Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 15:51, реферат
Введение: Сложность исследования вопросов происхождения восточных славян и их расселения на территории Руси тесно связана проблемой отсутствия достоверных сведений о славянах. Более или менее точные источники историческая наука имеет лишь с V-VI вв. н.э., тогда как ранняя история славян весьма туманна.
Первые, достаточно скудные сведения, содержатся в трудах античных, византийских и арабских авторов.
Введение………………………………………………………………………….3
1.Первоначальное расселение и формирование ветвей славянства………..3-4
2.Занятия восточных славян…………………………………………………..4-5
3.Особенности славянской колонизации. Соседи славян…………………...5-9
4.Общественное устройство……………………………………………….....9-10
5.Формирование государства у славян……………………………………..10-11
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ «МАМИ» /УНИВЕРСИТЕТ МАШИНОСТРОЕНИЯ/
Кафедра «История и политология»
Кулиничев Вадим Павлович
1-АНТК(н)-9
ТЕМА РЕФЕРАТА
«Восточные славяне: колонизация, хозяйственная жизнь, общественный уклад».
Научный руководитель:
Дмитриев Анатолий Евграфович
Москва – 2012
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1.Первоначальное расселение и формирование ветвей славянства………..3-4
2.Занятия восточных славян…………………………………………………..4-5
3.Особенности славянской колонизации. Соседи славян…………………...5-9
4.Общественное устройство………………………………………………..
5.Формирование государства у славян……………………………………..10-11
Введение: Сложность исследования вопросов
происхождения восточных славян и их расселения
на территории Руси тесно связана проблемой
отсутствия достоверных сведений о славянах.
Более или менее точные источники историческая
наука имеет лишь с V-VI вв. н.э., тогда как
ранняя история славян весьма туманна.
Первые, достаточно скудные сведения,
содержатся в трудах античных, византийских
и арабских авторов.
Серьезным письменным источником, несомненно,
является Повесть временных лет – первая
русская летопись, основной задачей которой,
по словам самого летописца, было выяснить,
«откуда пошла Русская земля, кто в Киеве
начал первее княжить». Автор летописи
подробно описывает расселение славянских
племен и период, непосредственно предшествующий
образованию древнерусского государства.
В связи с изложенными обстоятельствами
проблему происхождения и ранней истории
древних славян сегодня решают ученые
разных наук: историки, археологи, этнографы,
лингвисты.
Первоначальное расселение и формирование ветвей славянства
Праславяне
выделились из индоевропейской группы
к середине I тысячелетия до н.э.
В Центральной и Восточной Европе существовали
тогда родственные между собой культуры,
занимавшие довольно обширную территорию.
В этот период еще нельзя выделить чисто
славянскую культуру, она только начинает
складываться в недрах этой древней культурной
общности, из которой вышли не только славяне,
но и некоторые другие народы.
При этом, под именем «венеды», славяне
впервые стали известны античным авторам
еще I-II вв. н.э. – Корнелию Тациту, Плинию
Старшему, Птолемею, которые размещали
их между германцами и угро-финнами.
Так, римские историки Плиний Старший
и Тацит (I в. н.э.) сообщают о венедах, обитавших
между германскими и сарматскими племенами.
При этом Тацит отмечает воинственность
и жестокость венедов, которые, например,
уничтожали пленных.
Многие современные историки видят в
венедах древних славян, еще сохранявших
свое этническое единство и занимавших
территорию приблизительно нынешней Юго-Восточной
Полыни, а также Волыни и Полесья.
Византийские авторы VI в. были более внимательны
к славянам, так как они, окрепнув к этому
времени, начали угрожать империи.
Иордан возводит современных ему славян
– венедов, склавинов и антов – к одному
корню и фиксирует тем самым начало их
разделения, протекавшего в VI-VIII вв . Относительно
единый славянский мир распадался как
в результате миграций, вызванных ростом
численности населения и «давлением»
других племен, так и взаимодействия с
разноэтнической средой, в которой они
расселя лись (угро-финны, балты, ираноязычные
племена) и с которой контактировали (германцы,
византийцы).
По византийским источникам устанавливается,
что к VI в. н.э. славяне занимали обширные
пространства Центральной и Восточной
Европы и делились на 3 группы: 1) склавины
(жили между Днестром, средним течением
Дуная и верховьями Вислы); 2) анты (Междуречье
Днепра и Днестра); 3) венеды (бассейн Вислы).
Всего авторы называют около 150 племен
славян.
Однако источники VI в. не содержат еще
указаний на какие-то различия между этими
группами, а, наоборот, объединяют их, отмечают
единство языка, обычаев, законов.
«Племена антов и славян сходны по своему
образу жизни, по своим нравам и своей
любви к свободе», «издавна живут в народоправстве»
(демократии), «отличаются выносливостью,
храбростью, сплоченностью, гостеприимством,
языческим многобожием и обрядами». У
них много «разнообразного скота», они
«возделывают хлебные злаки, особенно
пшеницу и просо». В своем хозяйстве они
использовали труд «рабов – военнопленных»,
но не держали их в бессрочном рабстве,
а по истечении «некоторого времени отпускали
за выкуп» или предлагали остаться у себя
«на положении свободных или друзей» (мягкая
форма патриархальной системы рабства).
Данные о восточнославянских племенах
имеются в «Повести временных лет» монаха
Нестора (начало XII в.). Он пишет о прародине
славян, которую определяет в бассейне
Дуная. (Согласно библейской легенде их
появление на Дунае Нестор связывал с
«вавилонским столпотворением», приведшим,
по воле Бога, к разъединению языков и
их «рассеиванию» по всему миру). Приход
славян на Днепр с Дуная он объяснял нападением
на них воинственных соседей - «волохов»,
вытеснивших славян с прародины.
Таким образом, название «славяне» появилось
в источниках только в VI в. н.э. В это время
славянский этнос активно включается
в процесс Великого переселения народов
– крупного миграционного движения, охватившего
Европейский континент в середине I тысячелетия
н.э. и почти полностью перекроившего его
этническую и политическую карту.
Расселение славян на обширных пространствах
Центральной, Юго-Восточной и Восточной
Европы стало главным содержанием поздней
фазы Великого переселения народов (VI
– VIII вв.). Одна из группировок славян,
расселившаяся в лесостепных областях
Восточной Европы, именовалась антами
(слово иранского либо тюркского происхождения)
. Вокруг вопроса, какую территорию занимали
славяне до VI в., продолжают идти дискуссии.
Выдающиеся историки Н.М.Карамзин, С.М.Соловьев,
В.О.Ключевский поддерживали версию русских
летописей (в первую очередь - «Повести
временных лет») о том, что прародиной
славян является Дунай.
Правда, В.О.Ключевский вносил дополнение:
с Дуная славяне попали на Днепр, где оставались
около пяти веков, после чего в VII в. восточные
славяне постепенно расселились по Русской
(Восточно-Европейской) равнине.
Большинство современных ученых считает,
что прародина славян находилась в более
северных регионах (Среднее Поднепровье
и Поприпятье или же междуречье Вислы
и Одера).
Академик Б.А.Рыбаков, на основании новейших
археологических данных, предлагает объединить
оба варианта прародины славян. Он считает,
что праславяне размещались в широкой
полосе Центральной и Восточной Европы
(от Судет, Татр и Карпат до Балтийского
моря и от Припяти до верховьев Днестра
и Южного Буга).
Таким образом, наиболее вероятно, что
славяне занимали в первой половине I тысячелетия
н.э. земли от верхней и средней Вислы до
среднего Днепра.
Расселение славян происходило по трем
основным направлениям:
- на юг, на Балканский полуостров;
- на запад, в Среднее Подунавье и регион
между Одером и Эльбой;
- на восток и север по Восточно-Европейской
равнине.
Соответственно в результате расселения
сформировались три существующие доныне
ветви славянства: южные, западные и восточные
славяне.
Занятия восточных славян
Основой хозяйства
восточных славян было пашенное земледелие.
Восточные славяне, осваивая огромные
лесные пространства Восточной Европы,
несли с собой земледельческую
культуру.
Для сельскохозяйственных работ применялись:
рало, мотыга, заступ, борона-суковатка, серп, грабли,
коса, каменные зернотерки или жернова.
Среди зерновых культур преобладали: рожь
(жито), просо, пшеница, ячмень и гречиха.
Известны были им и огородные культуры:
репа, капуста, морковь, свекла, редька.
Так, распространено было подсечно-огневое
земледелие. На освобожденных от леса
в результате вырубки и выжигания землях
выращивали 2-3 года сельскохозяйственные
культуры (рожь, овес, ячмень), используя
естественное плодородие почв, усиленное
золой от сгоревших деревьев. После истощения
земли участок забрасывали и осваивали
новый, что требовало усилий всей общины.
В степных районах применялось переложное
земледелие, схожее с подсекой, но связанное
со сжиганием не деревьев, а ивовых трав.
С VIII в. в южных районах получает распространение
полевое пашенное земледелие, основанное
на использовании плуга с железным мехом,
тяглового скота и деревянной сохи, сохранившейся
до начала XX в.
Восточные славяне применяли три способа
расселения: по отдельности (индивидуально,
семьями, родами), в городищах (совместно)
и на свободных землях между диких лесов
и степей (займища, заимки, становища, починки).
В первом случае обилие свободных земель
позволяло каждому обработать столько
земли, сколько было возможно.
Во втором случае каждый стремился, чтобы
выделенные ему для обработки земли размещались
ближе к городищу. Все удобные земли считались
общей принадлежностью, оставались неделимыми,
обрабатывались сообща либо делились
на равные участки и через определенный
период времени распределялись по жребию
между отдельными семьями.
В третьем случае граждане отделялись
от городищ, расчищали и выжигали леса,
осваивали пустоши и образовывали новые
хозяйства.
Определенную роль в хозяйстве играли
также скотоводство, охота, рыболовство,
бортничество.
Скотоводство начинает отделяться от
земледелия. Славяне разводили свиней,
коров, овец, коз, лошадей, волов.
Развивалось ремесло, в том числе на профессиональной
основе – кузнечное дело, но оно в основном
было связано с земледелием. Из болотных
и озерных руд начали производить железо
в примитивных глиняных горнах (ямах).
Особое значение для судеб восточного
славянства будет иметь внешняя торговля,
развивавшаяся как на Балтийско-Волжском
пути, по которому в Европу поступало арабское
серебро, так и на пути «из варяг в греки»,
связывавшим византийский мир через Днепр
с Балтийским регионом.
Хозяйственная жизнь населения направлялась
таким могучим потоком, как Днепр, который
прорезывает его с севера на юг. При тогдашнем
значении рек как удобнейших путей сообщения
Днепр был главной хозяйственной артерией,
столбовой торговой дорогой для западной
полосы равнины: верховьями своими он
близко подходит к Западной Двине и бассейну
Ильмень-озера, то есть к двум важнейшим
дорогам в Балтийское море, а устьем соединяет
центральную Алаунскую возвышенность
с северным берегом Черного моря. Притоки
Днепра, издалека идущие справа и слева,
как подъездные пути магистральной дороги,
приближают Поднепровье. с одной стороны,
к карпатским бассейнам Днестра и Вислы,
с другой – к бассейнам Волги и Дона, то
есть к морям Каспийскому и Азовскому.
Таким образом, область Днепра охватывает
всю западную и частью восточную половину
русской равнины. Благодаря тому по Днепру
с незапамятных времен шло оживленное
торговое движение, толчок которому был
дан греками.
Особенности славянской колонизации. Соседи славян.
Нашествием гуннов открывается ряд последовательных азиатских вторжений
в Россию и Европу. Монгольская орда гуннов, постепенно придвигаясь с
востока к Дону, в 375 г. обрушилась на остготов, разгромила готское
королевство и увлекла с собою готские племена в движении на запад. Гонимые
гуннами готы вступили в пределы Римской империи, а гунны, овладев
Черноморьем и, кочуя между Волгой и Дунаем, образовали пространное
государство, в котором соединилось много покоренных ими племен. Позднее, в
V в., гунны продвинулись еще более на запад и основались в нынешней
Венгрии, откуда доходили в своих набегах до Константинополя и до теперешней
Франции. После их знаменитого вождя Аттилы во второй половине V в. сила
гуннов была сломлена междоусобиями в их среде и восстаниями подчиненных им
европейских племен. Гунны были отброшены на восток за Днепр, и самое их
государство исчезло. Но вместо гуннов из Азии в VI в. появилось новое
монгольское племя аваров. Оно заняло те же места, на которых сидели ранее
гунны, и до конца VIII в. держалось в Черноморье и на Венгерской равнине,
угнетая покоренные европейские племена, пока, в свою очередь, его не
истребили германцы и славяне. Падение аварского могущества совершилось так
быстро и решительно, что у славян послужило предметом особой поговорки:
русский летописец, называвший аваров обрами, говорит, что из них в живых не
осталось ни одного, «и есть притча в Руси и до сего дня: погибоша аки
обри». Но обры погибли, а на их месте появились востока еще новые орды все
того же монгольского корня, именно — угров (или венгров) и хазар. Угры
после некоторых передвижений в южной России, заняли нынешнюю Венгрию, а
хазары основали обширное государство от Кавказских гор до Волги и до
среднего Днепра. Однако движение народов с востока не остановилось и после
образования хазарской державы: за хазарами в южно-русских степях появились
новые азиатские народы тюрко-татарского племени; это были печенеги, торки
(тюрки), половцы и позднее всех, татары (в XIII в.).
Так последовательно в продолжение почти целого тысячелетия южные степи
нынешней России были предметом спора прошлых племен: готы сменялись
гуннами, гунны — аварами, авары — уграми и хазарами, хазары — печенегами,
печенеги — половцами, половцы —татарами. Начиная с гуннов, Азия посылала на
Европу одно кочевое племя за другим. Проникая через Урал или Кавказ в
Черноморье, кочевники держались вблизи от Черноморских берегов, в степной
полосе, удобной для кочевья, и не заходили далеко на север, в лесные
пространства нынешней средней России. Леса спасали здесь от окончательного
разгрома пришлых орд постоянное местное население, состоявшее главным
образом из славян и финнов.
Что касается до славян, то древнейшим местом их жительства в Европе
были, по-видимому, северные склоны Карпатских гор, где славяне под именем
венедов, антов и склавен были известны еще в римские, готские и гуннские
времена. Отсюда славяне разошлись в разные стороны: на юг (балканские
славяне), на запад (чехи, моравы, поляки) и на восток (русские славяне).
Восточная ветвь славян пришла на Днепр вероятно еще в VII в. и, постепенно
расселяясь, дошла до озера Ильменя и до верхней Оки. Из русских славян
вблизи Карпат остались хорваты и волыняне (дулебы, бужане). Поляне,
древляне и дреговичи основались на правом берегу Днепра и на его правых
притоках. Северяне, радимичи и вятичи перевалили за Днепр и сели на его
левых притоках, причем вятичи успели продвинуться даже на Оку. Кривичи тоже
вышли из системы Днепра на север, на верховья Волги и Зап. Двины, а их
отрасль словене заняли речную систему озера Ильменя. В своем движении вверх
по Днепру, на северных и северо-восточных окраинах своих новых поселений,
славяне приходили в непосредственную близость с финскими племенами и
постепенно оттесняли их все далее на север и северо-восток. В то же время
на северо-западе соседями славян оказывались литовские племена, понемногу
отступавшие к Балтийскому морю перед напором славянской колонизации. На
восточных же окраинах, со стороны степей, славяне, в свою очередь, много
терпели от кочевых азиатских пришельцев. Как мы уже знаем, славяне особенно
«примучили» обры (авары). Позднее же поляне, северяне, радимичи и вятичи,
жившие восточнее прочих родичей, в большей близости к степям, были покорены
хазарами, можно сказать, вошли в состав хазарской державы. Так определилось
первоначальное соседство русских славян.
Самым диким из всех
составляющее одну из отраслей монгольской расы. В пределах нынешней России
финны жили с незапамятной поры, подчиняясь воздействию как скифов с
сарматами, так позднее готов, тюрков, литовцев и славян. Делясь на много
маленьких народцев (чудь, весь, емь, эсты, меря, мордва, черемисы, вотяки,
Информация о работе Восточные славяне: колонизация, хозяйственная жизнь, общественный уклад