Внутренняя политика конца XV-XVI вв

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 09:03, контрольная работа

Описание

В истории России царствование царя Ивана Васильевича Грозного, составляющее половину всего XVI столетия, есть одна из самых важных эпох.Она важна как по расширению русской территории, так и по крупным и знаменательным событиям и изменениям во внутренней жизни. Много было совершено в этот полувековой период славного, светлого и великого по своим последствиям, но еще более – мрачного и кровавого.

Содержание

Введение
Личная Жизнь Ивана IV Грозного
Избранная рада
Реформы 1550-х годов
Опричнина
Дело святого благоверного царевича Димитрия
Царь Федор Иванович
Введение Патриаршества в России
Культура 14-16 веков
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

История.docx

— 40.15 Кб (Скачать документ)

Московский государственный  университет путей сообщения (МИИТ)

Российская открытая академия транспорта (РОАТ)

 

 

 

                                          Контрольная работа

по Отечественной истории

                                   тема: Внутренняя политика конца XV-XVI вв.

 

 

 

 

 

 

 

Студент I курса                                                                  проверил:  Топчий Ю.А.

Савельева О.В.

шифр 1210-МНб-2107

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2013

 

 

Содержание

 

Введение

  1. Личная Жизнь Ивана IV Грозного
  2. Избранная рада
  3. Реформы 1550-х годов
  4. Опричнина
  5. Дело святого благоверного царевича Димитрия
  6. Царь Федор Иванович
  7. Введение Патриаршества в России
  8. Культура 14-16 веков
  9. Заключение
  10. Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

   В истории России царствование царя Ивана Васильевича Грозного, составляющее половину всего XVI столетия, есть одна из самых важных эпох.Она важна как по расширению русской территории, так и по крупным и знаменательным событиям и изменениям во внутренней жизни. Много было совершено в этот полувековой период славного, светлого и великого по своим последствиям, но еще более – мрачного и кровавого.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Личная жизнь Ивана VI Грозного

 

 

        Количество  жен Ивана Грозного точно не  установлено, у историков упоминаются  имена семи женщин  считавшихся жёнами Ивана IV. Из них только первые четыре являются «венчальными», то есть законными с точки зрения церковного права (для четвёртого брака, запрещаемого канонами, Иваном было получено соборное решение о его допустимости). При этом согласно 50-му правилу Василия Великого, даже третий брак является уже нарушением канонов. Обоснованием необходимости четвёртого брака явилась скоропостижная смерть третьей супруги царя. Иван IV клялся духовенству, что она не успела стать ему женой. Третья и четвёртая жены царя также были выбраны по результатам смотра невест[5].

Только первые четыре являются «венчальными», то есть законными с точки зрения церковного права (для четвёртого брака, запрещаемого канонами, Иваном было получено соборное решение о его допустимости). При этом согласно 50-му правилу Василия Великого, даже третий брак является уже нарушением канонов. Обоснованием необходимости четвёртого брака явилась скоропостижная смерть третьей супруги царя. Иван IV клялся духовенству, что она не успела стать ему женой. Третья и четвёртая жены царя также были выбраны по результатам смотра невест[5].

Личная жизнь Ивана  Грозного до сих пор окутана множеством тайн и легенд. Бояре, воспитавшие  первого русского царя, постарались, чтобы Иван IV узнал женщин как  можно раньше. Всячески стремясь отвлечь  его внимание от государственных  дел, они устраивали для него любовные утехи. Еще до женитьбы через его  покои прошли сотни девушек. Историки так окончательно и не определились с количеством его жен. Судьба каждой их царских жен сложилась  трагически: либо они умирали совсем молодыми, либо доживали свой век за монастырскими стенами. История  каждого брака носит свою индивидуальность, свою историю, свои загадки и секреты. То, что происходило на самом деле останется навсегда для нас широкой  темой для размышления[1].

Конечно, нельзя делать точный вывод о том. Кого из жён Иван IV больше всего любил и каково было отношение к каждой из них, поскольку мы не жили в то время и тем более, не знаем истинный чувств Ивана Грозного. Все это известно лишь ему одному и тем женам, что были рядом с ним. Почему он менял своих избранниц так часто? Неужели каждая из них настолько не устраивала его? Или может он просто хотел в каждой из них найти что-то, что не видел в ком-то еще? Может быть он таким образом искал себя и хотел достойную избранницу себе? Все эти вопросы будут долго время мучить наши умы, но известно лишь одно: Каждая жена Ивана Грозного, есть нечто светлое в его жизни. Каждая принесла ему частичку своего счастья в его непростую жизнь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Избранная рада

      Избранная рада - совет близких к Ивану IV людей, сложившийся около 1549 г. Название было дано одним из людей, входивших в нее - А. Курбским. Состав Избранной рады не совсем ясен. Ее возглавлял А. Адашев, происходивший из богатого, но не очень знатного рода. В работе Избранной рады принимали участие представители различных слоев господствующего класса. Князья Д. Курляев, А. Курбский, М. Воротынский, московский митрополит Макарий и священник Благовещенского собора Кремля, духовник царя Сильвестр, дьяк Посольского приказа И. Висковатый. Состав Избранной рады как бы отразил компромисс между различными слоями господствующего класса. Избранная рада просуществовала до 1560 г.; она проводила преобразования, получившие названия реформ середины ХVI в.

Избранная рада просуществовала  до 1560 года. Она проводила преобразования, получившие названия реформ середины XVI века[3].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Реформы 1550-х годов

 

На первом Земском соборе, Иван IV Грозный принял решение о  создании нового правового кодекса - Судебника. В основу был положен  предыдущий Судебник 1497 года. Издание  судебника 1550 года было актом огромной политической важности. В Судебнике 1550 года из 100 статей большая часть  посвящена вопросам управления и  суда. В целом пока что сохранялись  старые органы управления (центральные  и местные), но в их деятельность вносились существенные изменения[1].

Боярская дума во второй половине XVI века представляла собой  одно из звеньев в государственном  аппарате Русского централизованного  государства. И, хотя аристократический  состав Думы давал ей возможность  занимать позицию защиты княжеско-боярских интересов, но как учреждение Дума являлась царской думой, собранием советников царя, к выяснению мнений которых  по тем или иным вопросам обращался  царь, когда считал это нужным[2].

При Иване IV появились первые Приказы - учреждения, ведавшие отраслями  государственного управления или отдельными регионами страны. В середине XVI века существовало уже два десятка  Приказов. Во главе Приказа, как правило, стоял боярин или дьяк - крупный  государственный чиновник. Приказы  ведали также управлением, сбором налогов  и судом. С усложнением задач  государственного управления число  приказов росло. Введение приказной  системы позволило централизовать управление страной.

В середине XVI в. возникают  важнейшие приказы. К ним относится  Челобитенный, в котором принимались  жалобы на имя царя, и проводилось  расследование по ним. Во главе этого, по сути высшего органа контроля, стоял  А. Адашев. Поместный приказ ведал  делами поместного землевладения, а  Разбойный разыскивал и судил "лихих  людей". Первый приказ военного ведомства - Разрядный - обеспечивал сбор дворянского  ополчения и назначал воевод, а другой - Стрелецкий - ведал созданным в 1550 г. войском стрельцов. Разрядным приказом некоторое время руководил дьяк И.Г. Выродков, при котором он стал как бы генеральным штабом русского войска. Финансовые дела находились в компетенции Большого прихода и Четвертей (Четей). С присоединением Казанского и Астраханского ханств создается приказ Казанского дворца. Окончательное завершение формирования приказной системы приходится на XVII век[3].

Важное значение в системе  государственного строя имели местные  управления - сыск и суд по особо  важным государственным делам. Они  находились под контролем губных старост (губа - округ), избиравшихся из местных дворян, земских старост, людей зажиточных, но не дворянского  звания. Таким образом, в середине XVI века в Русском государстве  складывалось, в общем-то, прогрессивное  государственное управление, в чем  большая заслуга царя Ивана IV.

  • После военных преобразований основу вооруженных сил составляло теперь конное ополчение землевладельцев. Помещик или вотчинник должен был выходить на службу "конно, людно и оружно". Кроме них, существовали служилые люди "по прибору": городская стража, артиллеристы, стрельцы. Сохранялось и ополчение крестьян и горожан - посоха, несшая вспомогательную службу. В 1550 году была предпринята попытка организации под Москвой трехтысячного корпуса "выборных стрельцов из пищали", обязанных быть всегда наготове для исполнения ответственных поручений. В него вошли представители знатнейших родов и верхи Государева Двора. Стрельцы представляли собой уже регулярное - войско, вооруженное новейшим оружием и содержащееся казной. Организационное строение стрелецкого войска было позднее распространено на все войска. Управление дворянским войском чрезвычайно усложнялось обычаем местничества. Перед каждым походом (а иногда и в походе) происходили затяжные споры. "С кем кого ни пошлют на которое дело, ино всякой разместничается", - отмечал в 1550 году Иван IV. Поэтому местничество в армии воспрещалось и предписывалось несение воинской службы "без мест". Принцип занимать высшие посты в армии родовитыми княжатами и боярами тем самым нарушался[2].
  • Процесс усиления государственной  власти неизбежно вновь выдвигал вопрос о положении церкви в государстве. Царская власть, источники доходов  которой были немногочисленными, а  расходы велики, с завистью смотрела на богатства церквей и монастырей. На совещании молодого царя с митрополитом Макарием в сентябре 1550 года была достигнута договоренность: монастырям запрещалось  основывать новые слободы в городе, а в старых слободах ставить новые  дворы. Посадские люди, бежавшие от тягла в монастырские слободы, кроме  того, "выводились" назад. Однако такие компромиссные меры не удовлетворили  государственную власть. В январе-феврале 1551 года был собран церковный собор, на котором были зачитаны царские  вопросы, составленные Сильвестром  и проникнутые нестяжательским  духом. Ответы на них составили сто  глав приговора собора, получившего  название Стоглавого, или Стоглава. Царя и его окружение волновало, достойно ли монастырям приобретать  земли, получать различные льготные грамоты. По решению собора прекратилось царское вспомоществование монастырям, имеющим села и другие владения. Стоглав запретил из монастырской казны  давать деньги в "рост" и хлеб в "насп", т.е. - под проценты, чем  лишил монастыри постоянного  дохода[1].

    Ряд участников Стоглавого собора (иосифляне) встретили программу, изложенную в царских вопросах, ожесточенным сопротивлением. Программу царских  реформ, намеченных Избранной Радой, в наиболее существенных пунктах  Стоглавый собор отклонил. Гнев Ивана IV Грозного обрушился на наиболее видных представителей иосифлян. 11 мая 1551 года (т.е. через несколько дней после  завершения собора) была запрещена  покупка монастырями вотчинных  земель "без доклада" царю. У  монастырей отбирались все земли  бояр, переданные ими туда в малолетство  Ивана (с 1533 года). Тем самым был установлен контроль царской власти над движением церковных земельных фондов, хотя сами по себе владения остались в руках у церкви. Церковь сохраняла свои владения и после 1551 года. Вместе с тем, были проведены преобразования во внутренней жизни церкви. Утверждался созданный ранее пантеон общерусских святых, унифицировался ряд церковных обрядов. Были приняты также меры по искоренению безнравственности духовного сословия

    В 1564 году, несчастливом для  Московского государства, царские  армии дважды были разбиты польско-литовскими войсками. В результате Иван IV лишился  иллюзий в отношении собственного всесилия и приступил к политике "крутых мер".

    3 декабря 1564 года царь  со всей семьей под охраной  отряда дворян выехал из Москвы  в Александровскую слободу, где  объявил о своем отречении  от престола и откуда отправил  два послания. В первой грамоте  государь обвинял князей, бояр, воевод  в измене, казнокрадстве, нежелании  защищать страну. Содержание второй  грамоты состояло в том, что  на москвичей гнева и опалы  царя нет. Находясь под угрозой  народных волнений, Боярская дума  в январе 1565 года отправила делегацию  к царю, уговаривая его вернуться  на престол. Делегация согласилась  на чудовищные условия возврата, из которого вырос чудовищный  эксперимент, называемый "опричниной". Иван IV получал право подвергать  изменников опале, как ему вздумается. Из государственной территории  ему был выделен особый удел, который существовал, как бы, помимо (опричь) всех остальных областей. В нем были свои приказы,  царский двор, свое войско, в его  пределах власть безраздельно  принадлежала царю[5].

     

     

    1. Опричнина

     

       ОПРИ́ЧНИНА (опришнина, от древнерусского  опричь — особо), наименование  внутренней политики Ивана Грозного в 1565-1572 годах. В 14-15 веках опришниной называли особое удельное владение членой великокняжеской семьи, обычно женщин. В 1565 году Иван Грозный выделил себе опричнину - государев удел с особой территорией, войсками, учреждениями[3]. Политика опричнины была направлена на искоренение предполагаемой измены в среде знати (массовые репрессии, казни, земельные конфискации). В результате опричнины Иван IV добился резкого усиления самодержавной власти, придав ей черты восточной деспотии. Политика опричнины стала важным этапом на пути крестьянского закрепощения. В годы опричнины царское правительство щедро раздавало помещикам, особенно из числа опричников, черные и дворцовые земли. В то же время резко увеличились крестьянские повинности, опричники вывозили крестьян из земщины «насильством и не по сроку. Увеличение государственных податей и частновладельческих повинностей вызывало разорение крестьян. Опричный террор усугублялся затяжной войной в Ливонии, набегами крымских татар, голодом, эпидемиями, правежами. В условиях опричного террора, когда любой протест подавлялся в зародыше, главными формами сопротивления крестьянства стали массовые побеги и неуплата податей. Разделение государства на опричнину и земщину таило в себе гибельные последствиях[2]. В 1572 году опричнина была отменена и часть конфискованных земель возвращена их прежним владельцам. Возрождение опричнины под названием «удела» произошло в 1575-1576 годах, когда Иван IV поставил во главе земщины служилого татарского хана Симеона Бекбулатовича, а сам приступил к новым земельным переделам.В результате опричнины Иван IV добился резкого усиления самодержавной власти, придав ей черты восточной деспотии. Политика опричнины стала важным этапом на пути крестьянского закрепощения. В годы опричнины царское правительство щедро раздавало помещикам, особенно из числа опричников, черные и дворцовые земли. В то же время резко увеличились крестьянские повинности, опричники вывозили крестьян из земщины насильно и не по сроку. Увеличение государственных податей и частновладельческих повинностей вызывало разорение крестьян. Опричный террор усугублялся затяжной войной в Ливонии, набегами крымских татар, голодом, эпидемиями, правежами. В условиях опричного террора, когда любой протест подавлялся в зародыше, главными формами сопротивления крестьянства стали массовые побеги и неуплата податей. Разделение государства на опричнину и земщину таило в себе гибельные последствия. В 1572 году опричнина была отменена и часть конфискованных земель возвращена их прежним владельцам. Возрождение опричнины под названием «удела» произошло в 1575-1576 годах, когда Иван IV поставил во главе земщины служилого татарского хана Симеона Бекбулатовича, а сам приступил к новым земельным переделам[1].

    Информация о работе Внутренняя политика конца XV-XVI вв