Влияние идеи Возрождения на культуру Беларуси (конец 15-16 вв.)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 19:59, контрольная работа

Описание

Эпоха Возрождения застала Беларусь в составе Великого Княжества Литовского, которое все теснее переплеталось с польским государством. Поэтому для нашей земли история Возрождения – это история весьма сложного и противоречивого взаимодействия традиционных национальных культур и культуры Ренессанса. В одном месте сошлись и переплелись многочисленные народы, религии, языки, традиции, нравы.

Содержание

1.Культурны феномен эпохи Возрождения…………………………..…..3
2. Влияние европейского возрождения на архитектуру и изобразительное искусства Беларуси……………………………………..……..5
3. Философская мысль Беларуси эпохи Возрождения……………..…….6
4. Идеи Возрождения в литературных памятников Беларуси…….…….8
Список использованных источников……………………………...…….11

Работа состоит из  1 файл

к.р. гисторыя беларуси - Уплыу iдэi Адраджэння на культуру Беларусi.docx

— 31.29 Кб (Скачать документ)

     Скорина не мог еще полностью отрешиться от религиозных взглядов, вырваться  из цепких объятий теологии, но он тянулся  к свету знаний, стремился осмыслить  явления природы, проникнуть в сущность самого человека, объяснить отношение  между человеком и природой. С  этой стороны особый интерес представляют его занятия в области медицины и ботаники, которым он придавал большое значение. Они свидетельствуют  о стремлении Скорины постичь  истину, обращаясь непосредственно  к эксперименту, самой природе. [1, c. 53]

     Основной  девиз Скорины, проходящий через  все его предисловия к библейским книгам, — все для науки и  блага простых ("посполитых") людей.

     Продолжателями  традиций Скорины во второй половине XVI в. выступили его последователь  Сымон Будный (1533—1593). Его деятельность развернулась в период борьбы шляхты против привилегий 22 церковных учреждений, проходивших под лозунгом реформации. Будный использовал идеи реформации в борьбе за белорусскую культуру, распространение светских знаний. В  работе "О светской власти" (1583) и других своих сочинениях с помощью  ссылок на тексты Библии доказывал  разумность общества, основанного на частной собственности и классовых  различиях, и требовал лишь смягчения  феодального гнета, ограничения  деспотизма и паразитизма имущих классов, создающих свое благополучие за счет "убогих людей".

     Религиозно-философские  взгляды Будного претерпели большую  и сложную эволюцию. Начав с  критики духовенства, он постепенно пришел к отрицанию ряда догматов христианской церкви, в том числе  догмата о бессмертии души.

     Антиклерикализм Будного проявился уже в первом издании его "Катехизиса" (Несвиж, 1562), в предисловии к которому он писал, что церковники — корыстолюбцы, они заботятся исключительно  о своем материальном положении, приобретении сил, имений, выгодных для себя церковных и монастырских должностей. Он сравнивал попов и монахов со "слепцами", которые ведут народ по ложному пути. Напрасно было ожидать от них "поправления в науке или житии", так как они подверглись "духовной гнили" и не только людей "не научают, але и сами мало правды знают и оным, которые бы учити хотели, забраняють". Вместо наук они распространяют суеверия, требуют поклонения ими же самими выдуманным "болванам и ложным службам". Будный приходит к выводу, что прогнившее и ни на что не способное духовенство следует "вон выкинути и потоптати". В этом же предисловии, несмотря на свои умеренные социальные взгляды, он высказался довольно резко по адресу феодальных владык вообще.

     Идеи  Будного уже в 70-х гг. XVI в. стали  известны далеко за пределами Речи Посполитой, в которую тогда входила  и Беларусь, стали предметом идеологической полемики в среде западноевропейских реформаторов. Они вызвали фанатическую ненависть к Будному со стороны  не только католических теологов, но и  многих антитринитариев (антитринитарий — течение, секта в христианстве, не признающее догмат Троицы). Последние  находили, что его взгляды подрывают  основы единого религиозного мировоззрения, и на Лукловицком соборе в 1582 г. осудили  и прокляли его как безбожника.

     Позиция Будного вела к атеизму; ибо от отрицания бессмертия души недалеко и до отрицания самого Бога. В  общей форме мысль об отрицании  бессмертия души была высказана Будным еще в 1575 г. в работе "О важнейших  статьях христианской веры". "Если бы существовала еще кроме тела какая-то другая душа, — писал он, — то было бы две души: каждый понимает, что  это не так. Итак, само из себя вытекает, что душа есть не что иное, как  человеческая жизнь... Утверждение, что  какие-либо души существуют и страдают после смерти или пользуются в  небе благами, — это настоящие  сказки". 

    4. Идеи Возрождения  в литературных  памятников Беларуси

     В XIV - XVI вв. духовная жизнь Великого княжества  Литовского испытывала на себе сильное  влияние идей Возрождения. В этот период в Беларуси, как и в Западной Европе, был расцвет ренессансной культуры. Суть его состояла в бурном росте и взаимном обогащении культуры европейских стран, широком изучении и использовании достижений периода  античности, возникновении сначала  кирилличного, а затем и латинско-польского  книгопечатания, проникновении гуманистических  идей в культуру, определенной секуляризацией духовной жизни, распространении реформационных идей и движений.

     Эпоха Возрождения на территории Беларуси имела свои особенности. Экономическое  отставание от передовых стран Европы и господство феодализма сдерживали всестороннее развитие светских форм культуры и переход от средневековой  культуры к культуре нового времени. Специфическими чертами Возрождения в Беларуси стали также столкновение западноевропейской и восточноевропейской культурных традиций, наличие на относительной веротерпимости, взаимодействие и взаимовлияние белоруской, русской, украинской, польской и литовской культур, что обусловило полилингвизм литературы этого времени.

     Представителем  ренессансной культуры в Беларуси был  первопечатник, гуманист и просветитель Франциск Скорина (около 1490 - около 1551 гг.). В центре его внимания была проблема общества и человека. Он рассматривал вопросы смысла жизни, духовности мира, совершенствования общества и др. В 1521 г. в Праге Ф. Скорина издал 23 библейские книги Ветхого Завета. В Вильно он организовал первую в  Беларуси типографию и издал «Малую подорожную книжицу» и «Апостол».

     Традиции  Ф. Скорины были развиты поэтом-гуманистом Николаем Гусовским (около 1470 - 1533 гг.), прославившимся своим произведением  «Песня о зубре», в котором с  патриотических и высоких морально-политических позиций воспета природа родной страны, содержится призыв к укреплению государства, к единству европейских  народов, осуждаются войны, междуусобицы.

     Крупным вкладом в культуру Беларуси явилась  деятельность Сымона Будного (около 1530 - 1593 гг.). Он впервые издал напечатанные на белорусском языке «Катехизис», «Об оправдании грешного человека перед  богом», «Про светскую власть», «Новый завет».

     Взгляды С. Будного поддерживал и развивал Василий Тяпинский (год рождения неизвестен - умер около 1599 г.). Он издал  на церковнославянском и белорусском  языках Евангелие. В предисловии  к нему он обратился к белорусской  знати с просьбой о духовной и  материальной поддержке белорусской  культуры.

     Важным  явлением белорусской культуры явилась  историко-хроникальная литература. Наиболее известными произведениями этого жанра  стали «Летописец великих князей Литовских», «Хроника Великого княжества  Литовского и Жемойтского», «Хроника Быховца», «Хроника польская, литовская, жемойтская и всей Руси» М. Старыйковского. Во второй половине XVI в. на смену традиционному  летописанию пришла историко-мемуарная  литература: «Письма» оршанского старосты Ф.Кмиты-Чернобыльского, мемуары новогрудского  судьи Ф. Евлашевского, «Баракулабская хроника».

     На  процесс становления и развития белоруской архитектуры и изобразительного искусства значительно повлияли древнерусские традиции, а также  лучшие достижения архитектуры и  искусства западноевропейских стран. Переосмысливая это наследие, белорусские  мастера создали самобытные памятники  в готическом, романском стиле  и стиле барокко. Образцом белорусской  готики являются церкви оборонительного  типа в Сынковичах, Мало-Можейкове, Супрасли, Заславле. Во второй половине XVI в. были построены культовые здания в традициях ренессанса (протестантский собор в Сморгони и костел в Несвиже). С конца XVI в. появляется борокко. В этом стиле итальянским архитектором Дж. М. Бернардини в Несвиже был построен иезуитский костел. В светской архитектуре появляются крепости-замки в Новогрудке, Лиде, Гродно, Мире и др. Их возникновение было вызвано необходимостью обороны.

     В тесной связи с архитектурой развивалась  живопись и скульптура. Наиболее активно  развивалась иконопись. Она создавалась  под влиянием древнерусского и византийского  искусства. Характерными являются иконы  «Матерь божья Замилованне», «Матерь  божья Иерусалимская», «Матерь божья  Смоленская» и др. С XV в. появляются произведения светской живописи в жанре  портрета. Распространенным был и  такой вид живописи, как книжная  миниатюра - рисунок на страницах  рукописей небольшого размера и  тонкой техникой исполнения. Скульптурные произведения украшали церкви, костелы, дворцы феодалов.

     Таким образом, XIV - XVI вв. - это яркий и  самобытный период в развитии белорусской  культуры, синтез ренессансово-гуманистических  веяний и средневековых религиозных  традиций, расширения культурных связей между белорусским и другими  народами. [ 2, c. 34]

 

     Список  использованных источников 

     
  1. Белорусский просветитель Франциск Скорина и  начало книгопечатания в Белоруссии и Литве. -М., 2009.
  2. Бенеш О. Искусство Северного Возрождения. -М., 2003.
  3. Булыко А.Н. Западнославянская лексика в изданиях Франциска Скорины. // Белорусский просветитель Франциск Скорина и начало книгопечатания в Белоруссии и Литве. -М., 2009.
  4. Вовк-Левановiч Я. Мова выданняв Францiшка Скарыны. -Мiнск. 1927.
  5. Голенченко Г.Я. Время рождения и смерти Ф.Скорины // Франциск Скорина и его время: Энцикл. справочник. -М., 2000.
  6. Гравюры Франциска Скорины. -Минск, 2002.

Информация о работе Влияние идеи Возрождения на культуру Беларуси (конец 15-16 вв.)