Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 18:37, реферат
В последнее время с новой силой возрос интерес к казачьей истории. В особенности к периоду гражданской войны. В настоящее время появилась возможность осмыслить происходившие события 1917-1920 гг. на основе всесторонней методологии. Нынешний уровень научных знаний вполне позволяет вычленить в истории казачества (разумеется, весьма приблизительно и условно) – пять главных периодов, сущностно отличающихся друг от друга. 1-й период казачьей истории - от конца первого тысячелетия нашей эры до конца XVII – начала XVIII века - самый длительный отрезок истории в несколько столетий, охватывает время зарождения и формирования казачества как сложного социального явления.
Введение
Возникновение казачества. Запорожская Сечь. Вольный Дон….......1
Казаки в XVII-XVIIIв. Крестьянские войны и казаки………………..6
Казачьи войска императорской России………………………….……9
Революция и гражданская война. Раскалачивание……………….....13
Возрождение казачества……………………………………………....14
Заключение
Список использованной литературы
Содержание
Введение
Заключение
Список использованной
литературы
Введение
В последнее
время с новой силой возрос
интерес к казачьей истории. В
особенности к периоду
3-й период наступил в конце первой трети XIX в. и продолжился до самого 1917 г., в ходе которого оно подверглось интенсивной коренной трансформации, сопровождавшейся сущностными изменениями. Былая вольница казачьих общин окончательно стала преданием старины глубокой.
С тех пор казачество перешло в безусловное и исключительное подчинение Российского военного ведомства. Отрезок с рокового 1917 до конца 80-х годов составляет 4-й период в истории казачества. Самый крутой и жестокий, самый драматичный и трагичный. Оказавшись в жерновах ленинской пролетарской диктатуры, а затем развившегося на ее базе сталинского тоталитаризма, казачество, поставленное фактически вне закона, очутилось между жизнью и смертью, на грани самого существования.
С 1985 г., с момента перестройки в России в истории казачества наступил 5-й период, современный. Сколько он продлится, никто не знает, но со всей определенностью ясны его задачи, поставленные всем ходом событий. Главные из них вытекают из его исторической, судьбоносной миссии по возрождению казачества.
Настоящая работа охватывает 1917 - 1920 гг., в которых раскрываются все противоречия истории, накопленной казачеством. Ни в один период истории казачества эти противоречия не выступали так ярко, как в эти годы. Без выяснения до конца причинно-следственных связей никакие проблемы казачества сегодняшнего дня решить невозможно. Поэтому историки, социологи, политики, экономисты, юристы будут обращать свой взгляд в прошлое, когда был раскрыт весь исторический потенциал казачества.
Актуальность темы определяется необходимостью изучения процесса формирования и становления новой государственности в 1917 г. в специфических условиях казачьей области и взаимоотношений советской власти и казачества в грозные годы гражданской войны на Дону.
Значительный интерес в этой связи представляет сложившаяся на Дону система “военно-народного” и “военно-казачьего” управления, сохранявшегося до 1917 года. Характерным признаком этой системы является единоначалие и возможность быстро применять войска, вверенные этой системе.
Сначала
Февральская, а затем и
1 Возникновение
казачества. Запорожская сечь. Вольный
Дон.
Казаки́ (коза́ки) — субэтническая группа преимущественно восточных славян, проживающая в южных степях Восточной Европы, в частности, России и Казахстана, а ранее — и Украины.
Точное
происхождение казаков
Казачьи общины («войска́», «орды») стали образовываться и на территории Московского царства XVI и XVII вв. из состава сторожевой и станичной служб, что охраняли пограничные территории от разорительных набегов орд крымских татар и ногаев.
Однако старейшим из всех казачьих формирований по официальной версии считается Запорожская Сечь, основанная во второй половине XVI века на территории нынешней Украины, входившей тогда в состав польского государства. Запоро́жская Сечь (укр. Запорізька Січ), Низовое войско Запорожское — общественно-политическая и военная организация украинского казачества за Днепровскими порогами в XVI—XVIII веках. Степная местность ниже днепровских порогов издавна зовётся Запорожьем.
Именно здесь, на границе леса и дикой степи, на стыке славянского осёдлого постоянства и разгульной жизни кочевников, зародилось и окрепло запорожское казачество.
После
длительного периода
Донские
казаки присягнули царю Алексею Михайловичу
в 1671 году, а с 1721 года войско было подчинено
Санкт-Петербургской Военной
В московском государстве XVI и XVII вв. казаки находились в составе сторожевой и станичной служб, охраняли пограничные территории от разорительных набегов крымских татар и ногаев. Центральным управлением городовых казаков был сначала Стрелецкий приказ, а затем Разрядный приказ. Сибирскими казаками ведал Сибирский приказ, запорожскими и малороссийскими казаками — Малороссийский приказ.
В первой половине XVIII века были созданы новые казачьи войска: Оренбургское, Астраханское, Волжское. В конце XVIII века создаются Екатеринославское и Черноморское казачьи войска. [2]
Так, в
1265 г., т.е. еще во времена владычества
на Руси татаро-монголов, была учреждена
так называемая
Сарайская христианская епархия, которая
охватывала население огромной территории
между Волгой и Днепром, а значит и Подонья.
Именно по берегам Дона в 1354 г. прошло разделение
на новую Рязанскую епархию (левый берег)
и прежнюю Сарайскую (правый берег). И уже
от 1360 г. имеется исторический документ
- послание "ко всем христианам, обретающимся
в пределах Черленаго Яру и по караулом
возле Хопор и Дону".
О первых казачьих городках писал ногайский князь Юсуф в 1549 г. московскому царю Ивану Грозному в своей жалобе на разбойные действия донских казаков во главе с атаманом Сары-Азманом. Казаки в это время практически не признавали над собой ничьей власти и бились с татарами с одной стороны и турками с другой. В 1552 г. в лице Ермака и его дружины казаки участвовали в покорении Иваном Грозным Казанского царства, а позднее и Сибирского.
“Первым
официальным письменным источником,
дошедшим до наших дней является грамота
царя Ивана Грозного от 3 января 1570 г.
о том, чтобы атаман Михаил Черкашенин
и Донские казаки слушали царского посла
Новосильцева, едущего в Царь-Град через
Дон и Азов, и "тем бы вы нам послужили...,
а мы вас за вашу службу жаловать хотим".
Именно этот царский документ считается
днем официального образования войска
Донского.
С этого
времени Донские казаки постоянно
взаимодействуют с царской
В ходе XVIII века растущая Российская империя требовала от казаков преданности и службы, но это часто шло против их вольного образа жизни и привело к множеству восстаний, самые крупные из которых — Разина, Булавина и Пугачёва. Это вызвало крупные карательные меры со стороны российских властей и в крайних случаях целые войска могли быть расформированы, как случилось с Запорожским в 1775 году.
К началу XIX века казаки образовались в отдельное сословие, сторожили государственные и внутренние этнические границы (пример — Кавказская война), постоянно посылали людей во множество войн и даже служили как личный конвой царя. В ответ они имели значительную социальную автономию, широкие плодородные земли, освобождались от налогов и т. д. В результате к началу XX века казаки стали стереотипом России за границей и её власти внутри.
В 1397 году золотоордынский хан Тохтамыш передал ордынские земли (Киевщину, Подолию, Черниговщину и часть Дикого поля) литовскому князю Витовту в обмен на защиту от Тамерлана, остальные земли долгое время считались ничейными, предназначенными лишь для кочевья.
Кроме того, из-за частых набегов татар эти земли считались проклятым местом, и люди боялись на них селиться.
Информация о работе Возникновение казачества. Запорожская Сечь. Вольный Дон