Власть и социальные нормы первобытного общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 19:50, реферат

Описание

Основные цели работы:
выяснить, как произошел человек и общество;
охарактеризовать власть и социальные нормы поведения;
подвести итог.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3
1. СТАНОВЛЕНИЕ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА…………….........5
1.1 Происхождение человека………………………………………5
1.2 Происхождение общества (социогинез)………………………6
2. ВЛАСТЬ И СОЦИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА……………………………………………………………….8
2.1 Характеристика власти первобытного общества……………..8
2.2 Социальные нормы поведения………………………………..14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………

Работа состоит из  1 файл

реферат по прваву.doc

— 122.50 Кб (Скачать документ)

РОСТОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра права, культурологии и психолого-педагогических дисциплин 
 
 
 
 

ВЛАСТЬ  И СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ  ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА 

Реферат по курсу правоведения 
 
 
 
 

Руководитель

кандидат  педагогических наук, доцент

Г.А. ВОРОНЦОВ 
 
 
 
 
 
 

Ростов-на-Дону

2011

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3

1. СТАНОВЛЕНИЕ  ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА…………….........5

     1.1 Происхождение человека………………………………………5

     1.2 Происхождение общества (социогинез)………………………6

2. ВЛАСТЬ И  СОЦИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА……………………………………………………………….8

      2.1 Характеристика власти первобытного  общества……………..8

      2.2 Социальные нормы поведения………………………………..14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...19

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………....21 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

   Классики  марксизма-ленинизма убедительно  доказали диалектическое единство общества и природы. К. Маркс писал: «Именно  в переработке предметного мира человек впервые действительно  утверждает себя как родовое существо. Это производство есть его деятельная родовая жизнь. Благодаря этому производству природа оказывается его произведением и его действительностью. Предмет труда есть опредмечивание родовой жизни человека: человек удваивает себя уже не только интеллектуально, как это имеет место в сознании, но и реально, деятельно, и созерцает самого себя в созданном им мире»1.

   Поэтому важнейшая черта общества заключается  в том, что оно представляет собой  систему взаимосвязей различных  существ, взаимодействуя с обществом, человек развивается сам и развивает свои социальные свойства и силы, и тем самым становится личностью и стимулирует прогресс общества. В различные периоды исторического развития общество принимало различные формы, изменялись степень его зрелости, внутренне строение, то есть экономическая, социально-классовая, политическая структура.

   Вместе  с человеческим обществом возникает  социальная власть как его неотъемлемый и необходимый элемент. Она предает  обществу целостность, управляемость, служит важным фактором организованности и порядка.

   Первые  формы институтов власти и первые общеобязательные нормы поведения  сформировались уже на первобытной  стадии развития общества. Для этого  периода характерно отсутствие политической власти и государственных институтов. Социальные нормы в этот период носят характер:

  • обычаев;
  • простейшие нормы морали;
  • религиозные нормы;
  • табу;
  • мифология.

   В дальнейшем развитии, развиваются и отношения, и это требует создания уже  специального сложного законодательства, которое могло бы своими правовыми  актами обеспечить законную систему общественных отношений.

  Эта тема актуальна в силу того, что:

    1. понимание современной власти и социальных норм невозможно без учета опыта предыдущих эпох;
    2. это позволяет сформировать представление о власти и социальных норм поведения в первобытном обществе.

   Основные  цели работы:

  1. выяснить, как произошел человек и общество;
  2. охарактеризовать власть и социальные нормы поведения;
  3. подвести итог.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. СТАНОВЛЕНИЕ ПЕРВОБЫТНОГО  ОБЩЕСТВА

   1.1 Происхождение  человека

   Силой, обусловившей эволюцию высших антропоидов в направлении человека современного физического типа, явился труд. «Людей можно отличать от животных по сознанию, по религии—вообще по чему угодно»2. Сами они начинают отличать себя от животных, как только начинают производить необходимые им средства к жизни. Производя необходимые им средства к жизни, люди косвенным образом производят и самое свою материальную жизнь.

   Так же будучи уникальным биологическим видом, человек, неразрывно связан с окружающей природой. Мы, «нашей плотью, кровью и мозгом принадлежим ей и находимся внутри ее»3, а потому «все наше господство над ней состоит в том, что мы, в отличие от всех других существ, умеем познавать ее законы и правильно их применять»3.

     Первыми существами, о которых достоверно известно, что они передвигались на задних конечностях, являются австралопитеки. Они могли охотиться на довольно крупных животных. В то же время они не имели ни клыков, ни когтей. Из этого следует вывод: они использовали естественные объекты в качестве орудий.

     С зарождением производственной деятельности ранние предлюди превратились в поздних предлюдей. Последние были существами, которые вплотную подошли к порогу, отделяющему животных от человека. И в то же время именно его развитие подготовило появление качественного нового явления – формирующегося человеческого общества.  
 
 
 

1.2 Происхождение  общества (социогинез)

    Фейербах не мыслил индивида вне непосредственного взаимодействия со своим «другим». «Отдельный человек, как нечто обособленное, — писал он, — не заключает человеческой сущности в себе ни как о существе моральном, ни как в мыслящем. Человеческая сущность налицо только в общении, в единстве человека с человеком, в единстве, опирающемся лишь на реальности различия Я и Ты» 4.

     Общество  не является простой совокупностью индивидов. Это сложный социальный организм, продукт взаимодействия людей, определенная организация их жизни, связанная, прежде всего, с производством, обменом и потреблением жизненных благ.

     Признаками  общества являются5:

  • обособившиеся от природы индивиды, наделенные волей и сознанием;
  • постоянные интересы, связывающие всех членов общества;
  • совместное удовлетворение интересов (потребностей) членов общества и понимание последними необходимости взаимодействия друг с другом;
  • регулирование поведения членов общества через установление самим обществом обязательных для всех его членов правил поведения;
  • наличие организованной силы (власти), способной обеспечить обществу внутренний порядок и внешнюю безопасность.

   На  ранних ступенях развития индивид «выступает как родовое существо, племенное существо, стадное животное»5. Орудия труда были тогда несовершенны (палка, топор), а производительность труда- низкой, не всегда соответствующей даже минимальному «прожиточному уровню» первобытного человека. Чтобы обеспечить свое существование люди должны были объединять как средства производства, так и свой труд. Поэтому все члены общества одинаково трудились, а произвоводимое ими распределялось поровну властью. Основной ячейкой первобытного общества был род.

   Род- это коллектив, родственников, имеющих общего предка и ведущих совместное хозяйство.

   Род представлял собой союз, основанный прежде всего на кровном  родстве, а не на общности занимаемой территории.

           Существование воли общества  предполагает существование воли у каждого из его членов. Чтобы общество могло регулировать поведение своих членов, необходимо наличие у каждого из них способности управлять своими действиями. Понимание сущности отношений общественной и индивидуальной воли предполагает ответ на вопрос, что именно заставляет индивида подчиняться требованиям общественной воли, нормам поведения. Объяснить это одной лишь угрозой наказания со стороны общества

нельзя. Все эти  индивиды, вместе взятые, могли систематически требовать от каждого индивида неуклонного соблюдения определенных норм поведения лишь при этом непременном условии, чтобы все они были кровно заинтересованы в этом. Вполне понятно, что заинтересованность всех членов общества, вместе взятых, в соблюдении норм невозможна без заинтересованности в этом каждого из них, взятого в отдельности. Нормы были выражением потребностей общества. 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. ВЛАСТЬ И  СОЦИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРВОБЫТНОГО  ОБЩЕСТВА

      2.1 Характеристика власти первобытного  общества

     Учитывая, что общество возникло гораздо раньше государства, необходимо в целях наиболее полного познания государственно-правовых институтов дать социальную характеристику власти и норм, существовавших в первобытном обществе.

     Общественная (социальная) власть, существовавшая в  догосударственный период, обладала следующими главными чертами. Эта власть6:

     1) базировалась на семейных отношениях, ибо основой организации общества  был род (родовая община), т.е.  объединение людей по действительному  или предполагаемому кровному  родству, а также общности имущества  и труда. Род формировался в период, когда на смену беспорядочным половым связям пришла семья, основанная на коллективном, а потом и на парном браке. Каждый род выступал в качестве хозяйственной единицы, собственника средств производства, организатора общего трудового процесса. Роды образовывали более крупные объединения (фратрии, племена, союзы племен). Поскольку род (родовая община) играл решающую роль в жизни первобытного общества, данная эпоха так и стала называться – «первобытно-общинный строй», а его социальная организация – родоплеменной. Следовательно, социальная власть распространялась только в рамках рода, выражала его волю и базировалась на кровных связях;

     2) была непосредственно общинной, строилась на началах первобытной  демократии, на функциях самоуправления (т.е. субъект и объект власти здесь совпадали);

     3) опиралась на авторитет, уважение  членов рода;

     4) осуществлялась как обществом  в целом (родовые собрания, вече), так и его представителями  (старейшинами, советами старейшин,  военачальниками, вождями, жрецами), которые решали важнейшие вопросы жизнедеятельности первобытного общества.

     Отношения между членами первобытного общества регулировались, прежде всего, особыми  правилами поведения – обычаями.

     Обычай-это исторически сложившиеся правила поведения, которые вошли в привычку в результате их многократного повторения. Обычаи закрепляли равенство между членами общества.

     Первобытные обычаи имели несколько характерных  признаков7:

    • они исходили из рода, выражали его волю и интересы и передавались из поколение в поколение. Эти нормы нигде не фиксировались и сохранялись лишь в памяти людей;
    • они соблюдались добровольно. Главной гарантией, обусловившей их соблюдение, было внутреннее согласие каждого члена общества с их предписаниями. Нарушение социальных предписаний носили сакральный характер, т.е предполагалась кара божественных сил. Но применялись к нарушителю и репрессивные меры. Принятие этих мер входило в функцию общественной власти;
    • не было никаких различий между правами и обязанностями членов общества: право воспринималось как обязанность, а обязанность- как право;
    • ведущим способом социального регулирования выступал запрет, который именовался «табу».

     На  поздних стадиях существования  родового строя начался процесс  его разложения: отпочкование новых  родовых общин от первоначальных, деление крупных родов на мелкие или большие семьи. Связи между ними сохранялись в виде более крупных образований братств и племен.

     Племя, как правило, имело свою территорию, свое имя, язык или диалект однородной основы с языком объединившихся племен, общие для племени религиозные и бытовые обряды.

     Важным  этапом в развитии первобытного общества и переходе от догосударственного состояния  к государственному явилась так  называемая неолитическая революция (новокаменный век). Сущность неолитической революции состояла в переходе от присваивающего хозяйства к производящему. Если отраслями присваивающего хозяйства являлась охота, рыболовство, собирательство, то в результате неолитической революции человек переходит к земледелию, скотоводству, а затем к ремеслу и торговли. Считается, что именно неолитическая революция явилась толчком к трем крупным разделениям общественного труда- отделению скотоводства от земледелия, выделение ремесла и торговли, увеличению производимого продукта и появлению имущественных излишков8.

Информация о работе Власть и социальные нормы первобытного общества