Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 18:37, реферат
В последнее время с новой силой возрос интерес к казачьей истории. В особенности к периоду гражданской войны. В настоящее время появилась возможность осмыслить происходившие события 1917-1920 гг. на основе всесторонней методологии. Нынешний уровень научных знаний вполне позволяет вычленить в истории казачества (разумеется, весьма приблизительно и условно) – пять главных периодов, сущностно отличающихся друг от друга. 1-й период казачьей истории - от конца первого тысячелетия нашей эры до конца XVII – начала XVIII века - самый длительный отрезок истории в несколько столетий, охватывает время зарождения и формирования казачества как сложного социального явления.
Введение
Возникновение казачества. Запорожская Сечь. Вольный Дон….......1
Казаки в XVII-XVIIIв. Крестьянские войны и казаки………………..6
Казачьи войска императорской России………………………….……9
Революция и гражданская война. Раскалачивание……………….....13
Возрождение казачества……………………………………………....14
Заключение
Список использованной литературы
Первые казаки, сброд из черкес горских, в княжении Курском в 14 ст. явились; где они слободу Черкасы построили и под защитой татарских губернаторов воровством и разбоями промышляли; потом перешли на Днепр и город Черкасы на Днепре построили.
В первых упоминаниях тюркское слово «казак» означало «охранник» или наоборот — «разбойник». Также — «изгнанник», «авантюрист», «бродяга». Это слово часто обозначало свободных, «ничейных» людей, которые промышляли с оружием.
Именно в этом значении оно и закрепилось за черкасами с примкнувшими к ним с середины XV столетия ордынскими казаками-христианами.
Первые воспоминания о таких казаках датируются 1489 годом. Во время похода польского короля Яна-Альбрехта на татар дорогу его войску на Подолье указывали казаки-христиане. В томже году отряды атаманов Василия Жилы, Богдана и Голубца напали на Таванскую переправу в низовье Днепра и, разогнав татарскую стражу, ограбили купцов. Впоследствии, жалобы хана на казацкие нападения становятся регулярными. По мнению Литвина, учитывая как привычно это обозначение употребляется в документах того времени, можно считать, что казаки-русичи были известны не одно десятилетие, по крайней мере, с середины XV столетия, возможно также, что у своих соседей из тюркоязычной (преимущественно татарской) среды запорожские казаки заимствовали не только название, но и немало других слов, примет внешности, организации и тактики, ментальности.
Исконное землевладельческое и земледельческое туземное южно-русское население, сознающее свою национальную особенность и преданное своей вере, которое, признав сначала добровольно власть татар, а потом перейдя под владычество Литвы, при вторжении в его жизнь чуждых шляхетско-католических начал стало стремиться к обособлению, к выработке собственных форм; но вследствие отсутствия сильной власти центральной, соединенного польско-турецкого давления извне, постоянных смут внутри, оно вынуждено было развиваться лишь в многосторонней, обессиливавшей его борьбе, которая и составляет отличительную черту казацкой истории
С середины
1580-х годов низовые (запорожские)
казаки именуются сечевыми и живут
отдельным государством (Кошем) от остальных (реестровых) казаков.[6]
2 Казаки
в XVII-XVIII в. Крестьянские войны и казаки.
С развитием
хозяйственной деятельности казаков
они стали все больше богатеть.
За короткий срок казакам удалось
освоить громадные территории степи.
Земля закреплялась теперь за казачьими
войсками царским указом. Это также
была форма жалования. Земля состояла
из частных наделов и войсковых
угодий, находившихся в общей собственности.
Все более усиливалось
Крепостных привлекало на казацкие земли то, что по казацкому обычаю “с Дона выдачи нет”. Поступление в казаки делало человека свободным, снимало наказание за все провинности, в том числе уголовные преступления. Эту привилегию казачества до поры до времени признавали и московские цари.
Однако утвердиться среди казачества бывшим крепостным было непросто. Походы на юг в XVII в. были затруднены усилением Османской империей обороны Крыма. Вновь пришедшие объединялись с местной голытьбой, отправлялись грабить русские земли, разжигали пламя бунта в деревнях. Так складывались группы недовольных, становившихся инициаторами крестьянских войн, таких, как выступление под руководством С. Разина, К. Булавина, Е. Пугачева.
Эти движения объединяли большинство казачества вокруг их традиционных идеалов вольности, уравнительности, вседозволенности.
Реального успеха восставшим казакам достигнуть не удавалось. Помимо всего прочего, это было связано с тем, что казаки придерживались устаревших форм военной организации и идеалов. На Западе, стремясь избавиться от крепостничества, крестьянин шел в город, где становился свободным “через год и один день”. В России же переселение на незанятые земли или бегство в казаки означало уход из мира феодализма почти в первобытную среду. При этом укреплялось стремление крестьянства вернуться к древним, родоплеменным идеалам общественной жизни, желание отеческой заботы со стороны государственной власти.[7]
Участие в крестьянской войне под руководством С. Разина дорого стоило казакам. Разгром войск Разина под Симбирском, обнищание казаков, не получавших царского жалования, привели в конце концов к тому, что они должны были в 1671 г. присягнуть на верность царю, превратившись из его добровольных союзников в часть царского войска, обязанную выступить по приказу правительства. Так началась утрата казацких вольностей. С этого времени все более редкими становились самовольные походы казаков, все большее значение имело в их жизни хозяйство как основной источник дохода.
В 1707 г.
Петр I направил на Дон войска для
возвращения оттуда беглых крепостных.
Принцип “с Дона выдачи нет” был
нарушен. С 1738 г. атаманы войска Донского
стали назначаться
Особый гнев на Урале вызвала отмена выборов войскового атамана и его назначение из столицы. Екатерина II лишила “круг” многих прав, передав их оренбургскому губернатору.
Войсковой
атаман, почувствовав свою
В 1837 г.
Николай I, стремясь выделить казачество
среди остального населения, назначил
войсковым атаманом войска Донского
наследника престола. Это стало постоянной
традицией. Повседневными делами войска
руководил наказной атаман. Все казаки
получали наделы по 30 десятин земли.
В результате казачество, являвшееся
ранее угрозой царской власти,
стало ее опорой в борьбе с революционным
движением.
3 Казачьи войска
императорской России.
В начале XX века в состав русской гвардии входили три казачьих полка: Казачий Его Величества полк, Атаманский Его Императорского Высочества Наследника Цесаревича полк и Сводно-Казачий Его Величества полк. Кроме того, из казаков формировался Собственный Его Императорского Величества Конвой. В мирное время на постоянной службе находилось 17 полков и 6 отдельных сотен Донского казачьего войска, 11 полков и 1 дивизион Кубанского войска, 4 полка и 4 местные команды Терского войска, 6 полков и 1 дивизион и 2 сотни Оренбургского войска, 3 полка и 2 команды Уральского войска, 3 полка Сибирского войска, 1 полк Семиреченского войска, 4 полка Забайкальского войска, 1 полк Амурского войска, 1 дивизион Уссурийского войска, 2 сотни Иркутских и Красноярских казаков.
Казачьи полки входили в состав кавалерийских дивизий вместе с регулярными армейскими полками, а также формировали шесть дивизий по четыре полка полностью казачьих.
Сиби́рские казаки́ или Сиби́рское Каза́чье Во́йско — иррегулярное войско в XVII—XX веке в Российской империи, на территории Сибири и Северного Казахстана.Войско состояло из трех военных отделов: 1-й — с центром в Кокчетаве, 2-й — в Омске, 3-й — в Усть-Каменогорске. Отделы делились на станицы (к 1914 г. всего 48 станиц).
Население войска к 1 января 1914 года насчитывало 298 284 чел., в том числе 167 985 душ войскового сословия, остальные были разночинцами («иногородние»). Казаки делились так: 1 349 чел. — генералы, офицеры и чиновники с семьями, нижних чинов с семьями — 166 636 чел.
Этнический состав: 94,3 % — казаки, 4,89 % — мордва, 0,81 % — татары. Последние — мусульмане. Раскольников и сектантов среди сибирцев был 1 %, остальные 98,19 % — православные.
Проживали казаки в 48 станичных поселениях (центрах станиц), 123 поселках и 16 выселках. В 1917 году большинство казачьих поселков выделилось в самостоятельные станицы, число которых к 9 августа 1917 года достигло 133.
Сибирское
казачье войско — это особое,
исторически сложившееся
Забайка́льские казаки́ (гураны), или Забайка́льское каза́чье во́йско — этническая группа русских в Забайкалье. Старшинство с 20 августа 1655 г. Войсковой штаб Чита.
Забайкальское казачье войско было образовано 17 марта 1851 приказом императора Николая I, по предложению генерал-губернатора Н.Н.Муравьева-Амурского, на территории Забайкалья из части сибирских казаков, бурят, эвенкийских военных формирований и крестьянского населения некоторых районов в составе 3 конных полков и 3 пеших бригад (1-й, 2-й, 3-й русские полки, 4-й тунгусский(эвенкийский) полк и 5-й и 6-й бурятские полки). Осуществляло охрану границы с Китаем и внутреннюю службу. В 1858 из состава Забайкальского казачьего войска было выделено Амурское казачье войско.
Во главе войска стоял наказный атаман, был военный губернатор (генерал-губернатор) Забайкальской области (с центром в Чите). С 14 декабря 1855 по 1871-й год наказным атаманом Забайкальского казачьего войска был Корсаков, Михаил Семёнович. 23 октября 1871 наказным атаманом стал Павел Иванович Запольский.
В начале XX века забайкальские казаки выставляли в мирное время 1 гвардейскую полусотню, 4 конных полка и 2 батареи; в Первую мировую войну выставили 1 гвардейскую полусотню, 9 конных полков, 4 батареи и 3 запасные сотни. В 1916 году казачье население Забайкальского казачьего войска составляло 265 тысяч человек, на военной службе находилось 14,5 тысяч. Участвовало в подавлении Ихэтуаньского восстания 1899—1901, в Русско-японской 1904—05 и Первой мировой войнах.
Информация о работе Возникновение казачества. Запорожская Сечь. Вольный Дон