Внешняя политика СССР в годы великой отечественной войны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 12:44, реферат

Описание

Если государство готовится к войне оно обязательно должно позаботиться о формировании благоприятного общественного мнения в мире по отношению к своей политики. Это предопределяет его дипломатическую активность в предвоенный период, ставит перед военно-политическим руководством важнейшую задачу поиска союзников и нейтрализации действий других государств, которые иначе могли бы войти в союзнические отношния с противной стороной, обрекая тем самым другую сторону на изоляцию в политическом, экономическом и моральном смыслах

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ФОРМИРОВАНИЕ АНТИГИТЛЕРОВСКОЙ КОАЛИЦИИ
2. ПРОБЛЕМЫ ОТКРЫТИЯ "ВТОРОГО ФРОНТА"
3. КАКИМ БЫТЬ МИРУ ПОСЛЕ ВОЙНЫ ?
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

смо реферат.doc

— 110.00 Кб (Скачать документ)

 ло-американских войск  на севере Франции. Английское  правительство, ис-

 ходя из собственных  стратегических интересов, разработало  операцию 

"Факел" по вытеснению  немецких войск из Северной Африки. Эта операция

 была успешно осуществлена  при участии американских войск.  Потребности 

 высадки во Франции  у союзников практически не  было.Советско-германский фронт  напрочь сковал силы немцев  и их союзников. Разумеется, англичане  и американцы предпочли решать свои домашние дела, спасая от распада Британскую империю.

 О том, что "второй  фронт" будет открыт в 1942 году У.Черчилль 

 официально уведомил  И.В.Сталина. В резком ответном  послании Верховный 

 подчеркнул, что такое  решение противоречит англо-советскому коммюнике

 о принятии неотложных  мер по высадке союзников во  Франции, заявив да-

 лее, что Советский  Союз не может мириться с  таким вопиющим нарушением 

 договоренностей.  Ситуация становилась угрожающей, и У.Черчилль поспе- 

 шил в Москву. Вместе с ним прибыл и личный представитель В.Рузвельта

 А.Гарриман.

 Вечером 12 августа  1942 года они были приняты в  Кремле И.В.Стали- 

 ным. На встрече  также присутствовали В.М.Молотов,  К.Е.Ворошилов и анг- 

 лийский посол А.К.Керр.

 В ходе беседы У.Черчилль пытался обосновать причину отказа от проведения операции в Северной Франции трудностями сосредоточения на

 территории Англии больших  масс войск и наличием сильной  группировки 

 немцев на Западе. Его поддерживал  А.Гарриман. Верховный возражал. Опи-

 раясь на разведданные, он  проанализировал состав немецкой  группировки 

 во Франции, вплоть до дивизии.  Он выразил несогласие советского  прави- 

 тельства с переносом сроков  открытия "второго фронта". У.Черчилль  на-

 чал говорить о преимуществах  балканского варианта вторжения союзников

 в Европу, в котором нетрудно  было заметить далеко идущие  цели британс- 

 кой политики по отношению  к государствам южной группы.

 Переговоры продолжились 13 августа.  На них возникали все те  же 

 проблемы. И.В.Сталин настаивал на открытии "второго фронта" в 1942 го-

 ду. Иронизируя над присутствующими,  он говорил, что немцев бояться  не 

 стоит, чем приводил У.Черчилля  в бешенство. Вечером Верховный  в отлич- 

 ном настроении принимал  гостей в Екатерининском зале  Кремлевского

 дворца. В ходе обеда велся  разговор о проблемах войны,  о выполнении 

 союзнического долга, о возможно  встрече И.В.Сталина и Ф.Рузвельта. 

 После Сталинградской битвы  уже не было сомнений, что в  конечном 

 итоге Советский  Союз одержит победу над Германией  и ее союзниками.

 Речь шла лишь  о том и в какие сроки  эта победа будет достигнута. Разу-

 меется, военно-политическое  руководство страны было заинтересовано  в 

 военной помощи  США и Англии. Речь не идет лишь о том, что экономичес-

 кая мощь нашего  государства ослабла и мы не  могли сами в достаточной 

 степени обеспечить  себя военной техникой, боеприпасами  или продоволь- 

 ствием. Вопрос стоял  так:союзники по антигитлеровской  коалиции были 

 обязаны помогать СССР в силу ряда заключенных договоров, а также по

 той причине, что  Восточный фронт оттягивал на  себя подавляющее коли-

 чество германского  военного потенциала.

 В сущности, все  успехи англичан и американцев  в Северной и Северо-Западной  Африке были достигнуты исключительно за счет мужества и

 стойкости советского  солдата. 36 дивизий, из них 6 танковых, было вы-

 нуждено перебросить  немецкое командование на советско-германский  фронт зимой 1943 года. Не случись  это - Роммель вышвырнул бы  англичан из

 Египта, ибо в военном  отношении немецкая армия значительно  превосходи-

 ла Вооруженные  Силы США и Англии.

 Ставка и лично  Верховный Главнокомандующий были  вправе ждать от 

 союзников усиления  конкретной материальной помощи, чтобы ускорить нашу общую победу над сильным и достойным противником. Президент США Ф.Рузвельт предложил организовать встречу военных представительств СССР и США в Вашингтоне, чтобы обсудить практические вопросы помощи Советскому Союзу боевой техникой, в том числе и авиацией. И.В.Сталин согласился с необходимостью такой встречи, предложив, однако, перенести ее в Москву. Ф.Рузвельт назначил американскими  представителями генерал-майора Фоллета Брэдли, военного аташе в Москве  полковника Микела и военно-морского аташе капитана Данкина. Перед ними  была поставлена задача организовать поставку американских самолетов через Аляску и Сибирь на Западный фронт, а также обеспечить советское правительство информацией относительно условий переброски, ее маршрутов и технических характеристик перебрасываемой техники.

 Конечно американская  военная помощь сыграла немаловажную  роль в 

 деле разгрома Вермахта, но все же главной и самой  болезненной пробле-

 мой зимой и весной 1943 года оставалось открытие "второго  фронта". Со-

 ветский народ устал  в одиночку сражаться с врагом, в распоряжении ко-

 торого был военный  потенциал всей Европы, включая  сюда и "нейтральные" 

 страны. Из Швеции, например, в Германию поставлялась  марганцевая и ни-

 келевая руда, без  которой вермахт давно бы уже  потерял все свои танки.

 Из Испании и  Португалии в Германию шло  продовольствие: прежде всего рыбные  консервы, оливковое масло и фрукты. Швейцарские банки исправно 

 выполняли для Германии  сложнейшие финансовые операции.

 Срок высадки англо-американских  войск во Франции откладывался

 несколько раз.  Вина за это лежит исключительно  на военно-политическом 

 руководстве союзников,  совершившем грубейшую ошибку  стратегического 

 характера, не сумевшем  просчитать те убытки, которые  были неизбежны в 

 случае затягивания  процесса освобождения Европы от "нового порядка",

 установленного там  немцами. Кстати, по числу жертв  и разрушений он ос-

 тавил далеко позади  сталинский тип государства "диктатуры  рабочего 

 класса".

 Вместо реальных  действий союзники предпочли  позицию наблюдателей.

 Они наблюдали за  противостоянием СССР и Германии  на протяжении всего 

1943 года, оценивая и  взвешивая шансы противников,  размышляя, кто кого 

 одолеет в той  страшной свирепой борьбе. Здесь  заключается еще один 

 грубейший просчет  руководителей военных ведомств США и Англии, не су-

 мевших дать правильную  военную оценку происходившим на их глазах событиям. А ведь именно военные специалисты должны своими советами правильно орентировать высшее политическое руководство на принятие кардинальных решений. С этой задачей они не справились.

 В мае 1943 года  У.Черчилль и Ф.Рузвельт приняли  совместное реше-

 ние об открытии "второго фронта" только в  1944 году, о чем и уведомил 

 И.В.Сталина. Последний,  в который уже раз, обратился  к главам союзных 

 государств с резким посланием (от 11 июня 1943 года), в котором прямо

 указывал на невозможность  принятия столь важных решений  без участий 

 третьего партнера. В послании подчеркивалось, что  принятое решение 

 окажет прямое воздействие  на ход войны. 

 В послании У.Черчиллю от 24 июня 1943 года Верховный указывал на

 многочисленные и  широковещательные обещания британского  премьера форсировать Ла-Манш  в августе или сентябре 1943 года. И.В.Сталин писал, 

 что теперь, когда  десантная операция отложена, речь  идет не о разоча-

 ровании советского  правительства, а о том, что  не удается сохранить 

 миллионы жизней  как в оккупированных странах  Европы, так и в советской 

 армии. Иными словами,  речь шла о сохранении доверия  союзникам. 

 Все же, пока шла  война, союзникам удавалось найти приемлемые

 компромисные варианты. Например, было принято решение провести в Москве 18 октября 1943 года конференцию Министров иностранных дел СССР, Англии и США. В ней приняли участие В.М.Молотов, А.Иден и госсекретарь США К.Хэлл. Ф.Рузвельт пытался заменить Хэлла заместителем Госсекретаря Уэллесом, настроенным резко антисоветски, противником каких-либо совместных действий СССР и США, но последний сам отказался от поездки. Он отдавал себе отчет, что его участие в переговорах неизбежно привело  бы их к срыву.

 Повесткой для конференции  предусматривались два основных  вопроса: 

1. О мероприятиях по  сокращению сроков войны. 

2. О подписании декларации  по всеобщей безопасности.

 Обсуждались на  ней и другие вопросы, в частности,  об отношении

 союзников к Италии, о репарациях и об ответственности  гитлеровцев за 

совершенные военные  преступления.

Первый вопрос повестки дня был практически полностью  посвящен

проблемам открытия "второго  фронта". Союзники обещали открыть  его вес-

ной 1944 года, однако ставили перед этом ряд условий. Так, они ставили перед Верховным Главнокомандованием СССР задачу принять меры к сокращению количества германской истребительной авиации в Западной Европе.

Говорилось также и  о том, что проведение десантной  стратегической опе- рации - дело настолько сложное, что требует резкого повышения актив-  ности советских войск для оттягивания части сил Вермахта с Западного  фронта на Восточный.

 Несмотря на явную  чрезмерность требований, удалось  согласовать и 

 принять документы по первому вопросу. При обсуждении второго вопроса

 на конференцию  был приглашен посол Китая  в СССР Фу Бинчан. 30 октября 

1943 года главы делегаций  СССР, США, Англии и Китая подписали Декларацию по всеобщей безопасности (так называемая "Декларация четырех"), заложив тем самым фундамент послевоенного устройства общества и основы  для формирования Организации Объединенных Наций.

 Остальные вопросы  конференции носили не столь  глобальный харак- 

 тер. Вопрос о  репарациях, например, был решен  в принципе. Каждая из

 жертв гитлеровской  агрессии должна была получать  репарации пропорцио- 

 нально своим потерям  и утратам, но не в виде  денежных выплат, а в виде 

 товаров и услуг.  На конференции была также  решена техническая проблема 

 обеспечения "челночных" операций американских и английских ВВС, для

 чего советская  сторона выделила союзникам аэродромы  в районе Полтавы. 

 Конференция обсудила  и приняла "Декларацию об  ответственности гитле- 

 ровцев за совершенные  зверства".

 После окончания  конференции, 30 октября 1943 года, в кремле сос-

 тоялся прием для  ее участников. Во время приема  И.В.Сталин поздравил 

 всех присутствующих  с успешным окончанием работы.

 

 КАКИМ БЫТЬ МИРУ ПОСЛЕ ВОЙНЫ?

 

 В дипломатической  истории Второй мировой войны  особое место зани-

 мает состоявшаяся 28 ноября - 2 декабря 1943 года Тегеранская  конфе- 

 ренция руководителей  трех великих держав. Именно в  Тегеране впервые 

 собрались вместе  три великих политика XX столетия - Ф.Рузвельт. У.Чер- 

 чилль и И.В.Сталин. При всей противоречивости своих действий и неоднозначности оценок этих людей со стороны современников и потомков, их заслуги в победе над гитлеризмом неоспоримы. Не случайно многие исто-  рики считают Тегеранскую конференцию главным звеном в деятельности ан-  тигитлеровской коалиции.

28 октября, в 16 часов,  конференцию открыл Ф.Рузвельт - самый 

 младший из трех  Глав государств. Обсудить предстояло  главным образом 

 две проблемы:

1. О скорейшем окончании  войны. 

2. О будущем человечества - послевоенном обустройстве мира.

 В соответствии  с решениями Тегеранской конференции,  осуществление 

Информация о работе Внешняя политика СССР в годы великой отечественной войны