, остановил войско на зимовку. Близ Кожвашей расположилось войско. Устроили кузницу, начали ковать сабли, изготовлять стрелы. С продовольствием стало трудновато. Царь распорядился покупать скот у сельских жителей. Воины иногда покупали животных на деньги, а когда кончались деньги -- брали бесплатно. В таком случае возвращали жителям деревни кожи животных, говоря: «Кожа ваша, мясо наше». Отсюда будто и возникло название деревни -- Кожваши...» (Происхождение названий в народе обычно объясняется по созвучию, но такое толкование чаще всего ошибочно.)

По-видимому, часть русских войск направлялась на Казань по сухопутной дороге вдоль  левого берега Волги. Несколько преданий упоминает эту дорогу, называя  ее Казанской. Один летописный отрывок  указывает, что поход русских  во главе с А. Б. Горбатым в начале 1547 года был совершен по левой стороне  Волги. Левобережная дорога действительно  существовала: она отмечена на картах Среднего Поволжья XVIII века, остатки  дорожной дамбы сохранились до настоящего времени; (например, западнее Дома отдыха «Кувшинка» под Чебоксарами) .

Информация о работе Вхождение Чувашии в состав России:предпосылки,характер,историческое значение