Внутренняя политика Александра I

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 08:13, контрольная работа

Описание

Цель данной работы – рассмотреть и проанализировать внутриполитический курс императора Александра I, его основные шаги во внутреннем переустройстве государства. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- Кратко охарактеризовать социально-экономическую обстановка в России начала XIX века;
- Охарактеризовать политическую фигуру императора Александра I, его личностные и политические качества, рассмотреть основные реформы, проведенные им сразу после вступления на престол;
- Рассмотреть дальнейшие реформаторские преобразования Александра I, реформы государственного управления, роль в них М.М. Сперанского;
- Рассмотреть, как в период правления Александра I решался крестьянский вопрос;
- А также проанализировать неудачи либерального курса Александра I и причины перехода к реакции.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..……….2
Глава I. Потребности социально-экономического развития России в начале XIX века………………………………………………………………………………………3
1.1 Социально-экономическая обстановка в России начала XIX века. Необходимость перемен……………………………………………………………….3
1.2 Политический портрет императора Александра I. Первые реформы…………..5
1.3 Дальнейшие реформы государственного управления. Реформаторская деятельность М.М. Сперанского………………………………………………………7
Глава II. Второй этап правления Александра I, свертывание либерального курса……………………………………………………………………………………11
2.1 Крестьянский вопрос……………………………………………………………...11
2.2 Переход к реакции………………………………………………………………...13
Заключение ……………………………………………………………………………18
Список использованной литературы………………………………………………...19

Работа состоит из  1 файл

История кр.docx

— 54.22 Кб (Скачать документ)

В начале царствования Александра I на политической арене возникает фигура М.М.Сперанского (1772—1839), советника императора по административным делам, который разрабатывал проекты  преобразования внутриполитического устройства страны.   Сначала Александр приблизил к себе Сперанского как «делового секретаря», а затем сделал его своим ближайшим помощником — стал давать ему и более важные поручения, брать с собой в частые поездки.              1808—1811 годы — расцвет политической деятельности Сперанского, который в это время был фактически вторым, после императора, лицом в государстве, вершителем внутренней политики и автором многих задуманных или проведенных преобразований. Он назначается членом Комиссии для составления законов, товарищем министра юстиции, входит в состав многочисленных комитетов, учреждавшихся по разным вопросам. В декабре 1808 г. Александр I поручил ему составление Плана государственного преобразования России. В октябре 1809 г. проект под названием «Введение к уложению государственных законов» был готов и представлен императору. Цель плана Сперанского заключалась в модернизации по европейскому типу российского государственного аппарата путем введения буржуазных по существу норм, однако при сохранении самодержавной власти императора.

В основу государственного устройства страны по плану Сперанского  был положен принцип разделения властей — на законодательную, исполнительную и судебную при верховенстве власти самодержавного монарха. План предлагал четкую структуру всех трех видов власти на всех уровнях начиная с волости — первичной административной единицы.   На основе принципа выборности формировались первые три инстанции исполнительной власти — волостные, окружные и губернские правления, избиравшиеся на волостных, окружных и губернских собраниях. Высшей исполнительной властью («Управление государственное») являлись министерства; министры и их «товарищи» (заместители) назначались императором.

Принцип выборности был положен  и в основу формирования судебной власти: волостные, окружные и губернские суды избирались соответственно волостными, окружными и губернскими собраниями. Окружные и губернские суды состояли каждый из уголовного и гражданского отделений. В первых трех судебных инстанциях вводились суд присяжных заседателей  и гласное судопроизводство. Высшей судебной инстанцией являлся Сенат  Судебный (при сохранении и Сената Правительствующего).        Высшим органом, призванным координировать деятельность законодательной, исполнительной и судебной властей, являлся Государственный совет — связующее звено между этими ветвями власти и императором. Члены Государственного совета назначаются императором, который и председательствует в Совете. Ни один закон не может вступить в силу без утверждения его императором.

1 января 1810 г. был обнародован  Манифест об учреждении Государственного  совета, и в тот же год состоялось  его открытие. Это был высший  законосовещательный орган при  императоре. В функции Государственного  совета входили обсуждение внесенных  в него законопроектов, разъяснение смысла уже изданных законов, принятие мер к их проведению в жизнь через исполнительные органы власти, распределение по министерствам и ведомствам расходов на их содержание, рассмотрение годовых отчетов министров.  В состав Государственного совета входили четыре департамента: 1) департамент законов, рассматривавший общегосударственные законопроекты, 2) гражданских и духовных дел, ведавший вопросами юстиции, полиции и духовного ведомства, 3) государственной экономии, в ведении которого находились вопросы финансов, промышленности, торговли и наук, и 4) военного. При Государственном совете существовали Комиссия составления законов и Комиссия прошений. Для организации деятельности Государственного совета учреждалась Государственная канцелярия во главе с государственным секретарем — им был назначен Сперанский. Поскольку все законопроекты первоначально направлялись в эту канцелярию, где они «редактировались» перед обсуждением в Совете, канцелярия и особенно ее начальник Сперанский приобретали большой вес и влияние. Окончательное обсуждение законов проходило в Общем собрании Государственного совета — объединенном заседании департаментов. Законы вступали в силу только после утверждения их императором. При этом он мог внять мнению, как большинства, так и меньшинства Совета, мог отвергнуть и то, и другое, приняв собственное решение. В состав Государственного совета входили все министры, а также назначаемые пожизненно императором лица из высших сановников. Во главе Государственного совета стоял назначаемый императором председатель, он же одновременно являлся и председателем Комитета министров. Если император присутствовал на заседании Государственного совета, то занимал место его председателя. В виде законосовещательного органа при царе Государственный совет просуществовал до 20 февраля 1906 г., когда в связи с образованием законодательной Государственной думы ему был придан статус верхней законодательной палаты, а его состав существенно изменен.

Учреждением в 1810 г. Государственного совета и преобразованием в 1811 г. министерств завершилась реорганизация  органов центрального управления, которые  с некоторыми изменениями просуществовали  вплоть до1917 г.  

Но планам Сперанского  не суждено было осуществиться до конца. Да и вообще в большинстве  случаев от проекта какой-либо государственной  инстанции оставалось лишь название. Влияло множество разнообразных  факторов: боязнь императора потерять полноту своей власти, недовольство ближайших советников Александра, неуступчивость дворянства, особенности российского  бюрократизма, война и др. 

Глава II. Второй этап правления Александра I, свертывание либерального курса

2.1 Крестьянский вопрос Александр I взошел на престол уже с мыслью об отмене крепостного права и в первую же очередь запретил раздачу государственных крестьян в частную собственность. Беседы в Негласном комитете не давали определенных результатов. Единственное в чем договорились члены комитета, стало утверждение принципа постепенности. Эта вполне разумная  и оправданная, учитывая напряженную обстановку в стране, мера, тем не менее, сильно замедлила решение крестьянского вопроса. Определенная программа освобождения крестьян отсутствовала  даже в голове у императора, поэтому не предпринималось ничего, кроме бессистемного обсуждения частных мер. Император был доволен, когда инициатива реформирования исходила от самих помещиков. « Александр I со своими друзьями осуждал крепостное право с морально-этических позиций, но он не был сторонником решительных мер, а надеялся, что цель будет достигнута путем медленных и осторожных шагов» - пишет С.А. Чибиряев10.

1818 – 1819 гг. стремление  разрешить крестьянский вопрос  достигло своего апогея.  В  1817 – 1818 гг. царь поручил сразу  нескольким видным государственным  деятелям разработать предложения,  которые бы составили цельную  программу отмены крепостного  права. Одним из исполнителей  своего замысла он назначил А.А. Аракчеева. В феврале 1818 года проект был предоставлен императору. Для освобождения крестьян предлагалось начать покупку помещичьих имений в казну. Продавать государству крестьян и дворовых, как казалось Аракчееву, помещиков должно было заставить стремление избавиться от долгов и вести хозяйство на рациональной основе. На покупку имений предлагалось выделять по 5 млн.рублей ассигнациями в год под 5 % годовых. Помещики могли продавать имение целиком или же требовать, чтобы правительство приобрело крестьян только с частью земли, тогда минимальный размер крестьянского надела определялся бы в 2 дес. на ревизскую душу. Вместе с обнародованием проекта Аракчеев предлагал издать манифест, скрывающий истинные намерения правительства и объясняющий предлагаемые меры стремлением государства помочь помещикам. На первых порах проект Аракчеева был реален – в условиях послевоенного экономического кризиса, помещичьи хозяйства приходили в упадок. Помещики вынуждены закладывать свои имения, продавать на торгах крепостных в счет государственных долгов. Поэтому в первые годы осуществления проекта трудности в покупке крепостных не возникли бы. Но в дальнейшем крепкие помещики не согласились бы продавать крестьян, а как их вынудить это делать проект не предусматривал. И даже если бы все помещики  согласились добровольно расстаться с крепостными, процесс раскрепощения затянулся бы более, чем на 200 лет. Тем не менее, предложения Аракчеева были одобрены Александром. По мнению современных исследователей,  осуществление этого проекта не привело бы к освобождению крестьян, ведь одну из категорий крепостного населения страны составляли государственные крестьяне. То есть, даже в случае осуществления проекта, в масштабах всей страны крепостное право не было бы отменено, просто произошли бы радикальные изменения положения крепостных крестьян.

В дальнейшем Александр  I не оставлял надежды решить крестьянский вопрос. До 1820 года продолжались попытки  создания проектов освобождения крестьян от крепостной зависимости. Но, как  известно, ни один из многочисленных проектов не был осуществлен. Александр страстно желал освободить крестьян, но наталкивался в этом стремлении на сильное сопротивление  господствующего сословия. Не было прочной опоры общества, ведь поддерживала реформы очень незначительная его  часть. Александр понимал всю  серьезность такого положения дел  и не решался делать какие-либо кардинальные шаги.

2.2 Переход к реакции Внутренняя политика Александра была более либеральной, чем при его отце или брате, но лишь до определенного момента. Но даже в периоды своего расцвета либеральные начинания Александра I не получили  дальнейшего развития. Хотя нельзя  недооценивать пусть и несовершенные шаги на пути к реформированию России. Ведь Александр I своими либеральными взглядами, возможно, подготовил в обществе почву для будущих преобразований. Либерализм императора проявлялся лишь в отдельных уступках и личных благодеяниях, потому что неизменная система, крепостнические порядки переламывали его прогрессивные стремления. Такое положение дел непременно привели бы к реакции. Так и произошло в последний период правления Александра I.

 «В отечественной историографии существует оценка второго периода правления Александра как откровенно реакционного, а т.к. руководство внутренней политикой после победы над Францией император перепоручил своему фавориту А.А. Аракчееву, являвшемуся в глазах общественного мнения воплощением реакции, то эту эпоху характеризуют как аракчеевщина»11.

В это время особое распространение  получил мистицизм, усилилось влияние  религии на все стороны культурной жизни. В первую очередь это выразилось в создании в 1817 году нового министерства – духовных дел и народного  просвещения, во главе которого был  поставлен князь А.Н.Голицын. В  числе первых предложений нового министра был вопрос о ликвидации почти всех существовавших университетов. Закрыть университеты не решились, но на них началось широкое наступление. Примером здесь служит разгром Магницким  Казанского университета. Магницкий  в начале был назначен членом Главного правления училищ при министерстве Голицына, а в июне 1819 г. получил назначение на пост попечителя Казанского учебного округа. Приехав в Казань, Магницкий в первую очередь изгнал из университета 11 лучших профессоров по подозрению в неблагонадежности. В библиотеке были уничтожены все книги, признанные им вредными по содержанию, введен казарменный режим. Все преподавание в университете стало пропитано религиозными идеями. В январе 1820 года была утверждена инструкция для управления университетом, по которой в основу обучения и воспитания легли принципы покорности и религиозности. Главной задачей университетов становилось убеждение студентов в незыблемости и божественном происхождении монархии.

После наполеоновских войн, несмотря на ожидание перемен, направленных на улучшение жизни народа, принесшего столько жертв ради достижения победы, в политике Александра I только усилились  реакционные тенденции. Однако при  этом предпринимались и попытки возвращения к курсу либеральных реформ. Так, например, А.А. Аракчеев, а затем специально созданный Секретный комитет по поручению царя разработали проекты освобождения помещичьих крестьян, но все они не были проведены в жизнь. Кроме того, была завершена крестьянская реформа в Прибалтике (начатая в 1804-1805 гг.), в результате которой крестьяне получали личную свободу, но без земли.  В 1816-1819 гг. были снижены таможенные пошлины. С помощью этой меры Александр надеялся укрепить экономические связи со странами Европы и тем самым сблизиться с Западом. В 1815 г. Польше предоставлена конституция, носившая либеральный характер и предполагавшая внутреннее самоуправление Польши в составе России.

В 1818 г по указанию царя несколько  сановников под руководством П.А. Вяземского начали разработку Государственной  Уставной грамоты для России на принципах  польской конституции и с использованием проекта Сперанского. Однако и эти  планы остались нереализованными.

Самым ярким примером александровской реакции стало создание военных поселений. Рекрутская система отжила свой век, введению всеобщей воинской повинности препятствовало крепостное право. Поэтому для уничтожения рекрутской системы был найден другой путь – создание военных поселений. К тому же, в условиях острого финансового кризиса после войны 1812г., власть была заинтересована в самообеспечивающейся армии. Впервые указ Александра I о создании военных поселений был издан еще в 1810 году. В указе предписывалось приступить к заселению запасного батальона Елецкого мушкетерского полка в Климовичском уезде Могилевской губернии на землях государственных крестьян. Для осуществления этого указа с этой территории были насильно  выселены несколько тысяч крестьян. Война 1812 года прервала практику военных поселений, а с 1815 года все возобновилось с новой силой. В 1816 году был издан указ с повелением расположить в Высоцкой волости Новгородского уезда 2-й батальон гренадерского графа Аракчеева полка. Теперь поселение войск приобрело другой характер. Крестьян выселять не стали, и солдат подселили к ним. Крестьяне, обращенные в военных поселенцев, должны были заниматься хозяйством и обучением военному искусству одновременно. Поселенные войска составляли Отдельный корпус военных поселений под управлением Аракчеева.  Историк периода Александровского правления С.В.Мироненко писал: «Знаменательно, что такое серьезное государственное преобразование было совершено исключительно практическими актами самодержавной власти. Не было составлено никаких положений или регламента о поселении войск, этот вопрос не обсуждался ни одним государственным органом»12. Интересно, почему либеральные преобразования оставались на этапе проектов, а такое реакционное явление проводилось в жизнь, минуя обсуждение правительства. Создание военных поселений формально освобождало крестьян от крепостной зависимости, но на деле эти крестьяне становились еще более зависимыми, чем это было раньше. Теперь им запрещалось уходить на заработки, заниматься промыслами, торговать. Безусловно, такое явление не могло не вызвать бурный протест крестьян. Крестьяне и казаки, предвидя новую форму закрепощения, боролись за сохранение своего прежнего положения. На полное освобождение они уже и не претендовали. Сначала они подавали жалобы и просьбы императору и его семье, но, не дождавшись никаких результатов, взялись за оружие. Поднимались восстания, их подавляли правительственные войска, восстания вновь вспыхивали. Так продолжалось до конца александровского правления, военные поселения были упразднены уже не при нем – только в 1857 году.

Информация о работе Внутренняя политика Александра I