Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 19:59, контрольная работа
Эпоха Возрождения застала Беларусь в составе Великого Княжества Литовского, которое все теснее переплеталось с польским государством. Поэтому для нашей земли история Возрождения – это история весьма сложного и противоречивого взаимодействия традиционных национальных культур и культуры Ренессанса. В одном месте сошлись и переплелись многочисленные народы, религии, языки, традиции, нравы.
1.Культурны феномен эпохи Возрождения…………………………..…..3
2. Влияние европейского возрождения на архитектуру и изобразительное искусства Беларуси……………………………………..……..5
3. Философская мысль Беларуси эпохи Возрождения……………..…….6
4. Идеи Возрождения в литературных памятников Беларуси…….…….8
Список использованных источников……………………………...…….11
Влияние
идеи Возрождения
на культуру Беларуси (конец 15-16
вв.):
1.Культурны феномен эпохи Возрождения…………………………..…..3
2. Влияние европейского возрождения на архитектуру и изобразительное искусства Беларуси……………………………………..……..5
3. Философская мысль Беларуси эпохи Возрождения……………..…….6
4.
Идеи Возрождения в
Список использованных источников……………………………...…….11
Эпоха
Возрождения застала Беларусь в
составе Великого Княжества Литовского,
которое все теснее переплеталось
с польским государством. Поэтому
для нашей земли история
Уникальность белорусского Возрождения состояла в том, что традиции развитые в рамках католической, а позже протестантской культуры, переносились на почву, где преобладала культура православная. Может быть, поэтому распространение культуры Возрождения сопровождалось распространением католической религии и церковной унии.
В XIV-XVI веках в Беларуси происходит стремительное развитие изобразительного искусства - живописи, графики, скульптуры, начинают формироваться светские формы искусства. На характере изобразительного искусства эпохи Возрождения у нас сильно сказывались богатые традиции византийской и древнерусской культуры, в первую очередь Полоцкого княжества.
И
если архитектуре Беларуси длительное
время сохраняют древнерусские
и готические черты (Троицкий костел
в деревне Ишколдь
Искусству Беларуси этого периода свойственен интерес к показу внутреннего мира личности, ее морального облика. В живописи наблюдается повышенный интерес к драматическим ситуациям.
Особенно активно развивается портретный жанр (так называемый сарматский портрет14). Человек в таких произведениях изображался по определенной схеме – в парадной одежде, в своем естественном окружении. В результате отражался не только внутренний мир, но и бытовые подробности, что свойственно культуре гуманизма. К числу наиболее выдающихся памятников этого жанра относится портрет Юрия Радивила (вторая половина XVI в.). Перед зрителем сквозь маску традиционных форм как будто проступает лицо эпохи, переполненное сильными страстями.
Кроме того, художники обращались к скульптуре, писали иконы. Фресковыми росписями были украшены княжеские дворцы, церкви и костелы. Большую художественную и историческую ценность имеют росписи, выполненные белорусскими мастерами на территории других государств, в первую очередь Польши. Яркий пример ‑ росписи в Люблинском замке, выполненные в XV веке белорусскими живописцами под руководством минского мастера Андрея. [3, c. 45]
Прекрасным соединением древнерусского зодчества, готики и влияния Ренессанса считается церковь Михаила Архангела в Сынковичах Гродненская область (XV-XVI век).
К сожалению, многие шедевры погибли во время многочисленных войн или были вывезены завоевателями, что делает наше наследие более духовным, чем материальным.
Для
белорусских икон XIV-XVI веков отличительной
чертой является использование декоративно-
В 1496-1501 гг. белорусский резчик по дереву Анания создал для пинского князя Федора Ярославича уникальную резную икону “Премудрость создала себе храм“.
20—60-е
годы XVI века, благодаря наступившей
веротерпимости, знаменовались тесными
связями со всеми европейскими
государствами и в первую
Литовские статуты (1529—1588) принесли на нашу землю влияние древнего римского права и юридических идей эпохи Возрождения. А латинские школы – знание античных языков.
В 1579 г. в нашем государстве появилась первая Академия, как высшее учебное заведение и центр научных исследований.
Конец XVI века ознаменовался бурным развитием печатного дела на территории Беларуси. Известно более двадцати типографий, среди которых типографии созданные Николаем Радивилом, Сымоном Будным, Иваном Федоровым, Петром Мстиславцем, Василием Тяпинским.
Прославленная поэма Николая Гусовского (ок. 1470-1533) “Песня о зубре“ может считаться такой же энциклопедией жизни наших предков, какими были творения западных гуманистов – современников Гусовского.
Героический
эпос произведений Н. Гусовского, Я. Вислицкого,
А. Римши, Я. Радвана, Г. Пельгримовского,
характерен для отечественной литературы
Высокого и Позднего Возрождения, во
многом близок героическому искусству
великого Микеланджело. И очень приятно,
что наши литераторы нашли своих героев
не в греческих и библейских мифах, а в
отечественной истории.
В
первой четверти XVI в. главным центром
развития ренессансной архитектуры
стал Рим. Здесь сложились классические
черты стиля, получившего общеитальянское
значение. Этот стиль поры наивысшего
расцвета Ренессанса отличали напоминавшая
античное зодчество величавая
Выдающийся
архитектор Браманте (1444-1514), прославившийся
рядом построек в Милане (крупнейшая
из них — купольная церковь
Санта Мария делле Грацие), в
римский творчества создал ряд сооружений,
принадлежащих к нам
Как центрально-купольный храм, совершенный в своей симметрии, Браманте задумал и грандиозный собор св. Петра (позже преемники Браманте по строительству собора изменили этот замысел). Идеи Браманте оказали большое влияние на строительство многих сооружений в Италии и в других странах.
После
его кончины проводником
Новым шагом в архитектуре были и ярко индивидуальные работы Микеланджело (1475-1564). Одна из них — вестибюль библиотеки Лауренциана во Флоренции. Он отличается характерной для Микеланджело мощной выразительностью архитектурных масс.
В
Риме Микеланджело создал планировку
всей архитектуры Капитолийского холма,
которая стала первым единовременно
возведенным ансамблем
В пору Позднего Возрождения самым ярким итальянским зодчим, развивавшим традиции ренессансной архитектуры, был Андреа Палладио (1508-1580). По его замыслам в Венеции были возведены две грандиозные величественные церкви, где фасады христианских базилик на новый лад были украшены переработанными портиками античных храмов. На севере Италии по планам Палладио осуществили строительство ряда городских дворцов и множество вилл.
Последние,
при всем их разнообразии, всегда создавались
как продуманное гармоничное
единство жилых и хозяйственных
комплексов, архитектуры и пейзажа.
Палладио непременно использовал в
своих работах ордерную систему,
рассматривая ее творческое применение
как универсальный принцип
Зодчество
Позднего Возрождения развивалось
не только в традициях Ренессанса,
в нем проявлялись и
Три гения — Леонардо да Винчи, Рафаэль и Микеланджело символизируют Высокое Возрождение в изобразительном искусстве. Леонардо да Винчи тесно связывал научное и художественное познание мира, опыт естествоиспытателя и возможности живописи. На этом принципе содружества науки и искусства основано учение Леонардо о перспективе, о строении человеческого тела и его пропорциях, о движениях, связанных с психологическим состоянием человека.
Искусство
Высокого Возрождения не исчерпывается
творчеством уже упомянутых великих
мастеров. Их современниками были такие
крупные художники со своей собственной
индивидуальной манерой, как Андреа
дель Сарто, Антонио Корреджо и ряд
других. Корреджо, в частности, был
не только главой одной из местных
итальянских школ Высокого Возрождения,
но и родоначальником нового типа
плафонной росписи с фигурами,
парящими в облаках в сложных
для изображения ракурсах.
Прогрессивное
влияние эпохи Возрождения
Первым
известным нам крупным
Информация о работе Влияние идеи Возрождения на культуру Беларуси (конец 15-16 вв.)