Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 19:59, контрольная работа
Эпоха Возрождения застала Беларусь в составе Великого Княжества Литовского, которое все теснее переплеталось с польским государством. Поэтому для нашей земли история Возрождения – это история весьма сложного и противоречивого взаимодействия традиционных национальных культур и культуры Ренессанса. В одном месте сошлись и переплелись многочисленные народы, религии, языки, традиции, нравы.
1.Культурны феномен эпохи Возрождения…………………………..…..3
2. Влияние европейского возрождения на архитектуру и изобразительное искусства Беларуси……………………………………..……..5
3. Философская мысль Беларуси эпохи Возрождения……………..…….6
4. Идеи Возрождения в литературных памятников Беларуси…….…….8
Список использованных источников……………………………...…….11
Скорина не мог еще полностью отрешиться от религиозных взглядов, вырваться из цепких объятий теологии, но он тянулся к свету знаний, стремился осмыслить явления природы, проникнуть в сущность самого человека, объяснить отношение между человеком и природой. С этой стороны особый интерес представляют его занятия в области медицины и ботаники, которым он придавал большое значение. Они свидетельствуют о стремлении Скорины постичь истину, обращаясь непосредственно к эксперименту, самой природе. [1, c. 53]
Основной
девиз Скорины, проходящий через
все его предисловия к
Продолжателями
традиций Скорины во второй половине
XVI в. выступили его последователь
Сымон Будный (1533—1593). Его деятельность
развернулась в период борьбы шляхты
против привилегий 22 церковных учреждений,
проходивших под лозунгом реформации.
Будный использовал идеи реформации
в борьбе за белорусскую культуру,
распространение светских знаний. В
работе "О светской власти" (1583)
и других своих сочинениях с помощью
ссылок на тексты Библии доказывал
разумность общества, основанного на
частной собственности и
Религиозно-философские взгляды Будного претерпели большую и сложную эволюцию. Начав с критики духовенства, он постепенно пришел к отрицанию ряда догматов христианской церкви, в том числе догмата о бессмертии души.
Антиклерикализм Будного проявился уже в первом издании его "Катехизиса" (Несвиж, 1562), в предисловии к которому он писал, что церковники — корыстолюбцы, они заботятся исключительно о своем материальном положении, приобретении сил, имений, выгодных для себя церковных и монастырских должностей. Он сравнивал попов и монахов со "слепцами", которые ведут народ по ложному пути. Напрасно было ожидать от них "поправления в науке или житии", так как они подверглись "духовной гнили" и не только людей "не научают, але и сами мало правды знают и оным, которые бы учити хотели, забраняють". Вместо наук они распространяют суеверия, требуют поклонения ими же самими выдуманным "болванам и ложным службам". Будный приходит к выводу, что прогнившее и ни на что не способное духовенство следует "вон выкинути и потоптати". В этом же предисловии, несмотря на свои умеренные социальные взгляды, он высказался довольно резко по адресу феодальных владык вообще.
Идеи Будного уже в 70-х гг. XVI в. стали известны далеко за пределами Речи Посполитой, в которую тогда входила и Беларусь, стали предметом идеологической полемики в среде западноевропейских реформаторов. Они вызвали фанатическую ненависть к Будному со стороны не только католических теологов, но и многих антитринитариев (антитринитарий — течение, секта в христианстве, не признающее догмат Троицы). Последние находили, что его взгляды подрывают основы единого религиозного мировоззрения, и на Лукловицком соборе в 1582 г. осудили и прокляли его как безбожника.
Позиция
Будного вела к атеизму; ибо от
отрицания бессмертия души недалеко
и до отрицания самого Бога. В
общей форме мысль об отрицании
бессмертия души была высказана Будным
еще в 1575 г. в работе "О важнейших
статьях христианской веры". "Если
бы существовала еще кроме тела какая-то
другая душа, — писал он, — то
было бы две души: каждый понимает, что
это не так. Итак, само из себя вытекает,
что душа есть не что иное, как
человеческая жизнь... Утверждение, что
какие-либо души существуют и страдают
после смерти или пользуются в
небе благами, — это настоящие
сказки".
4. Идеи Возрождения в литературных памятников Беларуси
В XIV - XVI вв. духовная жизнь Великого княжества Литовского испытывала на себе сильное влияние идей Возрождения. В этот период в Беларуси, как и в Западной Европе, был расцвет ренессансной культуры. Суть его состояла в бурном росте и взаимном обогащении культуры европейских стран, широком изучении и использовании достижений периода античности, возникновении сначала кирилличного, а затем и латинско-польского книгопечатания, проникновении гуманистических идей в культуру, определенной секуляризацией духовной жизни, распространении реформационных идей и движений.
Эпоха Возрождения на территории Беларуси имела свои особенности. Экономическое отставание от передовых стран Европы и господство феодализма сдерживали всестороннее развитие светских форм культуры и переход от средневековой культуры к культуре нового времени. Специфическими чертами Возрождения в Беларуси стали также столкновение западноевропейской и восточноевропейской культурных традиций, наличие на относительной веротерпимости, взаимодействие и взаимовлияние белоруской, русской, украинской, польской и литовской культур, что обусловило полилингвизм литературы этого времени.
Представителем ренессансной культуры в Беларуси был первопечатник, гуманист и просветитель Франциск Скорина (около 1490 - около 1551 гг.). В центре его внимания была проблема общества и человека. Он рассматривал вопросы смысла жизни, духовности мира, совершенствования общества и др. В 1521 г. в Праге Ф. Скорина издал 23 библейские книги Ветхого Завета. В Вильно он организовал первую в Беларуси типографию и издал «Малую подорожную книжицу» и «Апостол».
Традиции
Ф. Скорины были развиты поэтом-гуманистом
Николаем Гусовским (около 1470 - 1533 гг.),
прославившимся своим произведением
«Песня о зубре», в котором с
патриотических и высоких морально-
Крупным вкладом в культуру Беларуси явилась деятельность Сымона Будного (около 1530 - 1593 гг.). Он впервые издал напечатанные на белорусском языке «Катехизис», «Об оправдании грешного человека перед богом», «Про светскую власть», «Новый завет».
Взгляды С. Будного поддерживал и развивал Василий Тяпинский (год рождения неизвестен - умер около 1599 г.). Он издал на церковнославянском и белорусском языках Евангелие. В предисловии к нему он обратился к белорусской знати с просьбой о духовной и материальной поддержке белорусской культуры.
Важным явлением белорусской культуры явилась историко-хроникальная литература. Наиболее известными произведениями этого жанра стали «Летописец великих князей Литовских», «Хроника Великого княжества Литовского и Жемойтского», «Хроника Быховца», «Хроника польская, литовская, жемойтская и всей Руси» М. Старыйковского. Во второй половине XVI в. на смену традиционному летописанию пришла историко-мемуарная литература: «Письма» оршанского старосты Ф.Кмиты-Чернобыльского, мемуары новогрудского судьи Ф. Евлашевского, «Баракулабская хроника».
На процесс становления и развития белоруской архитектуры и изобразительного искусства значительно повлияли древнерусские традиции, а также лучшие достижения архитектуры и искусства западноевропейских стран. Переосмысливая это наследие, белорусские мастера создали самобытные памятники в готическом, романском стиле и стиле барокко. Образцом белорусской готики являются церкви оборонительного типа в Сынковичах, Мало-Можейкове, Супрасли, Заславле. Во второй половине XVI в. были построены культовые здания в традициях ренессанса (протестантский собор в Сморгони и костел в Несвиже). С конца XVI в. появляется борокко. В этом стиле итальянским архитектором Дж. М. Бернардини в Несвиже был построен иезуитский костел. В светской архитектуре появляются крепости-замки в Новогрудке, Лиде, Гродно, Мире и др. Их возникновение было вызвано необходимостью обороны.
В тесной связи с архитектурой развивалась живопись и скульптура. Наиболее активно развивалась иконопись. Она создавалась под влиянием древнерусского и византийского искусства. Характерными являются иконы «Матерь божья Замилованне», «Матерь божья Иерусалимская», «Матерь божья Смоленская» и др. С XV в. появляются произведения светской живописи в жанре портрета. Распространенным был и такой вид живописи, как книжная миниатюра - рисунок на страницах рукописей небольшого размера и тонкой техникой исполнения. Скульптурные произведения украшали церкви, костелы, дворцы феодалов.
Таким образом, XIV - XVI вв. - это яркий и самобытный период в развитии белорусской культуры, синтез ренессансово-гуманистических веяний и средневековых религиозных традиций, расширения культурных связей между белорусским и другими народами. [ 2, c. 34]
Список
использованных источников
Информация о работе Влияние идеи Возрождения на культуру Беларуси (конец 15-16 вв.)