Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 16:00, реферат
Цель исследования - анализ внешнеполитической деятельности правителей России с целью дать ей объективную оценку.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать теоретические положения по данной теме.
2. Выявить основные направления внешней политики России в течение XVIII века.
3. Выяснить, каковы причины и последствия войн для истории страны.
Актуальность выбора темы заключается в том, что бы узнать какой отпечаток оставили те войны на дальнейшую внешнюю политику России.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….……….. 3
1.ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XVIII ВЕКА………… 4
1.1 Личность и реформы Петра I Великого…………………………………6
1.2 Основные направления внешней политики……………………………..8
1.2.1 Северная война………………………………………………………….8
1.2.2 Русско-турецкая война…………………………………………………11
2. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ВТОРОЙ ЧЕТВЕРТИ XVIII ВЕКА…………13
3. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII ВЕКА……….15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….20
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………….22
Приложение А………………………………………………………………...23
Приложение Б………………………………………………………………...2
Год 1790-й ознаменовался двумя выдающимися победами. В конце августа была одержана морская победа над турецким флотом. Другим важным событием этого периода был штурм и взятие крепости Измаил. 2 декабря под Измаилом появился А.В. Суворов, на рассвете 11 декабря начался штурм и крепость была взята русскими войсками. Победы русских войск вынудили Турцию пойти на прекращение войны и в конце декабря 1791 г. заключить мирный договор, которым подтвердилось присоединение к России Крыма и установление протектората над Грузией.
Большое место во внешней политике России продолжает занимать в эти годы Польша. Слабость Речи Посполитой, как отмечалось выше, позволила осуществить ее первый раздел.
В то же время усиление Польши противоречило интересам Пруссии, Австрии, России. У них был формальный повод для вмешательства в дела Речи Посполитой. В самой Речи Посполитой некоторые магнаты и шляхта обратились к России за помощью. По их призыву в Речь Посполитую были введены русские и прусские войска. Создавались условия для нового ее раздела. В январе 1793 г. был заключен русско-прусский договор, по которому к Пруссии отходили польские земли (Гданьск, Торунь, Познань). А Россия воссоединялась с Правобережной Украиной и центральной частью Белоруссии, из которой позже была образована Минская губерния. Второй раздел Речи Посполитой вызвал подъем в ней национально-освободительного движения, во главе с генералом Тадеушем Костюшко. Осенью 1794 г. русские войска под командованием А.В. Суворова вошли в Варшаву. Восстание было подавлено, сам же Костюшко был взят в плен. В 1795 г. состоялся третий раздел Речи Посполитой, положивший конец ее существованию. Соглашение было подписано в октябре 1795 г. К России отошли западная часть Белоруссии, Западная Волынь, Литва и герцогство Курляндское. Последний король Речи Посполитой отрекся от престола и до смерти в 1798 г. жил в России.
Воссоединение с Россией Белоруссии и Западной Украины, этнически близких к русскому народу, способствовало взаимному обогащению их культур. После подавления освободительного движения в Речи Посполитой между Россией, Англией и Австрией в конце 1795 г. был заключен тройственный союз.
Отсутствие преемственности и последовательности в политике Павла I (по сравнению с периодом царствования Екатерины II) отрицательно сказалось на внешней политике России. К примеру, если Екатерина в августе 1796 г. снарядила корпус в помощь Австрии для борьбы с Францией, то Павел I после смерти Екатерины отказался от отправки корпуса, заявив своим союзникам, что Россия истощена предшествующими войнами. Таких примеров в практике внешней политики России того периода немало.
В конце XVIII в. Россия активно участвовала в военных событиях в Европе. Ее блистательные победы во многом связаны с именем А.В. Суворова, а на море — с именем Ф.Ф. Ушакова. В апреле 1797 г. театром военных действий была Северная Италия, откуда Суворову в течение полутора месяцев удалось изгнать французов. В трехдневном ожесточенном сражении Суворов разгромил французов при р. Адда. 4 июня союзная армия с ходу вступила в сражение при Треббин, которое также закончилось блестящей победой Суворова. Успешные действия Суворова обнажили подлинные цели участия Австрии в коалиции — она стремилась овладеть землями, из которых были изгнаны французы. Суворову было предложено отправиться в Швейцарию. Австрийцы, не дождавшись прихода Суворова, оставили в одиночестве русский корпус Римского-Корсакова. Они не обеспечили также войска Суворова продовольствием, чем усложнили его переход через Альпы. Спеша на выручку Римскому-Корсакову, Суворов избрал самый короткий и трудный путь через Сен-Готардский перевал. Переход, вызвавший изумление всей Европы, был успешно завершен, но помощь Римскому-Корсакову запоздала, он уже был разгромлен.В ответ Павел I отозвал войска в Россию и в 1800 г. разорвал союз с Австрией. В том же году были разорваны дипломатические отношения с Англией из-за того, что она, как и Австрия, не проявила должной заботы о русском вспомогательном корпусе, действовавшем против французов.
В целом в конце XVIII в. в годы царствования Павла I внешнеполитическая деятельность России получила дальнейшее развитие по укреплению своих международных позиций.
ЗАКЛЮЕНИЕ
Внешняя политика России во второй половине XVIII века была направлена на решение традиционных задач, унаследованных от предшествующего времени: воссоединение всех украинских и белорусских земель с Россией;утверждение России на побережье Черного моря; закрепление позиций России на побережье Балтийского моря.
Внешняя политика России осуществлялась самодержавием и определялась в первую очередь интересами дворян. Русский царизм, участвуя в разделе Польши, меньше всего считался с интересами белорусского и украинского народов. Войны с Турцией царизм вел также не ради освобождения народов Закавказья или Балкан от турецкого гнета. Своей внешней политикой самодержавие прежде всего стремилось укрепить феодально – крепостническую систему. Но независимо от намерений царского правительства внешняя политика России в ряде случаев имела положительные последствия для народов, томившихся под чужеземным гнетом.
Главным итогом внешней
Также за XVIII в. Россия овладела побережьями Балтийского и Чёрного морей, присоединила к себе огромные территории: Ингрию, Эстляндию, Лифляндию, часть Финляндии, Карелию, значительную часть Речи Посполитой, завоевала Крым.
Три обстоятельства определили
успехи России в войнах с
Османской империей и Швецией:
России в этих войнах
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Даты:
1721 10.09.1721 Заключен Ништадтский мирный договор между Россией и Швецией, завершивший Северную войну 1700-1721 гг. По договору: Россия брала на себя обязательство возвратить Финляндию и выплатить Швеции денежную компенсацию за отходящие к ней земли; Швеция признала присоединение к России Эстляндии, Лифляндии, Ижорской земли, части Карелии, нескольких островов.
1725 - 1727 Правление российской императрицы Екатерины I Алексеевны (Марты Скавронской), второй жены Петра I. Возведена на престол гвардией во главе с А.Д. Меньшиковым, который стал фактическим правителем государства. При ней создан Верховный тайный совет.
1755 12.01.1755 По повелению императрицы Елизаветы Петровны основан Московский университет.
1762 28.06.1762 Состоялся последний из дворцовых переворотов XVIII в. в России, завершившийся удалением от престола Петра III. Править страной стала Екатерина II.
1785 Россия: "Жалованная грамота дворянству" и "Жалованная грамота городам".
Термины:
Коллегия - В России в 18 - начале 19 в.: название центральных правительственных учреждений
Синод - Высший орган управления православной церковью в России; учрежден в 1721 и находился под контролем светской власти; после избрания патриарха в 1917-18 священный Синод является совещательным коллегиальным органом при патриархе.
Сенат - государственный орган Российской империи. Введенный Петром I указом от 22 февраля 1711 г. "Правительствующий Сенат" сменил прежнюю Боярскую думу. В его функции входило управление страной в отсутствие царя. В состав Сената было назначено 9 членов и обер - секретарь.
Ассамблея (от франц. assemblée — собрание), название высших органов государственной власти в ряде стран, а также высших органов некоторых международных организаций. В 18 веке в России ассамблеями называли собрания-балы с участием женщин в домах знати, введенные и регламентированные (1718) Петром I Великим
Подушная подать, в России 18-19 вв. основной прямой налог, введён в 1724, заменил подворное обложение Петр I, облагались все мужчины податных сословий независимо от возраста. Отменена в 1880-1890-х гг.
Империя(от лат. imperium власть)- монархическое государство во главе с императором. Обычно империя — это крупная держава, включающая территории многих народов и стран. Российская империя существовала в 1721-1917 годах. После эпохи Великих географических открытий империями стали называть государства, имеющие обширные колониальные владения.
Абсолютная монархия (от лат. absolutus — безусловный) — разновидность монархической формы правления, при которой вся полнота государственной (законодательной, исполнительной, судебной), а иногда и духовной (религиозной) власти юридически и фактически находится в руках монарха.
"Кондиции" - условия вступления на престол российской императрицы Анны Ивановны. Выдвинуты в 1730 Верховным тайным советом с целью ограничения монархии в пользу аристократической олигархии. Анна Ивановна приняла "кондиции", позднее отвергла их и распустила Верховный тайный совет.
Просвещенный абсолютизм - обозначение политики абсолютизма в ряде европейских стран во 2-й пол. 18 в., которая выражалась в преобразовании наиболее устаревших социальных институтов (упразднение некоторых сословных привилегий, подчинение церкви государству, реформы - крестьянская, судебная, школьного обучения, смягчение цензуры и др.). Представители просвещенного абсолютизма (Иосиф II в Австрии, Фридрих II в Пруссии, Екатерина II в России - до нач. 70-х гг. 18 в., и др.), используя популярность идей французского Просвещения, изображали свою деятельность как "союз философов и государей". Просвещенный абсолютизм был направлен главным образом на укрепление дворянства, хотя некоторые реформы способствовали развитию капиталистического уклада.
Секуляризация — процесс освобождения всех сфер общественной и личной жизни из-под контроля религии (от лат. saeculum — срок жизни, характеристика преходящего, временного бытия в противоположность божественному, вечному; начиная с Августина «секулярный» — это мирской, светский). В широком смысле слова С. начинается с разграничения сакрального и профанного, с десакрализации каких-то областей жизни. Действия, явления, вещи становятся профанными, когда в них перестает проявляться святое, и они превращаются в эпизоды повседневной жизни: люди едят, чтобы насытиться, поют и танцуют ради удовольствия — это действия секулярные, т.е. не имеющие магического или религиозного смысла.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Личность Екатерины II
Теперь мне бы хотелось
сказать несколько слов о Екатерине
II – выдающейся женщине, волей судьбы
оказавшейся на российском престоле.
Да, конечно, в том, что Екатерина
стала русской императрицей, присутствует
некоторый фактор везения, но нельзя
отрицать и того, что без её трудолюбия
она никогда не смогла бы достичь
своей мечты. “…Рано или поздно
я добьюсь своего, сделаюсь
самодержавной русской
Каким же человеком была прусская принцесса, сумевшая покорить Россию?
О происхождении и о детстве Екатерины Великой можно сказать немногое. Она родилась 21 апреля 1729 года. Отец, принц Христиан-Август Ангольт-Цербстский, был младшим братом немецкого владетельного князя. Он был очень беден, и ему пришлось служить. Прусский король Фридрих Великий дал ему место губернатора Померании. Женой принца Христиана стала урождённая Иоанна-Елизавета Гольштейн-Готторпская. Принц нежно любил свою жену и дочь, был образцовым семьянином, управлял Померанской провинцией и командовал Ангальт-Цербстским пехотным полком. Жили родители будущей императрицы бедно, в обыкновенном доме, а не во дворце. Из записок Екатерины известно, что родители дали ей образование: у неё в детстве была гувернантка, француженка Кардель, и два учителя: капеллан Перо и преподаватель чистописания Лоран. Учили её и музыке, немец Религ давал ей уроки игры на клавесине. Благодаря своей гувернантке, Екатерина II познакомилась с Расином, Корнелем, Мольером; учитель немецкого языка Ватер старался внушить ей любовь к немецкой литературе. Опираясь на эти данные, можно сделать вывод, что в отличие от Петра, Екатерина получила светское образование. Он же до конца жизни игнорировал грамматику и орфографию, хотя необразованным человеком Петра назвать трудно: император вполне прилично владел чуть ли не полудюжиной профессий.