Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2011 в 14:24, курсовая работа
Географический фактор оказывает непосредственное влияние и на государственное строительство (форму правления, политический режим, основные параметры внутренней и внешней политики), формирует характер населения, способы его самоорганизации, культуру и быт.
I. Введение.
II. Влияние природно-климатического фактора на историю России.
Глава 1. Факторы самобытности российской истории.
Глава 2. Территориально-географическое пространство России.
Глава 3. Климатические условия.
Глава 4. Влияние климата на социально-экономическое развитие.
III. Заключение.
IV. Список литературы.
Поволжский
Государственный Университет
Кафедра
философии
ВЛИЯНИЕ
ПРИРОДНО-КЛИМАТИЧЕСКОГО
ФАКТОРА НА ИСТОРИЮ
РОССИИ
Реферат выполнил:
студент группы ИТ-81
Лукьянов Вячеслав Валерьевич
Реферат проверила:
профессор кафедры
Зайцева
Н. В.
Самара, 2009
I. Введение.
II. Влияние природно-климатического фактора на историю России.
Глава 1. Факторы самобытности российской истории.
Глава 2. Территориально-географическое пространство России.
Глава 3. Климатические условия.
Глава 4. Влияние климата на социально-экономическое развитие.
III. Заключение.
IV. Список литературы.
В
отечественной и мировой
Сторонники первой из них, придерживающиеся концепции однолинейности мировой истории, считают, что все страны и народы, в том числе Россия и русская нация, проходят в своей эволюции одни и те же, общие для всех стадии, движутся по одному, общему для всех пути. Те или иные особенности российской истории трактуются представителями этой Школы как проявления отсталости России и русских. Историки-профессионалы, исходящие из той же методологической посылки, как правило, избегают использовать применительно к истории России понятие «отсталость», предпочитая другой термин – «задержка» движения русской истории; соответственно центр исследований переносится ими на выявление причин, замедливших ход исторической эволюции России.
Сторонники второго подхода к изучению русской истории исходят из концепции многолинейности исторического развития. Они полагают, что история человечества состоит из историй целого ряда самобытных цивилизаций, каждая из которых преимущественно развивает (развивала) какую-либо одну (или специфическое сочетание нескольких) сторону человеческой природы, эволюционирует по своему собственному пути; одной из таких цивилизаций является русская (славянская) цивилизация.
Третья группа авторов пытается примирить оба указанных подхода.
Итак, представители трех подходов по-разному трактуют проблему особенностей русской истории. Тем не менее, все они признают воздействие на развитие России неких мощных факторов (причин, условий), которыми обусловливается значительное отличие истории России от истории западных обществ. Что же это за условия? В отечественной и зарубежной историографии обычно выделяются четыре фактора, определивших особенности русской истории:
Учитывая всё вышесказанное, я считаю, что изучение факторов самобытности русской истории чрезвычайно актуально, так как это позволит разобраться, понять причины своеобразия истории России и возможно разрушить такое понятие как «отсталость» русской нации. Среди четырех факторов особенности русской истории главным я рискну назвать первый, так как природные условия во все времена оказывали наиболее сильное влияние на человека. Поэтому цель моей работы – исследовать влияние природно-климатического фактора на историю России.
Для достижения этой цели я поставил перед собой следующие задачи:
Судьба любой страны определяется многими факторами: размерами территории и местом расположения, наличием выходов к морям и океанам, судоходных рек, полезных ископаемых, климатом, оказывающим существенное влияние на хозяйство, численностью населения. Географические особенности местности, как правило, определяют места возникновения городов, сел и предприятий, выбор торговых путей, плотность населения. Географическое положение государства, его близость или отдаленность от мировых центров силы и очагов конфликтов сказывается на его развитии.
Географический фактор оказывает непосредственное влияние и на государственное строительство (форму правления, политический режим, основные параметры внутренней и внешней политики), формирует характер населения, способы его самоорганизации, культуру и быт.
Климат, растительность, почвы, геология и распределение земельного массива заметно отличаются в различных частях планеты. Именно разнообразие этих характеристик превращает ее поверхность в нечто большее, чем просто сцена, на которой разворачивается драма человеческой истории.
Обычно отмечаются следующие геополитические условия, повлиявшие на специфику русской истории: обширная, слабо заселенная территория, незащищенная естественными преградами граница; оторванность (на протяжении почти всей истории) от морей (и соответственно от морской торговли); благоприятствующая территориальному единству исторического ядра России речная сеть; промежуточное между Европой и Азией положение русских территорий.
Слабая
заселенность земель Восточно-европейской
равнины и Сибири, ставших объектом
приложения сил народов России, имела
многообразные последствия для
ее истории. Наличие обширных земельных
резервов создавало благоприятные
условия для оттока земледельческого
населения из исторического центра России
при увеличении нормы его эксплуатации.
Данное обстоятельство вынуждало государство
и эксплуататорские слои общества усиливать
контроль за личностью земледельца (чтобы
не лишиться источников дохода). Чем больше
в ходе исторического развития возрастали
потребности государства и общества в
прибавочном продукте, тем более жестким
становился этот контроль, приведя в XVII
в. к закрепощению значительной массы
русского крестьянства. С другой стороны,
из-за слабой заселенности страны русские
в процессе колонизации не имели нужды
отвоевывать себе «место под солнцем»
в борьбе с коренными народами Центральной
России (финно-уграми) и Сибири: земли хватало
на всех. Поэтому в России до сих пор сохранилось
множество этнических групп, исповедующих
различные религии и обладающих собственными
культурными традициями. Кроме того, колонизация
земель была народной. Кроме того, экстенсивность
становилась фактором экономического
развития. Крайне осложнил историческое
бытие русского народа такой фактор, как
естественная открытость границ русских
земель для иноземных нашествий с Запада
и Востока. Русские территории не были
защищены естественными преградами: их
не ограждали ни моря, ни горные цепи. Данное
обстоятельство, естественно, использовали
соседние народы и государства: Польша,
Швеция, Германия (Ливонский и Тевтонский
рыцарские ордена в Прибалтике, Германия
в
I и II мировые войны) и даже Франция (при
Наполеоне I), с одной стороны, и кочевники
Великой степи – с другой. Постоянная
угроза военных вторжений и открытость
пограничных рубежей требовали от русского
и других народов России колоссальных
усилий по обеспечению своей безопасности:
значительных материальных затрат, а также
людских ресурсов (и это при малочисленном
и редком населении). Более того, интересы
безопасности требовали концентрации
народных усилий: вследствие этого роль
государства должна была чрезвычайно
возрасти.1
О
следующем геополитическом
А как повлиял на развитие России религиозный фактор? Главное отличие православного мышления заключается в том, что оно ищет не отдельные понятия устроить сообразно требованиям веры, но самый разум поднять выше своего обыкновенного уровня – стремится самый источник разумения, самый способ мышления возвысить до сочувственного согласия с верою. Если рассмотренные выше факторы сформировали тело России, темперамент, навыки и привычки русского народа, то религия – восточное христианство, православие – воспитала их душу.
И Запад, и Россия суть страны христианские, однако христианство попало сюда через разных посредников: на Запад – через Рим, в Россию – через Византию.
В
западном (католицизме) и восточном (православии)
христианстве не могли не отразиться особенности
римской и греческой цивилизаций. По мнению
Н.Я. Данилевского, эллинский культурно-исторический
тип «был типом культурным, и притом преимущественно
художественно-культурным», римский же
– политическим, развившим и осуществившим
с успехом «одну лишь политическую сторону
человеческой деятельности». А потому
«сообразно основной черте психического
строя греков, их религия получила исключительно
эстетический характер, – религия римлян,
также соответственно основным свойствам
их мировоззрения и культуры, получила
характер политический».
Другая характерная черта римской цивилизации,
тесно связанная с первой, – ее рационализм.
Отличительный склад римского ума заключался
в том именно, что в нем наружная рассудочность
брала перевес над внутреннею сущностью
вещей.
Для греков же была характерна «склонность
к отвлеченному мышлению о высоких материях
и способность к тонкому логическому анализу».
Как же особенности римской и эллинской
цивилизаций проявились в христианстве?
В период утверждения христианства в качестве
мировой религии, в IV–VI вв. н.э., напряженные
богословские споры с еретическими течениями
вела в основном греческая церковь. Но
если римская церковь при самом зарождении
своем мало интересуется великими идеями,
волновавшими Восток, зато она бдительно
следит за всем, что касается земного устроения
и порядка. С самого начала Рим расходует
свою энергию на выработку железной церковной
организации, которая в средние века кладет
к подножию папского престола всю Западную
Европу. Основная черта католической церкви
– это власть, господство, дисциплина.
Во главе католической церкви стоит папа,
считающийся единым праведным наместником
Христа – первым епископом.
Папы имели не только власть духовную,
но и светскую, созданную исторически,
это после не раз приводило к продолжительной
борьбе пап с королями. Кульминационного
пункта достигла она с признанием непогрешимости
папы в делах веры. В отличие от католической
православная церковь не приписывает
непогрешимости какому-либо одному человеку
(папе): по ее представлениям, непогрешимой
признается православная церковь в целом.
По сравнению с католической, православная
церковь отличается большей свободой
внутренней жизни. Так, решающий голос
на вселенских соборах принадлежал епископам,
но совещательный имели и клирики, и простые
миряне, особенно философы и богословы,
принимавшие участие в соборных прениях
и помогавшие епископам своими указаниями
и возражениями. В отличие от католичества
православие разрешает мирянам читать
Библию. Если для католичества характерно
внешнее единство (власть, господство,
дисциплина), то для православия – скорее
единство внутреннее: соборность понимаемая
как причастность православных к общему
Абсолюту. Православие не стремится к
прямой светской власти, концентрируя
свое внимание на душах людей. Различен
на Западе и Востоке способ богословского
мышления. В результате того, что Россия
и Запад получили христианство через разных
посредников, особенности христианского
воспитания у них кардинально различались:
богословие на Западе приняло характер
рассудочной отвлеченности – в православном
мире оно сохранило внутреннюю цельность
духа; там раздвоение сил разума – здесь
стремление к их живой совокупности там
движение ума к истине посредством логического
сцепления понятий – здесь стремление
к ней посредством внутреннего возвышения
самосознания к сердечной цельности и
средоточению разума; там искание наружного,
мертвого единства – здесь стремление
к внутреннему, живому; там церковь смешалась
с государством, соединив духовную власть
со светскою и сливая церковное и мирское
значение в одно устройство смешанного
характера, – в России она оставалась
не смешанною с мирскими целями и устройством;
там схоластические и юридические университеты
– в древней России молитвенные монастыри,
сосредоточивавшие в себе высшее знание;
там рассудочное и школьное изучение высших
истин – здесь стремление к их живому
и цельному познаванию. Одним словом, там
раздвоение духа, раздвоение мыслей, раздвоение
наук, раздвоение государства, раздвоение
общества, раздвоение семейных прав и
обязанностей, раздвоение нравственного
и сердечного состояния, раздвоение всей
совокупности и всех отдельных видов бытия
человеческого, общественного и частного;
в России, напротив того, преимущественное
стремление к цельности бытия внутреннего
и внешнего, общественного и частного,
умозрительного и житейского, искусственного
и нравственного. Раздвоение и цельность,
рассудочность и разумность будут последним
выражением западноевропейской и древнерусской
образованности. Не вмешиваясь непосредственно
в дела светской власти, православие тем
не менее оказало определяющее влияние
на русскую политическую традицию.2
Уникальная особенность нашей государства - это его огромная территория, занимавшая в XX в. одну шестую всей земной суши. Исторической прародиной, место развитием славян была Восточная - Европейская равнина.
Очаги цивилизации восточных славян имеют ярко выраженную природу. С.М. Соловьев выделял четыре главные речные системы русской земли: «Новгородская (Волхов-верхний Днепр); Кривская или Полоцкая (Западная Двина); Киевская (Днепр); Ростовская (Верхняя). Реки являлись местами расселения, кормилицами, транспортнымиартериями. Разливы повышали плодородие почв, способствовали развитию судоходства и торговли»
Территория, на которой образовалось русское централизованное государство, а затем Российская империя преимущественно находилась в зоне сплошных, величайших в мире лесов, заболоченных земель, со сравнительно небольшими тепловыми ресурсами, подзолистыми и дерново-подзолистыми почвами. На севере, вдоль всего Северного Ледовитого океана, простиралась тундра, а южнее лесостепь, переходящая в огромные степные пространства.3
Расширение в 40 раз территории российского государства в XVI-XIX вв. сделало ландшафт страны более разнообразным, что благоприятно сказалось на процессах этногенеза российского суперэтноса. К лесной Восточно-Европейской равнине на юге и юге-востоке примыкали горы и степи; в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке равнины пересекались или окаймляли горными хребтами и плоскогорьями.
Присоединение
к российскому государству
Необъяснимые
просторы России были «благом и проклятьем».
Они определили экстенсивный характер
развития ее экономики, вплоть до конца
XX столетия. Громадность территории,
своеобразии природы и
Возможность найти безопасное убежище в лесах, горах, степях обусловила у части населения склонность к бродяжничеству, авантюризму, психологию «рыцарей удачи», бегству от хозяев, семьи, постоянного труда, привязанности и т.д. Любовь к свободе и вольности нередко принимала формы анархии, бунта.
Информация о работе Влияние природно-климатического фактора на историю России