Влияние крестьянской реформы 1861 года на семью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 23:27, реферат

Описание

Семейная жизнь русского крестьянства всегда являлась объектом пристального внимания историков и этнографов. Однако на основе решений волостных судов Данковского уезда, хранящихся в Государственном архиве Липецкой области, она никогда не рассматривалась.

Содержание

Введение
1. Крестьянская семья. Типология семьи
2. Статус отдельных членов семь
3. Личные отношения супругов по обычному русскому праву
4. Внутрисемейные отношения
Заключение

Работа состоит из  1 файл

семья.doc

— 73.50 Кб (Скачать документ)

САХАЛИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ  ИСТОРИИ, СОЦИОЛОГИИ И УПРАВЛЕНИЯ

КАФЕДРА СОЦИОЛОГИИ 
 

по дисциплине «Социология семьи » на тему:

''влияние крестьянской реформы 1861 года на семью.  ''     

Специальность 02300(040201.65)-“Социология”

                                                     

                                                                                  

                                                                                                    Выполнил: студент 3курса

                     очного отделения

                                                                                                Магеркин  В.С 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Южно-Сахалинск

2010 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Оглавление 

Введение

  1. Крестьянская семья. Типология семьи
  2. Статус отдельных членов семь
  3. Личные отношения супругов по обычному русскому праву
  4. Внутрисемейные отношения

Заключение 

 

      Введение 

     Семейная  жизнь русского крестьянства всегда являлась объектом пристального внимания историков и этнографов. Однако на основе решений волостных судов Данковского уезда, хранящихся в Государственном архиве Липецкой области, она никогда не рассматривалась.

       Проблема имеет, по меньшей  мере, два основных аспекта:

     1) место семьи в представлениях  самих крестьян;

     2) роль семьи как института в  организации и развитии духовной культуры крестьянства.

     Материалы второй половины XIX – начала XX века дают возможность восстановить живую картину общественного быта русской деревни, раскрыть взаимоотношения членов одного коллектива.

     Анализ  внутрисемейных отношений представляет исключительный интерес, поскольку отношения в семье и большом обществе находились в тесном взаимодействии и обусловливали друг друга. По семье можно судить об обществе, и наоборот.

     Гипотеза: семья строилась на патриархальной основе, младшие подчинялись старшим, женщины – мужчинам.

     Методы  и приемы: работа с архивными источниками, знакомство с исследованиями историков  и этнографов. Источником для изучения внутрисемейных отношений являются записи решений Воейковского волостного суда Данковского уезда Рязанской губернии, хранящиеся в фондах Государственного архива Липецкой области [Ф. 206. Оп. 1. Д. 10.]. В книгу внесены записи о дате рассмотрения жалобы, указаны имена, фамилии и отчества истца и ответчика, описана суть дела и аргументы сторон, опрос свидетелей. Каждая жалоба заканчивается решением суда и росписями волостных судей. 

 

      1. Крестьянская семья. Типология семьи 

     Понятия семья и семейство были тождественными: они означали совокупность близких  родственников, живших вместе и ведущих одно хозяйство под управлением одного человека, который назывался хозяином. В крестьянском быту употреблялись и такие понятия, как дом, двор и домохозяйство. Понятие семья подменяли понятием дом для обозначения некоего единого хозяйственного, социального и психологического целого, члены которого находились в отношениях господства и подчинения и равно необходимы для его нормального функционирования. При этом домохозяйство могло состоять из одной брачной пары, включавшей родителей и неженатых детей, или из двух или более брачных пар, члены которых находились в родственных отношениях, например, женатые дети, жившие вместе с родителями, женатые братья, жившие вместе с одним хозяином и т.д. Главными критериями единства нескольких брачных пар в одном хозяйстве, или семействе, являлось наличие общего нераздельного имущества и одного главы, который управлял этим имуществом и вообще всеми делами в хозяйстве. Все члены одного семейства, или хозяйства, жили одним двором, но не в том смысле, что они проживали в одной избе (постройке), а в том, что вели одно хозяйство, имели общее имущество. Поэтому хозяйство, двор и семья использовались как синонимами. Б.Н. Миронов выделяет пять форм семейной организации, общепринятой в современной исторической демографии:

     1) семья, состоящая из одного человека;

     2) группа родственников или неродственников,  не образующих семьи, но ведущих  общее хозяйство;

     3) простая малая, или нуклеарная, семья, состоящая только из  супругов или супругов с неженатыми  детьми;

     4) расширенная семья, включающая супружескую пару с детьми и родственниками, не находящихся друг с другом в брачных отношениях;

     5) составная семья, состоящая из  двух или более супружеских  пар [6].

     Из  источников четко вырисовывается крестьянский взгляд на семью как на важнейшее  и непременное условие жизни каждого крестьянина. «Неженатый не считается у нас настоящим крестьянином», - писал информатор из Ростовского уезда Ярославской губернии (Ильинская волость). «На него смотрят отчасти с сожалением, как на нечто не цельное, отчасти с презрением» [2]. Холостой образ жизни считался отклонением от нормы, странностью. Семья воспринималась как хозяйственная и нравственная основа правильного образа жизни. 

     2. Статус отдельных  членов семьи 

     Главой  семьи (патриархом или большаком) являлся  прадед, дед или отец, которому принадлежало главенствующее положение в семье. Семейное имущество, за исключением приданого жены, находилось в коллективной собственности, но распоряжался им большак. Большак осуществлял в своей семье, до некоторой степени подобно царю в XVII в. в государстве, патриархальное управление. Он распоряжался трудом членов семьи, распределял работу, руководил ею и наблюдал за ней, разбирал внутрисемейные споры, наказывал провинившихся, следил за нравственностью, делал покупки, заключал сделки, платил налоги, являлся главой семейного культа и ответственным перед деревней и администрацией за поведение членов семьи. Именно большак всегда и везде представлял интересы семьи. Его роль усиливалась тем, что члены семьи могли вступать в какие- либо сделки только через него.

     В основе внутрисемейных отношений лежал  иерархизм. Все подчинялись главе  семьи, женщины - большухе и мужчинам, младшие - старшим, дети - взрослым.

     Дискуссия о правовом статусе русской крестьянки ведется с шестидесятых годов  XIX века. Еще тогда сформировались две точки зрения по поводу прав крестьянок. Первая из них сводилась к тому, что русские крестьянки – существа зависимые и бесправные. Сторонники же второй точки зрения обращали внимание на крепкое правовое положение сельских жительниц, их широкие имущественные права.

     Изученные нами материалы позволяют сделать  вывод о том, что женщина находилась на заднем плане, она не имела права  голоса и должна была беспрекословно слушаться большака. Отношение женщины  к мужу напоминало отношение подданного к монарху, крепостного к помещику. «Русская женщина была постоянной невольницей с детства и до гроба», - писал Н. И. Костомаров о положении женщины [7]. Мужчины пользовались правом закладывать жен, впрочем, как и детей. Статус большухи был несколько выше, чем у других жен, так как она имела власть над ними, хотя сама также должна была беспрекословно повиноваться мужу. В случае смерти мужа и при отсутствии в доме взрослых мужчин к ней переходила власть большака, и она в свою очередь выступала в качестве повелительницы семьи, полной распорядительницы ее имуществом, трудом и личной жизнью всех домочадцев. Однако свой высокий статус она сохраняла, как правило, лишь до того времени, когда дети становились взрослыми, женились и обзаводились детьми. Нередко женщины страдали от побоев: за допущенные ошибки, по разумению мужчины, они подлежали наказанию. Контроль за чистотой нравов начинался еще до замужества и продолжался всю жизнь. Если добрачные интимные связи становились известными в деревне, то молодежь устраивала пародийные злые «свадьбы», во время которых голову девушки покрывали платком, но особым манером, чтобы было видно, что она не замужняя женщина, но и не девица. Особенно жестоко обращались с женщиной, уличенной в измене мужу: она подвергалась страшным побоям и унижению.

     Дети, по крайней мере, до женитьбы, находились в полной зависимости от родителей  и должны были быть абсолютно им послушны под страхом наказания. До семи лет дети воспитывались исключительно  матерьми, но с семи лет мальчики переходили под наблюдение отца, передававшего им навыки и умения, которые необходимо было знать крестьянину, а девочки оставались под надзором матери, она обучала их всему, что необходимо было знать крестьянке. Обучение трудовым навыкам стояло на первом месте. Примерно к пятнадцати годам девушки и юноши становились полноценными работниками, способными выполнять все крестьянские работы. Целью воспитания являлось развитие страха Божьего, покорности родителям, церкви и властям. Дети рано взрослели и становились как бы двойниками своих родителей. «Маленькие дети в крестьянском быту очень скоро развиваются,- отмечала О. П. Семенова-Тян-Шанская.- Какой-нибудь малыш сплошь и рядом рассуждает, как взрослый. Это объясняется несложностью крестьянского обихода главным образом, затем участием ребенка почти во всех работах и во всех событиях крестьянской жизни, где все налицо» [8]. Народная педагогика признавала принуждение и насилие нормальными и важными формами воздействия на непослушных. Дети наказывались физически, особенно часто маленькие, но розга не обходила и взрослых детей. Крестьяне считали, что родительская любовь состоит в строгом отношении к детям, что наказание всегда идет на пользу ребенку. Мы не подвергаем сомнению любовь крестьян к своим детям, но не сбрасываем со счетов тот факт, что применение наказания по отношению к ним не было редкостью в русской деревни. 

     3. Личные отношения  супругов по русскому  обычному праву 

     Обратимся к рассмотрению норм обычного права, касающегося личных отношений супругов. Исследователь XIX века Н. Лазовский отмечал, что «первой обоюдною обязанностью является совместное жительство. Эта обоюдная обязанность вытекает из принципа брака и признается обычным правом равно как и законодательством повсеместно. Волостные суды, признавая вполне эту обязанность, как непременную для супругов, тем не менее, в особо уважительных случаях допускают раздельное жительство, например, если муж растратил имущество и вследствие этого не может содержать жену» [4]. Но эти исключительные случаи весьма часто игнорировались волостными судами, и подобные решения о разъезде супругов принимались неохотно. Нередко обычное право признает договоры между мужем и женой, которые устанавливают срок раздельного их жительства, и раньше истечения этого срока муж уже не вправе требовать возвращение жены. Эти договоры записываются со слов договаривающихся супругов в книгу волостного суда, который охраняет соблюдение условий с обеих сторон, так как муж, лишаясь в лице жены на определенное время одной рабочей силы в своем хозяйстве, вознаграждает себя требованием определенной по соглашению суммы денег от жены, выплачиваемой ею в известные, обозначенные в условии сроки. Н. Лазовский приводит такой пример:

     «1871 года мая 30 дня мы, нижеподписавшиеся  крестьянин И. и (его) жена Н., заключили между собою в волостном суде сию сделку в следующем:

     1) я, И., добровольно, в отвращение  наших семейных распрей, дозволяю  жене моей получить из волостного  правления годовой паспорт и  жить ей там, где она пожелает, с тем, дабы она уплатила в течение года 12 руб. в следующие сроки: 6 июня – 3 руб., 20 июля – 3 руб., 1 октября – 3 руб. и к Пасхе 1872 года – 3 руб.;

     2) а я, Н., обязуюсь уплатить мужу  моему 12 руб. в означенные в  пункте 1 сроки с тем, чтобы  муж мой больше сего требовать  от меня ничего не мог, в чем сию сделку и утверждаем нашим подписом» [5].

     В прямой связи с обязанностью совместного  жительства находятся следующие  обязанности: для мужа – содержать  жену и детей, а для жены – заниматься хозяйством, т.е. обязанности разделения труда. Таким образом, мы видим, что муж воспринимался как приобретатель, а жена как сохранительница приобретенного мужем.

 

      4. Внутрисемейные  отношения 

     Теперь  обратимся к рассмотрению внутрисемейных отношений данковских крестьян на основе решений волостных судов.

     Необходимо  учесть, что этот источник носит  судебный характер. Он не отражает полной картины взаимоотношений в крестьянской семье, однако для выявления наиболее сложных проблем он подходит.

     Всего за 1870-1872 года было рассмотрено 187 дел. Из них семейных 16%.

     1) Линия жена-муж.

     Решения проблем, возникающих между супругами, по мнению крестьян, не должно было выноситься на публичное обсуждение. Эти темы должны были быть закрыты для посторонних  глаз. Этим и объясняется крайне редкое обращение супругов с жалобами в волостной суд. К этой категории относится лишь 10% дел [приложение I]. Основными причинами конфликтов между супругами были избиение жены мужем и уход из дома одного из супругов.

     Среди рассмотренных нами дел за 1870-1872 года выделяется только одна жалоба мужа на жену. 29 сентября 1871 года волостные судьи слушали словесную жалобу крестьянина Василия Романова на то, что «жена его, Марфа Сергеева, из дому бежала, захватив с собою все принадлежащее имущество». По выслушании дела судьи решили «привести из Новочеркасска крестьянина Назарова (организатора побега - Т.Ж.) и бежавшую крестьянку Сергееву и взыскать с него денег в пользу просителя Романова» [1]. Редко шли в волостной суд и крестьянки с жалобами на своих мужей. Часто за них заступались соседи. Это не показатель отсутствия конфликтов и стабильного положения женщины в семье. Скорее, это свидетельство того, что женщина воспринимала как должное оскорбления и унижения со стороны мужа. Обращение крестьянки в суд являлось свидетельством крайнего отчаяния. 6 июня 1871 года волостные судьи слушали жалобу крестьянина Ермолая Иванова Коровкина на то, что «крестьянин Емельян Кондратьев бил свою жену». Судьи постановили: «подвергнуть Кондратьева десяти ударам розгами» [1].

Информация о работе Влияние крестьянской реформы 1861 года на семью