Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 00:24, доклад
В 1762 г. на российский престол взошла немецкая принцесса Софья Фредерика Августа — Екатерина II (1762-1796). При поддержке гвардии она свергла своего мужа Петра III и стала императрицей. Согласно российским законам императором должен был быть объявлен ее сын Павел, которому в это время было 8 лет, а Екатерина II — регентшей при нем. Тем не менее, ее царствование было длительным (34 года) и успешным, потому что дворянство — главная опора власти — было довольно правлением императрицы.
Личность Екатерины II и особенности ее реформаторской деятельности 3
Административные реформы 3
Реформы высших органов власти. 3
Реформа местного управления. 4
Финаносвые рефоры 5
Введение ассигнаций. 5
Преобразования в налоговой политике. 6
Реформа управления финансами. 6
Cоциальные реформы 6
Расширение прав дворянства. Жалованные грамоты дворянству 7
Реформа городских сословий 7
Изменения в положении крестьян 8
Выводы 9
Реформы в сфере образования, науки и культуры 9
Реформа в сфере образования. 9
Издательская деятельность. 10
Развитие науки. 10
Итоги реформ Екатерины II 11
Список используемой литературы 12
Федеральное агентство по образованию
Санкт-Петербургский
государственный архитектурно-
Кафедра
истории
Внутренние реформы Екатерины
II
Санкт-Петербург
2011
Содержание
В 1762 г. на российский престол взошла немецкая принцесса Софья Фредерика Августа — Екатерина II (1762-1796). При поддержке гвардии она свергла своего мужа Петра III и стала императрицей. Согласно российским законам императором должен был быть объявлен ее сын Павел, которому в это время было 8 лет, а Екатерина II — регентшей при нем. Тем не менее, ее царствование было длительным (34 года) и успешным, потому что дворянство — главная опора власти — было довольно правлением императрицы.
Почти 17 лет Екатерина II упорно готовилась к роли российской императрицы. Это была высокообразованная, умная, деловая, энергичная, честолюбивая и лицемерная женщина. В.О. Ключевский писал о ней: «Она была последней случайностью на русском престоле и провела продолжительное и необычайное царствование, создала целую эпоху в нашей истории»1.
Екатерина II направила свою деятельность на поддержку интересов дворян и решение исторической задачи «в продолжение дел Петра I». Основательно изучила все, что было связано с российским обществом: историю, культуру, традиции. Чтобы укрепить свой авторитет в европейских высших кругах, Екатерина пристально изучала политическую жизнь Европы, переписывалась с такими видными мыслителями, как Дидро, Вольтер, обсуждала с ними государственные дела. Она придерживалась взглядов умеренных просветителей, считавших первоочередной задачей монархов просвещение народа с тем, чтобы подготовить его к отмене крепостничества и восприятию свободы. Однако в ходе царствования императрица поменяла свои либеральные взгляды и проводила самодержавную, продворянскую политику.
Реформы высших органов власти. Для укрепления своего положения на престоле Екатерина II провела реформу органов управления страной. В высшем звене она ограничилась перестройкой структуры Сената. Он был разделен на шесть департаментов, которые отвечали за финансы, судебные апелляции, публикацию законов и другие сферы деятельности. В итоге Сенат утратил свои политические функции, его деятельность была сведена к административным функциям.
Законодательную и исполнительную власть императрица сконцентрировала в своих руках, осуществляя управление через генерал-прокурора и личную канцелярию. Ближайшие советники императрицы были объединены в Императорский совет, который наряду с Кабинетом императрицы превратился в своеобразную «Ближнюю думу».
Значительно сократились роль и значение коллегий. В поисках экономии денежных средств и более рационального управления Екатерина распустила многие коллегии, их функции стали исполнять губернские органы власти. Из коллегий реально функционировали Военная, Адмиралтейство, коллегия Иностранных дел и Синод.
Деятельность Уложенной комиссии. Для установления «тишины и спокойствия» в стране и укрепления своей власти Екатерина II решила составить новый свод законов взамен устаревшего Соборного уложения 1649 г. С этой целью она созвала 30 июня 1767 г. в Грановитой палате Московского Кремля специальную Уложенную комиссию. 572 депутата Комиссии представляли почти все сословия: дворян, купцов, ремесленников, казаков, государственных крестьян, иноверцев. Не было представлено лишь самое многочисленное сословие — крепостные крестьяне.
Основой работы Комиссии служил Наказ, составленный лично Екатериной II на основе трудов европейских просветителей — французского философа Ш. Монтескье и итальянского юриста Ч. Беккариа. В этом документе, наряду с обоснованием необходимости самодержавия, Екатерина II отстаивала и такие непривычные для России XVIII в. либеральные принципы, как незыблемость частной собственности, постепенное освобождение крестьян от крепостной зависимости и необходимость закрепления за сословиями их обязанностей, прав и привилегий. Впервые в истории России в тексте Наказа содержался принцип равенства граждан перед законом, презумпция невиновности, т.е. никто не мог быть признан виновным иначе как по приговору суда. Но депутаты Уложенной комиссии не поддержали Наказ, и в 1768 г., под предлогом начала войны с Турцией, Екатерина II распустила Комиссию.
Урок, извлеченный императрицей из работы Уложенной комиссии, заключался в том, что любая попытка отменить крепостное право встретит отчаянное сопротивление высшего сословия. Боясь быть свергнутой с престола, Екатерина II не рискнула идти против дворянства. Более того, эпоха «просвещенной императрицы» явилась «золотым веком» дворянства. Уже в начале царствования Екатерина, стремясь обеспечить себе поддержку дворян, значительно расширила и укрепила их права за счет прав других сословий, и прежде всего крестьян. В 1764 г. она провела секуляризацию монастырских земель (т.е. обращение их в государственную собственность); бывшие монастырские крестьяне перешли под власть государства, что позволило императрице раздавать поместья приближенным. За годы ее правления помещикам (в основном фаворитам) во владение было роздано свыше 800 тыс. крестьянских душ.
Такая продворянская политика негативно влияла на социально- экономическую жизнь страны; она породила острый классовый антагонизм, выразившийся в крестьянской войне под предводительством Емельяна Пугачева (1773—1775).
Реформа местного управления. Пугачевское восстание привело к ужесточению внутренней политики Екатерины II. Чтобы предотвратить такие потрясения, императрица решила укрепить местную власть и расширить права дворянства. В ноябре 1775 г. она провела губернскую реформу — ввела новое административное деление и новую систему органов местного управления, построенную на началах децентрализации, разделения властей и выборности службы.
Екатерина II разделила Россию на 50 губерний (вместо 20), а губернии — на уезды; провинции были упразднены. Разукрупнение губерний имело целью расширить права и компетенции местных чиновников и учреждений, приблизить губернскую администрацию к реальной жизни. Главным критерием формирования губерний и уездов была численность населения. В губерниях она составляла 300—400 тыс., в уезде — 20—30 тыс. жителей. Национальные особенности во внимание не принимались. В каждой губернии имелся свой полицейско-бюрократический аппарат. Всей полнотой исполнительной власти обладал назначенный императрицей губернатор. При губернаторе формировалось (преимущественно из дворян) губернское правление, назначенное Сенатом. Правление отвечало за финансы и судопроизводство в губернии.
В
уездных городах власть принадлежала
назначенным Сенатом
В губерниях и уездах создавались сословные суды: для дворян, мещан и купцов, государственных крестьян. Был также создан дворянский корпус (сословная организация дворян), обучение в котором позволяло дворянам начинать военную службу не с рядового (как при Петре I), а с офицерского чина.
Императрица
унифицировала структуру
Таким образом, реформа местного управления, проведенная Екатериной II, была нацелена на усовершенствование управления страной. Реформа оказалась успешной, предопределив систему органов местной власти вплоть до середины XIX столетия.
Введение ассигнаций. Во второй половине XVIII в. значительные изменения происходили в сфере финансов. Ведение активной внешней и внутренней политики требовало больших денежных ресурсов. Острая необходимость в деньгах вынудила правительство Екатерины II к решительным действиям. В 1769 г. с целью улучшения финансового положения впервые в России были выпущены бумажные деньги — ассигнации (от фр. assignat — знак, обозначение).
Следует заметить, что идею выпуска бумажных денег предложил еще во времена правления Елизаветы Петровны П.И. Шувалов. Но в 1757 г. Сенат отверг это предложение как необычное и опасное нововведение, поскольку бумажные деньги в отличие от металлических, не имеют «внутренней доброты». Поначалу и Екатерина II не хотела прибегать к этому «не очень верному средству поправления финансовых дел в империи». Однако начавшаяся в 1768 г. Русско-турецкая война и возросшие государственные расходы заставили ее согласиться на выпуск ассигнаций.
1 февраля 1769 г. был опубликован манифест, в котором провозглашалось хождение ассигнаций наравне со звонкой монетой. В оборот был выпущен 1 млн руб. ассигнациями. Для размена ассигнаций на ходячую монету в Петербурге и Москве были созданы два банка, директором которых был назначен сын П.И. Шувалова А.П. Шувалов.
Поначалу бумажные деньги пользовались повышенным спросом и в течение 17 лет не падали в цене, имея твердое металлическое обеспечение. Однако в 1786 г. казна прекратила их обмен на серебро, а затем и на медь. Причинами было значительное число подделок, а также увеличение выпуска ассигнаций, не обеспеченных звонкой монетой, что приводило к дефициту бюджета. Выход из сложного финансового положения правительство видело в увеличении эмиссии, изъятии бумажных денег первого образца из обращения.
В 1787 г. был предпринят выпуск ассигнаций нового образца и произведен обмен старых бумажных денег на новые. Всего правительство выпустило 100 млн руб. ассигнациями, но денег в казне катастрофически не хватало. Увеличение армии и военно-морского флота, хозяйственное освоение и укрепление присоединенных к России южных территорий, содержание императорского двора и разросшегося бюрократического аппарата, а также проведение реформ — все это требовало огромных средств, поэтому правительство продолжало наращивать денежную массу. К концу правления Екатерины II в обращении находилось более 157 млн руб. В результате началось резкое понижение курса ассигнаций по отношению к серебряному рублю, что привело к расстройству денежного обращения Российской империи, росту цен и замедлению темпов экономического развития.
Чтобы облегчить финансовое положение, правительство стало прибегать к иностранным займам. Еще в 1769 г. в Голландии был сделан первый русский иностранный заем (около 11,5 млн руб.). Дальнейшее использование иностранных займов (всего Екатерина II прибегла к 20 займам) привело к росту государственного долга, который к концу царствования Екатерины II достиг 215 млн руб.
Создание государственных банков. Важной финансовой новацией второй половины XVIII в. было создание государственных банков, через которые государство кредитовало дворян. В 1786 г. был создан Государственный ассигнационный банк, который кроме обмена и размена ассигнаций осуществлял прием вкладов из расчета 4,5% годовых, учет и перевод векселей и др.
Вторым крупным казенным банком был Государственный заемный банк, созданный в том же 1786 г. на основе Дворянского банка. В 1787 г. Заемный банк начал осуществлять выдачу ссуд и депозитные операции с уплатой по вкладам 4,5% годовых. Однако деятельность этого банка не принесла ожидаемых результатов, так как спрос на ссуды значительно превышал возможности банка. Тем не менее, Заемный банк продолжал операции за счет погашения ряда ссуд и процентов по ним, а также за счет операций по вкладам частных лиц и государственных учреждений. Он просуществовал до 1860 г.
Преобразования в налоговой политике. В 1781 г. впервые в Российской империи был подготовлен государственный бюджет. Он состоял из двух частей — доходной и расходной. Наиболее важными статьями дохода государства в XVIII в. были: подушная и оброчная подати, винная монополия, соляной сбор и доходы от торговли другими казенными товарами, сборы с торговли и мануфактурной промышленности и др.