Военный коммунизм – начальный этап становления командно-административной системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 23:27, курсовая работа

Описание

В последние годы роль «военного коммунизма», которую он сыграл в нашей экономике, вызывает особый интерес. И видимо, это не случайно. Сначала публицисты, а за ними и историки обратили внимание на то, что ряд элементов командно-административной системы управления народным хозяйством восходит к эпохе «военного коммунизма». За этим открытием последовали и «оргвыводы», и «военный коммунизм» был объявлен источником практически всего зла, которого немало было в нашей истории последних десятилетий.

Содержание

Введение.
Гл.1. Сущность командно-административной системы.
Гл.2. Содержание политики военного коммунизма.
2.1. Проведение национализации экономики.
2.2. Введение ресурсно-распределительного подхода к управлению хозяйством.
2.3. Введение продразверстки.
2.4. Ликвидация рынка.
Результат и последствия политики «военного коммунизма».
Заключение.
Список использованной литературы.

Работа состоит из  1 файл

для сайта.doc

— 98.50 Кб (Скачать документ)

                                                                                                                                   7

 Поэтому распределение  осуществляется не в соответствии  со сложившимися спросом и  предложением ресурсов, а по усмотрению государственных органов управления. В таких условиях процветает взяточничество. 
       В рыночной экономике размер заработной платы определяется в процессе конкуренции с учетом соотношения спроса и предложения на рынке труда. В КАС она административно устанавливается и ограничивается государством посредством нормативов, поэтому не является стимулом к высокопроизводительному труду и проявляется одновременно в уравниловке и привилегиях. 
        В отношениях обмена господствовала особая форма рынка: административный рынок с выхолощенными товарно-денежными отношениями. Для него были характерны: централизованное ценообразование, отсутствие многообразия форм собственности, суженный характер обмена, т.к. отсутствовали рынки ценных бумаг, капитала, земли, не было и рынка труда. 
       Были деформированы и отношения потребления. Потребители средств производства и товаров народного потребления – предприятия и население – были фактически лишены права выбора. Предприятия, жестко прикрепленные централизованной системой распределения к «своему» единственному поставщику ресурсов или комплектующих изделий, не могли менять поставщиков и покупателей своей продукции по собственному усмотрению. Господствовал принцип: «бери, что дают», невзирая ни на качество, ни на цену. 
       Для населения особенности потребления характеризовались тем, что жилье, общественный транспорт, основные продукты питания были дешевыми, но все потребительские товары отличались низким качеством. Рост номинальных денежных доходов населения и «замороженные цены» на большинство видов товаров явились причиной того, что совокупное предложение товаров и услуг количественно и качественно отставали от

                                                                                                                                   8

 платежеспособного  спроса населения. Население фактически было лишено права выбора товаров и услуг, обеспечивающих его потребности. В условиях стабильных цен и роста денежных доходов населения расширяется сфера «черного рынка», растут цены на нем. Одновременно, как показывает опыт СССР и других стран с командной экономикой, широкое распространение получает нормированное (карточное, талонное) распределение благ и услуг. Таким образом, отношения потребления в КАС характеризуются скрытым снижением жизненного уровня населения, всеобщим дефицитом. 
       Для КАС также свойственно отсутствие интереса в повышении производительности труда, снижении себестоимости, расширении ассортимента товаров, качественной работе, во внедрении достижений НТР. 
       Внешняя торговля осуществлялась государственными внешнеэкономическими организациями, не конкурирующими друг с другом. Свободный план внешней торговли являлся неотъемлемой частью общегосударственного плана, в котором объем экспорта определялся на базе объема импорта, необходимого для выполнения плановых заданий в приоритетных отраслях экономики. Обособленность структуры внутренних цен от мировых достигалась путем так называемого выравнивания первых за счет системы налогов и субсидий во внешней торговле, которая сводила роль официального курса к чисто учетной функции.
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                                                                   9

Гл.2. Содержание политики военного коммунизма. 

2.1. Проведение национализации экономики.

     Одна сторона политики «военного коммунизма» заключается в повсеместной национализации экономики, (то есть законодательное оформление перехода предприятий и отраслей в собственность государства, что далеко не означает превращения его в собственность всего общества). Того же требовала и гражданская война. По мнению В. И. Ленина «коммунизм требует и предполагает наибольшую централизацию крупного производства во всей стране». Помимо "коммунизма", того же самого требует и военное положение в стране. И вот, декретом СНК от 28 июня 1918

национализируется горная, металлургическая, текстильная  и другие ведущие отрасли промышленности. К концу 1918 года из 9 тысяч предприятий  европейской России было национализировано 3,5 тысячи, к лету 1919 - 4 тысячи, а еще  через год уже порядка 80 процентов, на которых трудилось 2 миллиона человек - это около 70 процентов занятых. В 1920 государство являлось практически безраздельным собственником промышленных средств производства. На первый взгляд, казалось бы, национализация не несет в себе ничего плохого, но осенью 1920 года А. И. Рыков, являющийся в то время Чрезвычайным уполномоченным по снабжению армии (это довольно значимая должность, если учесть, что в России во всю идёт гражданская война), предлагает провести децентрализацию управления промышленностью, поскольку, по его словам: «вся система строится на недоверии вышестоящих органов к нижестоящим звеньям, что тормозит развитие страны». 
 
 

                                                                                                                                 10

2.2. Введение  ресурсно-распределительного подхода  к управлению хозяйством.

                                                      

     Уже  на начальном этапе становления  «военного коммунизма» шло ускоренное  формирование централизованной административной системы регулирования экономики. В основе этой системы лежал ресурсно-распределительный принцип, т.е. государственные органы концентрировали в своих руках важнейшие производственные ресурсы – сырье, топливо, продовольствие, впоследствии – рабочую силу – и распределяли их между всеми потребителями в соответствии с некоторыми нерыночными приоритетами.

     Ключевую  роль в хозяйственном руководстве  играли ведомства и учреждения, которые занимались распределением  ресурсов. Важнейшим из них был Наркомат продовольствия, следом за ним шла Комиссия использования, учрежденная декретом СНК РСФСР 21 ноября 1918 г. В 1919 г. она разработала 45 планов распределения различных продуктов, за 10 месяцев 1920 г. – 55.  Общее число распределяемых продуктов достигло 325. Третьим по значению был Главтоп – Главный топливный комитет, подчинявшийся ВСНХ.

     Господство  ресурсно-распределительного подхода  имело своим следствием доминирование  отраслевого принципа управления. Высший Совет Народного Хозяйства постепенно  превратился в Наркомат промышленности, т.е. в отраслевой орган. Оперативное управление отраслями осуществлялось соответствующими главными и центральными управлениями (главками и центрами), подчиненными Президиуму ВСНХ. С конца 1918 г. до середины 1920 г. количество главков выросло с 20 до 52.

     Что  касается губернских совнархозов,  то в соответствии с решениями  2-го Всероссийского съезда совнархозов  !1918 г.) они превратились в исполнительные  органы ВСНХ на местах. Крупные  государственные

                                                                                                                                 11

предприятия из их ведения были изъяты, они руководили только мелкими.

     В  феврале 1920 г. декретом ВЦИК  схема управления промышленностью изменилась. Все государственные предприятия были в зависимости от их экономического значения и размеров производственных фондов разделены на 3 группы. В первую группу, непосредственно управляемую главками, были отнесены предприятия, представляющие особую государственную важность. Предприятия второй группы переходили в управление губернских совнархозов, а третьей в полное подчинение губсовнархозам. К 1 ноября 1920 г. из общего числа 6908 учтенных предприятий приходилось:

    • На первую группу 2374 или 35 %
    • На вторую группу 3450 или 50%
    • На третью группу 1084 или 15%

     Так  как в первую группу входили  все крупные предприятия, а  в третью мелкие и мельчайшие, оказывалось, что по объему  производственных фондов выпускаемой  продукции первая группа доминировала, а доля третьей была ничтожна. 
 

2.3. Введение  продразверстки.

     Продразверсткой, по сути, является система заготовок сельскохозяйственных продуктов в России в 1919-1921 гг., элемент политики военного коммунизма; обязательная сдача крестьянами государству по твердым ценам всех так называемых излишков (сверх установленных норм на личные и хозяйственные нужды) хлеба и других продуктов. Проводилась органами Наркомпрода, продотрядами совместно с комбедами, местными Советами в принудительном порядке. Нормы сдачи хлеба распределялись (разверстывались) как дань между территориями. Часто нормы сдачи хлеба были больше, чем запасы крестьян. Перед угрозой голодной смерти крестьяне прятали хлеб, но продотряды искали запасы и наказывали

                                                                                                                                 12

«укрывателей».

     За первый год продовольственной диктатуры и начала продразверстки (до июня 1919) было собрано 44,6 млн пудов хлеба, а за второй год (до июня 1920 г. ) -- 113,9 млн пудов. Продразверстка, таким образом, несколько увеличила сборы хлеба, чему способствовало также наступление белых армий -- часть крестьян готова была поддержать коммунистов продовольствием в условиях угрозы победы белых. Для сравнения: только за ноябрь 1917 г. при еще функционировании неразгромленного продовольственного аппарата Временного правительства было собрано 33,7 млн. пудов.

     Значительная часть собранного продотрядами продовольствия просто сгнивала из-за неразберихи, царившей на транспорте, из-за некомпетентности и неповоротливости большевистской бюрократии. Армия потребляла 60% рыбы, мяса, 40% хлеба, 100% табака, собранных по продразверстке. Рабочие и крестьяне голодали. Те продукты, которые доходили до армии и крупных городов, частично разворовывались, а частично распределялись на пайки. Паек обеспечивал полуголодное существование рабочих и служащих. Несколько лучше питались солдаты. Хорошее регулярное питание было обеспечено государственному руководству. При продразверстке у крестьян не было никакого стимула трудиться, поскольку весь урожай отбирался. Это стало одной из причин разорения сельского хозяйства к 1921 г. Крестьянские восстания, развернувшиеся по всей стране, требовали отмены продразверстки. По решению Х съезда РКП(б) продразверстка была заменена продналогом, что стало важнейшей мерой по переходу к нэпу. 
 

2.4. Ликвидация  рынка.

     Ещё одна немаловажная сторона политики "военного коммунизма" –

                                                                                                                                 13

уничтожение рынка  и товарно-денежных отношений. Рынок, главный двигатель развития страны, - это экономические связи между  отдельными товаропроизводителями, отраслями  производства, различными районами страны. Во-первых, война нарушила всякие связи, разорвала их. Вместе с бесповоротным падением курса рубля, в 1919 г. году он равнялся 1 копейке довоенного рубля, происходило падение роли денег в целом, неизбежно влекомое войной. Во-вторых, огосударствление экономики, безраздельное господство государственного способа производства, сверхцентрализация хозяйственных органов, общий подход большевиков к новому обществу, как к безденежному привело в итоге к упразднению рынка и товарно-денежных отношений. 22 июля 1918 г. года принят декрет СНК "О спекуляции", запрещавший всякую негосударственную торговлю. К осени в половине губерний, не захваченных белыми, ликвидировалась частная оптовая торговля, а в трети - и розничная. Для обеспечения населения продовольствием, предметами личного потребления СНК декретировал создание сети государственного снабжения.

     Однако, несмотря на подрыв рынка как  регулятора воспроизводственного  процесса, план не занял его  места. Развитие экономики было  анархичным. Во-первых, отсутствовал единый хозяйственный план республики, и попытки его составить даже не предпринимались. Во-вторых, планы отдельных отраслей и предприятий не были взаимосвязаны. В-третьих, практически полностью отсутствовала какая-либо связь между отчетными и плановыми показателями. Были прецеденты, когда планы выполнялись на 2-3%.

     Для  «военно-коммунистической» экономики  характерна следующая особенность:  ликвидация товарно-денежных отношений  de jure при их сохранении de facto.

    Несмотря  на ряд мер, таких как запрет государственным предприятиям покупать необходимые продукты на свободном рынке в 1920 г., как постановление  26 ноября 1918 г. о монополизации государства на торговою

                                                                                                                                 14

практически всеми  товарами широкого потребления, как  переход функции распределения  денежных средств к Президиуму ВСНХ и его отделам, государство оказалось  не способно «отменить» товарно-денежные отношения. Черный рынок процветал. Нелегальный рыночный оборот охватывал более половины оборота материальных ценностей в хозяйстве. Так, в 1918-1919 гг. из полученного потребителями хлеба лишь 40% было доставлено государственными распределительными органами, а остальное – «мешочниками». Услугами черного рынка вынуждены были пользоваться и предприятия.

Информация о работе Военный коммунизм – начальный этап становления командно-административной системы