Возникновение казачества. Запорожская Сечь. Вольный Дон

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 18:37, реферат

Описание

В последнее время с новой силой возрос интерес к казачьей истории. В особенности к периоду гражданской войны. В настоящее время появилась возможность осмыслить происходившие события 1917-1920 гг. на основе всесторонней методологии. Нынешний уровень научных знаний вполне позволяет вычленить в истории казачества (разумеется, весьма приблизительно и условно) – пять главных периодов, сущностно отличающихся друг от друга. 1-й период казачьей истории - от конца первого тысячелетия нашей эры до конца XVII – начала XVIII века - самый длительный отрезок истории в несколько столетий, охватывает время зарождения и формирования казачества как сложного социального явления.

Содержание

Введение
Возникновение казачества. Запорожская Сечь. Вольный Дон….......1
Казаки в XVII-XVIIIв. Крестьянские войны и казаки………………..6
Казачьи войска императорской России………………………….……9
Революция и гражданская война. Раскалачивание……………….....13
Возрождение казачества……………………………………………....14
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

История реферат.docx

— 58.41 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение

  1. Возникновение казачества. Запорожская Сечь. Вольный Дон….......1
  2. Казаки в XVII-XVIIIв. Крестьянские войны и казаки………………..6
  3. Казачьи войска императорской России………………………….……9
  4. Революция и гражданская война. Раскалачивание……………….....13
  5. Возрождение казачества……………………………………………....14

Заключение

Список использованной литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

В последнее  время с новой силой возрос интерес к казачьей истории. В  особенности к периоду гражданской  войны. В настоящее время появилась  возможность осмыслить происходившие  события 1917-1920 гг. на основе всесторонней методологии. Нынешний уровень научных знаний вполне позволяет вычленить в истории казачества (разумеется, весьма приблизительно и условно) – пять главных периодов, сущностно отличающихся друг от друга. 1-й период казачьей истории - от конца первого тысячелетия нашей эры до конца XVII – начала XVIII века - самый длительный отрезок истории в несколько столетий, охватывает время зарождения и формирования казачества как сложного социального явления. Загадок в нем больше, чем достоверного, несмотря на большие усилия многих поколений исследователей. Нахождение казаков в составе России поставило на острие масштабных событий – множества больших и малых сражений, походов. Естественная эволюция казачества по этнической линии хотя и продолжалась, но под сильнейшим государственным воздействием претерпела существенную деформацию. Петр I, ценя казаков как великолепных прирожденных воинов, активизировал курс, ломая сопротивление (восстание К.Булавина и другие выступления протеста) на превращение казаков в иррегулярные войска. В 1721 г. казаки передаются из ведения внешнеполитического ведомства в военное. Собственно, с этого и начался качественно 2-й период в истории казачества, продолжавшийся под твердым руководством самодержавия до конца примерно трети XIX века. Казаки превратились в козырную военную карту непрерывных сражений и войн за раздвижение границ Российской империи.  
 

3-й период  наступил в конце первой трети  XIX в. и продолжился до самого 1917 г., в ходе которого оно подверглось интенсивной коренной трансформации, сопровождавшейся сущностными изменениями. Былая вольница казачьих общин окончательно стала преданием старины глубокой.

С тех  пор казачество перешло в безусловное  и исключительное подчинение Российского  военного ведомства. Отрезок с рокового 1917 до конца 80-х годов составляет 4-й период в истории казачества. Самый крутой и жестокий, самый  драматичный и трагичный. Оказавшись в жерновах ленинской пролетарской диктатуры, а затем развившегося на ее базе сталинского тоталитаризма, казачество, поставленное фактически вне закона, очутилось между жизнью и смертью, на грани самого существования.

С 1985 г., с момента перестройки в России в истории казачества наступил 5-й  период, современный. Сколько он продлится, никто не знает, но со всей определенностью  ясны его задачи, поставленные всем ходом событий. Главные из них  вытекают из его исторической, судьбоносной миссии по возрождению казачества.

Настоящая работа охватывает 1917 - 1920 гг., в которых раскрываются все противоречия истории, накопленной казачеством. Ни в один период истории казачества эти противоречия не выступали так ярко, как в эти годы. Без выяснения до конца причинно-следственных связей никакие проблемы казачества сегодняшнего дня решить невозможно. Поэтому историки, социологи, политики, экономисты, юристы будут обращать свой взгляд в прошлое, когда был раскрыт весь исторический потенциал казачества.

Актуальность  темы определяется необходимостью изучения процесса формирования и становления новой государственности в 1917 г. в специфических условиях казачьей области и взаимоотношений советской власти и казачества в грозные годы гражданской войны на Дону.

Значительный  интерес в этой связи представляет сложившаяся на Дону система “военно-народного” и “военно-казачьего” управления, сохранявшегося до 1917 года. Характерным  признаком этой системы является единоначалие и возможность быстро применять войска, вверенные этой системе.

 Сначала  Февральская, а затем и Октябрьская  революции 1917 года положили конец  единоначалию. Донское общество  раскололось. Большевистское руководство  восприняло от прежнего режима  отношение к казачеству как  к военно-служилому сословию, каким  оно было в социальной системе  царского режима.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1 Возникновение  казачества. Запорожская сечь. Вольный  Дон. 

Казаки́ (коза́ки) — субэтническая группа преимущественно восточных славян, проживающая в южных степях Восточной Европы, в частности, России и Казахстана, а ранее — и Украины.

Точное  происхождение казаков неизвестно; существует много теорий. К концу XIV века образовались две крупные группы проживавших в низовьях Дона и Днепра. К ним присоединилось заметное количество восточнославянских переселенцев из соседних к северу Московского и Литовского княжеств. Таким образом к началу XVI века обе группы выросли в крупные вольные войска. Донские казаки в союзе с Русским царством начали систематическую колонизацию окраин России, заселили низовья Волги, Яика и Терека, а также обширные территории в Сибири, и стали основой новых войск.

Казачьи общины («войска́», «орды») стали образовываться и на территории Московского царства XVI и XVII вв. из состава сторожевой и станичной служб, что охраняли пограничные территории от разорительных набегов орд крымских татар и ногаев.

Однако  старейшим из всех казачьих формирований по официальной версии считается Запорожская Сечь, основанная во второй половине XVI века на территории нынешней Украины, входившей тогда в состав польского государства. Запоро́жская Сечь (укр. Запорізька Січ), Низовое войско Запорожское — общественно-политическая и военная организация украинского казачества за Днепровскими порогами в XVIXVIII веках. Степная местность ниже днепровских порогов издавна зовётся Запорожьем.

Именно  здесь, на границе леса и дикой  степи, на стыке славянского осёдлого постоянства и разгульной жизни  кочевников, зародилось и окрепло  запорожское казачество.

После длительного периода номинальной  зависимости от Речи Посполитой, она в середине XVII века вошла в состав Российской империи, и была разрушена Екатериной II в XVIII веке. Часть запорожцев ушла за Дунай, на территорию, принадлежащую тогда Турции, и основала Задунайскую Сечь, часть сохранила казачий статус, но была переселена на Кубань, в результате чего возникло Кубанское казачье войско.

Донские казаки присягнули царю Алексею Михайловичу  в 1671 году, а с 1721 года войско было подчинено  Санкт-Петербургской Военной коллегии. К концу царствования Петра Великого вслед за донскими и яицкими казаками в ведомство военной коллегии перешли и остальные казачьи  общины. Внутреннее их устройство было преобразовано, была введена иерархия правительственных властей. Подчинив своей власти казаков в числе 85 тыс. человек, правительство использовало их для колонизации вновь завоёванных  земель и охраны государственных  границ, преимущественно южной и  восточной.

В московском государстве XVI и XVII вв. казаки находились в составе сторожевой и станичной служб, охраняли пограничные территории от разорительных набегов крымских татар и ногаев. Центральным управлением городовых казаков был сначала Стрелецкий приказ, а затем Разрядный приказ. Сибирскими казаками ведал Сибирский приказ, запорожскими и малороссийскими казаками — Малороссийский приказ.

В первой половине XVIII века были созданы новые  казачьи войска: Оренбургское, Астраханское, Волжское. В конце XVIII века создаются Екатеринославское и Черноморское казачьи войска. [2]

Так, в 1265 г., т.е. еще во времена владычества  на Руси татаро-монголов, была учреждена так называемая 
Сарайская христианская епархия, которая охватывала население огромной территории между Волгой и Днепром, а значит и Подонья. Именно по берегам Дона в 1354 г. прошло разделение на новую Рязанскую епархию (левый берег) и прежнюю Сарайскую (правый берег). И уже от 1360 г. имеется исторический документ - послание "ко всем христианам, обретающимся в пределах Черленаго Яру и по караулом возле Хопор и Дону".

О первых казачьих городках писал ногайский  князь Юсуф в 1549 г. московскому царю Ивану Грозному в своей жалобе на разбойные действия донских казаков  во главе с атаманом Сары-Азманом. Казаки в это время практически не признавали над собой ничьей власти и бились с татарами с одной стороны и турками с другой. В 1552 г. в лице Ермака и его дружины казаки участвовали в покорении Иваном Грозным Казанского царства, а позднее и Сибирского.

“Первым официальным письменным источником, дошедшим до наших дней является грамота  царя Ивана Грозного от 3 января 1570 г. о том, чтобы атаман Михаил Черкашенин и Донские казаки слушали царского посла 
Новосильцева, едущего в Царь-Град через Дон и Азов, и "тем бы вы нам послужили..., а мы вас за вашу службу жаловать хотим". Именно этот царский документ считается днем официального образования войска Донского.

С этого  времени Донские казаки постоянно  взаимодействуют с царской властью  и православной церковью в Москве в деле защиты южных рубежей Руси как с единородной по языку, вере и быту”

В ходе XVIII века растущая Российская империя требовала от казаков преданности и службы, но это часто шло против их вольного образа жизни и привело к множеству восстаний, самые крупные из которых — Разина, Булавина и Пугачёва. Это вызвало крупные карательные меры со стороны российских властей и в крайних случаях целые войска могли быть расформированы, как случилось с Запорожским в 1775 году.

К началу XIX века казаки образовались в отдельное сословие, сторожили государственные и внутренние этнические границы (пример — Кавказская война), постоянно посылали людей во множество войн и даже служили как личный конвой царя. В ответ они имели значительную социальную автономию, широкие плодородные земли, освобождались от налогов и т. д. В результате к началу XX века казаки стали стереотипом России за границей и её власти внутри.

В 1397 году золотоордынский хан Тохтамыш передал ордынские земли (Киевщину, Подолию, Черниговщину и часть Дикого поля) литовскому князю Витовту в обмен на защиту от Тамерлана, остальные земли долгое время считались ничейными, предназначенными лишь для кочевья.

 Кроме  того, из-за частых набегов татар  эти земли считались проклятым  местом, и люди боялись на них  селиться.

Информация о работе Возникновение казачества. Запорожская Сечь. Вольный Дон