Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 08:13, контрольная работа
Цель данной работы – рассмотреть и проанализировать внутриполитический курс императора Александра I, его основные шаги во внутреннем переустройстве государства. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- Кратко охарактеризовать социально-экономическую обстановка в России начала XIX века;
- Охарактеризовать политическую фигуру императора Александра I, его личностные и политические качества, рассмотреть основные реформы, проведенные им сразу после вступления на престол;
- Рассмотреть дальнейшие реформаторские преобразования Александра I, реформы государственного управления, роль в них М.М. Сперанского;
- Рассмотреть, как в период правления Александра I решался крестьянский вопрос;
- А также проанализировать неудачи либерального курса Александра I и причины перехода к реакции.
Введение………………………………………………………………………..……….2
Глава I. Потребности социально-экономического развития России в начале XIX века………………………………………………………………………………………3
1.1 Социально-экономическая обстановка в России начала XIX века. Необходимость перемен……………………………………………………………….3
1.2 Политический портрет императора Александра I. Первые реформы…………..5
1.3 Дальнейшие реформы государственного управления. Реформаторская деятельность М.М. Сперанского………………………………………………………7
Глава II. Второй этап правления Александра I, свертывание либерального курса……………………………………………………………………………………11
2.1 Крестьянский вопрос……………………………………………………………...11
2.2 Переход к реакции………………………………………………………………...13
Заключение ……………………………………………………………………………18
Список использованной литературы………………………………………………...19
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ
АКАДЕМИЯ ПРАВА И УПРАВЛЕНИЯ
Кафедра философии и истории
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по учебной дисциплине «ИСТОРИЯ»
Тема:
Внутренняя политика Александра I
Выполнил:
слушатель группы 1017
лейтенант внутренней службы И.Ю. Петров
Направление подготовки 030300 Психология
(бакалавриат, заочная форма обучения)
Проверил:
Рязань 2013
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава I. Потребности социально-экономического
развития России в начале XIX века……………………………………………………………………
1.1 Социально-экономическая
обстановка в России начала
XIX века. Необходимость перемен……………………………………………………………
1.2 Политический портрет императора Александра I. Первые реформы…………..5
1.3 Дальнейшие реформы
государственного управления. Реформаторская
деятельность М.М. Сперанского…
Глава II. Второй этап правления
Александра I, свертывание либерального
курса…………………………………………………………………
2.1 Крестьянский вопрос……………………………
2.2 Переход к реакции…………………………………
Заключение …………………………………………………
Список использованной литературы………………………………………………..
Введение
Тема данной работы – внутренняя политика российского императора Александра I. Актуальность данной темы обусловлена безусловной важностью исторической эпохи периода правления Александра I в развитии императорской России. Этот период стал для нашей страны неоднозначным, сложным, во многом даже переломным моментом, определившим дальнейшее направление развития как внутренней, так и внешней политики страны.
Цель данной работы – рассмотреть и проанализировать внутриполитический курс императора Александра I, его основные шаги во внутреннем переустройстве государства. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- Кратко охарактеризовать социально-экономическую обстановка в России начала XIX века;
- Охарактеризовать политическую фигуру императора Александра I, его личностные и политические качества, рассмотреть основные реформы, проведенные им сразу после вступления на престол;
- Рассмотреть дальнейшие реформаторские преобразования Александра I, реформы государственного управления, роль в них М.М. Сперанского;
- Рассмотреть, как в период правления Александра I решался крестьянский вопрос;
- А также проанализировать неудачи либерального курса Александра I и причины перехода к реакции.
Объектом данного исследования является личность и эпоха Александра I, предметом – внутренняя политика императора.
Литература, описывающая данный период в истории нашей страны, довольно обширна. Изучением эпохи и личности Александра I занимались такие исследователи, как А.Е. Пресняков, А.Н. Сахаров, С.М. Соловьев, С.В. Мироненко, Н.К. Шильдер и другие. При написании данной работы были изучены также сочинения В.О. Ключевского и работы современных исследователей, посвященные данному периоду.
Глава I. Потребности социально-экономического развития России в начале XIX века
1.1 Социально-экономическая обстановка в России начала XIX века. Необходимость перемен. Прежде, чем рассматривать политический портрет российского императора Александра I, его реформы и преобразования в области внутренней политики, необходимо проанализировать социально-экономическую ситуацию, сложившуюся в нашей стране в первой половине XIX века. Данный период можно назвать очень сложным, неоднозначным и насыщенным противоречиями. В девятнадцатое столетие Россия вступила как самодержавное государство с феодально-крепостнической системой хозяйства. «Если по численности населения, военной мощи Россия, безусловно, была первой державой Европы, то структура ее экономики была архаичной» - отмечает историк Ш.М.Мунчаев.1 Экономика России начала XIX века не претерпевала практически никакой модернизации, основную часть доходов государственного бюджета по-прежнему составляли подати с крестьян, которые составляли большую часть населения страны. Даже стремление к увеличению денежных доходов толкало помещиков не к модернизации своего хозяйства, а к усилению крепостнических форм хозяйства, барщины и оброка.
С другой стороны, первая половина XIX столетия - это одновременно и эпоха усиления могущества абсолютистского государства, период наивысшего подъема международного авторитета России, ее внешнеполитической мощи, что обусловлено в первую очередь победой России в Отечественной войне 1812 г. и ее ролью в освобождении стран Европы от наполеоновского господства. Тем не менее, не смотря на внешнеполитические успехи и значительный рост международного авторитета, начало XIX века стало трудным и противоречивым периодом для России, так как внутренняя, социально-экономическая обстановка достигла критического положения, и необходимость реформ стала очевидной.
Страна находилась на распутье между старым самодержавно-крепостническим строем и поисками новых форм социально-политической организации. Крепостничество в России, по словам С.А. Чибиряева, «достигло своего зенита в “золотом веке” русского дворянства»
2. Положение крестьян, по выражению В.И. Ленина, «на практике мало отличалось от положения рабов в рабовладельческом государстве»3. Но, тем не менее, в начале XIX столетия Россия начала приобретать новые черты. Во многом сказывалось влияние передовых стран Запада. В результате этого влияния, как отмечает Ш.М.Мунчаев, экономика России приобретает «многоукладный характер, а социальные отношения становятся более сложными и более противоречивыми»4. Постепенно формируется новый класс – буржуазия – состоящий из арендаторов земель, владельцев постоялый дворов, мельниц, мануфактур, строительных подрядов, а также купечества; монополия дворянства на землю постепенно слабеет. В 1801 г. была разрешена свободная купля-продажа незаселенной земли. В 1803 г. помещики получили право на освобождение крестьян за выкуп. В 1818 г. крестьянам было разрешено строить фабрики и заводы. Россия заняла первое место в мире по выплавке чугуна и экспорту железа. Мелкое товарное производство послужило хорошей основой становления мануфактур. «Этот процесс особенно интенсивно проходил в полотняной, суконной, шелковой, хлопчатобумажной, а также в фарфоро-фаянсовой и сахаро-рафинадной промышленности» - отмечает С.А. Чибиряев5. Все активнее применяется вольнонаемный труд крестьян-отходников. Таких рабочих в 1799 г. насчитывалось 33,6 тыс. человек. Все это свидетельствует о том, что в России интенсивно шел необратимый процесс становления новых капиталистических отношений, а самодержавие послушно выполняло волю крепостников, которые и не думали ни о каких конституционных преобразованиях.
Таким образом, хотя в России в начале XIX в. продолжал формироваться капиталистический уклад, она оставалась главным образом аграрной страной. Наиболее дальновидные политики России начинали понимать, что задержка в экономическом развитии и все возраставшее отставание страны от Запада не способствуют росту ее международного влияния и осложняют решение многих внутренних проблем.
Но русское самодержавие в первой половине XIX в. видело свою основную цель в том, чтобы отстоять во что бы то ни стало всевластие трона. И эту цель, по словам С.А. Чибиряева, «можно было достичь или путем откровенной реакции, или приспособлением развивающихся капиталистических отношений к нуждам и запросам господствующего класса»6. Именно в такой противоречивый момент, когда необходимость перемен во всех областях внутренней политики становилась все ощутимее, на российском политической сцене и появляется фигура императора Александра I.
1.2 Политический портрет императора Александра I. Первые реформы Однозначно оценить личность российского императора Александра I практически невозможно; даже для современников, знавших его всю или почти всю жизнь, он оставался загадкой, недаром его прозвали «северным сфинксом». Тем не менее, Александр I – очень значительная веха в российской истории. «Наблюдая Александра I, мы наблюдаем целую эпоху не русской только, но и европейской истории, потому что трудно найти другое историческое лицо, на котором бы встретилось столько разнообразных культурных влияний тогдашней Европы» - пишет известный российский историк В.О.Ключевский 7.
Александр I вступил на престол 12 марта 1801 г. «Его вступление на престол возбудило в русском, преимущественно дворянском, обществе самый шумный восторг» - говорит В.О.Ключевский 8.
Изначально основной целью
политической деятельности Александра
I было осуществление радикальной реформы
Первые шаги Александра I были реакцией против ряда проявлений павловского деспотизма, возвещенной манифестом об управлении «по законам и по сердцу Екатерины Великой». 5 апреля 1801 года был создан Непременный совет — законосовещательный орган для рассмотрения государственных дел и постановлений. Этот совет должен был пересматривать принятые законы и вырабатывать новые проекты. Но это учреждение не сыграло предназначенной ему роли и существовало только на бумаге. В мае 1801 года Александр внес на рассмотрение совета проект указа о запрещении продажи крестьян без земли, но члены Совета дали понять императору, что принятие подобного указа вызовет брожение среди дворян и приведет к новому государственному перевороту.
До 1806 года встречи Негласного
комитета проходили под
Таким образом, первое десятилетие XIX века характеризовалось попыткой создать орган, который ограничивал бы произвол самодержавия, что не оправдало ожиданий народа. С первых же действий нового императора наблюдается двойственность его политики: с одной стороны, активные попытки усовершенствовать существующий государственный строй, с другой - эти начинания не доводятся до конца, а порой остаются только на бумаге.
1.3 Дальнейшие реформы государственного управления. Реформаторская деятельность М.М. Сперанского Еще одной значительной попыткой преобразования существующего государственного строя стала министерская реформа, проведенная в 1802 - 1811 гг. в два этапа. Старые петровские коллегии, ликвидированные Екатериной II и восстановленные Павлом I, уже не отвечали усложнившимся задачам управления страной. Манифестом 8 сентября 1802 г. Было учреждено 8 министерств: военно-сухопутных сил, морских сил, внутренних дел, иностранных дел (до 1832 г. оно еще сохраняло свое название Коллегия иностранных дел), юстиции, финансов, коммерции и народного просвещения. В отличие от коллегий министерства управлялись единолично министром, назначаемым императором и лично перед ним ответственным.
Формирование министерств означало дальнейшую бюрократизацию управления и усовершенствование центрального аппарата управления. Каждый министр имел заместителя и канцелярию. Министерства подразделялись на департаменты, возглавляемые директорами, департаменты, в свою очередь — на отделения во главе с начальниками отделений, а отделения — на столы во главе со столоначальниками. Для совместного обсуждения дел учреждался Комитет министров. Первыми министрами и товарищами министров были назначены как представители старой, екатерининской, знати, такие как Г. Р. Державин, Н. С. Мордвинов, П. В. Завадовский, так и новой, например, Н. Н. Новосильцев, В. П. Кочубей, А. Чарторыйский, С. М. Воронцов, П. А. Строганов.
Структура и основные функции министерств были четко определены в утвержденном царем 25 июня 1811 г. «Общем учреждении министерств», которое знаменовало собой завершение министерской реформы, К этому времени число министерств увеличилось до двенадцати, были добавлены Министерство полиции и приравненные к министерствам Государственное казначейство, Главное управление духовных дел разных исповеданий (не входивших в ведение Святейшего Синода), Главное управление ревизии государственных счетов и Главное управление путей сообщения (позже преобразованное в Министерство путей сообщения). Упразднялось Министерство коммерции, его функции передавались Департаменту мануфактур и торговли Министерства финансов. Все министры (по должности) входили в состав Сената. Закон устанавливал точное разграничение функций каждого министерства, единые принципы их структуры и общий порядок прохождения дел в них, проводил принцип строгого единоначалия и подчиненности внутри министерских подразделений, определял взаимоотношения министерств с другими органами государственного управления. При министре создавались канцелярия во главе с директором, и Совет министра, в состав которого входили все директора департаментов. При необходимости в Совет министра приглашались эксперты.