Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 21:24, реферат
Вопрос о влияниях в развитии культуры и искусства не нов. С этим вопросом постоянно сталкиваются все историки искусства. Поэтому, рассматривая историю искусства и культуры любой страны и любого времени нужно изучать и все те явления, которые влияли на их развитие.
Всемирно-исторический процесс подчинен законам пульсации.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1.Происхождение Византии и ее место в истории мировой культуры………………………………………………………………………….5
Глава 2. Византийское влияние на культуру Киевской Руси……………..7
2.1. Крещение Руси……………………………………………………………..10
2.2. Искусство Киевской Руси………………………………………………...16
Глава 3. Русская концепция третьего Рима………………………………..18
Список используемой литературы………………………
Глава 2. Византийское влияние на культуру Киевской Руси……………..7
2.1.
Крещение Руси……………………………………………
2.2. Искусство Киевской Руси………………………………………………...16
Введение
Вопрос
о влияниях в развитии культуры и искусства
не нов. С этим вопросом постоянно сталкиваются
все историки искусства. Поэтому, рассматривая
историю искусства и культуры любой страны
и любого времени нужно изучать и все те
явления, которые влияли на их развитие.
Всемирно-исторический процесс подчинен
законам пульсации. В ведении к «Философии
истории» Гегель указывал на «эстафетность»
как исторический закон, на то, что перерыв
в одной историко-культурной традиции
влечет за собой передачу ее достижений
другой, в то время как питание своими
собственными плодами может вести к самоотравлению
культуры: «Жизнь народа ведет к созреванию
плода, так как его деятельность клонится
к тому, чтобы осуществить его принцип.
Однако этот плод не падает обратно в недра
того народа, который его породил и дал
ему созреть, наоборот, он становится для
него горьким напитком. Он не может отказаться
от него, потому что он бесконечно жаждет
его, однако отвердывание напитка есть
его гибель, но в то же время и появление
нового принципа».
Неточное и дискредитированное понятие
«влияние» уместно заменить словом «диалог»,
ибо в широкой исторической перспективе
взаимодействие культур всегда «диалогично».
Это позволяет напомнить абстрактную
схему «диалога», в условиях, когда первый
из ее участников обладает большим запасом
накопленного опыта, а второй заинтересован
усвоить себе этот опыт. Опыт передающей
культуры подвергается разнообразной
трансформации по законам воспринимающей
культуры. Вырабатывается общий язык общения.
Воспринимающая культура начинает овладевать
чужим языком культуры, учится свободно
им пользоваться. И чужое становится своим,
трансформируясь и коренным образом меняя
свой облик. При всей типологической общности
разнообразных диалогов культур каждый
из них протекает своеобразно в соответствии
с историко-национальными условиями. Это
следует подчеркнуть, когда мы говорим
о византийско-русском «диалоге» Киевской
эпохи.
Основанная в 658 г. до н. э. колония Византия была процветающим городом, так как собирала пошлину с судов, шедших из Эгейского через Мраморное в Черное море и обратно, вела интенсивную торговлю с европейскими и азиатскими странами. После разрушения города римским императором Септимием Севером (193-211) Византия была низведена в ранг второстепенных городов.
Новая история
Византии связана
с именем императора
Константина (312-337).
Это история Византии-
С этих пор Византия фактически утратила свое историческое имя. В дальнейшем термин «Византия» обозначает политические, государственные, этнографические и культурные особенности. В историческом смысле не совсем правильно называть Римскую, а затем Восточно-Римскую империю Византийской, к тому же сами жители империи называли себя ромеями, а официальное название империи было — Романская империя. И тем не менее Восточно-Римскую империю называли Византийской. Это связано не только с первоначальным греческим названием места, но с особой совокупностью начал, под влиянием которых Римская империя постепенно реформировалась. Совокупность сконцентрировалась в термине «византивизм».
Византийская культура — сплав иудейской, персидской и эллинской культур. Она уникальна. Византийская культура базируется на эллинистической, но ею не ограничивается, так как наряду с процессом эллинизации Востока для греческой культуры характерен процесс ее ориентализации. Ярким свидетельством переплетения различных культур может служить административная и бюрократическая системы, появление кодексов, местного права, наличие философских и богословских споров с иудейскими и эллинскими воззрениями. Специфическую роль в процессе формирования византийской культуры сыграла славянская иммиграция, произведя, в сущности, этнографический переворот.
Византивизм как
совокупность принципов
был великолепно
охарактеризован
в Новом энциклопедическом
словаре Брокгауза и
Эфрона (т. 10, ст. «Византия»).
Там выделяются следующие
признаки византивизма:
постепенная отмена
латинского языка и
замена его греческим (с VI
до VII и VIII вв.); борьба
национальностей по
поводу политического
преобладания (на престоле
и в высшей военной и
гражданской администрации
находятся представители
разных национальностей);
оригинальное мировоззрение,
сложившееся под влиянием
эллинских и восточных
философских идей; присутствие
мистики и консервативных
тенденций.
Глава 2. Византийское влияние на культуру Киевской Руси
2.1. Крещение Руси
Этот
русско-византийский «диалог» начался
крещением Руси. Начальная ситуация ознаменовалась
страстным порывом к другому культурному
миру, накопленные которым культурные
сокровища казались светом, исходящим
из сверкающего центра. Соответственно
своя позиция представлялась как царство
тьмы и одновременно – начало пути. Характерно,
что слово «просветитель» в равной мере
применялось к светителям, приносящим
свет истинной веры в языческие земли:
«всея Руси просветителю, крещением просветил
нас,» - говорил Илларион князю Владимиру.
Хронологические
рамки эпохи Киевской Руси – середина
1Х-Х11 в.в. В истории славянского народа
1Х век открывает новую страницу. Начинается
процесс собирания восточнославянских
племен под единой княжеской властью с
помощью военной силы рождается в Гардарике
(скандинавское название Руси, означающее
«страна городов») молодое сильное государство.
Начало эпохи Киевской Руси принято относить
либо к летописному рассказу о призвании
на княжение в Новгород в 862 году варяжских
князей Рюрика, Синеуса и Трувора, либо
определять временем киевского похода
легендарного вещего Олега в 882 году. Завершают
период, как правило, княжением в Киеве
Ярослава Мудрого (1019-1054гг.), иногда, правда,
доводят до времени Владимира Мономаха
(1113-1125 гг.).
Племенные княжения восточных славян
представляли собой зародышевую форму
государственности. Племенные княжения
объединялись вместе, то снова перегруппировывались
в зависимости о конкретных условий в
крупные суперсоюзы, обнаруживавшие черты,
раннефеодальной государственности. Одним
из таких объединений был союз племен
во главе с Киевом, ставший ядром древнерусского
государства. В конце седьмого века существовала,
согласно византийским и арабским источникам,
«держава волынян», являвшаяся союзницей
Византии. Развитие феодальных отношений,
рост и укрепление государственности
требовали изменений в идеологии господствующей
формой которой в средние века была религия,
и князь Владимир решил реформировать
языческие представления Древней Руси
и с этой целью попытался создать единый
пантеон богов. Однако попытка Владимира
превратить язычество в государственную
религию потерпела крах. В 988-989 гг. князь
Владимир провел вторую религиозную реформу.
В качестве новой религии и было принято
христианство. В результате посещения
русскими посольствами разных государств,
бесед с проповедниками мусульманства
из Волжской Болгарии, иудейства из Хазарии,
католичества «из немцев» и православие
из Византии князь Владимир якобы выбрал
православие.
Летописец
в «Повести временных лет» объясняет выбор
новой веры по византийскому образцу красотой
византийского богослужения, поразившей
русских послов. Характер исторического
выбора сделанного в 988 году князем Владимиром,
был, безусловно, не случайным. Местоположение
Руси между Востоком и Западом, перекрестное
влияние на нее различных цивилизаций
плодотворно воздействовало на духовную
жизнь и культуру русского народа. С юга
из Византии, христианство стало проникать
на Русь еще задолго до его официального
подтверждения, что во многом предопределило
выбор князя Владимира. Тесные экономические,
политические и культурные связи с Византией,
проникновение на Русь в качестве альтернативы
язычеству христианства в его византийском
варианте достаточно жестко обусловили
выбор новой религии. А свойственное русским
образно-символическое восприятие мира,
их максимализм, стремление достигнуть
абсолюта одним порывом воли нашли благоприятную
почву.
Принятие
христианства имело большое значение
для дальнейшего развития русских земель.
Оно укрепляло власть феодалов над крестьянами,
своим учением освещая феодальную собственность
и подчинение властям. Принятие христианства
укрепляло государственную власть и территориальное
единство Киевской Руси. Оно имело большое
международное значение, которое заключалось
в том, что Русь, отвергнув «примитивное»
язычество, становилось теперь равной
другим христианским странам, связи с
которыми значительно расширились.
Для русского народа, сравнительно поздно
вступившего на путь исторического развития,
принятие христианства означало в то время
приобщение к многовековой и высокой культуре
Византии.
2.2.
Искусство Киевской
Руси
Но христианизация Руси не является единственной
отправной точкой окультуривания русского
народа. Даже несмотря на то, что музыка,
живопись, в значительной мере архитектура
и почти вся литература Киевской Руси
находились в орбите именно христианской
мысли. При детальном изучении шедевров
древнерусского искусства обнаруживается
глубокое их родство с наследием архаики:
будь то заставки – инициалы текстов книг
и летописей, фресковые и скульптурные
орнаменты соборов, а так же мелодичный
строй церковных песнопений.
Жители
Киевской Руси постепенно усваивают христианское
мировоззрение, согласно которому воспринимаемый
мир не обладает истинной реальностью.
Он есть лишь отражение имеющего приснобытие
(то есть вечное существование) мира высших
истин, приблизиться к смыслу которых
можно через божественное откровение
с верой, посредством умного созерцания,
мистического прозрения. Эти истины воспринимаются
человеком как знаки, символы. Символ,
таким образом, выступал способом познания,
освоения мира и был по – существу единственной
сохраненной связкой сакрального и мирского.
Византийская
эстетика оказала огромное влияние на
музыкальную культуру Киевской Руси, надолго
определив путь развития русской музыки.
Церковное пение, услышанное русскими
послами в Константинополе, поразило их
воображение неслыханной до того сладостной
красотой. Если народная песнь сопровождала
жизнь человека, глубоко входила в его
быт, труд, отдых, от колыбельных до похоронных
плачей, то церковная музыка выполняла
иную задачу.
Византийский канон лег в основу певческой
церковной культуры Древней Руси. Однако,
если в Византии музыкально – поэтический
канон богослужения складывался постепенно
на протяжении нескольких столетий и оформился
окончательно лишь в Х веке, в Древней
Руси канон был воспринят целиком вместе
с крещением Руси и рассматривался здесь
как нечто незыблемое, священное. Его нарушение
на Руси могло рассматриваться, как ересь.
Так небольшие изменения некоторых текстов
и обрядов в результате новых переводов,
произведенные в середине ХУ11 века привели
к драматическим событиям, вызвав раскол
русской церкви и движение старообрядцев.
Древняя
Русь восприняла от Византии музыкальную
культуру практически. До нас не дошли
никакие музыкально – теоретические труды,
отражавшие теорию византийской музыки.
Практическое освоение музыкальных жанров
Византии на Руси шло параллельно с овладением
всеми тремя видами нотации, и в этом процессе,
несомненно, должна оказывать воздействие
русская национальная струя, возможно
идущая от ритуальной языческой культуры.
Древняя Русь восприняла византийскую
музыкальную культуру и новую музыкальную
эстетику вместе с крещением как непосредственный
источник, из которого развилась новая
струя музыки, противопоставившая себя
исконным народным жанрам.
Во второй
половине ӀХ века создается славянская
письменность на основе греческого уставного
письма с добавлением нескольких букв.
Братья Кирилл ( 827-869гг.) и Мефодий ( 815-885
гг.) прибыли из Византии в Великоморавскую
державу по приглашению князя Ростислава
с миссионерскими целями в 863 году. Договор
911 года между Олегом и Византией уже был
написан на двух языках - греческом и славянском.
О довольно широком распространении грамотности
среди различных слоев общества свидетельствуют
летописи и археологические находки, относящиеся
к ӀХ веку, а так же многочисленные новгородские
берестяные грамоты.
В первой
половине ХӀ веке в среде господствующего
класса родилась русская литература. Русская
культура Средневековья была элитарной.
В Древней Руси ведущую роль в литературном
процессе играла церковь. Наряду со светской
широкое развитие получила литература
церковная. Средневековая словесность
на Руси существовала только в рамках
рукописной традиции.
Древнерусская книга – это объемистая
рукопись, составленная из тетрадей, сшитых
в деревянный переплет, обтянутый тисненой
кожей. На Руси появляются роскошные книги
с киноварными буквами и художественными
миниатюрами. Переплет их оковывался золотом
или серебром, украшался жемчугом, драгоценными
камнями, финифтью.
В основе
литературного языка - живой разговорный
язык Древней Руси, точнее – областные
его диалекты (южные и северные) – Поднепровья
и Новгорода Великого. Вместе с тем в процессе
его формирования большую роль сыграл
близкородственный ему, хотя и иноземный
по происхождению, язык старославянский,
или церковнославянский. Именно на этот
язык Кириллом и Мефодием были переведены
во второй половине 1Х века книги Священного
Писания. На его основе развивалась на
Руси церковная письменность и велось
богослужение. Перевод рассматривался
как часть собственной национальной словесности.
Церковностью древнерусской литературы
обусловлен выбор переводных сочинений,
бытовавших в рукописной традиции. Начальный
этап переводной древнеславянской письменности
определяется наряду со Священным Писанием
произведениями раннехристианских отцов
церкви.
Среди
жанров древнерусской литературы летопись,
развивавшаяся в течении восьми веков
(Х1 – ХУШ вв.), занимает центральное место.
Преимущественно хотя и не всегда, летописанием
на Руси занимались монахи, прошедшие
специальную выучку. Составлялись летописи
по поручению князя, игумена или епископа,
иногда по личной инициативе. Летописцы
проявляли независимость мысли, отражая
точку зрения широких масс на то или иное
событие, нередко подвергали критике действия
князей.
Древнейшая русская летопись «Повесть
временных лет» в оригинале имеет более
пространное название: «Се повести времянных
лет, откуда есть пошла Русская земля,
кто в Киеве нача первее княжити, и откуда
Русская земля стала есть». Дошла до нас
эта древнейшая летопись в рукописных
копиях не старше Х1Увека. Из них наиболее
замечательны две: сборник 1377 года, условно
называемый Лаврентьевской летописью(1377)
по имени писца – монаха – Лаврентия,
переписавшего ее для суздальского великого
князя Дмитрия Константиновича (1323\24 –
1383).
Речи, называвшиеся в старину «поучениями»
и «словами», относятся к жанру красноречия.
Ярким образцом является «Поучениями
Владимира Мономаха», дошедшее до нас
в Лаврентьевском списке «Повести временных
лет». В начале «Поучения» один из выдающихся
князей своего времени Владимир Мономах
дает своим сыновьям ряд моральных наставлений,
в назидание выписав для них цитаты из
Священного Писания. Однако очень скоро
эта морализующая тема, заданная церковной
традицией, перестает в политическое завещание,
в урок сыновьям, как княжить, управлять
государством. Кончается «Поучение» автобиографией
князя.
Под большим
воздействием церкви находился другой
вид древнего искусства - архитектура.
С приходом на Русь христианства широко
начинается строительство культовых зданий,
церквей и монастырей. Конечно и теперь
развитость социальных отношений Византии
и Руси не совпадала – в Византии это было
сложившееся феодальное общество, а на
Руси – период сложения раннего феодального
государства. Но в обоих случаях это уже
было классовое общество. Разность уровней
их социального развития теперь не могла
помешать проникновению внешних влияний,
хотя и способствовало быстрому расхождению
путей зодчества. На раннем этапе византийские
мастера смогли найти способы решения
задач, которые ставил перед ними несколько
иной заказ. Отсутствие собственной традиции
каменно – кирпичной архитектуры и собственных
мастеров привело к тому, что строительство
в Киеве на ранней его стадии было целиком
в руках приезжих греческих зодчих. Тем
не менее полного совпадения византийских
и киевских построек даже в этот период
не наблюдается. Отсутствие на Руси мрамора
заставило перейти к кирпичным подкупольным
столбам, что резко изменило характер
интерьера, иные условия привели к созданию
иных памятников, даже на самом раннем
этапе сложения русского зодчества. А
далее постройки возведенные в Киеве послужили
базой сложения собственной архитектурной
традиции, уже не византийской, а киевской,
русской.
Информация о работе Византийское влияние на культуру Киевской Руси