Восточные славяне: колонизация, хозяйственная жизнь, общественный уклад

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 15:51, реферат

Описание

Введение: Сложность исследования вопросов происхождения восточных славян и их расселения на территории Руси тесно связана проблемой отсутствия достоверных сведений о славянах. Более или менее точные источники историческая наука имеет лишь с V-VI вв. н.э., тогда как ранняя история славян весьма туманна.
Первые, достаточно скудные сведения, содержатся в трудах античных, византийских и арабских авторов.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1.Первоначальное расселение и формирование ветвей славянства………..3-4
2.Занятия восточных славян…………………………………………………..4-5
3.Особенности славянской колонизации. Соседи славян…………………...5-9
4.Общественное устройство……………………………………………….....9-10
5.Формирование государства у славян……………………………………..10-11

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 109.50 Кб (Скачать документ)

зыряне  и  многие  другие),  финны  занимали  своими   редкими   поселениями

громадные лесные пространства  всего  русского  севера.  Разрозненные  и  не

имевшие никакого внутреннего устройства слабые финские  народцы оставались в

первобытной дикости и простоте, легко  поддаваясь  всякому  вторжению  в  их

земли.   Они   быстро   подчинялись   более    культурным    пришельцам    и

ассимилировались  с ними, или же без заметной борьбы уступали им  свои  земли

и  уходили  от  них  на  север  или  восток.  Таким  образом  с  постепенным

расселением  славян  в  средней  и  северной  России  масса  финских  земель

переходила к славянам,  и  в  славянское  население  мирным  путем  вливался

обруселый финский элемент. Лишь изредка там, где финские жрецы-шаманы  (по

старому русскому названию «волхвы» и «кудесники») поднимали  свой  народ  на

борьбу,  финны  становились  против  русских.  Но   эта   борьба   кончалась

неизменной победой славянства, и начавшееся в VIII—Х  вв.  обрусение  финнов

продолжалось неуклонно и продолжается еще до  наших  дней.  Одновременно  со

славянским воздействием на финнов началось сильное  воздействие  на  них  со

стороны тюркского народа болгар волжских (названных так в отличие от  болгар

дунайских). Пришедшие с низовьев Волги к устьям

      Камы кочевые болгары  основались здесь и, не  ограничиваясь   кочевьями,

построили  города,  в  которых  началась  оживленная  торговля.  Арабские  и

хазарские купцы привозили сюда с юга по Волге  свои товары  (между прочим,

серебряную утварь, блюда, чаши и  проч.); здесь они выменивали их  на  ценные

меха, доставляемые с севера Камою  и верхнею Волгою.  Сношения  с  арабами  и

хазарами  распространили   между   болгарами   магометанство   и   некоторую

образованность. Болгарские города (в  особенности Болгар или Булгар на  самой

Волге) стали очень влиятельными центрами для всей области  верхней  Волги  и

Камы, населенной финскими племенами. Влияние болгарских городов  сказывалось

и на русских славянах, торговавших с болгарами, а впоследствии  враждовавших

с ними. В политическом отношении  волжские болгары не были  сильным  народом.

Завися первоначально от хазар, они имели,  однако,  особого  хана  и  многих

подчиненных ему царьков или  князей. С падением хазарского  царства,  болгары

существовали самостоятельно, но много  терпели  от  русских  набегов  и  были

окончательно разорены в XIII в. татарами.  Их  потомки  чуваши  представляют

теперь слабое и мало развитое племя.

      Литовские племена  (литва,  жмудь,  латыши,  пруссы,  ятвяги  и  др.),

составляющие особую ветвь арийского  племени, уже в  глубокой  древности  (во

II в. по Р. Хр.) заселяли те  места, на которых их позднее   застали  славяне.

Поселения  литовцев  занимали  бассейны  рек  Неман  и  Зап.  Двины   и   от

Балтийского моря доходили до р. Припяти  и истоков Днепра и  Волги.  Отступая

постепенно перед славянами, литовцы  сосредоточились по Неману и  Зап.  Двине

в дремучих лесах ближайшей к  морю  полосы  и  там  надолго  сохранили  свой

первоначальный  быт.  Племена  их  не  были  объединены,  они  делились   на

отдельные  роды  и  взаимно  враждовали.  Религия  литовцев  заключалась   в

обожествлении сил  природы  (Перкунь  —  бог  грома),  в  почитании  умерших

предков и вообще  находилась  на  низком  уровне  развития.  Вопреки  старым

рассказам о литовских жрецах и  различных святилищах, теперь доказано, что  у

литовцев не было  ни  влиятельного  жреческого  сословия,  ни  торжественных

религиозных  церемоний.  Каждая  семья  приносила  жертвы  богам  и  божкам,

почитала животных и  священные  дубы,  угощала  души  умерших  и  занималась

гаданиями. Грубый и суровый быт  литовцев, их бедность и дикость  ставили  их

ниже славян и заставляли литву  уступать славянам те свои земли,  на  которые

направлялась  русская  колонизация.  Там  же,  где  литовцы  непосредственно

соседили с русскими, они заметно  поддавались культурному их влиянию.

      По отношению к  финским  и  литовским   своим  соседям  русские   славяне

чувствовали свое превосходство и  держались наступательно. Иначе было дело  с

хазарами.  Кочевое  тюркское  племя  хазар  прочно  осело  на  Кавказе  и  в

южнорусских степях и стало заниматься  земледелием,  разведением  винограда,

рыболовством и торговлей.  Зиму  хазары  проводили  в  городах,  а  на  лето

выселялись в степь к своим  лугам, садам и полевым  работам.  Так  как  через

земли хазар пролегали торговые пути из Европы в Азию, то  хазарские  города,

стоявшие на этих  путях,  получили  большое  торговое  значение  и  влияние.

Особенно стали известны столичный город Итиль на  нижней  Волге  и  крепость

Саркел (по-русски Белая Вежа)  на  Дону  близ  Волги.  Они  были  громадными

рынками, на которых торговали азиатские  купцы с европейскими и  одновременно

сходились  магометане,  евреи,  язычники  и христиане.  Влияние ислама   и

еврейства было особенно сильно  среди  хазар;  хазарский  хан  («каган»  или

«хакан») со своим двором исповедовал  иудейскую  веру;  в  народе  же  всего

более было распространено магометанство, но держались и христианская вера  и

язычество. Такое разноверие вело к  веротерпимости  и  привлекло  к  хазарам

поселенцев из многих стран. Когда  в VIII столетии некоторые русские  племена

(поляне, северяне, радимичи, вятичи) были  покорены хазарами,  это  хазарское

иго не было тяжелым для славян. Оно открыло  для  славян  легкий  доступ  на

хазарские рынки и втянуло русских  в  торговлю  с  Востоком.  Многочисленные

клады арабских монет  (диргемов),  находимые  в  разных  местностях  России,

свидетельствуют о развитии восточной  торговли именно в VIII и IX вв.,  когда

Русь находилась под прямой  хазарской  властью,  а  затем  под  значительным

хазарским влиянием. Позднее, в  Х  в.,  когда  хазары  ослабели  от  упорной

борьбы с новым кочевым племенем — печенегами, русские  сами  стали  нападать

на хазар и много способствовали падению Хазарского государства.

      Перечень соседей  русских  славян  необходимо  дополнить  указанием  на

варягов, которые не были прямыми  соседями  славян,  но  жили  «за  морем»  и

приходили  к  славянам  «из-за   моря».   Именем   «варягов»   («варангов»,

«вэрингов»)  не  только  славяне,  но  и  другие   народы   (греки,   арабы,

скандинавы) называли норманнов, выходивших из Скандинавии в  другие  страны.

Такие выходцы стали появляться с IX в. среди славянских племен на Волхове  и

Днепре, на Черном море и в Греции в виде военных или  торговых  дружин.  Они

торговали или нанимались нарусскую  и  византийскую  военную  службу  или  же

просто искали добычи и  грабили,  где  могли.  Трудно  сказать,  что  именно

заставляло варягов так часто  покидать свою родину и бродить  по  чужбине;  в

ту эпоху вообще было  очень  велико  выселение  норманнов  из  Скандинавских

стран в среднюю и даже  южную  Европу:  они  нападали  на  Англию,  Францию,

Испанию, даже Италию. Среди же  русских славян  с середины  IX  столетия

варягов было так много и к  ним  славяне  так  привыкли,  что  варягов  можно

назвать прямыми сожителями русских  славян. Они вместе торговали с  греками  и

арабами, вместе воевали против общих  врагов, иногда ссорились и  враждовали,

причем то варяги подчиняли себе славян, то  славяне  прогоняли  варягов  «за

море» на их родину. При  тесном  общении  славяне  варягами  можно  было  бы

ожидать большого влияния  варягов  на  славянский  быт.  Но  такого  влияния

вообще незаметно — знак, что  в культурном  отношении  варяги  не  были  выше

славянского населения той эпохи.

 

Общественное устройство

Во главе восточнославянских союзов племенных княжеств стояли князья, опиравшиеся на военно-служилую знать  – дружину. Князья были и в более мелких общностях – племенных княжествах, входивших в союзы.  
     Сведения о первых князьях содержатся в Повести временных лет. Летописец отмечает наличие у племенных союзов, правда, не у всех, своих «княжений». Так, в отношении полян им записана легенда о князьях, основателях города Киева: Кие, Щеке, Хориве и их сестре Лебеди. С VIII в. у восточных славян распространяются укрепленные поселения - «грады». Они являлись, как правило, центрами союзов племенных княжеств. Концентрация в них племенной знати, воинов, ремесленников и торговцев способствовала дальнейшему расслоению общества. 
     Повесть о начале Русской земли не помнит, когда возникли эти города: Киев, Переяславль. Чернигов, Смоленск, Любеч, Новгород, Ростов, Полоцк. В ту минуту, с которой она начинает свой рассказ о Руси, большинство этих городов, если не все они, по-видимому, были уже значительными поселениями. Довольно беглого взгляда на географическое размещение этих городов, чтобы видеть, что они были созданы успехами внешней торговли Руси. 
     Византийский автор Прокопий Кесарийиский (VI в.) пишет: «Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве, и поэтому относительно всех счастливых и несчастливых обстоятельств у них решения принимаются сообща».  
     Скорее всего, речь здесь идет о собраниях (вече) общинников (мужчин-воинов), на которых решались важнейшие вопросы жизни племени, в том числе и выбор вождей - «военных, предводителей». При этом в вечевых собраниях участвовали только мужчины-воины.  
     Арабские источники говорят об образовании в VIII в. на территории, занимаемой восточными славянами, трех политических центров: Куябы, Славии и Артсании (Артании).  
     Куяба – политическое объединение южной группы восточнославянских племен во главе с полянами, с центром в Киеве. Славия – объединение северной группы восточных славян во главе с новгородскими словенами. Центр Артании (Артсании) вызывает споры у ученых (называются города Чернигов, Рязань и другие). 
     Таким образом, в этот период славяне переживали последний период общинного строя – эпоху «военной демократии», предшествующую образованию государства. Об этом же свидетельствуют такие факты, как острое соперничество между военными вождями, зафиксированное другим византийский автором VI в. – Маврикием Стратегом: появление рабов из пленных; набеги на Византию, которые, в результате раздачи награбленных богатств, укрепляли престиж выборных военных предводителей и приводили к складыванию дружины, состоявшей из профессиональных военных – соратников князя. 
     В начале IX в. усиливается дипломатическая и военная активность восточных славян. В самом начале IX в. они совершили походы на Сураж в Крыму; в 813 г. – на остров Эгину. В 839 г. русское посольство из Киева посетило императоров Византии и Германии. 
     В 860 г. ладьи русов появились у стен Константинополя. Поход связан с именами киевских князей Аскольда и Дира. Этот факт говорит о наличии государственности у славян, живших в среднем Поднепровье.  
     Многие ученые считают, что именно в то время Русь выступила на арену международной жизни в качестве государства. Есть сведения о договоре между Русью и Византией после этого похода и о принятии Аскольдом и его окружением, дружинниками христианства. 
     Русские летописцы начала XII в. включили в летопись легенду о призвании северными племенами восточных славян в качестве князя варяга Рюрика (с братьями или же с родственниками и дружинниками) в IX веке.  
     Сам факт пребывания варяжских дружин на службе у славянских князей не вызывает сомнения (служба русским князьям считалась почетной и прибыльной). Допустимо, что и Рюрик был реальной исторической личностью. Одни историки даже считают его славянином; другие видят в нем Рюрика Фрисландского, совершавшего набеги на Западную Европу. Л.Н.Гумилев высказал точку зрения, что Рюрик (и племя русов, прибывшее с ним) – из Южной Германии. Но эти факты никак не могли повлиять на процесс создания Древнерусского государства – ускорить или замедлить его.

 

Формирование государства у славян

К IX в. у восточных славян началось формирование государства. Это можно  связать с двумя следующими моментами: появлением пути «Из варяг в греки» и сменой власти.  
     Так, временем, с которого восточные славяне входят во всемирную историю, можно считать середину IX века – время, когда появился путь «Из варяг в греки». 
     Нестор в своей Повести временных лет приводит описание этого маршрута. 
     «Когда же поляне жили отдельно по горам этим (имеются в виду днепровские кручи у Киева), тут был путь из Варяг в Греки и из Грек по Днепру, а в верховьях Днепра – волок до Ловати, а по Ловати можно войти в Ильмень, озеро великое; из того же озера вытекает Волхов и впадает в озеро великое Нево, и устье того озера впадает в море Варяжское... И по тому морю можно плыть до Рима, а от Рима можно приплыть по тому морю к Царьграду, а от Царьграда можно приплыть в Понт море, в которое впадает река Днепр. Днепр вытекает же из Оковского леса и течет на юг, а Двина из того же леса течет и направляется на север и впадает в море Варяжское. Из того же леса течет Волга на восток и впадает семьюдесятью устьями в море Хвалисское. Так из Руси можно плыть по Волге в Болгары и в Хвалиссы, и далее на восток пройти в удел Сима, а по Двине в землю Варягов, а от Варяг до Рима, от Рима же до племени Хама. А Днепр впадает устьем в понтийское море; это море слывет Русским.». 
     Кроме того, после смерти Рюрика в 879 г. в Новгороде власть перешла к вождю одного из варяжских отрядов – Олегу.  
     В 882 г. Олег предпринял поход на Киев, обманом убил киевских князей Аскольда и Дира (последних из рода Кия). Эта дата (882 г.) традиционно считается датой образования Древнерусского государства. Центром объединенного государства стал Киев. 
     Существует точка зрения, что поход Олега на Киев был первым актом в драматической вековой борьбе между прохристианскими и проязыческими силами на Руси (после крещения Аскольда и его сподвижников родоплеменная знать, жрецы обращаются за помощью к князьям – язычникам Новгорода). Сторонники этой точки зрения обращают внимание на то, что поход Олега на Киев в 882 г. менее всего был похож на завоевание (в источниках нет ни слова о вооруженных столкновениях по пути, все города по Днепру отворяли свои ворота). 
     Древнерусское государство возникло благодаря самобытному политическому творчеству русского народа. 
     Славянские племена жили родами и общинами, занимаясь сельским хозяйством, охотой и рыболовством. Находясь между Европой и Азией, они подвергались постоянным военным нашествиям и грабежам со стороны степных кочевников и северных пиратов, поэтому сама история вынудила их выбирать или нанимать князей с дружинами для самообороны и поддержания порядка.  
     Таким образом, из территориальной сельскохозяйственной общины, имеющей профессиональные вооруженные и управленческие органы, действующие на постоянной основе, возникло Древнерусское государство, в основании которого участвовали два политических начала социального общежития: 1) единоличное или монархическое в лице князя и 2) демократическое – представленное вечевым собранием народа.     

 Подытоживая сказанное, отметим,  прежде всего, что период расселения  славянских народов, возникновения  у них классового общества  и образования древнеславянских  государств, — скудно, но все же  освещен письменными источниками.  
     При этом более древний период происхождения древних славян и их первоначального развития почти совсем лишен достоверных письменных источников.  
     Поэтому происхождение древних славян может быть освещено только лишь на основании археологических материалов, которые в данном случае приобретают первостепенное значение. 
     Миграция древнейших славян, контакты с местным населением и переход к оседлости на новых землях привели к появлению восточно-славянского этноса, состоявшего из более чем десятка племенных союзов. 
     Основой хозяйственной деятельности восточных славян стало, в основном, по причине оседлости, земледелие. Заметно возрастала роль промыслов и внешней торговли. 
     В новых условиях начался переход от родовой демократии к военной, а от родовой общины – к земледельческой. 
     Усложнились верования восточных славян. На смену синкретическому Роду – главному богу славян-охотников, с развитием земледелия приходит обожествление отдельных сил природы. При этом все более ощущается несоответствие существовавших культов потребностям развития восточнославянского мира. 
     В VI – середине IX в. славяне сохранили основы общинного строя: общинную собственность на землю и скот, вооружение всех свободных людей, регулирование социальных отношений с помощью традиций и обычного права, вечевую демократию.  
     Торговля и война у восточных славян, попеременно сменяя друг друга, все больше изменяли уклад жизни славянских племен, вплотную подводя их к формированию новой системы отношений. 
     Восточные славяне претерпевали изменения, вызванные как собственным внутренним развитием, так и влиянием внешних сил, что в своей совокупности и создавало условия для образования государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Восточные славяне: колонизация, хозяйственная жизнь, общественный уклад