Власть и социальные нормы первобытного общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 19:50, реферат

Описание

Основные цели работы:
выяснить, как произошел человек и общество;
охарактеризовать власть и социальные нормы поведения;
подвести итог.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3
1. СТАНОВЛЕНИЕ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА…………….........5
1.1 Происхождение человека………………………………………5
1.2 Происхождение общества (социогинез)………………………6
2. ВЛАСТЬ И СОЦИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА……………………………………………………………….8
2.1 Характеристика власти первобытного общества……………..8
2.2 Социальные нормы поведения………………………………..14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………

Работа состоит из  1 файл

реферат по прваву.doc

— 122.50 Кб (Скачать документ)

     Главное последствие неолитической революции  – появление капитала. Появилась  возможность привлечения дополнительной рабочей силы (военнопленных стали  обращать в рабов). Началась имущественная  и социальная дифференциация общества. Основой хозяйства было не только рабовладение, но и труд свободных родовых общинников. Благодаря развитию торговли и ремесел возникли сословия купцом, ремесленников, градостроителей. Раннеземледельческие общества были связаны с возникновением городов-государств, где основное земледельческое население попадало в зависимость от городских центров, в которых сосредоточивались не только ремесло и торговля, но и управленческая, военная и духовная знать.

     В настоящее время есть несколько  теорий, трактующих причины появления государства9: 

    1. Патриархальная теория.

      Она имеет очень давнюю историю. Еще  Аристотель указывал на то, что государство  возникает из разрастания и объединения  патриархальных семей. Государственная власть возникает из семейной власти, а именно из власти отца над женой, детьми и рабами. В современной науке положения патриархальной теории подвергаются критике. В частности, отмечается, что нет ни одного исторического примера подобного способа возникновения государства. Наоборот, установлено, что  патриархальная семья возникает вместе с государством в процессе разложения первобытного строя.

    2. Теологические теории.

      Основным  постулатом этой теории был тезис  о происхождении государства  из божественной воли. Развитие христианства и ислама послужило толчком к развитию данных концепций. Например, христианские мыслители (Августин, Фома Аквинский) не только провозглашали государственную власть божественным установлением, но и выводили из этого тезис о необходимости подчинения имеющейся власти, в том числе церковной. Критики теологических теорий указывали на то, что провозглашение государственной власти, имеющей божественное происхождение, делает монарха непогрешимым, открывает дорогу для произвола главы государства.

    3. Психологическая теория.

        Возникновение государства связывалось сторонниками данной теории со следующими причинами психологического характера:

      • Наличие в психике человека потребности в подчинении. Каждому человеку свойственно стремление к подражанию, подчинению либо стремление к власти;
      • наделение вождей и шаманов в первобытном обществе сверхъестественными качествами, что возвышало их над остальными общинниками;
      • наличие у некоторых индивидов ярко выраженных агрессивных устремлений, для обуздания которых возникает государство.

        Таким образом, государство является продуктом психологических противоречий в первобытном обществе. Недостатками психологической теории считается недооценка других факторов возникновения государства.

    4. Договорная теория.

     Основными авторами являются: Томас  Гоббс, Джон Локк, Жан Жак Руссо. Серьезное внимание они уделяли проблеме так называемого естественного состояния, предшествовавшего подписанию общественного договора.

       Гоббс рассматривал как «войну всех против всех». Именно несовершенство общественной жизни  «естественного состояния» привело к заключению общественного договора, но народ может расторгнуть договор с тем правительством, которое не выполняет условия.

       Руссо критиковал заключенный общественный договор как несправедливый и  призывал к его пересмотру.

       Несмотря  на демократичность, данная теория страдает схематизмом и идеализированностью.

    5. Теория насилия.

     Государство рассматривается как учреждение, которое существует исключительно  для блага сильного. Главную причину  возникновения государства  представители ( Евгений Дюринга, Людвиг Гумплович, Карл Каутский) данной теории усматривали в завоевании одних племен другими. Государство появляется как инструмент поддержания господства над завоеванными народами. Таким образом, государство возникает прежде всего как аппарат принуждения.

       Сторонники  теории наследия верно отметили роль военно- политических факторов в развитии ряда государств, например у германских племен. В то же время государство, согласно данной теории, выступает лишь как выражение грубой силы, а его деятельность сводится только к принуждению.

       6. Органическая теория.

         Государство является продуктом природы, организмом, возникающим и развивающимся согласно законам природы. Отношения между классами и иным социальными группами государства уподоблялись взаимодействию человеческих органов, при этом правители обычно сравнивались с мозгом. Развитие и взаимодействие государств сравнивались со взаимодействием живых существ. Отрицать влияние биологических факторов на процесс происхождения государственности было бы неправильно, ибо люди не только социальные, но и биологические организмы. Вместе с тем нельзя механически распространять все закономерности, присущие только биологической эволюции, на социальные организмы, нельзя полностью сводить проблемы социальные к проблемам биологическим. Это хотя и взаимосвязанные, но разные уровни жизни.

       7. Марксистская теория. На определенном этапе экономического развития общества оно распадается на классы. Появляется частная собственность. Государство становится орудием защиты прав собственников и поддержания классового господства. Родоплеменная организация управления обществом оказалась не в состоянии осуществлять регулирование в условиях имущественного и социального расслоения, в условиях социальных противоречий, поэтому должна была уступить место государству. Марксистская теория подвергается критике в современной литературе за то, что не были учтены особенности возникновения государство на Востоке. 

2.2 Социальные  нормы поведения

     Особенностью  социальных норм в догосударственный период являлось то, что они выражали и обеспечивали социально-экономическое единство рода и племени. Это было связано с несовершенством орудий труда, его низкой производительностью. Отсюда проистекала необходимость в совместном проживании, в общественной собственности на средства производства и в распределении продуктов на основе равенства.

     Подобные  обстоятельства оказывали существенное влияние на природу власти и нормы  первобытного общества.

     Если  животные подчинялись только биологическим  законам, то человек стал человеком потому, что в дополнение к биологическим законам научился еще и регулировать свое поведение. Он изобрел общественные регуляторы, которые хотя и устранили биологические законы, однако существенно их потеснили.

     Громадное значение в этом отношении имели такие социальные нормы, как культовые ритуалы и обряды. Они произвели поистине революционные изменения в нервно-психической деятельности человека и позволили ему по сравнению с животным буквально прыгнуть на новую ступень развития. Социальные регуляторы догосударственного периода позволяли первобытным людям освободить свой психический потенциал от страха, тревоги пред окружающим миром и направить ее на производительную деятельность, создавали условия для установления в обществе стабильных, в определенной мере предсказуемых и гарантированных отношений.

    Социальные  нормы первобытного общества обеспечивали существование присваивающей экономики  и продолжение рода, регулировали определенные способы добывания  пищи и сохраняли брачно-семейные отношения. Эти нормы именуются мононормами, поскольку они по большому счету выражали главный интерес людей того общества - выжить. Этот интерес собирал силы в обществе, для того чтобы противостоять стихии, различным опасностям.

    Мононормы выступали и нормами организации социальной жизни, и нормами первобытной морали, и ритуалами и т.п. Так, естественное разделение функций в трудовом процессе между мужчиной и женщиной, взрослым и ребенком рассматривалось одновременно и как производственный обычай, и как требование нравственности, и как веление первобытной религии.

    Социальные  нормы, существовавшие в догосударственный  период10:

    1) регулировали отношения между  людьми, что стало отличать их  от норм несоциальных - технических,  физиологических и других, которые  регулировали и регулируют отношения человека к природным, материальным объектам, орудиям труда и т.п. Так, первобытные люди, зная, что ночью в жилище понижается температура, старались поддерживать огонь и в темное время суток. Делая это, они руководствовались не социальными нормами, а скорее инстинктом сохранения жизни и здоровья. Но кто из сородичей в это время будет следить за огнем, решалось уже на основе нормы социальной;

    2) реализовались главным образом  в виде обычаев (т.е. исторически  сложившихся правил поведения, вошедших в привычку в результате многократного применения в течение длительного времени);

    3) существовали в поведении и  в сознании людей, не имея, как  правило, письменной формы выражения;

    4) обеспечивались в основном силой  привычки, а также соответствующими мерами убеждения (внушения) и принуждения (изгнание из рода);

    5) имели в качестве ведущего  способа регулирования запрет (систему  табу) как самый простой и элементарный  прием воздействия; права и  обязанности как таковые отсутствовали;

    6) были продиктованы естественно-природной основой присваивающего общества, в котором и человек являлся частью природы;

    7) выражали интересы всех членов  рода и племени.

    Право как особая система юридических  норм и связанных с ними правовых отношений возникает в силу тех  же причин и условий, которыми объясняется происхождение государства. Процесс этот имеет исторические параллели.

     Экономическая и социальная жизнь любого общества нуждается в определенной упорядоченности  организации деятельности людей. Такая  урегулированность, которая подчиняет всю массу единичных отношений людей общему порядку, достигается с помощью правил поведения, или социальных норм.

     Виды  социальных норм первобытного общества:

  • обычаи – исторически сложившиеся правила поведения, которые в результате многократного повторения вошли в привычку;
  • простейшие нормы морали – правила поведения, регулировавшие отношения между людьми на основе первобытных представлений о добре и зле;
  • религиозные нормы – правила поведения регулировавшие отношения между людьми на основе их религиозных представлений;
  • мифология – совокупность мифов (рассказов, повествований о богах, героях, демонах, духах и др.), отражавших фантастические представления людей о мире, природе и человеческом бытии;
  • табу – религиозный запрет, налагаемый на какой-либо предмет, действие, слово и т.п., нарушение которого будто бы неминуемо влечет жестокую кару (болезнь, смерть) со стороны фантастических духов и богов первобытного общества.

     Признаки  первобытных обычаев:

    • это социальные нормы;
    • сложились в результате многократного повторения и вошли в привычку первобытного общества;
    • обеспечивались мерами общественного воздействия;
    • консервативны по своей природе, поскольку закрепляют то, что складывалось в результате длительной общественной практики.

     Нравственные  и религиозные нормы родового строя не могли сделать условия производства, распределения, обмена товаров, обязательными для всех, поскольку уже не существовало единства интересов.

     Примирить противоположные интересы различных  групп населения обычаи не могли. Нужны были обязательные нормы, установленные или санкционированные и охраняемые государством, т.е. аппаратом управления и подчинения. Такие нормы и представляют собой юридическое право. С их помощью различные отношения (производственные, семейные, трудовые, управленческие и т.д.) приобретают форму правовых отношений.

     Процесс происхождения права, как и государства, занимал целые эпохи. Исторически  первой формой нарождающегося права  был правовой обычай, поддерживаемый жречеством и государством.

     Поэтому первоначально становление нового порядка земледельческих племен происходило под знаменем создания новой религии, объединявшей родовые общины. Такой религией стала религия солнца. Эта религия известна у всех древнейших народов. Определялся единый ля всего народа порядок, установленный свыше верховным божеством.

Информация о работе Власть и социальные нормы первобытного общества