Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 21:25, реферат
Целью реферата является изучение характера вхождения Чувашской республики в состав России, предпосылки и историческое значение данного явления.
В рамках поставленной цели были определенны следующие задачи:
Рассмотреть, какое влияние оказала восточная политика Российского государства в середине XVI века на Чувашскую республику.
Показать историю вхождение Чувашии в состав Русского государства
Введение
Восточная политика Российского государства в середине XVI века
Вхождение Чувашии в состав Русского государства
Историческое значение объединения чувашского с русским народом
Заключение
Список литературы
Письменные источники не упоминают о содействии гусляра или сурначея в определении расстояния до стены Казанской крепости. Такой сюжет и в русском фольклоре отсутствует. Кроме чувашского, он представлен в горномарийском фольклоре (там гусляр -- мариец). Думается, что зарождение такого сюжета не беспочвенно. Летописное свидетельство о направлении I октября 1552 года делегации горных людей к казанцам с предложением прекратить сопротивление и сдать город нами было отмечено выше. Не исключена возможность использования русским командованием чувашей или горных марийцев для определения расстояния до крепостной стены Казани. В фольклорном плане это предание -- одно из средств выражения чувашским народом своего посильного вклада в разгром твердыни ненавистного ханского господства.
В
чувашском фольклоре бытует предание
и о том, как Иван Грозный, встретив
сильное сопротивление
Интересно
отметить, что заслуги чувашей, марийцев
и мордвы в борьбе против Казанского
ханства отмечаются и в русских
преданиях. В опубликованном предании
о происхождении названия поселения
Воротынец Нижегородской
А.И. Свечиным, возглавлявшим комиссию Сената по ревизии корабельных лесов и изучению причин разорения государственных крестьян Среднего Поволжья в 1763-- 1765 годах, в г. Васильсурске записано такое предание: «...Когда царь и великий князь Иоанн Васильевич со многочисленным войском шествовал под Казань, тогда на сем месте, покоряясь, нагорная черемиса, мордва и чуваша с великим почтением его встретили и, быв у присяги, ходили под Казань, за что в знак его милости пожалованы были серебряным ковшом с орлом и [получили также] его царское седло, лук с колчаном, наполненным стрелами, кои и поныне у них хранятся»133. Это предание сохранило, по-видимому, отголоски походов русских войск против Казанского ханства в начале 1547 года, когда отряды горных людей встретили русские войска в Васильсурске и присоединились к ним, или же зимние походы русских войск во главе с Иваном IV 1547/48 года и 1549/50 года.
Примечательно
то, что сознавая и отмечая свое
посильное участие во взятии Казани,
чуваши, марийцы и мордва создали
фольклорные образы своих инициаторов
и устроителей взрыва Казанской
крепости. Мирное присоединение к
Российскому государству
Хозяйство и культура русского народа оказывали на чувашей положительное влияние.
Исключительная
важность, значимость и величественность
событий, связанных с борьбой
против Казанского ханства и вхождением
в состав Российского государства,
была памятна народу. Не удивительно,
что сохранилось и
Преобладающее количество чувашских исторических преданий по темам, сюжетам и мотивам самобытно. Такие сюжеты и мотивы русского фольклора, как «русское войско долго стоит под Казанью, насмешки казанцев», «подкоп и взятие Казани», «награждение местных людей, помогавших русскому войску, Иван Грозный награждает подарками и дает жалованные грамоты на землю», «о курганах, насыпанных русскими воинами по пути на Казань», встречаются и в чувашских преданиях. Сюжеты и мотивы об «обращении представителей народа к Русскому государству за помощью», «вступление местных отрядов в русское войско и их участие во взятии Казани», «помощи народа русским войскам продовольствием и прочим», «гусляре, измерившем расстояние до крепостной стены, устроившем подкоп и обвинявшемся царем в измене» и другие общи для чувашских и марийских преданий. Чувашские предания перекликаются и с мордовскими произведениями устнопоэтического творчества по сюжетам о «проводниках русских войск», «устройстве подкопа и взрыве крепостной стены». Все это -- свидетельство о совместной борьбе русского, чувашского, горномарийского и мордовского народов против Казанского ханства.
Рассмотренные
предания ярко изображают развитие общения
чувашского народа с русским, обращение
представителей чувашей к Российскому
государству за помощью в борьбе
против ханства, сочетание классовой
борьбы чувашского крестьянства против
военно-феодального гнета
Предания о Пике, Анчике, Сарые, Ахплате, о марийском старшине дер. Шалтыковой, Амаке, остановке русской флотилии на Волге, горе Чарту, Чарту кати, заезде Ивана Грозного в дер. Тобурданово, Пидуше, об Иване Грозном и казанском хане, гусляре-чуваше (сурначее-чуваше), подкопе под крепостную стену Казани и ее взрыве, Анасе и некоторые другие представляют собой завершенные фабульные новеллы с типизированными образами. Глубина содержания, впечатляемость и эмоциональность сюжета, величественность образов обусловливали живучесть, идейно-эстетическую действенность таких преданий.
Исторические
предания, рассмотренные в настоящей
главе, в течение столетий их бытования
выполняли важные функции познания
прошлого и воспитания чувашских
трудовых масс в духе ненависти и
презрения к угнетателям, социальной
свободы, национального равноправия,
дружественных отношений с
3. Историческое значение
Значение мирного присоединения Чувашии к России можно определить, разумеется, с учетом всего исторического пути чувашского народа с середины ХVI в. до настоящего времени. Присоединение явилось кардинальной, переломной вехой, определившей характер дальнейшего развития нашего народа. Оно представляло собой значительный акт для России, являясь преддверием дальнейшего продвижения на Восток и одним из источников ее доходов.
Сами
чуваши в те далекие времена не
могли представить себе всей глубины
значения этого важнейшего события.
Их стремлением было избавиться от
ханского ига и облегчить свое
социально-экономическое и
Самым важным результатом мирного вхождения чувашей в состав России было сохранение их как народность. В Казанском ханстве почти половина левобережных чувашей - “худых болгар” была отатарена. Если бы продолжалось существование Казанского ханства и исламизация чувашей, то все они были бы отатарены, исчезли как этнос. Даже в составе России отатаривание левобережных чувашей продолжалось (многие левобережные чуваши переселились в Нижнее Закамье и Башкирию), но правобережные чуваши и значительная часть приказанских и заказанских чувашей Чувашской (Зюрейской) дороги сохранились как этнос и численно увеличились за 450 лет примерно в 10 раз. В России чувашский народ не испытывал геноцида. До ХХ в. почти не было его обрусения.
В составе России Чувашия стала областью относительно высокой земледельческой культуры. Почти половина ее территории распахивалась. Возделывались рожь, овес, ячмень, полба, горох, просо, гречиха, в меньшей мере пшеница. Высок был удельный вес животноводства. Важное место в хозяйстве принадлежало также охоте, бортничеству, сельским промыслам по обработке дерева, кожи шерсти, волокна и пр. Среди народов Поволжья и Приуралья чуваши зарекомендовали себя как наиболее рачительные земледельцы.
Вхождение в состав России не избавило чувашей от социального и национального гнета. Над ними был установлен колониальный гнет сначала Московской, затем Петербургской империй, заинтересованных получать от них прежде всего доходы, прибыль, использовать их для усиления своей мощи. Чувашские крестьяне платили в царскую казну денежные и натуральные подати, несли многочисленные повинности, включая воинскую.
В
России чуваши оказались в условиях
высокоразвитого феодального
С вхождением в состав Российского государства произошли коренные изменения в управлении Чувашским краем. На место ханской администрации, изгнанной с территории Чувашии в ходе освободительной борьбы, была установлена российская колониальная система управления. Для управления Казанской землей и другими вновь присоединенными территориями в Москве был создан Приказ Казанского дворца. Почти треть территории Чувашии вошла в состав Свияжского уезда.
Царское
правительство возвело города-
Города
как центры торговли, ремесла и
промыслов играли важную роль в экономике
Чувашии, связывали ее со складывающимся
всероссийским рынком. В них сбывалась
сельскохозяйственная продукция крестьян.
Городские ремесленники производили
некоторые орудия труда, женские
украшения, посуду и другие предметы
домашнего обихода, употребляющиеся
только у чувашей. В городах была
развита металлообработка, кожевенное
и сапожное производства. Города и
уезды стали управляться
Информация о работе Вхождение Чувашии в состав России:предпосылки,характер,историческое значение