Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 21:24, реферат
Вопрос о влияниях в развитии культуры и искусства не нов. С этим вопросом постоянно сталкиваются все историки искусства. Поэтому, рассматривая историю искусства и культуры любой страны и любого времени нужно изучать и все те явления, которые влияли на их развитие.
Всемирно-исторический процесс подчинен законам пульсации.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1.Происхождение Византии и ее место в истории мировой культуры………………………………………………………………………….5
Глава 2. Византийское влияние на культуру Киевской Руси……………..7
2.1. Крещение Руси……………………………………………………………..10
2.2. Искусство Киевской Руси………………………………………………...16
Глава 3. Русская концепция третьего Рима………………………………..18
Список используемой литературы………………………
Древнерусская живопись христианской
Руси играла в жизни общества очень важную
и совсем иную роль, чем живопись современная
и с этой ролью был определен ее характер.
Неотделима от самого предназначения
живописи и достигнутая ею высота. Русь
приняла крещение от Византии и вместе
с ним унаследовала представление о том,
что задача живописи - «воплотить слово»,
воплотить в образы христианское вероучение.
Поэтому в основе древнерусской живописи
и лежит великое христианское «слово».
«Образ» по – гречески - икона. И уже с
глубокой древности слово «икона» стало
употребляться и употребляется до сих
пор как прямое название для получивших
широкое распространение в живописи византийского
мира отдельное самостоятельное изображение
как правило, написанных на доске. Но в
широком смысле иконой, т.е. образом воплотившим
слово, является все созданное этой живописью:
изображения, неотделимые от самих зданий
храмов, мозаики, фрески, украшающие страницы
рукописных книг. Стремясь подчеркнуть
предназначение и характер живописи византийского
православного мира, зачастую к ней целиком,
а не только собственно к иконам относят
термин «иконопись».
В течении долгих
веков живопись византийского православного
мира, в том числе и живопись древнерусская,
несла людям, необычайно ярко и полно воплощая
их в образы, духовные истины христианства.
И именно в глубоком раскрытии этих истин
обретала живопись византийского мира,
в том числе и живопись Древней Руси, созданные
ею фрески, мозаики, миниатюры, иконы, необычайную,
невиданную, неповторимую красоту.
В монументальную живопись так же проникали
сюжеты из прикладного искусства. Примером
могут служить некоторые орнаментальные
росписи храмов явно копирующие византийские
ткани. На Киевскую Русь попадало значительное
количество ювелирных украшений, предметов
художественного ремесла.
Теория «Москва — Третий Рим» послужила смысловой основой мессианских представлений о роли и значении России, которые сложились в период возвышения Московского княжества. Московские великие князья (притязавшие начиная с Иоанна III на царский титул) полагались преемниками римских и византийских императоров. Освобождение от монгольского ига, объединение разрозненных мелких уделов в большое Московское государство; женитьба великого князя Иоанна III на Софии Палеолог, племяннице (и как бы наследнице) последнего византийского императора; успехи на Востоке (завоевание царств Казанского и Астраханского) — всё это оправдывало в глазах современников представление о праве Москвы на такую роль. На этой почве сложился обычай коронования московских государей, принятие царского титула и византийского герба, учреждение патриаршества, возникновение трёх легенд: а) о бармах и царском венце, полученных Владимиром Мономахом от византийского императора Константина Мономаха (офиц. ссылка — в 1547 г.); б) о происхождении Рюрика от Прусса, брата римского кесаря Августа, и в) о белом клобуке: клобук этот, как символ церковной независимости, император Константин Великий вручил римскому папе Сильвестру, а преемники последнего, в сознании своего недостоинства, передали его константинопольскому патриарху; от него он перешёл к новгородским владыкам, а потом к московским митрополитам. Первые два Рима погибли, третий не погибнет, а четвёртому не бывать. Литературное выражение мысль эта нашла у старца псковского Елеазарова монастыря Филофея, в посланиях к вел. князю Василию III, дьяку Мисюрю Мунехину и Иоанну Грозному. Новое положение вызывало новые обязательства. Самодержавно-царская, автокефально-православная Русь должна хранить правую веру и бороться с её врагами. В этом направлении одно время её поддерживал и сам латинский Запад: римские папы старались поднять московских государей против турок, пропагандируя мысль, что русские цари — законные наследники Византии; в том же духе действовала и Венеция. Теория Т. Рима до конца XVII ст., а именно до войн с Турцией, не выходила из сферы отвлечённых вопросов: но и позже она никогда не получала характера определенной политической программы, хотя некоторое отражение её и слышится: более слабое — в правительственных заявлениях во время освободительных войн России с Турцией на Балканском полуострове, более сильное — в воззрениях славянофилов.
Наиболее авторитетной и популярной в исторической науке является теория, впервые обосновано изложенная в 1869 году в докторской диссертации В. С. Иконникова. Согласно данной точке зрения в явном виде концепция «Москва — третий Рим» впервые была сформулирована в двух посланиях конца 1523 года — начала 1524 старца псковского Елеазарова монастыря Филофея Первое, адресованное государеву дьяку Михаилу Григорьевичу Мисюрю-Мунехину, основной темой имеет критику астрологии; второе, адресованное великому князю Московскому Василию III Ивановичу, — правильное совершение крестного знамения и обличение гомосексуализма).
Политическая теория «Москва — Третий Рим» также обосновывается легендой конца XV — начала XVI вв. о византийском происхождении шапки Мономаха, присланной императором Константином Мономахом великому князю киевскому Владимиру II Мономаху и целым рядом иных текстов. Радикальную критику концепции средневекового происхождения теории «Москва — третий Рим» дал Н. И. Ульянов[6]. Согласно его точке зрения, политическая идея Москвы как третьего Рима в реальности восходит к общественно-политическому дискурсу царствования Александра II, то есть связана с «восточным вопросом» и развитием русского империализма Нового времени.
Заключение
Культура всякого
народа складывается из суммы ценностей,
унаследованных от прошлых времен, собственного
вклада современников, заимствований
от других культур. Так культура Киевской
Руси унаследовала культуру многих восточнославянских
племен, составивших ядро государства,
она испытала влияние византийской культуры,
которая оказала на нее заметное влияние.
Значение же это, прежде
всего, в том, что Византия
никак не может считаться
только прошлым, завершенной
и изжитой главой церковной
истории. Она не только
продолжает жить в православной
Церкви, но, в известном
смысле, до сих пор определяет
само Православие, составляя
его «историческую форму».
Какой бы стороны нашей
церковной жизни мы
ни коснулись, простая
справка покажет, что
свою настоящую форму
она нашла именно в византийский
период. В известном
смысле византийский
период должен быть
признан решающим в
истории Православия,
эпохой кристаллизации
церковной жизни. Современная
Православная Церковь
есть - с исторической
точки зрения - Византийская
Церковь, на пятьсот
лет пережившая Византийскую
Империю.
1. Васильев А.А. История Византийской империи от начала Крестовых походов до падения Константинополя. СПб, 1998
2. Васильев А.А. История Византийской империи. Время до крестовых походов. Спб., 1998
3. Комеч А. И. Византийское наследие и становление древнерусской архитектуры. М., 1994
4. Успенский Ф.Н. История Византийской империи. 1-3 М., 1997
5. Князевская Т. Б. Византия и Русь. М.: Наука, 1989.- С. 336.
6. Вернадский Г. В. Киеская Русь.- Тверь: ЛЕАН, Москва: АГРАФ, 1999, - 448 с.
7. Вернадский Г. В. Россия в средние века. - Тверь: ЛЕАН, Москва: АГРАФ, 1999, - 352 с.
Информация о работе Византийское влияние на культуру Киевской Руси