Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 23:27, курсовая работа
В последние годы роль «военного коммунизма», которую он сыграл в нашей экономике, вызывает особый интерес. И видимо, это не случайно. Сначала публицисты, а за ними и историки обратили внимание на то, что ряд элементов командно-административной системы управления народным хозяйством восходит к эпохе «военного коммунизма». За этим открытием последовали и «оргвыводы», и «военный коммунизм» был объявлен источником практически всего зла, которого немало было в нашей истории последних десятилетий.
Введение.
Гл.1. Сущность командно-административной системы.
Гл.2. Содержание политики военного коммунизма.
2.1. Проведение национализации экономики.
2.2. Введение ресурсно-распределительного подхода к управлению хозяйством.
2.3. Введение продразверстки.
2.4. Ликвидация рынка.
Результат и последствия политики «военного коммунизма».
Заключение.
Список использованной литературы.
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«МОСКОВСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт налогов и налогообложения
Кафедра
государственного регулирования национальной
экономики
Курсовая работа
По учебной дисциплине «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ» на тему
«Военный
коммунизм – начальный этап становления
командно-административной системы»
Выполнил студент Бочковский Л.В.
Очной формы обучения
Специальности налоги и налогообложение
Первого курса первой
группы
Руководитель курсовой работы
Кандидат экономических
наук, доцент ________
Барсукова Г.С.
Москва 2010
Оглавление
Введение.
Гл.1. Сущность командно-административной системы.
Гл.2. Содержание политики военного коммунизма.
2.1.
Проведение национализации
2.2.
Введение ресурсно-
2.3. Введение продразверстки.
2.4. Ликвидация рынка.
Результат и последствия политики «военного коммунизма».
Заключение.
Список использованной
литературы.
Введение
В последние годы роль «военного коммунизма», которую он сыграл в нашей экономике, вызывает особый интерес. И видимо, это не случайно. Сначала публицисты, а за ними и историки обратили внимание на то, что ряд элементов командно-административной системы управления народным хозяйством восходит к эпохе «военного коммунизма». За этим открытием последовали и «оргвыводы», и «военный коммунизм» был объявлен источником практически всего зла, которого немало было в нашей истории последних десятилетий.
Нередко приводят цифры падения промышленного производства в нашей стране к 1921 г., а затем добавляют: вот до чего довела страну политика «военного коммунизма»! При этом зачастую обходят целый ряд обстоятельств. И то, что падение производства началось после вступления России в первую мировую войну, и уже накануне Октября страна оказалась на грани хозяйственной катастрофы. И то, что по территории России прокатилась разрушительная гражданская война, причинившая колоссальный ущерб народному хозяйству. И то, что интервенты нещадно грабили страну. И, наконец, то, что среди советских республик к началу 1921 г. не было ни Финляндии, ни Польши, ни Прибалтики, ни Грузии, ни Дальнего Востока, а ведь на этих территориях перед первой мировой войной находилась значительная часть промышленности России.
Обычно обходят и то, что само применение В. И. Лениным термина «военный коммунизм» было лишено какого-либо пиетета, что в нем самом (кстати, впервые употребленном А.А. Богдановым в 1916 г. применительно к экономике европейских держав, втянутых в мировую войну) первоначально содержался сугубо критический подтекст, который лишь с течением времени
стал постепенно утрачиваться. И только потом термин «военный коммунизм» стал официальным обозначением определенной эпохи нашего хозяйственного развития.
Важнейшей
чертой «военного коммунизма», сохранившаяся
впоследствии, явилась идеологизация
экономической политики, связанный с этим
примат теологического подхода к хозяйственной
сфере. Иначе говоря, решения принимались
не только (а часто и не столько) на основе
анализа объективной реальности, сколько
в соответствии с представлениями о том,
какой должна быть экономическая политика
партии большевиков. Этим объясняется
и антирыночный ригоризм 1918-1920 гг., и уравнительность
в системе распределения, и попытки ускоренного
обобществления сельского хозяйства в
начале 1919 г. Все это делалось «в целях
наискорейшего переустройства всего народного
хозяйства на коммунистических началах».
Гл.1. Сущность
командно-административной системы.
Существенной
характеристикой командно-административной
системы (далее КАС) является всеобщее
огосударствление экономической жизни
общества. Оно проявилось, прежде всего,
в огосударствлении собственности. Общенародная,
по конституциям социалистических стран,
собственность фактически превратилась
в государственную, удельный вес которой
в СССР, например, составлял 90%. В результате
произошла как деформация процесса присвоения
объектов собственности, так и результатов
ее функционирования. Декларированные
субъекты собственности – трудовые коллективы
и отдельные трудящиеся – были отчуждены
от собственности, т.к. фактически утратили
важнейшие функции присвоения: владения
и распоряжения. Они перешли к органам
государственного управления и представлявшему
их слою распорядителей, в результате
чего государственная собственность утратила
общественный характер и стала персонифицированной.
Реальным собственником стала административно-
Закономерным
Следует отметить, что в КАС экономическая
власть государства не имела развитой
правовой базы и поэтому не являлась правовой
властью. Она опиралась на власть госаппарата,
имеющего свои особые интересы, отличающиеся
от интересов народа и заключавшиеся в
сохранении устраивающей их системы управления
и укреплении государственной мощи. Интересы
человека-работника признавались лишь
в той степени, в какой они могли служить
реализации интересов власти. Поэтому
характерной чертой такого общества является
ограничение свобод, в том числе экономической
свободы.
Результатом КАС является тоталитарное
государство. Тоталитаризм – это система
насильственного политического господства,
характеризующаяся полным подчинением
общества власти господствующей элиты.
Можно выделить следующие характерные
черты тоталитаризма:
1. Единая идеология, мобилизующая население;
2. Единая партия – монополист, возглавляемая
одним лидером;
3. Государственная монополия на средства
массовой информации;
4. Репрессивная политическая система;
5. Всеобщее доминирование государственной
собственности на все средства производства.
Предпосылкой возникновения тоталитаризма
явилось положение классиков марксизма
о необходимости введения на переходный
период от капитализма к социализму, для
подавления сопротивления буржуазии,
диктатуры
пролетариата. Но, как показал исторический
опыт, в течение короткого времени
диктатура пролетариата может
превратиться в диктатуру
Существенной
чертой КАС является
В производстве деформация
начинается с подмены его цели: вместо
удовлетворения потребностей общества
ею фактически стало накопление ради накопления.
В основе управления производственным
процессом лежало директивное планирование.
Система централизованного планирования
была создана в 20-30-е годы и не претерпела
затем никаких принципиальных изменений.
Она была разработана, чтобы обеспечить
стратегию ускоренной индустриализации,
базирующуюся главным образом на быстрой
мобилизации капитальных, трудовых и материальных
ресурсов и отодвигавшую на второй план
вопрос об их эффективном использовании.
В основе планирования лежали такие принципы,
как:
1. Директивность – обязательность для
исполнения;
2. Адресность – доведение заданий
до конкретного исполнителя;
3. Централизованность – распределение
плановых заданий из единого центра.
Централизованное плановое задание включает
директивы по регионам, отраслям, отдельным
предприятиям. После принятия план принимает
форму закона и его неисполнение ведет
к административной, уголовной и партийной
ответственности. Социалистическому планированию
теоретиками приписывалось такое существенное
свойство, как научность. Но на практике
через планирование реализовывались политические
и экономические
установки правящей
партии и, как правило, не учитывались
объективные экономические
В нормальной рыночной экономике стимулом,
побуждающим к производству того или другого
продукта, являются спрос и рыночная цена.
В КАС таким стимулом является приказ
(или план). Из центра устанавливаются
цены, нормы оплаты труда, прибыли предприятия.
Для выполнения планового задания выделяются
бесплатные для предприятия ресурсы, централизованно
устанавливаются фонд заработной платы
и перечень выпускаемых товаров. Имея
номенклатуру в миллионы наименований
товаров, понятно, что точно определить
их перечень из единого центра физически
невозможно. Директивное планирование
как метод управления народным хозяйством
эффективно в чрезвычайных условиях: войны,
стихийные бедствия и другие подобные
случаи, когда нужно быстро сосредоточить
силы и средства на приоритетных направлениях.
Но в обычных условиях работы народного
хозяйства сложность и многообразие экономических
процессов не вмещаются в рамки централизованного
планирования. Поэтому оно постепенно
превратилось в тормоз экономического
развития.
В производстве господствуют предприятия-монополисты.
Слабо работающим предприятиям не дают
разориться, а поддерживают их «на плаву»,
путем перераспределения прибыли от хорошо
работающих предприятий. Поэтому отсутствуют
стимулы для эффективной работы и у отстающих,
и у рентабельных предприятий. Первые
знают, что им все равно помогут, а вторые
– что у них все равно отберут часть прибыли
для помощи
отстающим
предприятиям. Следовательно, характерной
чертой КАС является система
Каждый потребитель жестко прикреплен
к «своему» поставщику, у него нет возможности
выбора товаров и услуг, поэтому отсутствует
конкуренция и возможность выбора товара
и цены. Повсеместно господствует диктат
производителя над потребителем.
В условиях централизованного распределения
ресурсов существовали постоянные завышенные
требования предприятий на ресурсы. Экономика,
как гигантский насос, перекачивала их
из одной отрасли в другую.
В производстве, как и в экономике в целом,
развивались отношения патернализма: государство
как собственник брало на себя ответственность
за экономическое положение предприятий,
отраслей, регионов, отдельных трудящихся.
В таких условиях деформируется природа
экономических стимулов. Ими фактически
выступают государственные дотации, субсидии
и тому подобные льготы, которых производитель
стремится добиться любой ценой. Экономическое
положение предприятия не связано с его
рентабельностью. Государство безвозмездно
компенсирует предприятию его потери
и избавляет от необходимости бороться
за свое существование.
Производитель всегда уверен в сбыте своей
продукции, поэтому у него нет экономической
заинтересованности в техническом переоснащении
производства и в повышении качества товаров.
Это объективно тормозило внедрение НТР.
При внешнем отсутствии безработицы была
скрытая безработица, завышенные штаты
работников практически на всех предприятиях,
и как следствие, низкая повсеместная
производительность труда.
Финансовая политика играла пассивную
роль: она замыкалась на задаче обеспечения
государственных предприятий финансовыми
средствами, необходимыми для выполнения
плановых заданий, которые устанавливались
в натуральных
показателях. Кредитно-денежная политика
также не играла активной, независимой
роли. Монолитная государственная банковская
система кредитовала предприятия для
выполнения плана, принимала вклады от
предприятий и населения и занималась
эмиссией денег. Средства на счетах предприятий
контролировались отраслевыми министерствами
и потому не могли использоваться свободно.
Процентные ставки поддерживались на
очень низком уровне и не играли практически
никакой роли в распределении финансовых
ресурсов. Бюджетная политика была подчинена
плану, бюджетные средства расходовались
на поддержку госпредприятий без ограничений.
Чтобы повысить экономическую самостоятельность
предприятий и обеспечить положительную
динамику экономического роста, были попытки
введения хозрасчета: предприятия должны
были сами окупать свои расходы за счет
собственных доходов. Но хозрасчет носил
формальный характер, так как все нормативы
(по размеру прибыли, оставляемой предприятию,
величине фонда зарплаты и др.) устанавливались
из центра. Отсутствовало свободное ценообразование.
Предприятия получили только небольшую
экономическую свободу. Желаемый результат
не был достигнут.
В сельском хозяйстве произошла административная
коллективизация как результат экспроприации
частной собственности, зачастую насильственное
объединение крестьян в колхозы и совхозы,
контролируемые государством. Средства
из сельского хозяйства в огромных количествах
выкачивались для проведения индустриализации.
Колхозники длительное время работали
за трудодни и были лишены права покинуть
свои хозяйства, т.к. им не выдавались паспорта.
В отношениях распределения основной недостаток
КАС заключается в том, что государство
является монопольным распределителем
основных ресурсов: материальных, финансовых,
природных, трудовых. Деньги объективно
не могли выполнять те же функции, что
и в рыночной экономике.
Информация о работе Военный коммунизм – начальный этап становления командно-административной системы