Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 09:03, контрольная работа
В истории России царствование царя Ивана Васильевича Грозного, составляющее половину всего XVI столетия, есть одна из самых важных эпох.Она важна как по расширению русской территории, так и по крупным и знаменательным событиям и изменениям во внутренней жизни. Много было совершено в этот полувековой период славного, светлого и великого по своим последствиям, но еще более – мрачного и кровавого.
Введение
Личная Жизнь Ивана IV Грозного
Избранная рада
Реформы 1550-х годов
Опричнина
Дело святого благоверного царевича Димитрия
Царь Федор Иванович
Введение Патриаршества в России
Культура 14-16 веков
Заключение
Список используемой литературы
Димитрий, сын Иоанна Грозного от седьмой жены Марии Федоровны. Святой Димитрий родился в Москве 1 ноября 1582 года. После смерти отца он был отправлен вместе с матерью в Углич, он оставался наследником Русского престола, и это мешало боярину Борису Гадунову. он желал сам стать царем и прославить свой род. Поэтому он решил избавиться от малолетнего наследника. Сначала Годунов прибег к слухам. Он врал высокопоставленным лицам о незаконнорожденности Димитрия. Также боярин распространял ложь о небывалой жестокости Димитрия, которую он унаследовал от отца. Такие методы не помогли Борису Годунову. Тогда он решил отравить Димитрия. Для этого он подкупил его кормилицу. Та подсыпала яд в еду царевича. Вопреки черным ожиданиям Годунова Димитрий остался жив. Тогда злой боярин прибег к более жестким мерам. Он нашел единомышленника дьяка. Тот 28 мая 1591 года в договоренное время вывел Димитрия во двор. Заговорщики внезапно напали на восьмилетнего царевича и убили его несколькими ударами ножа в горло. Тело мальчика сбросили с лестницы. Тело Димитрия было погребено в Угличе в храме Преображения Господня. В 1606 году мощи царевича были обнаружены нетленными. Их перенесли в собор имени Архистратига Михаила в Москве. Там святые мощи неоднократно совершали исцеления. Особенно помогали верующим с болезнями глаз. В Угличе в честь Димитрия был построен храм. Здесь хранится рукописание Житие благоверного царевича[2].
- Царь Федор Иванович
Последний русский царь из династии Рюриковичей (с 1584). Сын Ивана IV. Неспособный к государственной деятельности, предоставил управление страной своему шурину Борису Годунову[4].
ФЕДОР ИВАНОВИЧ (31 мая 1557, Москва — 6 января 1598, там же), последний русский царь из дома Калитичей, сын Ивана IV Васильевича Грозного и Анастастии Захарьиной-Юрьевой. В ночь с 18 на 19 марта 1584 на престол вступил сын Ивана Грозного - Федор. По отзыву англичанина Д. Флетчера, новый царь был “росту малого, приземист и толстоват, телосложения слабого и склонен к водянке; нос у него ястребиный, поступь нетвердая от некоторой расслабленности в членах; он тяжел и недеятелен, но всегда улыбается, так что почти смеется... Он прост и слабоумен, но весьма любезен и хорош в обращении, тих, милостив, не имеет склонности к войне, мало способен к делам политическим и до крайности суеверен” [3]. Иван Грозный понимал, в какие руки он передает власть. Оставляя престол Федору, он поручил сына и государство заботам ближних бояр - И. Ф. Мстиславского, Н. Р. Захарьина-Юрьева, И. П. Шуйского и Б. Ф. Годунова. Первые двое были людьми уже преклонных лет, и основная борьба разгорелась между Шуйским и Годуновым. Последнему удалось одержать верх, и уже через год после вступления Федора на престол фактическим правителем страны стал всемогущий боярин, на сестре которого, Ирине Годуновой, был женат русский царь. 6 января 1598 царь Федор Иванович умер. Со смертью этого, в общем жалкого человека, пресеклась не только династия, но кончилась целая эпоха, когда на престоле находились “прирожденные государи”. Имя этого царя стало особенно популярно в годы Смуты, в начале 17 века. Каждый самозванец так или иначе стремился стать либо родным братом Федора, либо его близким родственником. В народном сознании он оставил по себе добрую память как боголюбивый и милостивый государь[4].
- Введение Патриаршества в Росси
и
Состав Правительство Годунова стремилось укрепить авторитет России и царской власти. С этой целью уже в 1589 г. в России было утверждено патриаршество. Первым русским патриархом был провозглашен митрополит московский Иов. Шесть русских епископов стали митрополитами. Русская церковь окончательно стала самостоятельной - автокефальной. Характерно, что инициатива установления патриаршества в России исходила не от церкви, а от светской власти, все больше контролировавшей церковную жизнь[1].
- Культура 14-16 веков
С XIV века начинается возрождение
русской культуры, обусловленное освобождением
русских земель от ордынского ига, образованием
Русского централизованного государства
и успехами хозяйственного развития. Идейным
стержнем возрождения стали национальный
подъем, идея единства. Центром объединения
русских земель стала Москва. В отличие
от Новгорода, заботившегося лишь о собственной
независимости, Москва выдвинула совершенно
новую “программу” своего политического
и культурного развития – объединение
русских земель, восстановление мощной
государственности[2]. Главное, к чему стремилась
культура – и это нашло отражение, прежде
всего, в искусстве – открыть ценности
человеческого существования. В жестких
испытаниях векового противостояния с
Ордой рождалась потребность во внутренних
достоинствах человека. В русской художественной
культуре получает развитие эмоциональная
сфера, преобладает экспрессивно-эмоциональная
образность, а в идейной жизни все большее
значение приобретает “безмолвие”, уединенная
молитва, совершаемая вне церкви, уход
в пустынь, в скит. Это уединение соответствовало
в тех условиях духу “развивающегося
личностного начала” . Этот взлет русской культуры
на рубеже XIV-XV вв. принято считать Предвозрождением. Устное народное
творчество XIV – XV вв. – былины, песни, пословицы,
сказки и пр. – отражало представление
русских людей о своем прошлом. Окончательно
складывается киевский былинный цикл
о Владимире Красное Солнышко, Илье Муромце,
богатырях. Ведущей темой произведений
устного народного творчества в этот период
становится борьба против монголо-татарского
нашествия и ордынского ига. Среди них
особенно выделяются сказания о рязанском богатыре Евпатии
Коловрате, о битве на Калке, о Куликовской битве[3]. Созданию монументальных сооружений
в столицу привлекаются не только отечественные
строители, но и заморские мастера, в первую
очередь из Италии. Византийцы принесли
на Русь мастерство каменного строительства,
крестовокупольных храмов, искусство
мозаики, иконописи, фрески, книжной миниатюры,
ювелирное дело, которые были творчески
переработаны русичами. В Древней Руси
существовало высокоразвитое ремесленное
производство. В XVI в. получает большой размах
крепостное строительство. Были построены
кремли в Туле, Коломне, Зарайске, Серпухове,
стены Нижегородского кремля, реконструированы
стены Новгородского кремля. В это время
в Москве создается вторая линия обороны,
опоясавшая торгово-ремесленный район
– Китай-город, и третья линия каменных
укреплений, протянувшаяся вокруг Белого
города (Бульварное кольцо[1].
Разумеется, преобладало
деревянное строительство, приём которого
не без успеха применялись и в каменном
зодчестве. Великолепный деревянный дворец
оригинальной конструкции был построен
для богатых купцов Строгановых в Сольвычегодске[3].
- Заключение
В целом итоги царствования Ивана IV были неутешительны. В результате опричнины не произошло серьезных изменений в структуре общественных отношений, зато опричные репрессии и рост налогового гнета в связи с Ливонской войной резко ухудшили положение народных масс. Разразился хозяйственный кризис. Выход из кризиса правительство искало в административных мерах. В ответ на бегство крестьян было принято крепостническое законодательство[3]. Личность и деятельность Ивана Грозного были очень противоречивы, как была полна противоречий вся эпоха становления и укрепления единого государства. Иван Грозный действовал в тех исторических условиях и в той обстановке, которые имели и объективное происхождение. В исторический процесс развития средневекового Российского государства он внес свой, к тому же немалый вклад. Его деятельность способствовала важным внутренним преобразованиям и ликвидации опасных очагов внешней агрессии против России. Вместе с тем его характеризует жестокость в борьбе с действительными и мнимыми противниками. Во многом этим объясняется то, что с его именем нередко связано представление о разгуле террора, о подозрительности и жестокости в деятельности правителя страны, а слово "опричнина" стало нарицательным обозначением крайнего беззакония, произвола, массового истребления неповинных людей[1]. Для меня тема времен Ивана Грозного очень интересна, к сожалению нужно было раскрыть не одну тему, так как каждая тема, сама по себе реферат, я старалась указать самое главное, на мой взгляд.
Список литературы