Владимир Святой и проблема выбора религии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 17:07, реферат

Описание

В монографии Гальковского «Борьба христианства с остатками язычества в древней Руси» автор рассказывает об основных языческих традициях, а также о методах борьбы с язычеством.

«История государства Российского» - это фундаментальный труд Карамзин, охватывающий период со времен скифов до времен Смутного Времени. Карамзин подробно описывает быт жителей русской земли, историю их взаимодействия. Эта книга, как и «Повесть временных лет», обеспечили меня материалом для описания легенды о послах, пришедших предлагать веру.

Содержание

Анализ литературы………………………………………………………3

Введение………………………………………………………………….5

Язычество славян………………………………………………………..6

Начало религиозной реформы…………………………………………..7

Легенда о послах разных религий………………………………………8

Причины принятия христианства………………………………………10

Крещение Руси…………………………………………………………12

Сопротивление язычества христианству………………………………13

Сколько раз крестилась Русь…………………………………………..14

Последствия принятия христианств……………………………………15

Заключение………………………………………………………………17

Список использованной литературы………………………………….18

Работа состоит из  1 файл

Владимир Святой и проблема выбора религии.doc

— 87.00 Кб (Скачать документ)

Оглавление

Оглавление………………………………………………………………..2

Анализ  литературы………………………………………………………3

Введение………………………………………………………………….5

Язычество славян………………………………………………………..6

Начало  религиозной реформы…………………………………………..7

Легенда о послах разных религий………………………………………8

Причины принятия христианства………………………………………10

Крещение  Руси…………………………………………………………12

Сопротивление язычества христианству………………………………13

Сколько раз крестилась Русь…………………………………………..14

Последствия принятия христианств……………………………………15

Заключение………………………………………………………………17

Список  использованной литературы………………………………….18 
 
 
 
 
 
 

Анализ  литературы

Моя работа посвящена вопросу выбора религии  Владимиром Святым. Наибольшее количество информации для рассмотрения данной темы я взяла в книге В.Петрухина «Крещение Руси: от язычества к христианству». Петрухин исследует процесс перехода жизни населения от языческого строя к христианскому, говорит о влиянии различных факторов на процесс выбора религии и т.д.

В статье Рыбакова «Христианство и язычество» говорится о том, что христианство и язычество являются разными формами одной сущности, поскольку в равной степени основаны на высшей силе, управляющей миром, и преимущества христианства перед язычеством в представлениях о загробном мире. Таким образом, Рыбаков говорит о том, что христианские миссионеры, делившиеся со славянами религией, не создавали нового.

В книге  «Утверждение христианства на Руси»  М.Ю.Брайчевский, украинский историк, рассказывает о процессе принятия новой религии, освещая этот вопрос с разных сторон. Для меня особый интерес представляла 6 глава, в которой истории дает анализ последствий принятия христианства.

Данилевский И. «Языческие традиции и христианство в древней Руси». Данилевский, обращаясь  к различным источникам, рассматривает  влияние различных культур на верования славян.

Из книги  «История Российская» Татищева я  почерпнула знания о традициях и  обычаях славян, об обрядах и о  том, кому поклонялись язычники. В  первой части своего труда Татищев  выделяет общие черты среди верований  разных народов.

В монографии Гальковского «Борьба христианства с остатками язычества в древней Руси» автор рассказывает об основных языческих традициях, а также о методах борьбы с язычеством.

«История  государства Российского» - это фундаментальный  труд Карамзин, охватывающий период со времен скифов до времен Смутного Времени. Карамзин подробно описывает быт жителей русской земли, историю их взаимодействия. Эта книга, как и «Повесть временных лет», обеспечили меня материалом для описания легенды о послах, пришедших предлагать веру.

«Полный курс лекций по русской истории» - издание, в основе которого лежат лекции, прочитанные Платоновым на Бестужевских курсах, в СПбГУ. Принятие христианства Платонов считает кардинальным изменением устройства жизни, а не просто сменой веры. Я воспользовалась «Полным курсом лекций по русской истории» при описании процесса крещения.

Работа  Соловьева «История России с древнейших времен» помогла мне при исследовании последствий принятия христианства

 

. 

 

Введение

Мой реферат  посвящен   выбору религии Владимиром Святым. Я выбрала эту тему неслучайно, поскольку, на мой взгляд, принятие единой религии – серьезный шаг, который во многом определяет дальнейшее развитие развития государства.

В своей  работе я бы хотела рассмотреть такой  процесс, как христианизация Руси, выявить причины, по которым Владимир остановил свой выбор именно на христианстве, а также рассказать о последствиях принятия христианства.

«Выбор веры, есть особенность русской истории: ни одному другому европейскому народу не предстояло необходимости выбора между религиями; но не так было на востоке Европы, на границах ее с Азиею, где сталкивались не только различные народы, но и различные религии, а именно: магометанская, иудейская и христианская»1

Как отмечают киевский митрополит Иларион и летописец Нестор, после крещения возникает новый русский народ, поэтому я с уверенностью мог говорить, что тема  моей работы является актуальной, заслуживающей рассмотрения.

 

Язычество славян

Религия – это выражение сущности взглядов народа на мир, человека, причину возникновения всего, ответ на тайны мироздания.  Человек, наблюдающий явления природы и не способный объяснить их,  создает множество божеств.

На ранней стадии славяне поклонялись неодушевленным и одушевленным предметам, отождествляемым  с силами природы. Вера в скрытые возможности предмета называется фетишизмом. Новой формой развития верований стал анимизм. Славяне поклонялись камням, роща, деревьям. Упоминания об этом мы можем найти, например, в «Житии Константина Муромского», «Слове Иоанна Златоуста».

Кроме того, поклонялись и священным  животным. Вера в происхождение человеческого  рода от какого-либо животного называется тотемизмом. Тотемное животное нельзя было убивать и употреблять в  пищу.

По сему Томазиеву рассуждению можем мы идолослужение на неразумное и совсем глупое разделить. Первое, когда кто небесные телеса или другие невидимые вещи за бога почитает, а вторые земным видимым и никоего в себе действа и силы поклоняются, на них надеются, их боятся. Богословы разделяют идолопоклонение на грубое и легкое. Грубое состоит в том, когда твари божескую честь воздают или, как апостол Павел, К римлянам, гл. 1, стр. 23, написал: "И славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся".  Легкое же идолослужение есть, когда хотя Бога единого, творца всемогущего всюду присутствующего и всемилостивого, исповедует, но лицом только ему служат и поклоняются, а сердцем далече отстоят, иным вещам подвергаются и оные за крайнее свое блаженство почитают, как страстей своих желания, любочестие, любоимение и плоти угодие. Но это происходит от повреждения ума и необузданной воли человеческой.2

Таким образов, религия славян – это  явление плохо контролируемое, основанное на иснстинктах людей и на недостаточном количестве знаний.  
 

Начало религиозной реформы

Владимир начинал религиозную реформу с изменения, модернизации языческой религии. В Киеве Владимир установил пантеон языческих богов. Главный бог – Перун – был главой пантеона у многих народов. Хорс – родственно русское «хороший». Даждьбог – божество, дающее благо, либо бог солнца, Стрибог – бог, который распределяет богатство и участь, а единственная богиня – Мокошь (богиня плодородия).

«Начал княжить Владимир в Киеве один, говорит летописец, и поставил кумиры на холме, вне двора теремного, Перуна деревянного, а голова у него серебряная, ус золотой, Хорса Дажбога, Стрибога, Симаргла (Сима и Регла) и Мокоша. Приносили им жертвы, называя богами, приводили сыновей и дочерей и приносили жертвы бесам, осквернилась кровью земля Русская и холм тот. Нам известно, что славяне - язычники сильно негодовали на христианскую религию за то, что она не допускала многоженства; в ознаменование торжества языческой стороны, князь, виновник этого торжества, предается необузданному женолюбию: кроме пяти законных жен, было у него 300 наложниц в Вышгороде, 300 в Белгороде, 200 в селе Берестове»3

«Будто бы Владимир узаконил даже человеческие жертвоприношения этим богам, что должно было придать их культу трагический, но в то же время и очень торжественный характер. “И осквернилась кровью земля Русская и холм тот”4

Давая оценку язычеству, Соловьев отмечал, что оно было настолько бедным и бесцветном, что не могло спорить ни с одной религией, и тем более с христианством. 

Легенда о послах разных религий

Первые послы были от Волжских или Камских Болгаров. На восточных и южных берегах Каспийского моря уже давно господствовала Вера Магометанская, утвержденная там счастливым оружием Аравитян: Болгары приняли оную и хотели сообщить Владимиру. Описание Магометова рая и цветущих гурий пленило воображение сластолюбивого Князя; но обрезание казалось ему ненавистным обрядом и запрещение пить вино - уставом безрассудным. Вино, сказал он, есть веселие для Русских; не можем быть без него. - Послы Немецких Католиков говорили ему о величии невидимого Вседержителя и ничтожности идолов. Князь ответствовал им: Идите обратно; отцы наши не принимали Веры от Папы. Выслушав Иудеев, он спросил, где их отечество? "В Иерусалиме, - ответствовали проповедники: - но Бог во гневе своем расточил нас по землям чуждым". И вы, наказываемые Богом, дерзаете учить других? сказал Владимир: мы не хотим, подобно вам, лишиться своего отечества. - Наконец, безымянный Философ, присланный Греками, опровергнув в немногих словах другие Веры, рассказал Владимиру все содержание Библии, Ветхого и Нового Завета: Историю творения, рая, греха, первых людей, потопа, народа избранного, искупления, Христианства, семи Соборов, и в заключение показал ему картину Страшного Суда с изображением праведных, идущих в рай, и грешных, осужденных на вечную муку. Пораженный сим зрелищем, Владимир вздохнул и сказал: "Благо добродетельным и горе злым!" Крестися, - ответствовал Философ, - и будешь в раю с первыми.5

Если сравнивать веру славян с верой христиан, то можно выявить ряд существенных различий. Боги славян конфликтовали между собой,  к своим забавам привлекали людей, убивали их. Признаваемый единый бог не был похож Создателю в Христианстве – в язычестве это праздное божество. Предмет  язычества – настоящее, земное, религия не давала представлений о том, что происходит с душой после смерти. Христианство же давало ответы на волнующие людей вопросы, гарантировало господство совести, справедливости, награду за добродетель.

В 987 году, отпустив пришедших к нему послов, Владимир принимает решение отправить  десять послов к Магометанам, Иудеям, Католикам и Грекам, чтобы рассудить, какой народ наиболее достойно поклоняется Богу.

Послы видели в стране Болгаров храмы скудные, моление унылое, лица печальные; в земле Немецких Католиков богослужение с обрядами, но, по словам летописи, без всякого величия и красоты, наконец прибыли в Константинополь. Да созерцают они славу Бога нашего! сказал Император и, зная, что грубый ум пленяется более наружным блеском, нежели истинами отвлеченными, приказал вести Послов в Софийскую церковь, где сам Патриарх, облаченный в Святительские ризы, совершал Литургию. Великолепие храма, присутствие всего знаменитого Духовенства Греческого, богатые одежды служебные, убранство олтарей, красота живописи, благоухание фимиама, сладостное пение Клироса, безмолвие народа, священная важность и таинственность обрядов изумили Россиян; им казалось, что сам Всевышний обитает в сем храме и непосредственно с людьми соединяется... Возвратясь в Киев, Послы говорили Князю с презрением о богослужении Магометан, с неуважением о Католическом и с восторгом о Византийском, заключив словами: "Всякий человек, вкусив сладкое, имеет уже отвращение от горького; так и мы, узнав Веру Греков, не хотим иной". Владимир желал еще слышать мнение Бояр и старцев. "Когда бы Закон Греческий, - сказали они, - не был лучше других, то бабка твоя, Ольга, мудрейшая всех людей, не вздумала бы принять его". Великий Князь решился быть Христианином.6

 

Причины принятия христианства

1)Влияние княгини Ольги. Поскольку Ольга приняла христианство раньше и настраивала юного Владимира на христианскую религию.

О крещении Ольги

Отомстив за смерть мужа, Ольга столкнулась с необходимостью религиозных реформ. Ольга отправилась в Царьград. Эта поездка окрашена легендами: император Константин, прельстившись красотой Ольги, предложил ей брак, но Ольга настояла, чтобы император сначала крестил ее. Таким образом, на предложение императора ответила отказом, поскольку  брак между крестными отцом и дочерью недопустим.«Летописная дата ее поездки в Царьград – 955г- не удовлетворяет историков, ибо если верить дате, вычисляемой на основании греческого трактата «О церемониях», то Ольга была принята в Царьграде 9 сентября 957г. В литературе распространилась гипотеза о 2 поездках Ольги в Константинполь.  Кроме того, в том же обряднике Ольга названа еще своим скандинавским языческим именем – Хельга.7

Информация о работе Владимир Святой и проблема выбора религии