Владимир Святой и проблема выбора религии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 17:07, реферат

Описание

В монографии Гальковского «Борьба христианства с остатками язычества в древней Руси» автор рассказывает об основных языческих традициях, а также о методах борьбы с язычеством.

«История государства Российского» - это фундаментальный труд Карамзин, охватывающий период со времен скифов до времен Смутного Времени. Карамзин подробно описывает быт жителей русской земли, историю их взаимодействия. Эта книга, как и «Повесть временных лет», обеспечили меня материалом для описания легенды о послах, пришедших предлагать веру.

Содержание

Анализ литературы………………………………………………………3

Введение………………………………………………………………….5

Язычество славян………………………………………………………..6

Начало религиозной реформы…………………………………………..7

Легенда о послах разных религий………………………………………8

Причины принятия христианства………………………………………10

Крещение Руси…………………………………………………………12

Сопротивление язычества христианству………………………………13

Сколько раз крестилась Русь…………………………………………..14

Последствия принятия христианств……………………………………15

Заключение………………………………………………………………17

Список использованной литературы………………………………….18

Работа состоит из  1 файл

Владимир Святой и проблема выбора религии.doc

— 87.00 Кб (Скачать документ)

2)Желание просветить

Язычество господствовало в некоторых странах России до самого XII века. Владимир не хотел, кажется, принуждать совести; но взял лучшие, надежнейшие меры для истребления языческих заблуждений: он старался просветить Россиян. Чтобы утвердить Веру на знании книг Божественных, еще в IX веке переведенных на Славянский язык Кириллом и Мефодием и без сомнения уже давно известных Киевским Христианам, Великий Князь завел для отроков училища, бывшие первым основанием народного просвещения в России.8

3)Невозможность существования единого государства без единой религии

Разные верования приводили к спорам, следовательно, необходимо было объединить враждующих одной верой.

4) Необходимость дружественных отношений с Европой

Так как Русь была языческой, это создавало препятствия для вхождения в международные союзы. Европейцы не желали торговать с язычниками и заключать династические браки.

Безусловно, необходимой была связь с Византией. Так, сама Византия рассчитывала, что с приобщением Руси к христианской вере усилится влияние Византии. Таким образом, взаимовыгодные отношения с Византией настраивали Русь на принятие именно христианской веры. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Крещение Руси

Наставленный Херсонским Митрополитом в тайнах и нравственном учении Христианства, Владимир спешил в столицу свою озарить народ светом крещения. Истребление кумиров служило приуготовлением к сему торжеству: одни были изрублены, другие сожжены. Перуна, главного из них, привязали к хвосту конскому, били тростями и свергнули с горы в Днепр. Чтобы усердные язычники не извлекли идола из реки, воины Княжеские отталкивали его от берегов и проводили до самых порогов, за коими он был извержен волнами на берег (и сие место долго называлось Перуновым). Изумленный народ не смел защитить своих мнимых богов, но проливал слезы, бывшие для них последнею данию суеверия: ибо Владимир на другой день велел объявить в городе, чтобы все люди Русские, Вельможи и рабы, бедные и богатые шли креститься - и народ, уже лишенный предметов древнего обожания, устремился толпами на берег Днепра, рассуждая, что новая Вера должна быть мудрою и святою, когда Великий Князь и Бояре предпочли ее старой Вере отцев своих.9 Вышел Владимир с попами царицыными и корсунскими на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь, молодые же у берега по грудь, некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же, стоя, совершали молитвы. Люди же, крестившись, разошлись по домам. Владимир же был рад, что познал Бога сам и люди его, воззрел на небо и сказал: "Христос Бог, сотворивший небо и землю! Взгляни на новых людей этих и дай им, Господи, познать тебя, истинного Бога, как познали тебя христианские страны. Утверди в них правильную и неуклонную веру, и мне помоги, Господи, против дьявола, да одолею козни его, надеясь на тебя и на твою силу". И сказав это, приказал рубить церкви и ставить их по тем местам, где прежде стояли кумиры. И поставил церковь во имя святого Василия на холме, где стоял идол Перуна и другие и где творили им требы князь и люди. И по другим городам стали ставить церкви и определять в них попов и приводить людей на крещение по всем городам и селам.10 
 

Сопротивление язычества христианству

Язычество не оказывало активного сопротивления новой религии, однако находились люди, не одобрявшие дело Владимира. Такие ярые язычники были вынуждены бежать из Киева, и благодаря обширным лесам у них была возможность и далее поклоняться старым богам.В летописи и народной литературе не встречается определенных указаний на предмет активной борьбы с христианством. Н.М. Гальковский видит причину в том, что русское язычество не имело строго выработанного религиозного ритуала, соответственно и жрецов.

В чистом своём виде язычество долго не могло продержаться: слишком велик был пример князя и боярства, принявших новую веру. Родившиеся в язычестве, те, кого крещение киевлян застало в зрелом возрасте, могли быть убеждёнными почитателями древних богов. Но естественно думать, что новые поколения, не порывая совершенно со старыми верованиями, ничего уже не имели против новой веры и охотно её принимали. Тут-то и получается двоеверие, приводившее в негодование наших христолюбцев и ревнителей правой веры. Именуясь христианами, русские люди в значительной мере оставались при своих старых взглядах и верованиях. Мы нигде не видим и следов того, чтобы древняя Русь пыталась сравнивать старую веру с новой или же сознательно отдавала предпочтение язычеству перед христианством. Язычество не выступало против христианства, а продолжало существовать, прежде всего, потому, что его нечем было заменить: духовенству нужно было время и способы научить население новой вере. Конечно, когда русский народ был, оглашаем проповедью христианства, язычество исчезло не тотчас. Русские люди обыкновенно не замечали своего двоеверия: народная масса считала себя истинно христианской, что не мешало ей справлять старые праздники и чтить своих старых домашних богов. Но делалось это не вследствие предпочтения язычества христианству, а просто по незнанию нового закона. Иерархия обличала народное двоеверие, но сам народ, двоеверно живший, считал себя истинно верующим, не замечая и не зная, что в его жизни много языческого. Таким образом, язычество оказывало христианству пассивное сопротивление. 11 

Сколько раз крестилась Русь

Среди историков ходят споры о том, сколько раз крестили Русь в IXв.:один- при Фотии или дважды – при нем и его сопернике Игнатии.

Франкский император Людовик, прозванный Благочестивым, предпринимал попытки крестить «северных варваров» - норманнов. Один раз во время раздачи крещальных даров один из викингов возмутился, что ни разу подарки не были такими бедными за двенадцать разов, когда он принимал крещение.

Персидский  географ Ибн Хордадбех, в 80-е годы IXв. Рассказывает, что что купцы аррус со своими товарами достигают Багдада, где притворяются христианами, чтобы получить допуск на рынок столицы Халифата, так как праведные мусульмане не имели отношений с язычниками.

Нестор  говорит о том, что Аскольд  и Дир умерли язычниками, так как  в его время сохранились курганы  – языческие могилы12 
 
 
 

Последствия принятия христианства

  1. После принятия христианства и распространения его началось активное строительство церквей: «Владимир тотчас после крещения велит строить церкви и ставить их по тем местам, где прежде стояли кумиры: так, поставлена была церковь св. Василия на холме, где стоял кумир Перуна и прочих богов Владимир велел ставить церкви и определять к ним священников также и по другим городам и приводить людей к крещению по всем городам и селам»13
  2. Владимир устраивал религиозные праздники, которые способствовали вхождению новой религии в жизнь людей и соединяли русские земли:  «Вместо Коляды народ сходился теперь праздновать Преображение и освящение церкви; кто приходил на это торжество, тот был христианином; вот почему летописец прибавляет после описания праздника: "Видя людей христианами, Владимир радовался душою и телом и делал такие праздники по все годы".  Для дружины и старшин киевских были устроены на дворе княжеском пиры каждую неделю, был ли сам князь в городе или нет; приходили на двор княжеский, в гридницу пировать бояре и гриди, сотские и десятские и нарочитые мужи»14
  3. Христианство утверждало феодализм как систему, основывающейся на эксплуатации одной части общества другой.  Так, в язычестве структура божеств носила слишком условный характер, и попытки поставить во главу богов верховное божество не увенчались успехом. В христианстве  «кроме верховного божества (собственно бога — единого в трех ипостасях), которому на земле соответствовал верховный правитель — император, король, великий князь и т. д., существовал сонм небесных сил, который точно повторял иерархию на земле»15

    Укрепление власти единого правителя. На протяжении своей истории в Киевской Руси не было четко сформулированной и установленной системы престолонаследия, однако единовластный принцип правления под сомнение не ставился. Христианство способствовало укреплению и утверждению великого князя. Суровая система власти в небесном царстве, которую проповедовало средневековое христианство,  стала рычагом – тезис о божественной природе власти.

  1. Этический показатель. Христианство направлено против социальной несправедливости, насилия. Оно уравнивает всех перед богом, дает свободы выбора, предоставляя человеку право отвечать за свои поступки в другом мире. Таким образом, на передний план выходят отношения человека с самим собой.
  2. В культурном плане принятие христианства принесло положительный опыт. Христианство сыграло огромную роль в развитии письменности, литературы (появление книжности в середине IXв., когда Русь начинает создавать собственную церковную литературу), искусства, возникают школы с учителями-священниками. Однако неверно было бы считать христианство единственным рычагом распространения византийской цивилизации на Руси.
  3. Если ранее разрешалось иметь сколь угодно много жен, то с принятием христианства возникает понятие семья.
 
 

Заключение

Язычество угнетало человеческую душу, воспитывало страх перед силами природы. Христианство освободило человека от этого страха. 16

Основываясь на словах М.Ю.Брайчевского, хочу сказать, что принятие христианства Владимиром Святым – безусловно, очень ответственный шаг, начинающий новый виток истории

Невозможно с уверенностью говорить о причинах принятия христианства, однако можно сделать вывод, что выбор именно этой веры затронул все части человеческой жизни.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы

Брайчевский М. Ю. «Утверждение христианства на Руси" Киев: Наукова Думка. 1989

Гальковский Н.М. «Борьба Христианства с остатками язычества в Древней Руси» М.:Индрик , 2000

Данилевский И. «Языческие традиции и христианство в Древней Руси» М.:АСТ 2006

Карамзин  Н.М. «История государства Российского» М.:Рипол Классик, 2007

Петрухин В. «Крещение Руси: от язычества к христианству» М.:АСТ: Астрель, 2006

Платонов С.Ф. «Лекции по Русской истории»- М.: Высш. шк. 1993

Повесть временных лет

Рыбаков Б.А. «Христианство и язычество»

Соловьев  С.М. «История России с древнейших времен» М.:ИДДК 2007

Татищев  В.Н. «История Российская» часть 1 М.: АСТ. 2003г

Информация о работе Владимир Святой и проблема выбора религии