Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 21:50, доклад
Вопрос о политическом развитии новгородской республики многообразен и сложен, с одной стороны это связано с многоаспектностью проблематики, связанной с осмыслением места и роли политико-правовой системы Новгорода IХ-XV вв. в последующем развитии нашей Родины, ее политических и правовых институтов, а с другой – отсутствием единства во мнениях по поводу основных этапов формирования и развития государственности в Новгородской республике.
Объектом исследования являются политическое устройство Новгородской республики.
Предметом исследования являются проблемы формирования, развития государства и права Новгородской республики.
Введение
Общие сведения
УПРАВЛЕНИЕ НОВГОРОДА ВЕЛИКОГО.
НОВГОРОД – ДЕРЖАВНАЯ СОЮЗНАЯ ОБЩИНА.
ВЕЧЕ И ЕГО ОТНОШЕНИЕ К КНЯЗЮ.
"Русская история. Полный курс лекций"
АНАРХИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР ВЕЧЕ.
ПОСАДНИК И ТЫСЯЦКИЙ.
"Русская история. Полный курс лекций"
СОВЕТ ГОСПОД.
Заключение
Список литературы:
Вопрос о политическом развитии новгородской республики многообразен и сложен, с одной стороны это связано с многоаспектностью проблематики, связанной с осмыслением места и роли политико-правовой системы Новгорода IХ-XV вв. в последующем развитии нашей Родины, ее политических и правовых институтов, а с другой – отсутствием единства во мнениях по поводу основных этапов формирования и развития государственности в Новгородской республике. В настоящее время появилось много новых источников, которые ранее не привлекались к изучению, в которых отражены результаты многолетних археологических исследований Новгорода, а также новейшие открытия, что затрудняет работу над данной проблематикой. Особый путь в период государственной раздробленности прошел Великий Новгород. Если на основной территории страны в это время закладывались основы авторитарной власти, то в Новгороде возобладали тенденции к демократии, сложилась другая политико-правовая культура, сформировались иные ценностные ориентации населения, отличные от коллективистских ценностей централизующейся Московской Руси. В Новгороде зародились основы демократии.
Новгородская республика представляла из себя, чисто боярскую аристократическую республику с недостаточно разработанным законодательством, направленным на подавление беднейших и средних слоев населения, а союз с Литвой вызвал отрицательное к ней отношение со стороны большинства русских земель. Много уже написано о Новгороде и Новгородской республике, так много сделано открытий, так много великих ученых, в том числе и наших современников, трудились над воссозданием российского прошлого, однако, тема далеко не исчерпана и в ней осталось немало «белых пятен».
Новгород стал не только известнейшим городом России, по словам Ключевского: «…старший города в своей земле»[1], но и занял особую страницу в истории развития государства. Именно с ним связаны многие дискуссионные вопросы в отечественной историографии. События, происходившие в Новгороде во второй половине IX в., многим дореволюционным историкам казались поворотными в судьбах государства и политической власти в России, так например, В.О. Ключевский и Н.М. Карамзин утверждали, что с приходом варягов в Новгород связано «начало Российской истории»[1]. Важными источниками служат летописи. Для нас первостепенное значение имеет Новгородская Первая летопись[4]. Определенное значение сохраняют и поздние летописи новгородского круга, а также летописи, происходившие из других регионов Руси. Государственные акты дают нам представление о политико-правовой системе Новгородской республики. Среди них большой интерес представляют договорные грамоты Новгорода с князьями, самые ранние из которых датируются второй половиной ХIII века. В них перечисляются права и обязанности новгородского князя, приглашенного на престол и др.
Объектом исследования являются политическое устройство Новгородской республики.
Предметом исследования являются проблемы формирования, развития государства и права Новгородской республики.
Общие сведения
Новгород – один из древнейших русских городов. В начале своей истории он был крепостью на севере территории расселения восточных славян. Вопрос о происхождении города еще не вполне разрешен исторической наукой.
Новгород значит «новый город». Ученые уже давно ведут споры по отношению, к какому же старому городу он получило свое название. Слово «город» происходит от слова «городить» (отгораживать) и означало в Древней Руси укрепленное поселение, окруженное деревянными стенами. Есть предположения, что «старыми» городами по отношению к Новгороду были либо Старая Ладога, либо Старая Русса. Однако «старыми» они стали называться довольно поздно, после появления Новой Ладоги и Новой Руссы. К тому же древнейшие слои поселения в Старой Руссе относятся к 11 веку, когда Новгород был уже достаточно крупным городом.
Древнейшая русская летопись «Повесть временных лет» так рассказывает об основании Новгорода: «Словене же седоша около озера Илмера и прозвашася своим именем, и сделаша город и нарекоша Новеград». Впервые о новгородцах как о жителях уже существующего города упоминается в летописи 859 года. Это дата и считается датой основания Новгорода[1].
В последнее время немало новых данных для выяснения вопроса о происхождении и начальном этапе существования Новгорода дали археологические раскопки, проводившиеся в разных районах города, а также более 500 геологических скважин. Они показали, что мощность культурного слоя в разных местах Новгорода различна. Значит, сначала люди заселили не всю территорию города, а лишь ее часть. Сейчас твердо установлено, что существовали три ядра древнего Новгорода, три первоначальных поселка: один – на правом берегу Волхова (Славно), два других – на левом – к югу от Кремля (Людин) и к северу от него (Неревский).
В начальный период своего существования Новгород был очень небольшим по нынешним меркам и сплошь деревянным городом. Из бревен были срублены нынешние дворы горожан, укрепления, мостовые.
Подробное описание Новгорода даёт в своей работе В.О. Ключевский:
«Волхов делит Новгород на две половины, или стороны: на правую – по восточному берегу и левую – по западному; первая называлась Торговой, потому что здесь находился главный городской рынок – торг; вторая носила название Софийской с той поры, как в конце Х в., по принятии христианства Новгородом, на этой стороне построен был соборный храм св. Софии. Обе стороны соединялись большим волховским мостом, находившимся недалеко от торга и называвшимся в отличие от других великим. К торгу примыкала площадь, называвшаяся Ярославовым или Княжим двором, потому что здесь некогда находилось подворье Ярослава, когда он княжил в Новгороде при жизни отца. На этой площади возвышалась степень – помост, с которого новгородские сановники обращались с речами к собиравшемуся на вече народу. Близ степени находилась вечевая башня, на которой висел вечевой колокол, а внизу ее помещалась вечевая канцелярия. Торговая сторона состояла из двух концов – Плотницкого севернее и Славенского южнее[1]».
Древние летописи донесли до нас очень мало сведений об истории Новгорода 9-11 веков. В 862 году в Новгород на княжение был призван Рюрик, вместе с ним были приглашены Синеус и Трувор, правившие в Белоозере и Изборске. По смерти последних двух, их вотчины перешли к Рюрику, и таким образом, возникло первое Русское государство со столицей в Новгороде. После Рюрика княжить стал Олег. В 882 году он совершил из Новгорода поход на Киев и, захватив город, перенес туда столицу, а Новгороду назначил дань в 300 гривен и посадника; Новгород был приравнен в правах к прочим городам Руси[1].
В российских летописных источниках Новгород начинает выделяться со времен правления Ярослава Мудрого. Под 1014 годом в летописи сообщается об отказе новгородского князя Ярослава платить дань своему отцу Владимиру Святославичу. Тем самым, был сделан первый шаг к освобождению Новгорода от киевского давления. Понимая, что великий князь постарается не допустить отделения Новгорода от Киевской державы и военными средствами принудить Новгород к повиновению, Ярослав нанимает в Скандинавии варяжскую дружину. Прибывшие в город варяги, бесчинствами и насилием возбудили против себя гнев горожан. И летом 1015 года новгородцы собрались и перебили значительную часть наемников. В отместку, Ярослав, рассчитывавший в случае войны с Киевом опереться на поддержку варягов, приказал убить многих знатных горожан.
Ярослав попал в очень трудное положение. Он хотел бы занять киевский престол, но своя дружина у него была небольшая. Многих варягов новгородцы перебили, а с самими новгородцами князь поссорился. Ярослав был вынужден публично просить прощения у новгородцев и уговаривать их помочь ему. Рассчитывая на то, что Ярослав, став великим князем, согласится удовлетворить их пожелания, новгородцы выступили на его стороне. После нескольких лет борьбы Ярослав стал, наконец, великим князем. В благодарность за помощь он щедро одарил новгородец и отпустил их домой[2]. Кроме того, Ярослав дал им особые грамоты – «правду» и «устав», - согласно которым Новгород теперь и должен был жить. Однако полной независимости от Киева Новгород так и не получил.
По мнению В.О. Ключевского: «До второй четверти XII в., в быте Новгородской земли незаметно никаких политических особенностей, которые выделяли бы ее из других областей Русской земли… Но со смерти Владимира Мономаха новгородцы все успешнее приобретают преимущества, ставшие основанием новгородской вольности»[1]. Однако, уже в течение 11 века, принимая от киевских князей наместников-сыновей, местная аристократия, тем не менее, стремилась «выкормить» своего князя, который бы, прежде всего, отстаивал интересы «господина Великого Новгорода». Так по мнению многих исследователей[2] своим «вскормленником» новгородцы считали сына Мономаха Мстислава Владимировича. В 1102 году они не пожелали принять к себе сына великого князя Святополка, рассчитывая, что правивший тогда в Новгороде сын Владимира Мономаха Мстислав станет основателем местной княжеской династии. В 1118 году новгородцы воспротивились присылке сюда вместо Мстислава, которого Мономах перевел на юг, его сына и своего внука Всеволода Мстиславича. Всеволод не был с малолетства «выкормлен» в Новгороде, поэтому город выступил против него. Лишь вызов в Киев новгородских бояр и их арест сорвал намерение новгородской аристократии обособиться и на этот раз от власти Киева, утвердить на новгородском столе своего ставленника. Горожане приняли Всеволода, взяв с него обязательство, что он «хочет у них умереть», то есть княжить в Новгороде до смерти.
Но затем на киевский престол, встал другой сын Мономаха Ярополк, а в Новгороде продолжал княжить Всеволод Мстиславич. Когда же он выехал из Новгорода и попытался неудачно добыть себе более почетный в княжеской семье престол Переславля, новгородцы не пустили его обратно и выгнали из города. Но Новгород нуждался в княжеской руке. Считая, видимо, что Всеволод Мстиславич получил хороший урок, бояре вернули его назад, но Всеволод, выросший в традициях сильной киевской власти и, чувствуя себя представителем Киева, вновь попытался, опираясь на Новгород, проводить собственную династическую политику, ввязавшись в межкняжескую борьбу за власть, за "столы". Он втянул Новгород в противоборство с Суздалем, которое закончилось поражением новгородской рати. Это переполнило чашу терпения новгородцев. Против князя выступили и "черные люди». Не поддержали его ни церковь, ни купечество, которое он ущемлял в правах. 28 мая 1136 года Всеволод с семьей по приговору веча, в котором приняли участие представители от Пскова и Ладоги, был заключен под стражу в архиепископском дворце, где он находился под охраной 30 вооруженных воинов два месяца. Затем Всеволода выслали из города, обвинив его в том, что он "не блюдет смерд", т.е. не выражал интересов простых людей, плохо руководил войском во время противоборства с суздальцами, втянул Новгород в межкняжескую борьбу на юге.
Так 1136 год стал поворотной датой в истории Новгородского княжества. В Новгород в качестве наемного военачальника был приглашен Святослав Ольгович из Чернигова, отец Игоря Северского, героя «Слова о полку Игореве», и стал выполнять на этой должности функции изгнанного князя. Новгород вышел на дорогу полной независимости от других русских княжеств, стал своеобразной республикой, с особыми административным устройством и устройством аппарата управления, где голос народа не раз еще сыграет решающую роль[1].
Так в Новгородской земле возникла особая форма правления - республика. Сложившиеся там выборные органы власти и управления просуществовали до XV столетия. По мнению Н. И. Костомарова, удельно-вечевой принцип политического устройства являлся альтернативным путем развития для всех русских земель, в силу различных причин устремившихся к единодержавному принципу государственности. Удельно-вечевое начало федерации не устояло и возникло огромное государство.
УПРАВЛЕНИЕ НОВГОРОДА ВЕЛИКОГО.
Переходим к устройству новгородского управления и суда. Они строились в связи с определением отношений вольного города к князю. Эти отношения, определялись договорами; но договорами определялись еще в XII в. и отношения других старших городов на Руси к князьям. Следовательно, Новгород в удельные века развивал лишь порядок политических отношений, какой завязался всюду на Руси гораздо раньше; но этот порядок прежде времени погиб в остальных областях, а в Новгороде имел время развиться в сложную систему правительственных учреждений. В этом и сходство его с волостными городами Киевской Руси, и вместе отличие от них. Рассмотрим основания этой системы.
НОВГОРОД – ДЕРЖАВНАЯ СОЮЗНАЯ ОБЩИНА.
У Новгорода не было своих постоянных князей. По идее общее достояние княжеского рода, владеемое по очереди старшими его представителями, великими князьями, он стал ничьим на деле. Выбирая князей по произволу на условиях найма и корма, он был всем чужой, и все князья были ему чужие. По мере того как устанавливались у него договорные отношения к князьям, новгородский князь постепенно выступал из состава местного общества, теряя органические связи с ним. Он со своей дружиной входил в это общество лишь механически, как сторонняя временная сила. Он и жил вне города, на Городище, как называлось его подворье. Благодаря тому политический центр тяжести в Новгороде должен был с княжеского двора переместиться в среду местного общества, на вечевую площадь. Вот почему, несмотря на присутствие князя, Новгород в удельные века был собственно державной общиной. Далее, в Новгороде мы встречаем то же военное устройство, какое еще до князей сложилось в других старших городах Руси. Новгород составлял тысячу – вооруженный полк под командой тысяцкого. Эта тысяча делилась на сотни – военные части города. Каждая сотня со своим выборным сотским представляла особое общество, пользовавшееся известной долей самоуправления, имевшее свой сход, свое вече. В военное время это был рекрутский округ, в мирное – округ полицейский. Но сотня не была самой мелкой административной частью города: она подразделялась на улицы, из которых каждая со своим выборным улицким старостой составляла также особый местный мир, пользовавшийся самоуправлением. С другой стороны, сотни складывались в более крупные союзы – концы. Каждый городской конец состоял из двух сотен. Во главе конца стоял выборный кончанский староста, который вел текущие дела конца. Но он правил концом не один, а при содействии коллегии знатных обывателей конца, которая составляла кончанскую управу. Эта управа была исполнительным учреждением, действовавшим под надзором кончанского веча, имевшего распорядительную власть. Союз концов и составлял общину Великого Новгорода. Таким образом, Новгород представлял многостепенное соединение мелких и крупных местных миров, из которых большие составлялись сложением меньших."Русская история. Полный курс лекций"
ВЕЧЕ И ЕГО ОТНОШЕНИЕ К КНЯЗЮ.
Совокупная воля всех этих союзных миров выражалась в общем вече города. По происхождению своему новгородское вече было городским собранием, совершенно однородным со сходами других старших городов Руси. Можно было бы предполагать, что больший политический простор позволял новгородскому вечу сложиться в более выработанные формы. Однако в рассказах древней новгородской летописи вече благодаря этому простору является только более шумным и произвольным, чем где-либо. В устройстве его до конца вольности города оставались важные пробелы. Вече созывали иногда князь, чаще который-нибудь из главных городских сановников, посадник или тысяцкий. Впрочем, иногда, особенно во время борьбы партий, вече созывали и частные лица. Оно не было постоянно действующим учреждением, созывалось, только когда являлась в нем надобность. Никогда не было установлено постоянного срока для его созыва. Вече собиралось по звону вечевого колокола. Звук этого колокола новгородское ухо хорошо отличало от звона церковных колоколов. Вече собиралось обыкновенно на площади, называвшейся Ярославовым двором. Обычным вечевым местом для выбора новгородского владыки была площадь у Софийского собора, на престоле которого клали избирательные жеребьи. Вече не было по составу своему представительным учреждением, не состояло из депутатов: на вечевую площадь бежал всякий, кто считал себя полноправным гражданином. Вече обыкновенно состояло из граждан одного старшего города; но иногда на нем являлись и жители младших городов земли, впрочем только двух, Ладоги и Пскова. Это были или пригородские депутаты, которых посылали в Новгород, когда на вече возникал вопрос, касавшийся того или другого пригорода, или случайные посетители Новгорода из пригорожан, приглашенные на вече. В 1384 г. пригорожане Орехова и Корелы прибыли в Новгород жаловаться на посаженного у них новгородцами кормленщика – литовского князя Патрикия. Собрались два веча, одно за князя, другое за пригорожан. Это было, очевидно, обращение обижаемых провинциалов за управой к державной столице, а не участие их в законодательной или судебной власти веча. Вопросы, подлежавшие обсуждению веча, предлагались ему со степени князем или высшими сановниками, степенным посадником либо тысяцким. Вече ведало всю область законодательства, все вопросы внешней политики и внутреннего устройства, а также суд по политическим и другим важнейшим преступлениям, соединенным с наиболее тяжкими наказаниями, лишением жизни или конфискацией имущества и изгнанием (поток и разграбление Русской Правды). Вече постановляло новые законы, приглашало князя или изгоняло его, выбирало и судило главных городских сановников, разбирало их споры с князем, решало вопрос о войне и мире и т. п. В законодательной деятельности веча принимал участие и князь; но здесь в компетенции обеих властей трудно провести раздельную черту между правомерными и фактическими отношениями. По договорам князь не мог замышлять войны «без новгородского слова»; но не встречаем условия, чтобы Новгород не замышлял войны без княжеского согласия, хотя внешняя оборона страны была главным делом новгородского князя. По договорам князь не мог без посадника раздавать доходных должностей, волостей и кормлений, а на деле бывало, что вече давало кормления без участия князя. Точно так же князь не мог отнимать должностей «без вины», а вину должностного лица он обязан был объявить на вече, которое тогда производило дисциплинарный суд над обвиняемым. Но иногда роли обвинителя и судьи менялись: вече привлекало на суд пред князем неудобного областного кормленщика. По договорам князь не мог без посадника давать грамот, утверждавших права должностных или частных лиц; но нередко такие грамоты исходили от веча помимо князя и даже без его имени, и только решительным поражением новгородской рати Василий Темный заставил новгородцев в 1456 г. отказаться от «вечных грамот».