Внутренняя политика конца XV-XVI вв

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 09:03, контрольная работа

Описание

В истории России царствование царя Ивана Васильевича Грозного, составляющее половину всего XVI столетия, есть одна из самых важных эпох.Она важна как по расширению русской территории, так и по крупным и знаменательным событиям и изменениям во внутренней жизни. Много было совершено в этот полувековой период славного, светлого и великого по своим последствиям, но еще более – мрачного и кровавого.

Содержание

Введение
Личная Жизнь Ивана IV Грозного
Избранная рада
Реформы 1550-х годов
Опричнина
Дело святого благоверного царевича Димитрия
Царь Федор Иванович
Введение Патриаршества в России
Культура 14-16 веков
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

История.docx

— 40.15 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

  1. Дело святого благоверного царевича Димитрия

 

   Димитрий, сын Иоанна Грозного от седьмой жены Марии Федоровны. Святой Димитрий родился в Москве 1 ноября 1582 года. После смерти отца он был отправлен вместе с матерью в Углич, он оставался наследником Русского престола, и это мешало боярину Борису Гадунову. он желал сам стать царем и прославить свой род. Поэтому он решил избавиться от малолетнего наследника. Сначала Годунов прибег к слухам. Он врал высокопоставленным лицам о незаконнорожденности Димитрия. Также боярин распространял ложь о небывалой жестокости Димитрия, которую он унаследовал от отца. Такие методы не помогли Борису Годунову. Тогда он решил отравить  Димитрия. Для этого он подкупил его кормилицу. Та подсыпала яд в еду царевича. Вопреки черным ожиданиям Годунова Димитрий остался жив. Тогда злой боярин прибег к более жестким мерам. Он нашел единомышленника дьяка. Тот 28 мая 1591 года в договоренное время вывел Димитрия во двор. Заговорщики внезапно напали на восьмилетнего царевича и убили его несколькими ударами ножа в горло. Тело мальчика сбросили с лестницы. Тело Димитрия было погребено в Угличе в храме Преображения Господня. В 1606 году мощи царевича были обнаружены нетленными.  Их перенесли в собор имени Архистратига Михаила в Москве. Там святые мощи неоднократно совершали исцеления. Особенно помогали верующим с болезнями глаз. В Угличе в честь Димитрия был построен храм. Здесь хранится рукописание Житие благоверного царевича[2].

 

 

 

 

 

  1. Царь Федор Иванович

    Последний русский царь из династии Рюриковичей (с 1584). Сын Ивана IV. Неспособный к государственной деятельности, предоставил управление страной своему шурину Борису Годунову[4].

   ФЕДОР ИВАНОВИЧ (31 мая 1557, Москва — 6 января 1598, там же), последний русский царь из дома Калитичей, сын Ивана IV Васильевича Грозного и Анастастии Захарьиной-Юрьевой. В ночь с 18 на 19 марта 1584 на престол вступил сын Ивана Грозного - Федор. По отзыву англичанина Д. Флетчера, новый царь был “росту малого, приземист и толстоват, телосложения слабого и склонен к водянке; нос у него ястребиный, поступь нетвердая от некоторой расслабленности в членах; он тяжел и недеятелен, но всегда улыбается, так что почти смеется... Он прост и слабоумен, но весьма любезен и хорош в обращении, тих, милостив, не имеет склонности к войне, мало способен к делам политическим и до крайности суеверен” [3]. Иван Грозный понимал, в какие руки он передает власть. Оставляя престол Федору, он поручил сына и государство заботам ближних бояр - И. Ф. Мстиславского, Н. Р. Захарьина-Юрьева, И. П. Шуйского и Б. Ф. Годунова. Первые двое были людьми уже преклонных лет, и основная борьба разгорелась между Шуйским и Годуновым. Последнему удалось одержать верх, и уже через год после вступления Федора на престол фактическим правителем страны стал всемогущий боярин, на сестре которого, Ирине Годуновой, был женат русский царь. 6 января 1598 царь Федор Иванович умер. Со смертью этого, в общем жалкого человека, пресеклась не только династия, но кончилась целая эпоха, когда на престоле находились “прирожденные государи”. Имя этого царя стало особенно популярно в годы Смуты, в начале 17 века. Каждый самозванец так или иначе стремился стать либо родным братом Федора, либо его близким родственником. В народном сознании он оставил по себе добрую память как боголюбивый и милостивый государь[4].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Введение Патриаршества в России

 

   Состав Правительство Годунова стремилось укрепить авторитет России и царской власти. С этой целью уже в 1589 г. в России было утверждено патриаршество. Первым русским патриархом был провозглашен митрополит московский Иов. Шесть русских епископов стали митрополитами. Русская церковь окончательно стала самостоятельной - автокефальной. Характерно, что инициатива установления патриаршества в России исходила не от церкви, а от светской власти, все больше контролировавшей церковную жизнь[1].

       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Культура 14-16 веков

 

    С XIV века начинается возрождение русской культуры, обусловленное освобождением русских земель от ордынского ига, образованием Русского централизованного государства и успехами хозяйственного развития. Идейным стержнем возрождения стали национальный подъем, идея единства. Центром объединения русских земель стала Москва. В отличие от Новгорода, заботившегося лишь о собственной независимости, Москва выдвинула совершенно новую “программу” своего политического и культурного развития – объединение русских земель, восстановление мощной государственности[2]. Главное, к чему стремилась культура – и это нашло отражение, прежде всего, в искусстве – открыть ценности человеческого существования. В жестких испытаниях векового противостояния с Ордой рождалась потребность во внутренних достоинствах человека. В русской художественной культуре получает развитие эмоциональная сфера, преобладает экспрессивно-эмоциональная образность, а в идейной жизни все большее значение приобретает “безмолвие”, уединенная молитва, совершаемая вне церкви, уход в пустынь, в скит. Это уединение соответствовало в тех условиях духу “развивающегося личностного начала” . Этот взлет русской культуры на рубеже XIV-XV вв. принято считать Предвозрождением. Устное народное творчество XIV – XV вв. – былины, песни, пословицы, сказки и пр. – отражало представление русских людей о своем прошлом. Окончательно складывается киевский былинный цикл о Владимире Красное Солнышко, Илье Муромце, богатырях. Ведущей темой произведений устного народного творчества в этот период становится борьба против монголо-татарского нашествия и ордынского ига. Среди них особенно выделяются сказания о рязанском богатыре Евпатии Коловрате, о битве на Калке, о Куликовской битве[3]. Созданию монументальных сооружений в столицу привлекаются не только отечественные строители, но и заморские мастера, в первую очередь из Италии. Византийцы принесли на Русь мастерство каменного строительства, крестовокупольных храмов, искусство мозаики, иконописи, фрески, книжной миниатюры, ювелирное дело, которые были творчески переработаны русичами. В Древней Руси существовало высокоразвитое ремесленное производство. В XVI в. получает большой размах крепостное строительство. Были построены кремли в Туле, Коломне, Зарайске, Серпухове, стены Нижегородского кремля, реконструированы стены Новгородского кремля. В это время в Москве создается вторая линия обороны, опоясавшая торгово-ремесленный район – Китай-город, и третья линия каменных укреплений, протянувшаяся вокруг Белого города (Бульварное кольцо[1].  
       Разумеется, преобладало деревянное строительство, приём которого не без успеха применялись и в каменном зодчестве. Великолепный деревянный дворец оригинальной конструкции был построен для богатых купцов Строгановых в Сольвычегодске[3].

 

 

 

 

 

 

  1. Заключение

  В целом итоги царствования Ивана IV были неутешительны. В результате опричнины не произошло серьезных изменений в структуре общественных отношений, зато опричные репрессии и рост налогового гнета в связи с Ливонской войной резко ухудшили положение народных масс. Разразился хозяйственный кризис. Выход из кризиса правительство искало в административных мерах. В ответ на бегство крестьян было принято крепостническое законодательство[3]. Личность и деятельность Ивана Грозного были очень противоречивы, как была полна противоречий вся эпоха становления и укрепления единого государства. Иван Грозный действовал в тех исторических условиях и в той обстановке, которые имели и объективное происхождение. В исторический процесс развития средневекового Российского государства он внес свой, к тому же немалый вклад. Его деятельность способствовала важным внутренним преобразованиям и ликвидации опасных очагов внешней агрессии против России. Вместе с тем его характеризует жестокость в борьбе с действительными и мнимыми противниками. Во многом этим объясняется то, что с его именем нередко связано представление о разгуле террора, о подозрительности и жестокости в деятельности правителя страны, а слово "опричнина" стало нарицательным обозначением крайнего беззакония, произвола, массового истребления неповинных людей[1]. Для меня тема времен Ивана Грозного очень интересна, к сожалению нужно было раскрыть не одну тему, так как каждая тема, сама по себе реферат, я старалась указать самое главное, на мой взгляд.

 

 

 

Список литературы

 

  1. Боброва С.П. История России с древнейших времен до 1917 года, Иваново 2012 г.
  2. Карамзин Н.М. История Государства Российского М. 1997 г.
  3. Радугин А.А. История России - М.: Центр, 2002 г.
  4. Павлов А.П. Государев двор и политическая борьба при Борисе Годунове (1584-1605) СПб 1992 г.
  5. Володихин Д.М. Иван Грозный IV- М.: Вече, 2010 г.

 

 

 

 


Информация о работе Внутренняя политика конца XV-XVI вв