Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 17:35, доклад
Кавказ и в целом кавказское стратегическое направление уже более двух десятилетий находятся на острие проблем внутренней и внешней безопасности Российской Федерации. Говоря о Кавказе, в географическом смысле мы имеем ввиду российский Северный Кавказ и Южный Кавказ (Закавказье) с расположенными здесь Азербайджаном, Арменией и Грузией.
Кавказ и в целом кавказское стратегическое направление уже более двух десятилетий находятся на острие проблем внутренней и внешней безопасности Российской Федерации. Говоря о Кавказе, в географическом смысле мы имеем ввиду российский Северный Кавказ и Южный Кавказ (Закавказье) с расположенными здесь Азербайджаном, Арменией и Грузией.
Однако в расширенном
геополитическом и
На протяжении всего этого периода политика России на Северном Кавказе и на Кавказе в целом сталкивается с рядом старых и новых проблем, вызовов и угроз, не совместимых с понятиями политической стабильности, социально-экономического благополучия и безопасности. Затяжной и масштабный характер негативных процессов на российском Северном Кавказе превратили его в зону повышенной активности исламских экстремистов, рассадник терроризма и бандитизма и «черную дыру» российской финансовой системы. Составляя по размеру территории (172 366 кв. км) и общей численности населения (9 254 940 чел.) около 1% от аналогичных показателей всей России, этот регион создает столько острых проблем, что с ними пока не может справиться вся страна. Это явный вызов и угроза национальным интересам и безопасности России.
После развала СССР, этого самого трагичного и тяжелейшего по своим последствиям события в истории российской государственности, отбросившего Россию к границам 16 века и перечеркнувшего огромные достижения и перспективы российской и советской цивилизации, нашей стране снова угрожают сценарием нового распада, на этот раз конкретно на северокавказском направлении. Россия не может допустить того, чтобы с ней произошло то же, что случилось с СССР. Мы обязаны говорить об этом прямо и открыто. И не только говорить, но и действовать. Причем действовать незамедлительно, масштабно и решительно. Этого требуют нарастающие на Кавказе новые террористические и военные угрозы для России, продолжающееся вмешательство во внутренние дела нашего государства со стороны ряда стран ближнего и дальнего зарубежья и появление потенциальных вызовов и угроз национальным интересам и безопасности России, создаваемых нынешним острым военно-политического кризисом в исламском мире Северной Африки, Ближнего и Среднего Востока.
Одним из ответов на обозначенные выше вызовы и угрозы стало принятие президентом РФ решения о создании нового федерального округа со всеми вытекающими из этого последствиями. 19 января 2010 года указом президента Российской Федерации Дмитрия Медведева был образован Северо-Кавказский федеральный округ (СКФО), в состав которого вошли Ставропольский Край, Республика Дагестан, Чеченская Республика, Республика Ингушетия, Республика Северная Осетия – Алания, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика. Полномочным представителем президента Российской Федерации в Северо-Кавказском федеральном округе был назначен бывший губернатор Красноярского края Александр Геннадьевич Хлопонин.
Концентрацией на северокавказском
направлении необходимых
Свои стратегические притязания на этот край, называемый "солнечным сплетением Евразии”, объявили многие страны, и, в первую очередь, США, Великобритания, Турция, Евросоюз и НАТО. В этот регион устремлены интересы ряда ведущих государств исламского мира и Китая. Деятельность враждебных российскому государству стран, группировок и сил на Северном Кавказе оказывает разрушительное воздействие на жизнь северокавказских народов, навязывает им ложные представления о возможности решить вопросы собственного благополучия за счет жизненных интересов других народов, лишает основную массу проживающих в северокавказском регионе российских мусульман возможностей и перспектив развития в составе свободной и демократической России.
Стабилизация в кратчайшие сроки военно-политической обстановки на Северном Кавказе, превращение этого неспокойного региона Российской Федерации в зону мира, реальной безопасности, социально-экономического благополучия и развития являются на сегодня важнейшими задачами обеспечения внутренней и внешней безопасности Российской Федерации, укрепления ее международного авторитета и внешнеполитических позиций. Необходимо совершенно четкое и ответственное понимание того, что от состояния безопасности на Северном Кавказе зависит будущее всей нашей страны, целостность ее территории и безопасность граждан, а также состояние отношений России с внешним миром.
В связи с этим неотложной интеллектуальной задачей сегодня является глубокий и всесторонний анализ истории, движущих сил и мотивов сохранения и наращивания негативных общественно-политических и социально-экономических процессов на Кавказе хотя бы за последние три-четыре десятилетия. Без этого невозможно понять современное состояние и увидеть даже ближайшие перспективы развития военно-политической обстановки в Кавказском регионе и вокруг него.
Чрезвычайно важно классифицировать и оценить все факторы влияния на общую ситуацию в регионе Северного Кавказа, вскрыть их суть, истоки и динамику, увидеть все вызовы и угрозы национальным интересам и безопасности страны. Только на базе таких знаний возможна разработка эффективных предложений по содержанию стратегии политики России на Кавказском направлении в целом и на Северном Кавказе, в частности. Только обладание такими знаниями даст нам в руки надежный инструмент для выбора путей вывода северокавказского региона из сложившейся кризисной ситуации.
Любые проблемы Северного
Кавказа должны рассматриваться
в общем стратегическом контексте
нынешнего состояния и перспект
Справедливость этого утверждения подтверждается хотя бы тем, что без политической, финансовой и военной поддержки Запада ни режим Саакашвили в Грузии, ни ряд других стран, втянутых в поддержку антироссийских сил на Кавказе, не смогли бы долго находиться на своих нынешних военно-политических позициях и давно бы сдали их. Более того, на протяжении последних двух десятилетий военная политика США, Евросоюза и НАТО на Балканах, в странах Восточной Европы, на Ближнем и Среднем Востоке, а также на севере Африки и на Кавказе подтверждает, что одной из ее главных стратегических целей является создание своего рода дуги военного присутствия и контроля Западом стратегически важных районов и направлений, блокирующих Россию на всем протяжении ее южных границ и границ бывшего СССР от Черного моря и до Китая. Этой цели служат размещение на долговременной основе вооруженных сил США на Балканах (Косово) и на Аравийском полуострове (Катар), планы развертывания средств стратегической системы ПРО США в Румынии и в зоне Персидского залива, военное присутствие США и НАТО в Ираке и Афганистане, а также вся стратегия США в отношении Ирана, Сирии и других неугодных режимов в этой зоне мира.
Кавказу, непосредственно примыкающему к российской территории, в этой стратегии отводится особое место. Сегодня здесь наблюдается прямо-таки лихорадочная активность США, стран Евросоюза, Израиля и Турции по восстановлению и наращиванию военного потенциала Грузии, подготовке вооруженных сил Азербайджана. Не закрыта и тема включения в состав НАТО государств Южного Кавказа, в первую очередь Грузии.
Короче говоря, какие бы приятные беседы ни велись между российским руководством и западными лидерами, как бы западные лидеры ни похлопывали «по-дружески» российских руководителей и политиков, какие бы инициативы «перезагрузки» российско-американских отношений ни выдвигались американской администрацией, на какие бы то ни было уступки Западу ни шла Россия, результат будет один и тот же: Запад будет действовать, исходя из собственных интересов и настойчиво пробиваться к своей цели.
Северный Кавказ - это сложная система отношений между народами и государствами. Происходящие здесь процессы тысячами невидимых нитей связывают регион со всем миром. Кавказ – это не только естественный географический рубеж между Европой, Азией и Ближневосточным регионом, составная часть древнейшей транспортной артерии (Малый шелковый путь, Дорога пряностей и благовоний), связывающей два континента, но и источник стратегических природных энергетических ресурсов – нефти и газа. И, наконец, Кавказ - это стык двух цивилизаций – западной (христианской) и восточной (мусульманской), двух мировых идеологий, декларирующих различные духовные ценности и свой миропорядок.
Так как в новых геополитических условиях XXI века основным мотивом реализуемого Западом передела мира является установление им контроля над природными ресурсами, стратегическими территориями, а также наземными и морскими коммуникациями и маршрутами, главной стратегической целью и задачей крупных мировых западных держав по-прежнему остается дальнейшее ослабление и расчленение России любыми доступными им средствами.
Внутриполитическая
Но всю нестабильность в северокавказском регионе не следует списывать только на влияние внешних факторов. Серьезное воздействие на ситуацию как в России в целом, так и в этом регионе оказывают наши внутренние факторы, такие как социальная несправедливость, безразличие местных властей к нуждам простых людей, чудовищная коррупция в органах федеральной и региональной власти, отсутствие у многих людей видения перспектив развития и надежд на достойную жизнь. Нарастает острая конкуренция внутри северокавказских народов за доступ к жизненным ресурсам. Особую угрозу представляют политизация и идеологизация происходящих на Северном Кавказе общественных настроений и процессов, в которых исключительно большую роль стали играть представители и организации экстремистских направлений в современном исламе.
Кавказ с конца 80-х годов прошлого века и по настоящее время остается наиболее проблемным и уязвимым направлением во внутренней и внешней политике Российской Федерации. В течение последних двух десятилетий здесь произошло семь вооруженных конфликтов, последствия которых до сих пор оказывают негативное влияние на общее состояние военно-политической обстановки в этом регионе и на ряде российских территорий. Это (в хронологическом порядке): армяно-азербайджанский вооруженный конфликт из-за Нагорного Карабаха (1989-1994 гг.); первая грузино-южноосетинская война (1991-1992 гг.); осетино-ингушский конфликт 30 октября – 2 ноября 1992 г. из-за Пригородного района Владикавказа; вооруженное вторжение Грузии в Абхазию и война в этой стране (1992-1993 гг.); две чеченские войны (1994-1996 гг. и 1999-2000 гг.); грузино-южноосетинский и грузино-абхазский вооруженные конфликты в августе 2008 г. Во всех этих конфликтах в той или иной форме (от миротворческих инициатив и до применения своих войск) принимала участие Россия, что только подтверждает стратегическую важность Кавказского направления для нашего государства.
Все эти конфликты следует рассматривать в контексте негативных последствий развала бывшего СССР, вслед за которым на постсоветском пространстве резко обострились межнациональные противоречия, усилились националистические и сепаратистские настроения, криминализация общества, неимоверно усложнились экономические проблемы как для самой России, так и для бывших советских республик. Одновременно приобрели широкие масштабы попытки ряда западных стран и государств исламского мира воспользоваться сложившейся на Кавказе и в целом на постсоветском пространстве сложной ситуацией для расширения своего влияния на кавказские народы и, соответственно, ослабления российских позиций в этом регионе, вплоть до полного отрыва всего Кавказа от российского государства.
Россия никогда и ни при каких условиях и обстоятельствах не должна поступаться целостностью своей территории. Это смертельно опасно для нее. Она обязана всеми доступными ей средствами, всей своей силой и решительностью защищать свои национальные интересы, территориальную целостность и обеспечивать безопасность государства и его граждан. Эти вопросы не подлежат никакой дискуссии. Авторитет и влияние любого политика в России всегда будет напрямую зависеть от того, насколько вся его деятельность отвечает этим задачам.
После разгрома в ходе контртеррористических операций на территории Чечни, Ингушетии и Дагестана незаконных вооруженных формирований чеченских сепаратистов и постепенной ликвидации наиболее одиозных фигур и главарей чеченского сепаратизма и экстремизма военно-политическая обстановка на Северном Кавказе, тем не менее, не стала более простой. Потерпев поражение в открытом сражении с российской армией, антиправительственные силы на Северном Кавказе и их зарубежные покровители перешли к использованию приемов и методов диверсий и террора против российских властей на местах, региональных органов и сил обеспечения правопорядка, важных объектов инфраструктуры, а также против федеральных сил и мирного населения.